Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов по обучению языкам с использованием демонстрационных средств.
В настоящее время в общеобразовательной школе курс по изучению морфологии русского языка растянут на все 11 лет обучения и информацию о частях речи школьникам излагают из года в год, периодически возвращаясь к изложенной ранее, постоянно меняют порядок изложения сведений о грамматических особенностях различных частей речи.
Так, известен способ обучения морфологии русского языка в 6-7 классах общеобразовательной школы. Согласно данному известному способу в программе 6-го рекомендуется следующая последовательность изложения информации об особенностях частей речи: глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение, а в 7-м классе: причастие, деепричастие, предлог, союз, частицы, междометие (Т.К. Лидман-Орлова, С.Н. Пименова. и др. Русский язык. Практика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, стр. 256) [1].
Согласно данному известному способу не предусмотрена определенная закономерность в изложении информации при изучении важного раздела курса русского языка - морфологии. В нем, например, информация об одних вспомогательных частях речи излагается в течение одного учебного года, а о других - только в следующем году, в то время как ученики постоянно сталкиваются с необходимостью знать, например, грамматические особенности частиц, изучая, например, имя прилагательное. В результате у учащихся не формируется стройное представление о структуре языка. Многократное возвращение к тем темам, которые были изучены ранее, отсутствие системы в последовательности освоения новых тем приводят к потере интереса учащихся к освоению родного языка, что отрицательно сказывается на общей грамотности школьников.
Иная последовательность изложения материала при изучении морфологии родного языка предусмотрена другим известным способом, рекомендуемым к использованию в 7-м классе общеобразовательной школы: наречие, предлог, союз, частица, междометие (М.М. Разумовская и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1999, с. 207- 208) [2].
Данный известный способ также не предусматривает такую последовательность изложения материала по курсу морфологии русского языка, которая обеспечивает наибольшее понимание структуры языка, наиболее быстрое усвоение излагаемой информации и наиболее быстрое приобретение качественных устойчивых знаний, формирующих общую грамотность.
Известен способ обучения разделу языка, морфологии, включающий последовательное изложение грамматических особенностей частей речи с использованием демонстрационных средств, на которых размещена информация об этих особенностях (М. Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1999, с. 46-47) [3] - прототип.
Однако данным известным способом предусмотрено использование большого числа демонстрационных средств - таблиц, расположенных практически на каждой странице учебника. Усвоение такого обилия информации, демонстрируемой учащимся в процессе освоения ими курса морфологии русского языка, затруднено, что резко снижает интерес школьников к курсу, подрывает их уверенность в возможности его освоения. Не способствует усвоению курса и предусмотренная данным известным способом последовательность изложения материала: причастие деепричастие, союз, частица, междометие.
Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является упрощение демонстрационного материала, его доступность для понимания излагаемой информации и ее легкого быстрого усвоения, логическая последовательность изложения информации, облегчающая процесс ее понимания и усвоения, повышение качества знаний учащихся.
Достигается указанный технический результат тем, что в способе обучения разделу языка морфологии, включающем последовательное изложение грамматических особенностей частей речи с использованием демонстрационных средств, на которых размещена информация об этих особенностях, отличительной особенностью является то, что информацию об особенностях одной части речи размещают не более чем на двух демонстрационных средствах, а излагают информацию в следующей последовательности: служебные части речи - междометие, предлог, частица, союз; самостоятельные части речи, причем сначала именные - существительное, прилагательное, числительное, местоимение, затем глагольные - глагол, причастие, деепричастие, а завершают курс изложением информации об особенностях наречий.
Рекомендуется использовать одиннадцать демонстрационных средств: по одному об особенностях существительных, числительных, деепричастий, наречий, местоимений, союзов, частиц и по два об особенностях прилагательных и причастий.
Целесообразно снабдить всех обучаемых индивидуальным комплектом демонстрационных средств, используемых ими в качестве опорных конспектов на протяжении всего курса общеобразовательной школы.
Курс занятий рекомендуется проводить ежедневно в течение 5 - 30 дней по 2,5 - 5 ч в день непрерывно.
Способом согласно изобретению впервые рекомендуется изложить информацию об особенностях частей речи на минимальном количестве демонстрационных средств, обеспечив учащихся максимально сжатой информацией. Получив индивидуальный набор демонстрационных средств, состоящий всего из 11 карточек, ученик с удивлением и восторгом начинает понимать, что ему доступно полноценное, качественное освоение такого небольшого объема информации. Имея комплект демонстрационных средств, ученик пользуется ими в течение всех лет обучения в общеобразовательной школе, прибегает к их помощи при любых обстоятельствах: при устных и письменных ответах, во время выполнения домашних заданий. Вскоре информация, изложенная на комплекте демонстрационных средств, усваивается учеником настолько полно, что отпадает необходимость частого считывания данной информации, она становится фундаментом знаний.
