Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения нефтяного битума путем окисления.
Известен способ непрерывного получения битумов путем непрерывного окисления различных нефтяных остатков или их смесей кислородом воздуха при повышенной (200-300°С) температуре. [Р.Б. Гун «Нефтяные битумы», Москва, Химия, 1973; И.Б. Грудников «Производство нефтяных битумов», М.: Химия, 1983].
Недостатком известных способов является прямая зависимость качества получаемого дорожного битума от качества исходного сырья, в частности от его вязкости. Так, если вязкость исходного сырья превышает значения, регламентируемые нормативно-технической документацией, то по технологии прямого окисления такого высоковязкого сырья получить качественные дорожные битумы не представляется возможным.
Наиболее близким по существенным признакам к предлагаемому является способ получения битума, включающий вакуумную перегонку мазута с получением утяжеленного гудрона, 70% которого затем смешивают с органическими добавками - концентратом полиароматических углеводородов и получают смесь с условной вязкостью при 80°С (ВУ80) 40-120 с, которую подвергают окислению при 0,005-0,3 МПа с получением целевого продукта - дорожного битума марки БДУ 50/70. Далее в полученный целевой продукт вводят утяжеленный гудрон в количестве до 30 мас.% и получают дорожные битумы марок БДУ 70/100 и БДУ 100/130 (Патент РФ №2153520, МПК 7 С 10 C 3/04, от 27.07.2000 г.).
Известный способ имеет следующие недостатки:
- способ заявляет дополнительную стадию - стадию компаундирования исходного утяжеленного гудрона концентратами полиароматических соединений. Во-первых, это усложняет процесс, а во-вторых, данная стадия осуществима только на предприятиях масляного профиля. На всех других предприятиях нефтепереработки и на локальных битумных установках реализация данной технологической стадии неосуществима;
- применение вышеуказанной добавки - концентрата, являющегося маловязким растворяющим компонентом, в процессе компаундирования приводит к высокому содержанию глубокоокисленного битума в составе компаунда, что обуславливает недостаточную термостабильность полученного готового продукта.
Таким образом, возникла проблема повышения качества битума, в частности повышения его термостабильности, упрощения процесса, а также расширения области его применения.
Технический результат - получение битумов различных марок из гудрона практически любой вязкости, в том числе, превышающей значения, установленные соответствующей нормативно-технической документацией.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе получения битума путем окисления тяжелого нефтяного остатка с получением целевого продукта и последующим его компаундированием с исходным сырьем с получением дорожного битума, согласно изобретению в качестве тяжелого нефтяного остатка, подвергаемого окислению, используют исходное сырье - утяжеленный гудрон с ВУ80 от 60 до 200 с без предварительного его разбавления, а в качестве целевого продукта выводят строительный битум с температурой размягчения не менее 90°С.
Целесообразно компаундирование целевого продукта с утяжеленным гудроном проводить при соотношении указанных компонентов (мас.%) 20-50:80-50 соответственно.
При компаундировании целевого продукта с утяжеленным гудроном для повышения пластичности и морозостойкости конечного продукта желательно добавить нефтяную фракцию, выкипающую в пределах 450-480°С в количестве 5-15 мас.% на смесь.
Таким образом, отличием заявляемого способа по сравнению с прототипом является использование сырья для окисления - утяжеленного гудрона с условной вязкостью от 60 до 200 с, поэтому можно сделать вывод о соответствии предлагаемого изобретения критерию «новизна».
Указанное отличие позволяет отказаться от стадии предварительной подготовки сырья с использованием дополнительных специфических сырьевых компонентов и упростить технологический процесс, то есть окислению подвергают лишь один вид сырья - утяжеленный гудрон, который окисляется быстрее маловязкой смесевой композиции, с получением лишь одного окисленного компонента.
При этом из двух упомянутых компонентов - исходного сырья и окисленного компонента - компаундированием их можно одновременно в различных накопительных аппаратах получать широкий ассортимент дорожных битумов, характеризующихся качественными показателями, превышающими требования действующего стандарта - ГОСТ 22245-90.
Повышение качественных характеристик получаемых по данному способу дорожных битумов обусловлено невысоким содержанием в составе компаундированного битума окисленного компонента - менее 50%. Причем, чем выше вязкость исходного сырья, тем меньше доля окисленного компонента в составе битума и тем выше качественные характеристики получаемого битума, особенно его термоокислительная стабильность.
Поиск по отличительным признакам показал, что известен способ получения битума путем окисления гудрона без разбавления с последующим компаундированием части полученного продукта с исходным сырьем и вакуумной перегонки полученного компаунда (а.с. 446531, МПК С 10 С 3/04, оп. 15.10.74).
Однако для получения битума необходимого качества с растяжимостью (дуктильностью) свыше 100 см в известном способе компаунд подвергают вакуумной перегонке, т.е. в способ введена дополнительная стадия, в технологическом отношении более сложная, чем стадия окисления. В предлагаемом способе тот же результат получается без какого-либо дополнительного приема за счет нового качества исходного сырья - утяжеленного гудрона с ВУ80 60-200 c.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет достигнуть новый технический результат - упрощение технологии (а следовательно, и удешевление) процесса, поэтому можно сделать вывод о соответствии критерию «изобретательский уровень».
