Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к средствам моторизации понтонных парков.
Известен буксирно-моторный катер БМК-130М (см. Техническое описание и инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию БМК-130М, М. Воениздат, 1971г.), содержащий водонепроницаемый корпус, силовую установку с двумя топливными баками и водоходный движитель, выполненный в виде гребного винта в насадке.
Недостатком катера БМК-130М является небольшая тяга, а также ее уменьшение в результате частичного выгружения из воды гребного винта вследствие расходования большей части топлива в баках.
Известен также буксирно-моторный катер, проект 14120 (прототип - см. Техническое описание и инструкция по эксплуатации катера, проект 14120, г. Рыбинск, КБМС, 1993г., с.5-11), содержащий водонепроницаемый корпус с рубкой и тремя отделениями: форпиком, машинным и ахтерпиком, силовую установку с двумя топливными баками, водооткачивающий насос и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках, размещенных в туннелях.
Недостатком этого катера является частичная потеря его тяги в результате уменьшения глубины погружения гребных винтов в воду вследствие расходования большей части топлива в баках.
Задачей изобретения является сохранение максимальной тяги катера в случае расходования большей части топлива в баках.
Решение указанной задачи достигается тем, что в буксирно-моторном катере, содержащем водонепроницаемый корпус с рубкой и тремя отделениями: форпиком, машинным и ахтерпиком, силовую установку с двумя топливными баками, водооткачивающий насос и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках, размещенных в туннелях, на днище ахтерпика между топливными баками симметрично диаметральной плоскости катера размещена балластная цистерна, снабженная перепускным клапаном и заливной горловиной.
Экспериментальные исследования показали, что при расходовании 3/4 топлива в баках тяга катера из-за выглубления винтов уменьшается с 2100 до 1700 кГс (примерно на 19%). В этой ситуации заполнение водой балластной цистерны в объеме выработанного топлива позволяет увеличить осадку катера и тем самым сохранить его первоначальную тягу (2100 кГс).
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено: на фиг. 1 - буксирно-моторный катер, вид сбоку; на фиг.2 - балластная цистерна, установленная на днище ахтерпика; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 - перепускной клапан.
Буксирно-моторный катер содержит водонепроницаемый корпус 1 с рубкой 2 и тремя отделениями: форпиком 3, машинным 4 и ахтерпиком 5, силовую установку 6 с двумя топливными баками 7 и 8, водооткачивающий насос 9 и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках 10 и 11, размещенных в туннелях. На днище ахтерпика 5 между топливными баками 7 и 8 симметрично диаметральной плоскости катера размещена балластная цистерна 12, снабженная перепускным клапаном 13 и заливной горловиной 14. Перепускной клапан 13 содержит корпус 15, винтовую втулку 16, жестко прикрепленную к корпусу, винт 17 с резьбой на верхнем конце, головку 18 с прикрепленной к ней снизу кожаной прокладкой 19 и седло 20 с отверстием 21. Головка 18 прикреплена к нижнему концу винта 17 посредством гайки 22 и разъемного кольца 23.
Заявленное устройство работает следующим образом.
После того, как топливо в баках 7 и 8 израсходуется более чем на половину, винтом 17 поднимают головку 18, в результате чего вода через отверстие 21 поступает в балластную цистерну 12. После заполнения водой балластной цистерны с помощью винта 17 опускают головку 18 и закрывают отверстие 21. За счет воды, поступившей в балластную цистерну, осадка катера увеличится, и благодаря улучшенным условиям работы водоходного движителя тяга катера возрастет до номинального значения. Балластную цистерну можно заполнять водой и через заливную горловину 14 с помощью водооткачивающего насоса 9 или ведрами. Воду сливают из балластной цистерны через отверстие 21 на берегу перед окончательной погрузкой катера на понтонный автомобиль.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР | 1997 |
|
RU2120881C1 |
БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР | 2022 |
|
RU2793995C1 |
ЧЕЛНОЧНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ | 2001 |
|
RU2185996C1 |
БУКСИРНЫЙ КАТЕР | 1994 |
|
RU2096250C1 |
ПАРОМ | 2001 |
|
RU2184046C1 |
ПЛАВАЮЩАЯ БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2006 |
|
RU2326769C2 |
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ | 2001 |
|
RU2212491C2 |
МОТОРНОЕ ЗВЕНО | 1996 |
|
RU2098314C1 |
КАТЕР БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ | 2001 |
|
RU2183576C1 |
ЛЕГКИЙ ДЕСАНТНЫЙ ПАРОМ | 1996 |
|
RU2104209C1 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам моторизации понтонных парков. Буксирно-моторный катер содержит водонепроницаемый корпус с рубкой и тремя отделениями: форпиком, машинным и ахтерпиком, силовую установку с двумя топливными баками, водооткачивающий насос и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках, размещенных в туннелях. На днище ахтерпика между топливными баками симметрично диаметральной плоскости катера размещена балластная цистерна, снабженная перепускным клапаном и заливной горловиной. Достигается сохранение максимального значения тяги водоходного движителя в случае расходования более половины топлива в баках путем установления необходимой глубины погружения движителя в воду за счет приема забортной воды в балластную цистерну. 4 ил.
Буксирно-моторный катер, содержащий водонепроницаемый корпус с рубкой и тремя отделениями: форпиком, машинным и ахтерпиком, силовую установку с двумя топливными баками, водооткачивающий насос и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках, размещенных в туннелях, отличающийся тем, что на днище ахтерпика между топливными баками симметрично диаметральной плоскости катера размещена балластная цистерна, снабженная перепускным клапаном и заливной горловиной.
Техническое описание и инструкция по эксплуатации катера, проект 14120, г | |||
Рыбинск, КБМС, 1993, с.5-11 | |||
БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР | 1997 |
|
RU2120881C1 |
US 3503358 A, 31.03.1970. |
Авторы
Даты
2002-08-27—Публикация
2000-12-26—Подача