Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам определения угла скольжения летательного аппарата (ЛА). Оно может быть использовано для выдачи значения угла скольжения на индикацию экипажу и в систему предупреждения критических режимов (СПКР), а также при наземной послеполетной обработке данных средств бортовых измерений (СБИ) для анализа различных режимов полета.
Определим используемую ниже терминологию. Под скоростью ЛА понимают вектор скорости начала О его связанной системы координат (СК) относительно воздушной среды [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 20058-80. -М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981. с. 5, 11]. В качестве компонентов скорости для индикации летчику, в СПКР и, соответственно, в СБИ используют следующие три параметра: воздушную скорость V ЛА, его углы атаки α и скольжения β.
Углы атаки α и скольжения β определяют направление вектора скорости ЛА в связанной СК [там же, с.8].
Три компонента VX, VY и VZ представляют проекции скорости на оси OX, OY, OZ в связанной СК и также определяют модуль и направление вектора скорости ЛА.
Для измерения угла скольжения ЛА на борту используют датчик аэродинамического угла флюгерного типа. Ось вращения флюгера лежит в плоскости симметрии OXY связанной системы координат ЛА и перпендикулярна касательной к фюзеляжу в месте установки датчика аэродинамического угла скольжения. Угол между плоскостью, нормальной к оси вращения флюгарки, и осью ОХ связанной СК обозначим ϑ0ф. Под углом атаки αф датчика аэродинамического угла скольжения ниже будем понимать угол между указанной плоскостью, нормальной к оси вращения флюгарки, и проекцией скорости ЛА на плоскость симметрии OXY связанной СК.
Наиболее близким к предлагаемому способу является следующий способ измерения угла скольжения ЛА [Харин Е.А., Цветков П.М., Волков В.К. и др. Летные испытания систем пилотажно-навигационного оборудования. - М.: Машиностроение, 1986, стр.67-69, 87]. В этом способе измеряют местный угол скольжения βм с помощью датчика аэродинамического угла скольжения, установленного в носовой нижней части фюзеляжа ЛА или на носовой штанге, а затем определяют угол скольжения β ЛА по измеренному текущему значению местного угла скольжения βм, используя известную для данного типа самолета функциональную зависимость угла скольжения β от местного угла скольжения βм.
Недостатком описанного способа измерения угла скольжения является погрешность определения угла скольжения ЛА, вызванная следующим обстоятельством. Угол скольжения βh, измеряемый с помощью флюгарки датчика аэродинамического угла скольжения, лежит в плоскости, нормальной к оси вращения флюгарки. Угол скольжения β ЛА определяет поперечное отклонение самого вектора скорости ЛА от его плоскости симметрии [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 20058-80. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981, с.8], т.е. лежит в плоскости, содержащей вектор скорости ЛА и ось OZ связанной системы координат. Поэтому формируемый известным способом угол скольжения βh и фактический угол скольжения β ЛА лежат в различных плоскостях. Угол между данными плоскостями является углом атаки αф датчика угла скольжения. В дальнейшем угол скольжения βh будем называть горизонтированным, поскольку в силу малости угла ϑ0ф он лежит практически в горизонтальной плоскости OXZ связанной СК ЛА. Следовательно, формируемый на борту в настоящее время горизонтированный угол скольжения βh дает правильное значение угла скольжения β ЛА только при нулевом значении угла атаки αф датчика угла скольжения. Для современных и перспективных ЛА режимы полета с выходом на большие значения углов атаки становятся типичными. В этих условиях известный способ измерения угла скольжения ЛА дает неверный результат. При этом погрешность известного способа тем больше, чем больше значение угла атаки αф датчика угла скольжения.
Найдем величину погрешности δβ измерения угла скольжения ЛА известным способом. Угол скольжения β ЛА определен выражением
Горизонтированный угол скольжения βh ЛА в известном способе определен выражением
где
VXф = VXcosϑ0ф+VYsinϑ0ф; (3)
Vzф=Vz.
Из выражений (1)-(3) следует
β = arctg(tgβhcosαф),
где αф = α+ϑ0ф. Следовательно, искомая погрешность измерения угла скольжения ЛА известным способом определена выражением
δβ = βh-arctg(tgβhcosαф).
Задачей изобретения является повышение точности определения угла скольжения ЛА.
Задача решается с помощью способа измерения угла скольжения летательного аппарата, в котором с помощью датчика аэродинамического угла скольжения флюгерного типа измеряют местный угол скольжения βм, по измеренному местному углу скольжения βм определяют угол скольжения βh летательного аппарата, отличающийся тем, что дополнительно измеряют угол атаки αф датчика аэродинамического угла скольжения и корректируют угол скольжения летательного аппарата в зависимости от измеренного угла атаки датчика аэродинамического угла скольжения β = arctg(tgβhcosαф).
