Изобретение относится к области создания композиций, используемых для смазки тяжело нагруженных открытых зубчатых передач, стальных канатов, ходовой части тракторов и других пар скольжения непрецезионных механизмов.
Известна консистентная смазка по ВТУ МНП 433-52, получаемая загущением минерального масла озокеритом и применяемая для смазывания стальных канатов (Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов, под редакцией Е.А. Эминова, ГНТИ нефтяной и горно-топливной литературы, M., 1960, с. 64-65).
К основным ее недостаткам относится весьма низкая эффективность, обусловленная отсутствием в составе таких противоизносных присадок как графит и синтетический дисульфид молибдена.
Известна также консистентная смазка, принятая за прототип, содержащая смесь солидола и графита (10%), применяемая для тяжело нагруженных открытых зубчатых передач, лебедок, рессор и тросов (Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов, под редакцией Е.А. Эминова, ГНТИ нефтяной и горно-топливной литературы, M., 1960, с.54-55).
Применение данной известной композиции сопряжено с повышенным расходом смазки, что обусловлено необходимостью обеспечения приемлемых показателей износа взаимодействующих поверхностей путем увеличения частоты нанесения покрытия.
Последнее объясняется прежде всего отсутствием в составе смазки дисульфида молибдена и, в частности, синтетического МоS2.
Природный дисульфид молибдена, получаемый очисткой флотоконцентратов рудообогатительных фабрик, по своему дисперсному составу и трибологическим свойствам значительно уступает синтетическому аналогу. Последний по способности внедряться в металл и образовывать поверхностную пленку превосходит все известные противоизносные присадки. В смазочном слое толщиной 2,5 мкм содержится до 4000 слоев (S-Мо-S). Слои серы, образующие поверхность частиц дисульфида молибдена, обеспечивают сильную адгезию к поверхности металла. В зависимости от прилагаемых нагрузок достигаются коэффициенты трения от 0,04 до 0,02.
Для устранения недостатков известных смазочных рецептур предложена консистентная смазка, содержащая следующие ингредиенты, мас.%:
Cинтетический дисульфид молибдена - 1-3
Графит - 7-10
Мазут - 2-5
Солидол - До 100
Разработанный состав обладает высокой эффективностью, приемлемыми адгезионными свойствами, не требует значительного расхода смазки при защите стальных канатов подъемно-транспортных устройств, открытых зубчатых передач и других непрецезионных механизмов.
Оценку потребительских свойств предлагаемой композиции в сравнении с известной осуществляли на промышленно-экспериментальном участке измельчения рудного сырья. Опробуемые композиции наносили на ведущую шестерню привода мельницы СМ 6005, длительность испытаний каждой рецептуры составляла 6 месяцев. При этом показатели основных характеристик разработанной смазки составляли следующие величины:
Пенетрация при 25oС - 250-290
Температура каплепадения,oС - 74-82
Содержание свободных щелочей, в пересчете на NаОН, % не более - 0,2
Содержание воды, % не более - 3
Испытание на коррозионное действие - Выдерживает
Диаметр пятна износа на четырехшариковой машине трения не более - 0,7
В результате работ было определено, что при аналогичном уровне износа поверхности зубчатой передачи среднесуточный расход известной смазки составил 450-510 г против 370-420 г для предлагаемой композиции.
Хорошо зарекомендовала себя разработанная смазка при ее нанесении на канаты подъемных машин 2Ц6/2,4, подаче на венцовую шестерню привода мельницы MЛ-97.
В целом, опробование действия предлагаемой консистентной смазки в различных непрецезионных механизмах показало ее высокую эксплуатационную эффективность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КАНАТНАЯ СМАЗКА | 2001 |
|
RU2211857C2 |
РЕЛЬСОВОЕ ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2200184C2 |
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА | 2001 |
|
RU2204586C1 |
РЕЛЬСОВОЕ ПОКРЫТИЕ | 1998 |
|
RU2152429C1 |
РЕЛЬСОВАЯ СМАЗКА | 2004 |
|
RU2271382C1 |
ТВЕРДОЕ СМАЗОЧНОЕ ВЕЩЕСТВО | 2000 |
|
RU2198204C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСУЛЬФИДА МОЛИБДЕНА | 1999 |
|
RU2156318C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСУЛЬФИДА МОЛИБДЕНА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ МАСЛЯНЫХ СУСПЕНЗИЙ | 2000 |
|
RU2200203C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИРОВОГО СОЛИДОЛА | 2021 |
|
RU2764085C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ УРАНОВЫХ РУД | 2000 |
|
RU2200204C2 |
Сущность: изобретение относится к созданию композиций, используемых для смазки тяжелонагруженных открытых зубчатых передач, стальных канатов, ходовой части тракторов и других пар скольжения непрецезионных механизмов. Композиция содержит, мас.%: синтетический дисульфид молибдена 1-3, графит 7-10, мазут 2-5, солидол до 100. Технический результат - улучшение смазочных и адгезионных свойств, снижение расхода смазки.
Консистентная смазка, содержащая солидол и графит, отличающаяся тем, что дополнительно содержит синтетический дисульфид молибдена и мазут при следующем содержании компонентов, мас. %:
Синтетический дисульфид молибдена - 1-3
Графит - 7-10
Мазут - 2-5
Солидол - До 100
СПРАВОЧНИК ПО ПРИМЕНЕНИЮ И НОРМАМ РАСХОДА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ/ ПОД РЕД | |||
Е.А.ЭМИНОВА, - М.: ГНТИ НЕФТЯНОЙ И ГОРНО-ТОПЛИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1960, С.54-55 | |||
АНТИФРИКЦИОННЫЙ САМОСМАЗЫВАЮЩИЙ МАТЕРИАЛ | 1998 |
|
RU2132364C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2042712C1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2044762C1 |
АНТИФРИКЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1991 |
|
RU2046811C1 |
US 5518639 А, 21.05.1996 | |||
Индустриальное масло для смазки цепей | 1983 |
|
SU1114694A1 |
Авторы
Даты
2003-03-10—Публикация
2001-04-25—Подача