БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР Российский патент 2002 года по МПК B63B35/34 B63B35/66 

Описание патента на изобретение RU2188140C1

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к средствам моторизации понтонных парков.

Известен буксирно-моторный катер БМК-130М (см. Техническое описание и инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию БМК-130М, М. Воениздат, 1971г.), содержащий водонепроницаемый корпус, силовую установку с двумя топливными баками и водоходный движитель, выполненный в виде гребного винта в насадке.

Недостатком катера БМК-130М является небольшая тяга, а также ее уменьшение в результате частичного выгружения из воды гребного винта вследствие расходования большей части топлива в баках.

Известен также буксирно-моторный катер, проект 14120 (прототип - см. Техническое описание и инструкция по эксплуатации катера, проект 14120, г. Рыбинск, КБМС, 1993г., с.5-11), содержащий водонепроницаемый корпус с рубкой и тремя отделениями: форпиком, машинным и ахтерпиком, силовую установку с двумя топливными баками, водооткачивающий насос и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках, размещенных в туннелях.

Недостатком этого катера является частичная потеря его тяги в результате уменьшения глубины погружения гребных винтов в воду вследствие расходования большей части топлива в баках.

Задачей изобретения является сохранение максимальной тяги катера в случае расходования большей части топлива в баках.

Решение указанной задачи достигается тем, что в буксирно-моторном катере, содержащем водонепроницаемый корпус с рубкой и тремя отделениями: форпиком, машинным и ахтерпиком, силовую установку с двумя топливными баками, водооткачивающий насос и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках, размещенных в туннелях, на днище ахтерпика между топливными баками симметрично диаметральной плоскости катера размещена балластная цистерна, снабженная перепускным клапаном и заливной горловиной.

Экспериментальные исследования показали, что при расходовании 3/4 топлива в баках тяга катера из-за выглубления винтов уменьшается с 2100 до 1700 кГс (примерно на 19%). В этой ситуации заполнение водой балластной цистерны в объеме выработанного топлива позволяет увеличить осадку катера и тем самым сохранить его первоначальную тягу (2100 кГс).

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено: на фиг. 1 - буксирно-моторный катер, вид сбоку; на фиг.2 - балластная цистерна, установленная на днище ахтерпика; на фиг.3 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 - перепускной клапан.

Буксирно-моторный катер содержит водонепроницаемый корпус 1 с рубкой 2 и тремя отделениями: форпиком 3, машинным 4 и ахтерпиком 5, силовую установку 6 с двумя топливными баками 7 и 8, водооткачивающий насос 9 и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках 10 и 11, размещенных в туннелях. На днище ахтерпика 5 между топливными баками 7 и 8 симметрично диаметральной плоскости катера размещена балластная цистерна 12, снабженная перепускным клапаном 13 и заливной горловиной 14. Перепускной клапан 13 содержит корпус 15, винтовую втулку 16, жестко прикрепленную к корпусу, винт 17 с резьбой на верхнем конце, головку 18 с прикрепленной к ней снизу кожаной прокладкой 19 и седло 20 с отверстием 21. Головка 18 прикреплена к нижнему концу винта 17 посредством гайки 22 и разъемного кольца 23.

Заявленное устройство работает следующим образом.

После того, как топливо в баках 7 и 8 израсходуется более чем на половину, винтом 17 поднимают головку 18, в результате чего вода через отверстие 21 поступает в балластную цистерну 12. После заполнения водой балластной цистерны с помощью винта 17 опускают головку 18 и закрывают отверстие 21. За счет воды, поступившей в балластную цистерну, осадка катера увеличится, и благодаря улучшенным условиям работы водоходного движителя тяга катера возрастет до номинального значения. Балластную цистерну можно заполнять водой и через заливную горловину 14 с помощью водооткачивающего насоса 9 или ведрами. Воду сливают из балластной цистерны через отверстие 21 на берегу перед окончательной погрузкой катера на понтонный автомобиль.

