СПОСОБ ВЫСОКОТОЧНОГО ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ Российский патент 2001 года по МПК F41G5/18 F41G3/22 

Описание патента на изобретение RU2165062C1

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано летчиком для высокоточного целеуказания объектов с использованием нашлемной системы целеуказания, управляющей камерами визорных системам. Кроме того, изобретение может быть использовано любым человеком, находящимся в подвижном средстве передвижения (или находящимся на земле), если имеется соответствующее оборудование.

Широко используется способ целеуказания (а следовательно, и устройство для его реализации - нашлемная система целеуказания Щ-ЗУМ-1, разработанное киевским ОКБ "Арсенал" и установленное на самолете МиГ-29), в котором летчик поворотом головы нацеливает на визуально видимый объект сфокусированное в бесконечность перекрестие на закрепленном жестко на шлеме полупрозрачном стекле перед глазом. При этом информация об угловом положении шлема, а значит и линии визирования поступает в бортовой комплекс самолета.

Однако точностные характеристики системы позиционирования шлема в кабине не позволяют обеспечить необходимую точность, быстроту и область целеуказания объектов для широкого круга решаемых задач, в том числе при полном отсутствии или ухудшенной визуальной видимости.

Наиболее близким по технической сущности является способ целеуказания (описанный в американском патенте "Aircraft sighting system", N 5,483,865 от 16 января 1996 г.), реализованный на вертолете, в котором управление камерой переднего обзора (с полем видимости порядка 40o х 30o и установленной на стабилизированной платформе в верхней части носа вертолета) осуществляется с помощью поворота шлема летчика, а изображение с нее передается через систему индикации на шлеме непосредственно в глаз. Причем на изображении выделяют окно, в котором получают изображение объекта в увеличенном масштабе с наложенным на него символом целеуказания в виде перекрестия. Способ предполагает использование как телевизионной камеры (с использованием системы улучшения видимости), так и тепловизионной камеры, что обеспечивает его работоспособность в условиях плохой видимости.

Хотя этот способ значительно лучше первого, но также имеет недостаточные точность, быстроту, надежность и размеры области целеуказания.

В обоих способах существенно затруднен поиск объектов, расположенных под ЛА, над головой летчика и в задней полусфере.

Точность и быстрота целеуказания определяются способностью человека отслеживать движением головы движущиеся объекты, что затруднительно в следующих случаях, если:
угловые скорости линии визирования на объект либо очень малы, либо чрезмерно велики, что всегда происходит на больших и малых дальностях до объекта;
при постоянном коэффициенте передачи от углов поворота шлема к углам поворота камеры всегда возникают случаи, когда летчику неудобно (в силу ограниченности поворота головы и скорости ее поворота) осуществлять обзор задней полусферы, сопровождать объекты с большими угловыми скоростями линии визирования, или наоборот, точно наводить перекрестие на практически неподвижные цели (человек не может в силу физиологических ограничений контролировать положение головы в ЛА с точностью выше, чем 2 угловые минуты);
на шлем летчика воздействуют сильные акселерационные воздействия, которые могут быть связаны как с активным маневрированием с большими угловыми ускорениями и перегрузками, так и сильными вибрациями от несущих лопастей вертолета или ветровых возмущений, что приводит к непроизвольным колебаниям шлема, а значит и перекрестия;
способ требует, чтобы голова летчика была в четко определенном положении, что может быть неудобным в сложившейся полетной ситуации, так как может затруднить, например, считывание информации с приборной доски;
непрерывное вращение головой с высокоточным прицеливанием (достаточно тяжелого шлема с нашлемной системой целеуказания и индикации не менее 1.3-1.8 кг) быстро утомляет летный состав.

При активном маневрировании ЛА на небольших дальностях до объекта целеуказание осуществить практически невозможно.

Технические результаты использования изобретения сводятся к следующему:
улучшатся точность и быстрота, расширится область целеуказания объектов обзора (которая практически приблизится к круговому обзору), перемещающихся в широком диапазоне угловых скоростей линий визирования;
станет возможным высокоточное сопровождение нескольких объектов несколькими камерами, расположенными сверху и снизу ЛА;
будет обеспечено рациональное (удобное или необходимое) положение головы летчика в кабине;
сохранится возможность целеуказания в условиях сильных акселерационных воздействий на шлем;
снизится утомляемость летчика;
легко определится момент потери работоспособности летчика по фиксации длительного закрытия его глаз.

