СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2000 года по МПК F16C33/04 F16C33/24 

Описание патента на изобретение RU2154755C2

Изобретение относится к машиностроению.

Известен способ изготовления биметаллических вкладышей подшипников скольжения, включающий в себя процесс непрерывного нанесения антифрикционного сплава (например, свинцовой бронзы или алюминиево-оловянного сплава) на стальную ленту, разрезку полученной биметаллической полосы на плоские заготовки - "карточки", штамповку из них заготовок вкладышей и дальнейшую чистовую механическую обработку до получения готового вкладыша [1].

Недостатками данного способа являются невозможность изготовления толстостенных вкладышей ввиду отсутствия возможности изготовления толстой стальной холоднокатаной ленты и непрерывного нанесения антифрикционного сплава, а также необходимость изготовления большого количества типоразмеров ленты по толщине (для каждого типа вкладышей соответствующий типоразмер ленты). Это не позволяет использовать данный сравнительно дешевый и производительный способ в мелкосерийном и штучном производстве, например при изготовлении вкладышей мощных среднеоборотных и малооборотных дизельных двигателей.

Известен также другой способ изготовления вкладышей подшипников скольжения, включающий индивидуальную заливку антифрикционного материала в предварительно обработанную трубу, разрезку полученной биметаллической трубчатой заготовки на вкладыши и дальнейшую чистовую обработку [1].

Недостатками данного способа являются низкие производительность и коэффициент использования материалов, а также необходимость использования своего размера стальной трубы для каждого типоразмера вкладыша.

Известен также способ изготовления вкладышей, включающий в себя процесс нанесения пластины антифрикционного сплава на стальное основание методом сварки взрывом, штамповку из биметаллической полосы заготовок вкладышей и дальнейшую чистовую механическую обработку вкладыша [2].

Недостатком этого способа является невозможность изготовления подшипников с антифрикционным слоем из свинцовой бронзы, так как этот материал не является деформируемым и не может быть получен в виде тонкого листа с заданной структурой распределения свинца в бронзе и без металлургических дефектов, не допустимых в нагруженных подшипниках скольжения.

Кроме того, общим недостатком вышеперечисленных способов является необходимость (по условиям технологии производства) использования в качестве стальной основы биметаллической заготовки малоуглеродистых сталей, обладающих невысокой прочностью, что зачастую приводит к нарушениям геометрических параметров вкладышей в процессе эксплуатации, а следовательно, к снижению надежности работы подшипников.

Целью настоящего изобретения является экономия цветных и черных металлов, расширение номенклатуры вкладышей, производимых наиболее экономичным способом за счет увеличения толщины имеющейся в производстве биметаллической полосы до размеров, необходимых для производства других типоразмеров вкладышей.

Для достижения этой цели в известном способе изготовления вкладышей подшипников скольжения, включающем процесс непрерывного нанесения антифрикционного сплава на стальную ленту, разрезку полученной биметаллической полосы на плоские заготовки - "карточки", штамповку из них заготовок вкладышей и дальнейшую чистовую механическую обработку, биметаллическую полосу разрезания на плоские заготовки с размерами, кратными развернутой длине и ширине вкладышей с учетом припусков на механическую обработку, наносят биметаллическую заготовку методом сварки взрывом на стальную пластину, после чего производят штамповку и чистовую механическую обработку вкладышей.

На фиг. 1-3 изображен заявляемый способ изготовления вкладышей подшипников скольжения.

На фиг. 1 показана плоская биметаллическая заготовка 1, включающая слой антифрикционного сплава 2 и стальную ленту 3. Размеры L и B данной заготовки кратны развернутой длине и ширине вкладышей с учетом припусков на механическую обработку, а толщина T недостаточна для изготовления относительно толстых вкладышей.

На фиг. 2 показана плоская биметаллическая заготовка 1 и расположенная под ней стальная пластина 4.

На фиг. 3 показана новая, полученная методом сварки взрывом биметаллическая заготовка 5, толщина T которой позволяет обеспечить изготовление других типоразмеров.

Способ осуществляется следующим образом.

Из имеющейся в серийном производстве биметаллической полосы, полученной способом непрерывного нанесения антифрикционного сплава на стальную ленту, вырезают плоские биметаллические заготовки 1 с размерами L и B, кратными соответственно развернутой длине и ширине вкладышей с учетом припусков на механическую обработку. Затем вышеуказанную заготовку 1 наносят методом сварки взрывом на стальную пластину 4 толщиной, позволяющей обеспечить суммарно с исходной биметаллической заготовкой изготовление более толстых вкладышей. В результате получают новую утолщенную плоскую заготовку 5, после чего производят ее штамповку и чистовую механическую обработку вкладышей. При необходимости повышения надежности работы вкладышей стальную пластину 4 изготавливают из более прочного, чем углеродистая сталь, материала, например из легированной стали.

Вышеописанный способ имеет ряд принципиальных достоинств, а именно:
позволяет использовать наиболее экономичный способ получения заготовок вкладышей, реализованный в массовом производстве (способ непрерывной заливки антифрикционного сплава на стальную ленту) для изготовления мелких серий и даже индивидуальных вкладышей подшипников;
позволяет уменьшить номенклатуру выпускаемой биметаллической заготовки;
повышает качество выпускаемых подшипников за счет использования качественной биметаллической полосы, производимой на современном оборудовании;
позволяет повысить надежность подшипников за счет возможности использования для стальной основы более прочных конструкционных легированных сталей вместо используемых в существующих технологиях низкоуглеродистых и т.д.