Похожие патенты RU2188140C1

название год авторы номер документа
БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР 1997
  • Аверченко А.М.
  • Трефилов В.Ф.
  • Хмелюк П.С.
  • Малышев А.А.
  • Котенко А.В.
  • Галин В.Б.
RU2120881C1
БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР 2022
  • Кривошеев Максим Владимирович
  • Овдиенко Валерий Викторович
  • Петров Валерий Владимирович
  • Хмелюк Петр Сергеевич
  • Гуришкин Олег Павлович
  • Крицкий Сергей Альбертович
  • Верглинская Надежда Алексеевна
  • Попов Виталий Александрович
RU2793995C1
ЧЕЛНОЧНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ 2001
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2185996C1
БУКСИРНЫЙ КАТЕР 1994
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2096250C1
ПАРОМ 2001
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2184046C1
ПЛАВАЮЩАЯ БРОНИРОВАННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2006
  • Маланичев Виктор Викторович
  • Покутний Владимир Васильевич
  • Савельев Николай Геннадьевич
RU2326769C2
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВОЙ ПЕРЕПРАВЫ 2001
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2212491C2
МОТОРНОЕ ЗВЕНО 1996
  • Кузнецов В.П.
  • Аверченко А.М.
  • Трефилов В.Ф.
  • Хмелюк П.С.
  • Малышев А.А.
  • Котенко А.В.
  • Галин В.Б.
  • Столяров Ю.И.
  • Баландин Е.С.
RU2098314C1
КАТЕР БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ 2001
  • Аверченко А.М.
  • Малышев А.А.
  • Галин В.Б.
  • Хмелюк П.С.
  • Баландин Е.С.
  • Куприянов Ю.А.
  • Кутьин С.В.
RU2183576C1
ЛЕГКИЙ ДЕСАНТНЫЙ ПАРОМ 1996
  • Кузнецов В.П.
  • Аверченко А.М.
  • Трефилов В.Ф.
  • Хмелюк П.С.
  • Малышев А.А.
  • Котенко А.В.
  • Галин В.Б.
  • Куприянов Ю.А.
  • Ежков А.В.
RU2104209C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 188 140 C1

Реферат патента 2002 года БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам моторизации понтонных парков. Буксирно-моторный катер содержит водонепроницаемый корпус с рубкой и тремя отделениями: форпиком, машинным и ахтерпиком, силовую установку с двумя топливными баками, водооткачивающий насос и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках, размещенных в туннелях. На днище ахтерпика между топливными баками симметрично диаметральной плоскости катера размещена балластная цистерна, снабженная перепускным клапаном и заливной горловиной. Достигается сохранение максимального значения тяги водоходного движителя в случае расходования более половины топлива в баках путем установления необходимой глубины погружения движителя в воду за счет приема забортной воды в балластную цистерну. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 188 140 C1

Буксирно-моторный катер, содержащий водонепроницаемый корпус с рубкой и тремя отделениями: форпиком, машинным и ахтерпиком, силовую установку с двумя топливными баками, водооткачивающий насос и водоходный движитель, выполненный в виде двух гребных винтов в насадках, размещенных в туннелях, отличающийся тем, что на днище ахтерпика между топливными баками симметрично диаметральной плоскости катера размещена балластная цистерна, снабженная перепускным клапаном и заливной горловиной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2002 года RU2188140C1

Техническое описание и инструкция по эксплуатации катера, проект 14120, г
Рыбинск, КБМС, 1993, с.5-11
БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР 1997
  • Аверченко А.М.
  • Трефилов В.Ф.
  • Хмелюк П.С.
  • Малышев А.А.
  • Котенко А.В.
  • Галин В.Б.
RU2120881C1
US 3503358 A, 31.03.1970.

RU 2 188 140 C1

Авторы

Аверченко А.М.

Котенко А.В.

Малышев А.А.

Хмелюк П.С.

Даты

2002-08-27Публикация

2000-12-26Подача