Способом согласно изобретению предусмотрена определенная последовательность изложения материала при обучении разделу языка - морфологии. Рекомендуемой последовательности имеется убедительное логическое обоснование. Если ученик начинает изучать морфологию языка, например, с имени существительного, то он быстро будет вынужден столкнуться с понятием "частица", с которым он ранее не был ознакомлен и особенности которого ему не известны. Или: соединив два существительных, он ставит между ними союз, не владея при этом никакой информацией об особенностях данной вспомогательной части речи. Склоняя имя существительное по падежам, ученик вынужден прибегать к использованию ранее ему не известной вспомогательной части речи - предлога.
Способом согласно изобретению рекомендуется в первую очередь ознакомить учеников со вспомогательными частями речи. При этом важна последовательность изложения информации и о них. В основу рекомендации определенной последовательности изложения данной информации положено определенное логическое обоснование. Маленький ребенок не может начинать говорить с произношения полных слов. Мир преподносит ему много удивительного и неожиданного, а ребенок реагирует на это возгласами, выражающими его эмоции, междометиями: "Ах!", "Ой! ". Междометие - это такая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и настроения. Логично именно с этой вспомогательной части речи и начинать изложение курса морфологии языка.
Произнося в устной речи слова, ребенок не может обходиться без предлогов, особенности которых рекомендует изучать способ согласно изобретению сразу после освоения особенностей междометий.
Усложняя свою речь по мере развития, ребенок начинает использовать частицы. Способом согласно изобретению предусмотрено изучение их грамматических особенностей сразу после освоения междометий и предлогов. По мере развития ребенка, он начинает объединять слова союзами - эту вспомогательную часть речи способ согласно изобретению рекомендует изучать следующей за междометием, предлогом и частицей.
Освоив вспомогательные части речи, ученик легко начинает оперировать ими при освоении основных частей речи. Способом согласно изобретению в первую очередь рекомендуется изучать те из них, которые автор изобретения объединяет понятием "именные части речи". Это: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Данные части речи следует изучать именно в такой последовательности, так как в первую очередь маленький ребенок начинает называть предметы (имена существительные). Затем он учится давать им определения, позволяющие отличать два одинаковых предмета (например, красный и синий кубик). Логично на этом этапе, сразу после освоения информации об особенностях имени существительного, перейти к освоению особенностей имени прилагательного. По мере развития, ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет может встречаться не только в одном, но и в большем количестве экземпляров. У ребенка возникает необходимость сказать об этом. Такую информацию человек передает с помощью числительных - эту часть речи и рекомендует изучать способ согласно изобретению после освоения информации об особенностях прилагательных. Маленький ребенок сначала называет себя по имени. Но постепенно он усложняет свою речь: осваивает понятия "Я", "Мы". Данную часть речи (местоимение) рекомендуется изучать, соответственно, лишь после освоения особенностей существительных, прилагательных и числительных.
Научившись говорить о предметах, ребенок по мере своего развития начинает описывать в своей речи действия. Для описания действий в языке имеется три самостоятельных части речи, называемых автором изобретения глагольными: глагол, причастие, деепричастие. В этой последовательности и осваиваются особенности данных частей речи в соответствии с рекомендацией способа согласно изобретению.
Завершать курс морфологии языка способ согласно изобретению рекомендует изучением особенностей наречия.
Последовательность изложения информации о частях речи, рекомендуемая изобретением, обеспечивает наиболее качественное освоение курса морфологии языка.
Наиболее успешным и быстрым освоение информации бывает при сжатом во времени ее изложении. Способом согласно изобретению рекомендуется излагать курс морфологии языка в течение 5-30 дней ежедневных занятий по 2,5-5 ч каждое без перерывов.
На фиг. 1 представлено демонстрационное средство, на котором размещена информация о частицах.
На фиг. 2 представлено демонстрационное средство с информацией о союзах.
На фиг. 3 представлено демонстрационное средство с информацией о существительных.
На фиг. 4 и 5 представлены демонстрационные средства с информацией о прилагательных.
На фиг. 6 представлено демонстрационное средство с информацией о числительных.