В целом этот способ целеуказания окажет положительное влияние на безопасность полета.

Указанные технические результаты достигаются тем, что для поиска объектов используют камеру, управляемую поворотом шлема летчика. Изображение с визорной системы передают в глаз летчика. На изображении выделено окно, в котором изображение объекта получают в увеличенном масштабе с наложенным на него символом целеуказания в виде перекрестия. Шлемом управляют несколькими камерами (расположенными сверху и снизу ЛА) с комплексированием их изображений, обеспечивая этим практически круговой обзор и возможность сопровождения нескольких целей - каждая камера может следить за своим объектом.

В процессе целеуказания оптимальным образом изменяют коэффициент передачи от углов поворота шлема летчика к углам поворота визорной системы и масштаб увеличения изображения, что позволяет осуществлять целеуказание объектов в широком диапазоне угловых скоростей их линий визирования.

Для устранения колебаний увеличенного изображения его автосопровождают и стабилизируют не только электромеханическим, но и электронным способом.

Наведение перекрестья осуществляют с помощью системы отслеживания направления взгляда летчика, либо на всем изображении, либо в окне.

Выдача данных целеуказания в бортовой комплекс осуществляется нажатием кнопки в тот момент, когда перекрестие находится в желаемом месте на объекте.

Основные преимущества достигаются за счет того, что глаза человека обладают способностью точно сопровождать объекты в широком диапазоне угловых скоростей линии визирования. В результате количество движений головы летчика сводится к минимуму, что снизит утомляемость пилота по этой причине. Использование способа предполагает наблюдение за глазами, а значит в случае их закрытия (например, при потери летчиком сознания) возможен переход на автоматическое управление ЛА и бортовым комплексом, что повышает безопасность полета.

Управление визорными устройствами осуществляется с помощью системы позиционирования шлема (например, фирмы GEC для ЛА "Eurofighter"), измеряющей угловую ориентацию шлема и его положение в кабине ЛА оптическим способом на основе пеленгации светящихся диодов на шлеме инфракрасными камерами высокого разрешения) и следящей системы поворота камер на гиростабилизированных платформах.

Дальности до объекта может измеряться с высокой точностью лазерным дальномером, оптическая ось которого параллельна оптическим осям камер.

Высокая точность целеуказания в основном обеспечивается точностью системы отслеживания направления взгляда летчика (0.01 гр. с частотой 250 Гц) на увеличенном стабилизированном изображении объекта, а также точностью измерения углов поворота камеры в пространстве (а не точностью системы позиционирования шлема, как это было на аналоге и прототипе изобретения). Различные системы отслеживания направления взгляда изложены в монографии: Enderle, J. D., The Fast Eye Movement Control System. In: The Biomedical Engineering Handbook, ed. J. Bronzino. CRC Press, Inc., Boca Raton, FL, 1995, Chapter 164, pages 2463-2483, многие из которых основаны на использование инфракрасного источника подсветки глаз и тепловизионной камеры высокого разрешения.

Точность целеуказания возрастает, если увеличивается кратность увеличения изображения объекта в окне при одновременной качественной стабилизации увеличенного изображения объекта не только электромеханическим, но и электронным способом. Однако, если качества стабилизации недостаточно, функцию оптимальной фильтрации колебаний увеличенного изображения объекта выполняют сами глаза.

Камеры визорных систем могут быть различных диапазонов частот, что существенно повышает надежность поиска и автосопровождения объектов.

Наличие камер как вверху, так и снизу ЛА позволяет делать целеуказание объектов в воздухе и на земле одновременно.

Путем поворота головы (а значит и шлема) летчик осматривает закабинное пространство (как нижнюю, так и верхнюю полусферы) через синхронно поворачивающиеся камеры, при этом за счет большого коэффициента передачи от углов ориентации шлема к углам поворота камер углы поворота головы находятся в удобном для летчика диапазоне, что не затрудняет видимость им приборной доски.

