УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ АВТОСЦЕПКИ С ТЯГОВЫМ ХОМУТОМ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА Российский патент 2002 года по МПК B61G1/04 

Описание патента на изобретение RU2179126C1

Предлагаемая конструкция узла соединения автосцепки с тяговым хомутом поглощающего аппарата предназначена для использования в конструкции автосцепного устройства железнодорожного подвижного состава.

Известна конструкция узла соединения автосцепки (СА-3) с тяговым хомутом поглощающего аппарата при помощи клина, имеющего цилиндрические контактные поверхности [1].

Наличие контактных поверхностей в форме окружностей приводит к тому, что при наличии знакопеременного продольного усилия в поезде в контактной паре "перемычка хвостовика - клин" имеет место одноточечный контакт по ограниченной зоне с высокими значениями удельных контактных давлений и высоким уровнем напряжений в перемычке. Это приводит к формированию и развитию трещиноподобных дефектов в перемычке и ускоренному разрушению корпуса автосцепки до проведения плановых осмотров.

Техническим результатом заявленной конструкции является снижение уровня контактного давления между перемычкой и клином, уменьшение значений эксплуатационных напряжений в перемычке хвостовика, что обеспечивает повышение долговечности конструкции.

Для достижения данного технического результата в узле соединения автосцепки с тяговым хомутом поглощающего аппарата, состоящим из перемычки хвостовика автосцепки с отверстием и клина тягового хомута с сопряженными контактными поверхностями, последние со стороны хвостовика выполнены соответственно в виде вертикальной плоскости на 2/3 ширины и имеют зоны перехода по радиусу с боковой поверхностью. Соотношение 2/3 вертикальной плоскости контактной поверхности является оптимальным с позиции напряженно-деформированного состояния перемычки хвостовика. Увеличение размеров вертикальной плоскости приводит к формированию концентраторов напряжений в зонах перехода по радиусу к боковым поверхностям хвостовика, а уменьшение размеров плоскости - к увеличению напряжений в зоне продольной оси перемычки хвостовика автосцепки.

На фиг. 1 и 2 изображены элементы узла соединения автосцепки с тяговым хомутом.

На фиг. 1 изображена конструкция клина 1 с поверхностями (I) и (II).

На фиг. 2 изображен хвостовик автосцепки, взаимодействующий с тяговым хомутом поглощающего аппарата (на фиг. не показан), состоящий из корпуса 1, перемычки 2 хвостовика автосцепки с отверстием 3 и сопряженными контактными поверхностями (I) и (II).

Сопряженные контактные поверхности (I) хвостовика автосцепки и клина 1 тягового хомута выполнены соответственно в виде вертикальной плоской поверхности на 2/3 ширины отверстия и клина, а также сопряжены по радиусам с боковыми поверхностями.

Узел соединения автосцепки с тяговым хомутом работает следующим образом.

При передаче усилий со стороны хвостовика автосцепки через клин на тяговый хомут, клин и хвостовик автосцепки взаимодействуют между собой вертикальными поверхностями (I) и (II).

Наличие плоскости контакта является стабилизирующим фактором, т.к. исключает возможность поворота клина в проушине и интенсивного изнашивания перемычки в эксплуатации. Предлагаемая конструкция клина предусматривает изменение зоны контакта со стороны перемычки. По сравнению с типовым клином вводится плоскость и переходные зоны (см. чертеж). Рабочие напряжения значительно ниже допускаемых при всех уровнях нормативных нагрузок.

Литература
1. Л.А. Шадур, Вагоны. - М.: Транспорт, 1980 г. (прототип).