Предлагаемое изобретение позволяет определять угол скольжения ЛА с более высокой точностью.
На чертеже показаны зависимости величины погрешностей известного способа определения угла скольжения ЛА от значения горизонтированного угла скольжения βh ЛА при различных значениях угла атаки αф флюгарки датчика аэродинамического угла скольжения:
- αф=10o (линия отмечена знаком );
- αф=20o (линия отмечена знаком □);
- αф=40o (линия отмечена знаком );
- αф=60o (линия отмечена знаком );
- αф=90o (линия отмечена знаком X).
Предлагаемый способ определения компонента скорости летательного аппарата заключается в следующем.
1. С помощью датчика аэродинамического угла скольжения измеряют местный угол скольжения βм.
2. По измеренному местному углу скольжения βм и известной для данного типа ЛА функциональной зависимости определяют угол скольжения βh ЛА. Упомянутая функциональная зависимость определяется в процессе летных испытаний ЛА.
3. Дополнительно измеряют угол атаки αф датчика аэродинамического угла скольжения
αф = α+ϑ0ф.
Измерение угла атаки αф датчика аэродинамического угла скольжения необходимо для определения угла между плоскостями, в которых лежат измеряемый известным способом угол скольжения βh и фактический угол скольжения β ЛА. Поэтому данная операция относится к существенным признакам заявляемого способа.
4. Корректируют модуль угла скольжения ЛА в зависимости от измеренного угла атаки αф датчика угла скольжения
β = arctg(tgβhcosαф).
Данная операция также относится к существенным признакам, поскольку обеспечивает устранение погрешности измерения угла скольжения ЛА известным способом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПОНЕНТА СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2192015C1 |
СПОСОБ ГРАДУИРОВКИ ДАТЧИКА АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УГЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2004 |
|
RU2277698C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПОНЕНТА СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2006 |
|
RU2331892C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО УГЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2341775C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВУХДВИГАТЕЛЬНОГО САМОЛЕТА ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ | 1998 |
|
RU2122963C1 |
УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТОМ ПОСРЕДСТВОМ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ | 1998 |
|
RU2122511C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВЫЧИСЛЕНИЯ ТЕКУЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ УГЛОВ АТАКИ И СКОЛЬЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2016 |
|
RU2663315C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЕКТОРОМ ТЯГИ МАРШЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ САМОЛЕТА | 1998 |
|
RU2122510C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ | 2001 |
|
RU2192366C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАЗДЫВАНИЯ В ПНЕВМОТРАКТЕ СТАТИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ В ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2003 |
|
RU2241641C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам определения угла скольжения летательного аппарата. Оно может быть использовано для выдачи значения угла скольжения на индикацию экипажу и в систему предупреждения критических режимов, а также при наземной послеполетной обработке данных средств бортовых измерений для анализа различных режимов полета. С помощью датчика аэродинамического угла скольжения флюгерного типа измеряют местный угол скольжения. По измеренному местному углу скольжения и заданной функциональной зависимости угла скольжения летательного аппарата от измеренного местного угла скольжения определяют угол скольжения летательного аппарата. Дополнительно измеряют угол атаки. Корректируют угол скольжения летательного аппарата в зависимости от измеренного угла атаки. Технический результат состоит в повышении точности определения угла скольжения летательного аппарата. 1 ил.
Способ определения угла скольжения летательного аппарата, в котором с помощью датчика аэродинамического угла скольжения флюгерного типа измеряют местный угол скольжения, по измеренному местному углу скольжения и заданной функциональной зависимости угла скольжения летательного аппарата от измеренного местного угла скольжения определяют угол скольжения летательного аппарата, отличающийся тем, что дополнительно измеряют угол атаки и корректируют угол скольжения летательного аппарата в зависимости от измеренного угла атаки.
ХАРИН Е.А., ЦВЕТКОВ П.М | |||
и др | |||
Летные испытания систем пилотажно-навигационного оборудования | |||
- М.: Машиностроение, 1986, с | |||
Приспособление для получения кинематографических стерео снимков | 1919 |
|
SU67A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА | 1976 |
|
SU601892A1 |
SU 1725529 A1, 10.02.1997 | |||
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ИЗМЕРИТЕЛЯ АЭРОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2079142C1 |
Путемер | 1986 |
|
SU1400228A1 |
US 3614036 A1, 19.10.1971. |
Авторы
Даты
2002-12-27—Публикация
2001-10-04—Подача