На фиг. 7 представлено демонстрационное средство с информацией о местоимениях.
На фиг. 8 и 9 представлены демонстрационные средства с информацией о причастиях.
На фиг. 10 представлено демонстрационное средство с информацией о деепричастии.
На фиг. 11 представлено демонстрационное средство с информацией о наречии.
Ниже приведен пример, иллюстрирующий изобретение.
Пример. В течение трех лет регулярно проводились занятия со школьниками по изучению раздела языка - морфологии. Курсы посещали ученики 2-11 классов общеобразовательных школ, при этом их не делили на возрастные группы: дети любого возраста занимались совместно. Независимо от возраста учащихся успехи в освоении курса были высокими. Обычно курсы посещали те школьники, которые в общеобразовательной школе имели оценки "2" и "3". После завершения курса ученики демонстрировали резкое повышение грамотности, их знания чаще всего оценивали как твердые "4" и "5", реже - "3".
5-30-дневного ежедневного курса с непрерывными занятиями по 2,5-5 ч было достаточно для приобретения учащимися уверенных, качественных знаний по морфологии языка. Все посетители курсов были обеспечены индивидуальными комплектами демонстрационных средств (см. фиг. 1-11), которыми они могли пользоваться на уроках при устных ответах, при выполнении самостоятельных работ, при выполнении домашних заданий. Последовательность изложения информации на уроках соответствовала той, которая рекомендована способом согласно изобретению: служебные части речи: междометие, предлог, частица, союз; самостоятельные части речи: именные - существительное, прилагательное, числительное, местоимение; глагольные: глагол, причастие, деепричастие. Завершался курс изложением информации о наречии.
Среди детей, посещавших курсы, были такие, которым в общеобразовательной школе планировали оценку "2" за четверть. Возвратившись после посещения курсов в общеобразовательную школу, ученики начинали демонстрировать наличие у них твердых, уверенных, качественных знаний, что позволяло им свободно усваивать дальнейший курс общеобразовательной школы. Один из циклов занятий посещал школьник С. , который заканчивал учебу в 8-м классе общеобразовательной школы, в которой ему отказывали в праве на учебу в 9-м классе из-за низкого уровня знаний. После посещения цикла ежедневных занятий в 20 дней ученик С. успешно сдал параллельно вступительные экзамены в три колледжа, что свидетельствовало о качестве усвоения им знаний по родному языку. Таким образом, способ согласно изобретению обеспечивает успешное быстрое освоение раздела языка - морфологии, повышает качество знаний учащихся.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 2000 |
|
RU2168770C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАБЛЮДАЮЩИХСЯ У ПСИХИАТОРОВ, ПСИХОНЕВРОЛОГОВ И НЕВРОПАТОЛОГОВ | 2000 |
|
RU2203103C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ | 2000 |
|
RU2168771C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171502C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ОБУЧАЕМЫХ С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2000 |
|
RU2168773C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171503C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА | 2010 |
|
RU2439693C1 |
СПОСОБ ЗОТОВОЙ Т.В. ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ОБУЧАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2143747C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СЕМАНТИЧЕСКОГО СРАВНЕНИЯ ТЕКСТОВ НА ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ | 2013 |
|
RU2538303C1 |
Изобретение предназначено для использования при обучении языкам с использованием демонстрационных средств. При обучении разделу языка - морфологии учащимся предоставляется индивидуальный комплект из 11 демонстрационных средств, на которых размещена информация о грамматических особенностях частей речи: частиц, союзов, существительных, прилагательных, числительных, местоимений, причастий, деепричастий и наречий. Информацию об особенностях частей речи излагают курсом в течение 5 - 30 дней по 2,5 - 5 ч ежедневно непрерывно в следующей последовательности: служебные части речи - междометие, предлог, частица, союз; самостоятельные части речи, причем сначала именные - существительное, прилагательное, числительное, местоимение, затем глагольные - глагол, причастие, деепричастие, а завершают курс изложением информации о наречии. Обеспечивается ускоренный процесс понимания и усвоения информации, повышается качество знаний учащихся. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.
БАРАНОВ М.Т | |||
и др | |||
Русский язык | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
-М.: Просвещение, 1999, с.46-47 | |||
RU 2058597 С1, 20.04.1996 | |||
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ И УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ | 1997 |
|
RU2110097C1 |
ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ | 1999 |
|
RU2142650C1 |
Авторы
Даты
2001-06-10—Публикация
2000-06-02—Подача