Настоящее изобретение относится к клапанной форсунке для впрыскивания топлива согласно ограничительной части п. 1 формулы изобретения. Уже известна клапанная форсунка (DE 4221185 A1), в которой после окончательной обработки опорной поверхности, предусмотренной в образующей седло клапана F8L втулке (седельной втулке), на торцевую поверхность этой втулки наваривают шайбу с распылительным (и) отверстием (ями) (распылительную шайбу). При этом в седельной втулке возникают напряжения, которые, в частности, ухудшают круглость опорной поверхности седла клапана, в результате чего нарушается герметичность клапанной форсунки в закрытом состоянии и происходит нежелательная утечка топлива в небольших количествах из клапанной форсунки.
Преимущество предлагаемой согласно изобретению клапанной форсунки для впрыскивания топлива с отличительными признаками п. 1 формулы в сравнении с известной форсункой заключается в том, что простым образом предотвращается ухудшение круглости опорной поверхности седла клапана, обусловленное привариванием шайбы с распылительным (и) отверстием (ями) (распылительной шайбы) к образующей седло клапана втулке (седельной втулке), благодаря чему уменьшается величина утечки при закрытом клапане. Благодаря наличию паза на торцевой стороне седельной втулки с опорной поверхности седла снимаются механические и термические нагрузки и тем самым она не подвергается действию возникающих при сварке напряжений. Обусловленные термическими нагрузками деформации в седельной втулке воспринимаются тем ее участком, на котором осуществляется сварка.
Предпочтительные варианты выполнения клапанной форсунки, представленной в п. 1 формулы изобретения, являются предметом зависимых пунктов формулы изобретения.
Предпочтительно предусмотреть первый сварной шов вблизи боковой стенки седельной втулки и выполнить паз в радиальном направлении на таком расстоянии до первого сварного шва, которое меньше расстояния от паза до выпускного отверстия. Благодаря этому расстояние от сварного шва до опорной поверхности седла клапана больше, а термическая нагрузка на опорную поверхность седла в результате минимальна.
Предпочтительно также снабдить корпус клапана продольным отверстием, в которое вставлена седельная втулка, и предусмотреть в зоне нижней торцевой стороны седельной втулки в противоположном от нее направлении расширенное отверстие, имеющее большее по сравнению с продольным отверстием поперечное сечение, и к стенке этого отверстия приварить вторым сварным швом распылительную шайбу. Преимущество такого решения состоит в том, что крепление шайбы в корпусе клапана вторым сварным швом не приводит к нежелательной деформации опорной поверхности седла в результате термической нагрузки. Кроме того, благодаря этому достигается увеличение радиального расстояния между сварными швами, что обеспечивает более легкий прогиб распылительной шайбы в этой зоне для регулировки хода клапана.
Ниже изобретение более подробно поясняется на примерах его осуществления со ссылкой на прилагаемые упрощенные чертежи, на которых показано:
на фиг. 1 - первый пример осуществления изобретения в виде схематичного изображения части клапанной форсунки и
на фиг. 2 - второй пример осуществления изобретения с частичным изображением клапанной форсунки.
На фиг. 1 в качестве первого примера выполнения показана часть клапанной форсунки для систем впрыскивания топлива двигателей внутреннего сгорания со сжатием рабочей смеси и принудительным зажиганием, принципиальная конструкция которой уже известна. Клапанная форсунка имеет трубчатый корпус 1, в котором концентрично продольной оси 2 клапана выполнено продольное отверстие 3. В продольном отверстии 3 расположена, например, трубчатая игла 5 клапана, нижний конец 6 которой по ходу потока соединен со сферическим запорным элементом 7 клапана, на периферии которого предусмотрено, например, пять круговых лысок 8.
Клапанная форсунка имеет выполненный известным образом привод, например электромагнитный. Для осевого перемещения иглы 5 и тем самым для открытия клапанной форсунки против действия не показанной возвратной пружины, соответственно для закрытия служит схематично изображенная на фиг. 1 электромагнитная цепь, состоящая из катушки 10 обмотки возбуждения, якоря 11 и сердечника 12. Якорь 11 соединен с иглой 5 на ее противоположном запорному элементу 7 конце, например, сварным швом, выполненным с помощью лазера, и установлен на одной оси с сердечником 12.
Направляющей запорного элемента 7 при его осевом перемещении служит направляющее отверстие 15 в образующей седло клапана седельной втулке 16 (далее седельной втулке 16). Эта цилиндрическая седельная втулка 16 вставлена с нижнего по ходу потока и противоположного от сердечника 12 конца корпуса 1 в продольное отверстие 3, концентричное продольной оси 2 клапана. Диаметр седельной втулки 16 несколько меньше диаметра продольного отверстия 3 корпуса 1. На нижней, противоположной запорному элементу 7 торцевой стороне 17 седельной втулки 16 предусмотрен кольцевой паз 18. К нижней торцевой стороне 17 седельной втулки 16 своей верхней торцевой стороной 19 прилегает донная часть 20, например, чашечной распылительной шайбы 21, концентрично и жестко соединенная со втулкой первым сварным швом 31. В центральной зоне 24 донная часть 20 шайбы 21 имеет по меньшей мере одно распылительное отверстие 25, а в данном примере четыре распылительных отверстия 25, выполненных путем электроэрозионной обработки или штамповки.