После обнаружения объекта летчик сопровождает его глазами (контролируя наложение на него перекрестия) и делает предварительное целеуказание, нажимая в нужный момент кнопку. После этого коэффициент передачи (от шлема к камере) уменьшается, а изображение увеличивается. Летчик повторно выполняет сопровождение объекта глазами и опять в нужный момент нажимает кнопку, "захватывая" объект на автосопровождение до тех пор, пока увеличенное изображение объекта не окажется в окне. Одновременно происходит стабилизация увеличенного изображения в окне. Если не удается полностью устранить колебания объекта, то летчик способен глазами оптимальным образом фильтровать эти колебания. Для окончательного целеуказания летчик сопровождает глазами выбранное место на объекте в окне (контролируя положение перекрестия) и снова нажимает кнопку. По нажатию кнопки данные об объекте передаются в бортовой комплекс ЛА для обработки бортовой вычислительной машиной.

В качестве примера применения изобретения можно привести способ целеуказания объекта для определения его положения относительно ЛА путем высокоточного измерения углов ориентации линии визирования на объект и дальности до него (вдоль линии визирования).

Высокоточное целеуказание в первую очередь необходимо, чтобы дать информацию об объектах другим системам ЛА для взаимодействия с ними.

Для обеспечения безопасности полета выполняют целеуказание летящего объекта, опасного метеообразования или объекта-препятствия на земле, что позволяет своевременно предотвратить столкновение с ними путем выполнения маневра уклонения.

Предлагаемый способ позволяет:
корректировать положения ЛА в пространстве по заранее выбранному ориентиру, координаты которого известны с высокой точностью;
выполнить посадку на специально необорудованные взлетно-посадочные площадки;
выполнить точный выход на объект;
точно сбросить груз;
управлять дистанционно пилотируемым ЛА, двигающимся по линии визирования объекта;
"подсвечивать" объекты различными источниками излучения;
передавать координаты объектов на землю и другим ЛА.

Наибольший эффект от использования изобретения ожидается при решении задач мониторинга пространства в чрезвычайных ситуациях для спасения людей: при стихийных бедствиях, пожарах, наводнениях и т.д.

Похожие патенты RU2165062C1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ РАЗДЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БОКОВЫМ И ВЕРТИКАЛЬНЫМ ТРАЕКТОРНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЛА 1998
RU2141624C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ ШЛЕМА ПИЛОТА И УСТРОЙСТВО НАШЛЕМНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ИНДИКАЦИИ 2012
  • Солдатенков Виктор Акиндинович
  • Грузевич Юрий Кириллович
  • Беликова Вера Николаевна
  • Ачильдиев Владимир Михайлович
  • Евсеева Юлия Николаевна
  • Винокуров Сергей Анатольевич
  • Роднова Ирина Анатольевна
RU2516857C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ ШЛЕМА ПИЛОТА И УСТРОЙСТВО НАШЛЕМНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ИНДИКАЦИИ 2010
  • Солдатенков Виктор Акиндинович
  • Грузевич Юрий Кириллович
  • Беликова Вера Николаевна
  • Ачильдиев Владимир Михайлович
  • Евсеева Юлия Николаевна
RU2464617C2
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ, ПРИЦЕЛИВАНИЯ И ИНДИКАЦИИ 2007
  • Казамаров Александр Александрович
  • Луканцев Виктор Никифорович
RU2321813C1
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ИНДИКАЦИИ И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИНИИ ВИЗИРОВАНИЯ НА ЕЕ ОСНОВЕ 2017
  • Смуров Анатолий Михайлович
  • Назаров Антон Георгиевич
  • Торицин Константин Сергеевич
  • Белый Сергей Владимирович
  • Аксёнов Артём Игоревич
  • Сумерин Виктор Владимирович
RU2674533C1
НАШЛЕМНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ И ИНДИКАЦИИ 2000
  • Виленчик Л.С.
  • Курков И.Н.
  • Разин А.И.
  • Розвал Я.Б.
  • Титов А.А.
RU2202092C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ ОПЕРАТИВНЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ 2000
  • Титов А.А.
RU2183356C1
СИСТЕМА ПОРТАТИВНЫХ КОМПЛЕКТОВ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ НА ПОЛЕ БОЯ 2019
  • Каплин Александр Юрьевич
  • Коротин Андрей Анатольевич
  • Степанов Михаил Георгиевич
RU2717138C1
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ ОСИ ВИЗИРА 2001
  • Беляева Галина Григорьевна
  • Плита Александр Андреевич
  • Черняк Сергей Иванович
RU2227924C2
Общевойсковая нашлемная система отображения информации, управления и целеуказания 2019
  • Фролов Денис Владимирович
  • Супряга Алексей Владимирович
  • Буданова Ольга Николаевна
  • Пустовой Виктор Иванович
  • Тетёркин Александр Александрович
  • Добрецов Сергей Владимирович
  • Кириченко Вячеслав Петрович
  • Лукошков Алексей Альбертович
  • Бакулин Альберт Юрьевич
  • Сапронов Алексей Анатольевич
  • Пелых Роман Петрович
  • Златоустовский Леонид Игоревич
RU2730727C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ВЫСОКОТОЧНОГО ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для высокоточного целеуказания объектов посредством нашлемной системы. Изобретение повышает точность, быстродействие и надежность целеуказания объектов. Сущность изобретения заключается в том, что при поиске объектов посредством поворота шлема управляют поворотом нескольких камер обзора верхней и нижней полусфер, при этом одновременно изменяют коэффициент передачи от углов поворота шлема к углам поворота камер и масштаб изображения. Для предварительного целеуказания сопровождают глазами объект на всем изображении, контролируют положение перекрестия на объекте и нажимают кнопку для автосопровождения цели. Для окончательного целеуказания сопровождают глазами выбранное место на объекте, увеличенное в соответствующем окне, контролируют положение перекрестия на объекте и нажимают кнопку для передачи данных целеуказания в бортовую вычислительную машину.