Сущность предлагаемого способа иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1. Утяжеленный гудрон западносибирской нефти с ВУ80 70 с. окисляют в колонне при температуре 240°С до строительного битума с температурой размягчения 98°С и пенетрацией при 25°С 12 дмм. Часть этого битума при необходимости выводится из низа колонны как строительный битум, а оставшаяся компаундируется в смесителе с исходным сырьем, имеющим температуру 160-180°С, в соотношении 45:55 мас.% соответственно. В результате компаундирования получают дорожный битум марки БНД 90/130 (ГОСТ 22245-90) со следующими качественными характеристиками:
- температура размягчения 46°С;
- пенетрация при 25°С от 110 дмм;
- пенетрация при 0°С 30 дмм;
- растяжимость при 25°С выше 100 см.
Пример 2. Утяжеленный гудрон западносибирской нефти с ВУ80 125 с окисляют в колонне при температуре 240°С до строительного битума с температурой размягчения 96°С и пенетрацией при 25°С 15 дмм. Компаундированием такого битума (как в примере 1) с исходным сырьем в соотношении 40:60 мас.% соответственно получают дорожный битум БНД 90/130 (ГОСТ 22245-90) со следующими характеристиками:
- температура размягчения 46°С;
- пенетрация при 25°С 115 дмм;
- пенетрация при 0°С 32 дмм;
- растяжимость при 25°С выше 100 см.
Пример 3. Гудрон западносибирской нефти с ВУ80 190-200 с при температуре 240°С окисляют до строительного битума с температурой размягчения 94°С и пенетрацией при 25°С 14 дмм. Смешением строительного битума с исходным сырьем в соотношении 20:80 мас.% соответственно получают дорожный битум марки БНД 90/130 (ГОСТ 22245-90) следующего качества:
- температура размягчения 46°С;
- пенетрация при 25°С 120 дмм;
- пенетрация при 0°С 36 дмм;
- растяжимость при 25°С выше 100 см.
Пример 4. Гудрон товарной смеси западносибирской и высокосернистой арланской нефти с ВУ80 90-100 с окисляют при температуре 240°С до строительного битума с температурой размягчения 98°С и пенетрацией при 25°С 10 дмм. Смешением строительного битума с исходным сырьем в соотношении 40:60 мас.% соответственно получают дорожный битум БНД 90/130 следующего качества:
- температура размягчения 46°С;
- пенетрация при 25°С 112 дмм;
- пенетрация при 0°С 32 дмм;
- растяжимость при 25°С выше 100 см.
Пример 5. Гудрон смеси западносибирской и высокосернистой арланской нефти с ВУ80 185 с окисляют при температуре 240°С до строительного битума с температурой размягчения 95°С и пенетрацией при 25°С 12 дмм. Смешением строительного битума с исходным сырьем в соотношении 25:75 мас.% соответственно получают дорожный битум марки БНД 60/90 (ГОСТ 22245-90) следующего качества:
- температура размягчения 48°С;
- пенетрация при 25°С 88 дмм;
- пенетрация при 0°С 29 дмм;
- растяжимость при 25°С выше 100 см.
Пример 6. В строительный битум по примеру 5 на стадии компаундирования наряду с исходным гудроном добавлена затемненная фракция (450-480°С). При этом состав битума следующий: строительный битум - 25%, исходное сырье 65%, затемненная фракция 10%.
Получили компаундированный дорожный битум марки БНД 90/130 (ГОСТ 22245-90) следующего качества:
- температура размягчения 46°С;
- пенетрация при 25°С 120 дмм;
- пенетрация при 0°С 36 дмм;
- растяжимость при 25°С выше 100 см.
Битум характеризуется более высокой пластичностью, особенно при пониженной температуре, морозостойкость его увеличилась на 4-6°С.
Приведенные примеры показывают, что независимо от качества исходного сырья все полученные строительные битумы соответствуют требованиям ГОСТ 6617-76, дорожные битумы требованиям ГОСТ 22245-90.
В приведенной ниже таблице приведены показатели битумов, характеризующие их термоокислительную стабильность и определенные экспериментально после старения битумов в тонкой пленке при 163°С в течение 5 ч. При этом для прототипа взяты соотношения целевого продукта и утяжеленного гудрона 75:25%, а для предлагаемого способа 25:75% соответственно.
Из таблицы следует, что битум, полученный по заявленному способу, характеризуется в отличие от известного способа более высокими эксплуатационными характеристиками, определенными после старения в тонкой пленке.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет упростить технологический процесс с одновременным получением высококачественных дорожных битумов из нестандартного сырья, а также расширить область его применения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2008 |
|
RU2349626C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2020 |
|
RU2752591C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2009 |
|
RU2405807C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2017 |
|
RU2688633C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2015 |
|
RU2618266C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА | 2007 |
|
RU2359989C1 |
Способ получения компаундированного дорожного битума | 2019 |
|
RU2729248C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМОВ НЕФТЯНЫХ ДОРОЖНЫХ АСФАЛЬТИТСОДЕРЖАЩИХ | 2014 |
|
RU2552469C1 |
БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2016 |
|
RU2614026C1 |
Способ получения дорожного битума | 2017 |
|
RU2697457C2 |
Изобретение относится к области нефтепереработки, в частности к способу получения битума путем окисления. Сущность: проводят окисление утяжеленного гудрона с условной вязкостью при 80°С от 60 до 200 с с получением строительных битумов с температурой размягчения не ниже 90°С и последующее компаундирование полученного окисленного продукта с исходным сырьем - утяжеленным гудроном - с получением дорожных битумов. Способ позволяет упростить процесс получения битумов и расширить область его применения. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2000 |
|
RU2153520C1 |
Способ получения битума | 1972 |
|
SU446531A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1998 |
|
RU2130044C1 |
ГОРЕЛКА | 1999 |
|
RU2187752C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ | 2005 |
|
RU2286185C2 |
Авторы
Даты
2005-08-20—Публикация
2004-04-29—Подача