К донной части 20 чашечной шайбы 21 примыкает кольцевой крепежный буртик 26, который в осевом направлении проходит в противоположную от седельной втулки 16 сторону и конически отогнут наружу от своего конца 27. Поскольку диаметр седельной втулки 16 меньше диаметра продольного отверстия 3 корпуса 1 клапана, радиальное сжатие имеет место лишь между продольным отверстием 3 и слегка конически отогнутым наружу крепежным буртиком 26 распылительной шайбы 21.
Глубина, на которую седельный узел, состоящий из седельной втулки 16 и чашечной распылительной шайбы 21, утоплен в продольное отверстие 3, определяет предварительную настройку хода иглы 5 клапана, поскольку одно из конечных положений иглы 5 при невозбужденной катушке 10 обмотки возбуждения задается упором запорного элемента 7 в опорную поверхность 29 седла в седельной втулке 16. Другое конечное положение иглы 5 при возбужденной катушке 10 обмотки возбуждения определяется, например, упором якоря 11 в сердечник 12. Расстоянием между этими обоими конечными положениями иглы 5 определяется, таким образом, величина хода иглы.
Крепежный буртик 26 распылительной шайбы 21 своим концом 27 плотно и жестко соединен со стенкой продольного отверстия 3. С этой целью между концом 27 крепежного буртика 26 и стенкой продольного отверстия 3 предусмотрен второй кольцевой сварной шов 30. За пределами центральной зоны 24 между пазом 18 и боковой стенкой седельной втулки 16 на нижней торцевой стороне 17 образована сварная кромка 33, по которой донная часть 20 первым сварным швом 31 плотно соединена с седельной втулкой 16. Плотное соединение седельной втулки 16 с распылительной шайбой 21, а также распылительной шайбы 21 с корпусом 1 клапана необходимо для того, чтобы топливо не могло протекать между стенкой продольного отверстия 3 корпуса 1 и стенкой седельной втулки 16 к распылительным отверстиям 25 или между стенкой продольного отверстия 3 корпуса 1 клапана и крепежным буртиком 26 чашечной распылительной шайбы 21 непосредственно в воздухозаборный трубопровод двигателя внутреннего сгорания.
Сферический запорный элемент 7 взаимодействует с конически сужающейся в направлении течения топлива опорной поверхностью 29 седельной втулки 16, выполненной в осевом направлении между направляющим отверстием 15 и выпускным отверстием 32 в нижней торцевой стороне 17 седельной втулки 16. Седельная втулка 16 имеет обращенное к катушке 10 обмотки возбуждения отверстие 34, диаметр которого больше диаметра направляющего отверстия 15 седельной втулки 16.
Для точного центрирования запорного элемента 7 и тем самым иглы 5 клапана при их осевом перемещении направляющее отверстие 15 выполнено с таким диаметром, что сферический запорный элемент 7 за пределами его лысок 8 проходит сквозь направляющее отверстие 15 с небольшим радиальным зазором. Центральная зона 24 донной части 20 распылительной шайбы 21 выгнута из плоскости донной части 20, например, в направлении течения топлива, т.е. в другую сторону от седла 7 клапана, благодаря чему в центральной зоне образуется выпуклость 36. Между торцевой стороной 17 запорного элемента 7, опорной поверхностью 29 седла и стенкой выпуклости 36, соответственно верхней торцевой стороной 19 распылительной шайбы 21 образуется камера 37, в которую при отведенном от опорной поверхности 29 седла запорном элементе 7 первоначально попадает топливо, т.е. до того, как оно в дозируемом распылительными отверстиями 25 количестве будет впрыснуто в воздухозаборный трубопровод двигателя внутреннего сгорания.
Точная регулировка хода запорного элемента 17 клапана осуществляется степенью прогиба распылительной шайбы 21 между сварными швами 30, 31 в осевом направлении.
Благодаря наличию на нижней торцевой стороне 17 седельной втулки 16 кольцевого паза 18 при выполнении первого сварного шва 31 на шайбе 21 и сварной кромке 33 обеспечивается дросселирование теплопередачи к опорной поверхности 29 седла и, следовательно, обусловленные термическими и механическими нагрузками напряжения появляются только в сварной кромке 33 и не действуют на опорную поверхность 29 седла. Благодаря этому сохраняется круглость опорной поверхности 29 седла, обеспечивающая герметичность клапанной форсунки в закрытом состоянии. Действие термических и механических нагрузок на опорную поверхность 29 седла, обусловленных первым сварным швом 31, снижается до минимума в том случае, когда первый сварной шов 31 расположен вблизи боковой поверхности седельной втулки 16, а радиальное расстояние от паза 18 до первого сварного шва 31 меньше расстояния от него же до выпускного отверстия 32, благодаря чему сварная кромка 33 является максимально узкой.
