СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КПД МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ Российский патент 2002 года по МПК G01L3/26 

Описание патента на изобретение RU2179307C2

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к стендам для механического определения КПД.

Известна установка замкнутого типа для определения КПД соосных редукторов, содержащая электродвигатель с тензометрической системой измерения момента на его валу, две одинаковые испытуемые передачи и замыкающие цилиндрические ступени с торсионным валом для создания нагрузки или специальным нагружающим устройством [1].

Недостатками ее являются низкая точность определения КПД из-за трудноучитываемых потерь мощности в цилиндрических ступенях и необходимость использования сложной и дорогостоящей аппаратуры.

Известна также установка разомкнутого типа, содержащая нагружающее устройство и балансирный электродвигатель с рычажными весами для измерения момента на его валу, соединенным с входным валом передачи [2] (прототип).

Недостатком ее является большая погрешность измерения момента на входном валу и, следовательно, погрешность определения КПД, что связано с дисбалансом корпуса электродвигателя, а также влиянием электропроводов, создающих дополнительный трудноучитываемый дисбаланс, на величину измеряемого момента.

Целью настоящего изобретения является повышение точности измерения КПД механических передач.

Поставленная цель достигается тем, что стенд для определения КПД механических передач, содержащий основание, устройство нагружения, электродвигатель и устройство измерения момента на валу исследуемой передачи, устройство измерения момента содержит корпусную деталь с двумя цилиндрическими отверстиями, установленную на валу электродвигателя, стержни, установленные в отверстиях корпусной детали с возможностью перемещения в осевом направлении, кольцо-указатель, шкалу измерения отклонения кольца-указателя, шкив для установки на входном валу исследуемой передачи, жестко соединенную со шкивом ось, подшипники качения, установленные на этой оси, при этом стержни подпружинены в направлении перемещения, шкала измерения связана с основанием, кольцо-указатель установлено с возможностью перемещения относительно шкалы совместно со стержнями, стержни имеют кососрезанные торцы, которые упираются в подшипники качения, а устройство нагружения выполнено в виде груза, подвешиваемого на выходном валу исследуемой передачи.

Повышение точности измерения момента на быстроходном валу передачи, а следовательно, и ее КПД обеспечивается исключением влияния проводов и дисбаланса корпуса электродвигателя на величину измеряемого момента.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид стенда, на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.

Стенд содержит корпусную деталь с двумя цилиндрическими отверстиями 1, стержни 2, пружины стержней 3, шарики в сепараторе 4, кольцо-указатель момента 5, шкалу измерения 6, подшипники качения 7, ось 8, шкив входного (быстроходного) вала исследуемой передачи 9, шкив выходного (тихоходного) вала передачи 10, устройство нагружения 11 в виде груза для создания момента на выходном валу.

Корпусная деталь 1 установлена на валу электродвигателя. Стержни 2 имеют косо срезанные торцы и установлены посредством шариков 4 в корпусную деталь 1 так, чтобы обеспечивалось свободное осевое перемещение стержней 2 в корпусной детали 1. Поверхность косо срезанного торца стержня 2 составляет угол 45o с его осью симметрии. Устройство нагружения 11 выполнено в виде груза массой М, подвешенного на нить, намотанную на шкив выходного вала 10. Создаваемый грузом момент
T=MgR,
где g - ускорение свободного падения, g=9,81 м/с2;
R - радиус шкива 10.

Стенд работает следующим образом.

При включении электродвигателя корпусная деталь 1 приводится во вращательное движение, стержни 2 косо срезанными торцами упираются в подшипники качения 7, создавая момент на шкиве входного вала передачи 9 и приводя последний в движение. Осевые составляющие сил, действующих на стержни 2, сжимают пружины 3 и смещают стержни в осевом направлении вместе с кольцом-указателем 5. Последнее, смещаясь относительно шкалы измерения 6, указывает на величину момента TБ на входном (быстроходном) валу 9 исследуемой передачи.

Перед началом измерений осуществляется градуировка шкалы 6. Для этого из корпуса редуктора удаляются все колеса за исключением ведущей вал-шестерни, установленной на подшипниках качения. На шкив входного вала передачи 9 радиусом r наматывается нить и подвешивается груз соответствующей массы m, создающий момент
TБ=mgr,
под действием которого кольцо-указатель 5 смещается относительно его нулевого положения вдоль шкалы на определенную величину, которая соответствует величине TБ.

Экспериментальный КПД передачи определяется по известной зависимости

где i - передаточное отношение испытуемой передачи.

Так как величина смещения стержней 2 зависит только от сил, действующих на них со стороны подшипников 7, расположенных на шкиве входного вала 9, то это смещение показывает фактическое значение момента ТБ на входном (быстроходном) валу исследуемой передачи, исключая влияние дисбаланса корпуса электродвигателя и проводов.