Похожие патенты RU2179126C1

название год авторы номер документа
Способ контроля технического состояния автосцепки вагона при текущем осмотре 2018
  • Железняк Василий Никитович
  • Ермоленко Игорь Юрьевич
  • Мартыненко Любовь Викторовна
  • Воронова Юлия Владиславовна
  • Санникова Елена Георгиевна
RU2689089C1
АВТОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 2001
  • Хохлов А.А.
  • Саврухин А.В.
RU2179127C1
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ ЖЕСТКОГО СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2008
  • Малафеев Виктор Артемович
  • Беляев Владимир Игоревич
  • Грищук Юрий Петрович
  • Выхорь Екатерина Владимировна
RU2415043C2
Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава 1980
  • Архипов Петр Федорович
  • Хоминич Валерий Семенович
SU933518A1
КОРПУС АВТОСЦЕПКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Пономарев Сергей Анатольевич
  • Абрамов Евгений Васильевич
  • Башкиров Константин Вячеславович
  • Малых Николай Александрович
  • Любимов Юрий Андреевич
  • Полявин Виктор Иванович
  • Ефимов Виктор Петрович
  • Белинович Виктор Георгиевич
  • Шишков Вениамин Алексеевич
  • Романенко Александра Николаевна
  • Жабко Андрей Викторович
  • Шумило Ольга Леонидовна
  • Шпади Дмитрий Владимирович
  • Харыбин Игорь Алексеевич
  • Ступин Дмитрий Алексеевич
  • Лутохин Евгений Владимирович
  • Яковенко Николай Михайлович
RU2381933C2
Ударно-тяговое устройство железнодорожного транспортного средства 1984
  • Крайзгур Георгий Борисович
  • Ильин Владимир Михайлович
  • Лубенец Анатолий Павлович
SU1279895A1
Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава 1983
  • Курочкин Геннадий Петрович
  • Хоминич Валерий Семенович
  • Тюльпин Авенир Арсеньевич
  • Филимонов Валерий Дмитриевич
SU1110700A1
Автосцепное устройство железнодорожного транспортного средства 1981
  • Кузьмин Эдуард Константинович
  • Бондаренко Феликс Трофимович
  • Родэ Мария Яковлевна
  • Абрамов Евгений Васильевич
  • Щемелева Галина Алексеевна
  • Давыдов Валентин Афанасьевич
SU1039774A1
Жесткое сцепное устройство с универсальным прицепным хвостовиком для вагонов железнодорожного транспорта 2017
  • Каменский Александр Леонидович
  • Колпаков Владимир Александрович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Малафеев Виктор Артемович
  • Салищев Виктор Васильевич
  • Усов Олег Александрович
RU2722250C2
АВТОМАТИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПОЕЗДА 2019
  • Катанаев Валерий Викторович
RU2730817C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 179 126 C1

Реферат патента 2002 года УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ АВТОСЦЕПКИ С ТЯГОВЫМ ХОМУТОМ ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА

Изобретение предназначено для использования в конструкции автосцепного устройства железнодорожного подвижного состава. Заявленное устройство направлено на снижение контактного давления между перемычкой и клином, уменьшение значений эксплутационных напряжений в перемычке хвостовика, что обеспечивает повышение долговечности конструкции. Узел соединения автосцепки с тяговым хомутом поглощающего аппарата состоит из перемычки корпуса хвостовика автосцепки с отверстием и клина тягового хомута с сопряженными контактными поверхностями. Сопряженные контактные поверхности хвостовика автосцепки и клина тягового хомута выполнены в виде вертикальной плоскости на 2/3 их ширины и имеют зоны перехода по радиусу с боковой поверхностью. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 179 126 C1

Узел соединения автосцепки с тяговым хомутом поглощающего аппарата, состоящий из перемычки корпуса хвостовика автосцепки с отверстием и клина тягового хомута с сопряженными контактными поверхностями, отличающийся тем, что для повышения надежности и прочности перемычки автосцепки сопряженные контактные поверхности хвостовика автосцепки и клина тягового хомута выполнены соответственно в виде вертикальной плоскости на 2/3 их ширины, и имеют зоны перехода по радиусу с боковой поверхностью.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2179126C1

В.В.Коломийченко и др
Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава
- М.: Транспорт, 1991 г., с.6-5 3 Л.А.Шадур Вагоны
- М.: Транспорт, 1980 г
Вагоны/под ред
С.Р.Дадыко
- М.: Трансжелдориздат, 1937 г., с.774-813

RU 2 179 126 C1

Авторы

Хохлов А.А.

Саврухин А.В.

Даты

2002-02-10Публикация

2001-07-05Подача