Формула изобретения RU 2 165 062 C1

Способ целеуказания, включающий поиск объектов посредством поворота шлема, связанного с камерой и управляющего поворотом последней, передачу изображения от камеры в глаз летчику, выделении на изображении окна, увеличении и стабилизации изображения в окне и наложении на него символа целеуказания в виде перекрестия посредством поворота шлема, отличающийся тем, что посредством поворота шлема управляют поворотом нескольких дополнительно введенных камер обзора верхней и нижней полусфер с одновременным изменением коэффициента передачи от углов поворота шлема к углам поворота камер и масштаба изображения, при этом для предварительного целеуказания сопровождают глазами объект на всем изображении, контролируют положение перекрестия на объекте и нажимают кнопку для автосопровождения цели, а для окончательного целеуказания сопровождают глазами выбранное место на объекте в упомянутом окне, контролируют положение перекрестия на объекте и нажимают кнопку для передачи данных целеуказания в бортовую вычислительную машину.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2165062C1

US 5483865 A, 16.01.1996
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗНЫМ КРЮКОМ И ДВИГАТЕЛЕМ ПРИ ПОСАДКЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПАЛУБУ КОРАБЛЯ 1996
  • Кабачинский В.В.
  • Калинин Ю.И.
  • Сапарина Т.П.
RU2119440C1
СПОСОБ НАЛОЖЕНИЯ СУХОЖИЛЬНОГО ШВА ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ СУХОЖИЛИЙ СГИБАТЕЛЕЙ КИСТИ 2002
  • Бояршинов М.А.
  • Грязнухин Э.Г.
  • Ломая М.П.
RU2234877C2
US 4146196, 27.03.1979
СПОСОБ СБОРКИ БУРОВОГО ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА КОРПУСНОГО ТИПА 2017
  • Богомолов Родион Михайлович
RU2672702C2
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОПАСНОГО РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ МЕСТНОСТИ 2013
  • Мозжилкин Александр Владимирович
  • Садовников Роман Николаевич
  • Васильев Алексей Вениаминович
RU2549610C1
УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ИНСТРУМЕНТ ФАКОЭМУЛЬСИФИКАТОРА С КОМПОЗИТНЫМИ УЛЬТРАЗВУКОВЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ 2011
  • Азнабаев Булат Маратович
  • Бараков Владимир Николаевич
  • Мухамадеев Тимур Рафаэльевич
  • Дибаев Тагир Ильдарович
RU2469688C1
DE 1258302 A, 04.01.1968.

RU 2 165 062 C1

Даты

2001-04-10Публикация

1999-11-24Подача