Источники информации
1 Соловьев А.И. Коэффициент полезного действия механизмов и машин. М.: Машиностроение, 1966, - 179 с. (стр. 66, рис.13, стр. 128, рис. 46).

2 Зубчатые и червячные передачи /Под ред. Н.И.Колчина Л.: Машиностроение, 1974, - 352 с. (стр. 324, рис. 157).

Похожие патенты RU2179307C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1996
  • Подмастерьев К.В.
  • Пахолкин Е.В.
RU2098789C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1996
  • Подмастерьев К.В.
  • Мишин В.В.
RU2110055C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НЕПОДВИЖНОГО КОЛЬЦА ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ В ДВУХОПОРНОМ УЗЛЕ 1997
  • Подмастерьев К.В.
  • Пахолкин Е.В.
RU2124190C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА КОЛЕЦ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1998
  • Подмастерьев К.В.
  • Мишин В.В.
RU2154264C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ 1994
  • Усаков В.И.
  • Ефимов С.Н.
RU2073837C1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ШИН И УПРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1998
  • Рябов И.М.
  • Новиков В.В.
  • Чернышов К.В.
  • Васильев А.В.
  • Бурякова М.В.
RU2133459C1
Стенд для испытания подшипников качения на долговечность 2019
  • Ли Роман Иннакентьевич
  • Псарев Дмитрий Николаевич
  • Ризаева Юлия Николаевна
  • Пчельников Андрей Витальевич
  • Быконя Андрей Николаевич
  • Мельников Антон Юрьевич
RU2719624C1
СПОСОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПАРЫ ТРЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Александров Игорь Константинович
  • Раков Вячеслав Александрович
  • Рыжков Алексей Владимирович
RU2411496C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Шеховцов В.В.
RU2102715C1
Стенд для испытания интеллектуальной системы адаптивного управления процессом резания на металлорежущих станках со шпиндельным узлом с активными магнитными подшипниками 2015
  • Сахарова Ольга Петровна
  • Есов Валерий Балахметович
  • Климочкин Кузьма Олегович
  • Фалькович Игорь Львович
  • Белинкин Игорь Сергеевич
RU2690625C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 179 307 C2

Реферат патента 2002 года СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КПД МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к экспериментальному оборудованию. Устройство измерения момента содержит корпусную деталь 1 с двумя цилиндрическими отверстиями, установленную на валу электродвигателя. Стержни 2 установлены в отверстиях корпусной детали с возможностью перемещения в осевом направлении. Устройство также содержит кольцо-указатель 5, шкалу 6 измерения отклонения кольца-указателя, шкив 9 для установки на входном валу исследуемой передачи, жестко соединенную со шкивом ось 8, подшипники качения 7, установленные на этой оси. Стержни 2 подпружинены в направлении перемещения. Шкала 6 измерения связана с основанием. Кольцо-указатель 5 установлено с возможностью перемещения относительно шкалы 6 совместно со стержнями 2. Стержни 2 имеют косо срезанные торцы, которые упираются в подшипники качения 7. Устройство нагружения выполнено в виде груза 11, подвешиваемого на выходном валу исследуемой передачи. Технический результат: повышение точности измерения КПД механических передач. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 179 307 C2

Стенд для определения КПД механических передач, содержащий основание, устройство нагружения, электродвигатель и устройство измерения момента на валу исследуемой передачи, отличающийся тем, что устройство измерения момента содержит корпусную деталь с двумя цилиндрическими отверстиями, установленную на валу электродвигателя, стержни, установленные в отверстиях корпусной детали с возможностью перемещения в осевом направлении, кольцо-указатель, шкалу измерения отклонения кольца-указателя, шкив для установки на входном валу исследуемой передачи, жестко соединенную со шкивом ось, подшипники качения, установленные на этой оси, при этом стержни подпружинены в направлении перемещения, шкала измерения связана с основанием, кольцо-указатель установлено с возможностью перемещения относительно шкалы совместно со стержнями, стержни имеют кососрезанные торцы, которые упираются в подшипники качения, а устройство нагружения выполнено в виде груза, подвешиваемого на выходном валу исследуемой передачи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2179307C2

Зубчатые и червячные передачи./Под ред
Н.И
КОЛЧИНА
- Л.: Машиностроение, 1974, с.324, рис.157
СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ К.П.Д. РЕДУКТОРОВ 0
SU196401A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ к. п. д. РЕДУКТОРОВ 0
SU354300A1
RU 2052775 С1, 20.01.1996.

RU 2 179 307 C2

Авторы

Плеханов Ф.И.

Ефимов И.Н.

Красильников С.Н.

Ефимова М.М.

Красильникова О.В.

Ложкин Е.Н.

Даты

2002-02-10Публикация

2000-01-05Подача