В примере выполнения согласно фиг. 2 те же, что и на фиг. 1, и выполняющие ту же функцию элементы обозначены одинаковыми позициями. В отличие от примера по фиг. 1, в примере согласно фиг. 2 в зоне нижней торцевой стороны 17 седельной втулки 16 предусмотрено примыкающее к продольному отверстию 3 и проходящее в противоположную от запорного элемента 7 сторону расширенное отверстие 40, которое имеет большее по сравнению с продольным отверстием 3 поперечное сечение. Крепежный буртик 26 распылительной шайбы 21 проходит до стенки расширенного отверстия 40, с которой он плотно соединен вторым кольцевым сварным швом 30. Таким образом между шайбой 21, боковой стенкой седельной втулки 16 и стенкой расширенного отверстия 40 в этой зоне образуется проходящий до места перехода в продольное отверстие 3 воздушный кольцевой зазор 41, благодаря которому при выполнении второго сварного шва 30 теплопередача от корпуса 1 клапана на седельную втулку 16 происходит не столько в зоне нижней торцевой стороны 17, сколько в первую очередь по дросселирующему теплопроводность теплопроводящему участку, удлиненному в направлении продольной оси 2 клапана на величину, равную осевой длине воздушного кольцевого зазора 41. Кроме того, это увеличивает радиальное расстояние между сварными швами 30, 31, поскольку облегчается прогиб шайбы 21 в этой зоне для регулировки хода запорного элемента 7 клапана. Воздушный кольцевой зазор 41 имеет, например, радиальную ширину около 0,2 мм и осевую длину, например, около 1 мм. Паз 18 имеет, например, радиальную ширину около 0,6 мм и глубину около 0,5 мм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КЛАПАННАЯ ФОРСУНКА ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2173789C2 |
КЛАПАННАЯ ФОРСУНКА ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2177074C2 |
КЛАПАН С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ПРИВОДОМ | 1997 |
|
RU2177075C2 |
ФОРСУНКА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2186240C2 |
КЛАПАННАЯ ФОРСУНКА ДЛЯ СИСТЕМ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2205976C2 |
КЛАПАН С КОМБИНИРОВАННЫМ СЕДЛОМ И ДИСКОВЫМ РАСПЫЛИТЕЛЕМ | 1997 |
|
RU2187687C2 |
КЛАПАННАЯ ФОРСУНКА ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2230216C2 |
РАСПЫЛИТЕЛЬНАЯ ШАЙБА И КЛАПАН С ТАКОЙ ШАЙБОЙ | 1997 |
|
RU2180407C2 |
КЛАПАННАЯ ФОРСУНКА ДЛЯ ВПРЫСКИВАНИЯ ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2193685C2 |
ФОРСУНКА ДЛЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1994 |
|
RU2121596C1 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам впрыскивания топлива двигателей внутреннего сгорания со сжатием рабочей смеси и принудительным зажиганием. Изобретение позволяет повысить герметичность клапана в закрытом состоянии. Клапанная форсунка для впрыскивания топлива для двигателей внутреннего сгорания содержит корпус, подвижный запорный элемент, взаимодействующий с опорной поверхностью седла, выполненной на образующей седло клапана втулке и переходящей на ее нижнем по ходу потока топлива конце в выпускное отверстие, которое проходит до нижней торцевой стороны втулки. Распылительная шайба соединена первым сварным швом с нижней торцевой стороной втулки. В распылительной шайбе предусмотрено по меньшей мере одно распылительное отверстие. В нижней торцевой стороне втулки между выпускным отверстием и первым сварным швом предусмотрен паз, окружающий с радиальным промежутком выпускное отверстие. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.
DE 4221185 A1, 27.06.1992 | |||
RU 2064074 C1, 20.07.1996 | |||
ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА ДЛЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА | 1991 |
|
RU2027060C1 |
RU 2059868 C1, 10.05.1996 | |||
RU 2059867 C1, 10.05.1996 | |||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ВПРЫСКА ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2057966C1 |
RU 2052151 C1, 10.01.1996 | |||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФОРСУНКА | 1992 |
|
RU2046985C1 |
Автоматический огнетушитель | 0 |
|
SU92A1 |
DE 4420176 A1, 14.12.1995 | |||
JP 7063140 A, 07.03.1995 | |||
Огнеупорная масса | 1976 |
|
SU595394A1 |
US 5346137 A, 13.09.1994 | |||
DE 19533290 A1, 14.03.1996. |
Авторы
Даты
2001-09-20—Публикация
1997-03-21—Подача