В настоящее время данный способ опробован при производстве вкладышей подшипников коленчатого вала дизелей типа ЧН 26/26 и ведется подготовка производства для его внедрения в производство.

Источники информации
1. Подшипники коленчатых валов форсированных дизелей в СССР и за рубежом. Обзор/Бордуков В. Т., Богданов Б.И., Витвинский В.Е., Меш. М.Э. - М.: ЦНИИТЭИтяжмаш, 1987. - С.13 (Двигатели внутреннего сгорания. Сер.4, вып.6).

2. Ионная технология изготовления подшипников скольжения. А.П.Семенов. -М.: Машиностроитель, 1997, N 9. -C.16.

Похожие патенты RU2154755C2

название год авторы номер документа
Способ изготовления полуцилиндрических деталей 1990
  • Тернюк Николай Эммануилович
  • Лобанов Виктор Константинович
  • Цопа Иван Федорович
  • Гулюк Александр Александрович
SU1726094A1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫША ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2006
  • Романов Сергей Михайлович
  • Романов Дмитрий Сергеевич
RU2347963C2
Трехслойный композиционный вкладыш подшипника скольжения и способ его изготовления 1986
  • Бегиджанова Анжелика Петровна
  • Зильберг Юрий Яковлевич
  • Ротенберг Владимир Адольфович
  • Гуляев Анатолий Сергеевич
  • Коваль Иван Андреевич
  • Рубинштейн Семен Яковлевич
  • Гвоздев Михаил Егорович
  • Кокуш Иосиф Борисович
  • Гридасов Владимир Алексеевич
  • Анисимов Вячеслав Сергеевич
SU1536095A1
Способ изготовления биметаллического подшипника скольжения 1991
  • Тракшинский Роман Борисович
  • Тракшинский Борис Романович
  • Соловьев Владимир Андреевич
  • Тракшинский Яков Романович
SU1822373A3
Штамп для горячей штамповки поковок и способ его изготовления 1987
  • Арефьев Виктор Дмитриевич
  • Пакало Александр Васильевич
  • Скащенков Александр Викторович
  • Горохов Евгений Дмитриевич
  • Шестаков Сергей Александрович
SU1480950A1
Заготовка для изготовления биметаллических полых изделий 1978
  • Жвик Игорь Маркович
  • Плющев Юрий Иванович
  • Шаров Александр Сергеевич
SU747680A1
Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2803208C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СОЕДИНЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО СПЛАВА СО СТАЛЬЮ СВАРКОЙ ВЗРЫВОМ 2017
  • Михайлов Анатолий Леонидович
  • Самароков Юрий Михайлович
RU2692009C1
СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СФЕРИЧЕСКОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2006
  • Романов Сергей Михайлович
  • Романов Дмитрий Сергеевич
RU2347959C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ДЕТАЛЕЙ 2004
  • Шнейдерман Александр Шлемович
  • Шнейдерман Илья Александрович
RU2272696C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 154 755 C2

Реферат патента 2000 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение может быть использовано в машиностроении, в частности в двигателестроении. Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения включает процесс непрерывного нанесения антифрикционного сплава на стальную ленту, разрезку полученной биметаллической полосы на плоские заготовки - "карточки", штамповку из них заготовок вкладышей и дальнейшую чистовую механическую обработку. Разрезанные плоские биметаллические заготовки наносят методом сварки взрывом на стальную пластину, толщина которой позволяет обеспечить суммарно с исходной биметаллической полосой изготовление более толстых вкладышей, далее производят штамповку и чистовую механическую работу вкладышей. Технический результат - снижение трудоемкости изготовления, экономия цветных и черных металлов при производстве вкладышей подшипников скольжения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 154 755 C2

1. Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения, включающий процесс непрерывного нанесения антифрикционного сплава на стальную ленту, разрезку полученной биметаллической полосы на плоские заготовки - "карточки", штамповку из них биметаллических заготовок вкладышей и дальнейшую чистовую механическую обработку, отличающийся тем, что биметаллическую полосу разрезают на плоские заготовки с размерами, кратными развернутой длине и ширине вкладышей с учетом припусков на механическую обработку, наносят биметаллическую заготовку методом сварки взрывом на стальное основание, после чего производят штамповку и чистовую механическую обработку вкладышей. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что биметаллическую заготовку наносят на пластину из более прочного материала, чем малоуглеродистая сталь биметаллической заготовки, например на пластину из легированной стали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2154755C2

СЕМЕНОВ А.П
Ионная технология изготовления подшипников скольжения
- М.: Машиностроитель, 1997, N 9, стр.16
Способ изготовления биметаллических и металлокерамических подшипниковых втулок 1948
  • Раковский В.С.
  • Саклинский В.В.
SU83851A1
SU 84833 A, 13.05.1964
Способ изготовления биметаллических металлкерамических подшипников скольжения 1976
  • Дегтев Григорий Федорович
  • Ковалев Родион Григорьевич
  • Нестерова Нина Николаевна
  • Ващенко Юрий Игнатьевич
  • Нестеренко Николай Александрович
  • Будник Петр Григорьевич
SU626853A1
Способ изготовления вкладыша опорного подшипника скольжения из стальной ленты с металлопластмассовым антифрикционным слоем 1989
  • Воронцов Петр Андреевич
  • Кацура Алла Александровна
  • Муратов Ханафи Ибрагимович
  • Семенов Александр Павлович
SU1739102A1
Счетчик молока 1988
  • Нечитайло Борис Федорович
  • Нечитайло Надежда Васильевна
SU1584842A1

RU 2 154 755 C2

Авторы

Ермолаев А.А.

Буянов И.М.

Даты

2000-08-20Публикация

1998-03-25Подача