МНОГОРЯДНАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА ВЕРТИКАЛЬНОГО ВАЛА ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2003 года по МПК E21B4/02 

Описание патента на изобретение RU2209289C1

Изобретение относится к области горной промышленности, в частности к техническим средствам, которые используются для бурения скважин с использованием гидравлического забойного двигателя.

Известна многорядная осевая опора для вертикального вала, включающая гребенчатый подпятник, смонтированный в нем вал с имеющими верхнюю и нижнюю обоймы подшипниками, разделенными пятами, состоящими из разделительных и опорных втулок и эластичных элементов [1].

Недостатком этой опоры является небольшой срок службы за счет неравномерности распределения нагрузки по подшипникам вследствие нестабильности свойств резины ее эластичных элементов, а также вследствие различного качества крепления резины к металлическому остову.

Наиболее близкой по техническому решению является многорядная осевая опора для вертикального вала. Известная осевая опора включает гребенчатый подпятник, смонтированный в нем вал с имеющими верхнюю и нижнюю обоймы подшипниками, разделенными пятами, самоустанавливающиеся втулки, кольцевые поршни и эластичные элементы [2].

Недостатком этой опоры является сложность изготовления и громоздкость конструкции. Наличие гребенчатой пяты и самоустанавливающихся втулок уменьшает площадь обоймы подшипника, тем самым уменьшает его грузоподъемность, и вынуждает при достижении заданной грузоподъемности наращивать количество рядов. Это приводит к увеличению длины опоры. Кроме того, гребенчатая пята сама по себе увеличивает длину опоры.

Задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции и сокращение длины опоры при сохранении грузоподъемности.

Поставленная задача достигается тем, что многорядная осевая опора вертикального вала забойного двигателя, включающая подпятник, упорные подшипники качения, втулки, эластичный элемент, согласно изобретению при выполнении вертикального вала ступенчатым опора снабжена корпусом и установленными на ступенях вала кольцами с размещенными между ними упорными подшипниками качения, при этом в корпусе опоры концентрически размещены выполненные цилиндрическими втулки, упертые одними концами в кольца, а другими - в эластичный элемент, размещенный в установленном в корпусе подпятнике.

Сущность заявляемого устройства заключается в том, что все ряды упорных подшипников качения через цилиндрические втулки опираются на один подпятник. Общая осевая нагрузка распределяется между упорными подшипниками качения пропорционально площади контакта торцов цилиндрических втулок с эластичным элементом подпятника.

Упорные подшипники качения имеют разный диаметральный размер и поэтому разную грузоподъемность. Площади контакта торцов цилиндрических втулок определяются соотношениями:
и т.д.,
где f1, f2 - площади контакта торцов втулок;
F - площадь эластичного элемента;
G1; G2 - паспортная грузоподъемность отдельного подшипника;
ΣG - суммарная паспортная грузоподъемность всех подшипников.

Эластичный элемент заключен в замкнутый объем, вследствие чего работает по принципу жидкости на всестороннее сжатие и обеспечивает тем самым распределение осевой нагрузки по упорным подшипникам качения пропорционально площади контакта цилиндрических втулок, имеющих разную длину.

Материалом эластичного элемента может быть резина, полиуретан, пластмассы, а также при высоких нагрузках - мягкие металлы, такие как свинец, олово и др.

На чертеже представлена многорядная осевая опора вертикального вала.

Опора включает корпус 1, ступенчатый вал 2, кольца 3, установленные на ступенях вала 2. Между кольцами 3 расположены упорные подшипники качения 4. В корпусе 1 концентрически размещены цилиндрические втулки 5, которые одними концами контактируют с эластичным элементом 6, а другими - уперты в кольца 3. Эластичный элемент 6 расположен в подпятнике 7, установленном в корпусе 1.

Распределение нагрузки по рядам происходит следующим образом.

При нагружении ступенчатого вала 2 опоры усилие передается вначале на один какой-либо упорный подшипник качения 4, например на нижний. При этом соответствующая втулка 5 будет внедряться в эластичный элемент 6. Так как эластичный элемент 6 замкнут в ограниченном пространстве, он будет деформироваться и войдет в контакт со всеми остальными втулками. При этом давление в эластичном элементе 6 установится пропорционально общей осевой нагрузке на опору и распределится между рядами упорных подшипников качения 4 пропорционально площадям контакта торцов втулок 5.

Предлагаемая конструкция многорядной осевой опоры более компактна, проста в изготовлении и более надежна в эксплуатации.

Источники информации
1. Гусман М.Т. и др. Расчет, конструирование и эксплуатация турбобуров. - М., 1976, с.264-268.

2. А.с. СССР 964290, М.кл. F 16 С 43/04; Е 21 В 4/02, 1982 - прототип.

Похожие патенты RU2209289C1

название год авторы номер документа
Винтовой забойный двигатель 2002
  • Шаманов С.А.
  • Стрельцов Н.А.
  • Гончаров А.Н.
RU2224078C2
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА 2001
RU2235225C2
ВИНТОВОЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Вяхирев В.И.
  • Ипполитов В.В.
  • Бондарь В.А.
RU2186188C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА 2005
  • Голдобин Владимир Борисович
  • Трапезников Сергей Германович
  • Соболев Алексей Владимирович
RU2277189C1
ВХОДНОЙ МОДУЛЬ ПОГРУЖНОГО ЦЕНТРОБЕЖНОГО МНОГОСТУПЕНЧАТОГО НАСОСА 2003
  • Говберг А.С.
RU2237198C1
ШПИНДЕЛЬ-СТАБИЛИЗАТОР 2002
  • Курумов Л.С.
  • Симонянц С.Л.
RU2198280C1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ 2002
  • Козлов В.Б.
  • Пискун В.И.
RU2235226C2
ОСЕВАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Дудкин М.П.
  • Ванцев В.Ю.
  • Салынов В.В.
RU2201489C1
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЗАБОЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2017
  • Тимофеев Владимир Иванович
  • Рыжов Александр Борисович
  • Богданов Павел Андреевич
RU2669321C1
Многорядная осевая опора для вертикального вала 1980
  • Григорьев Петр Никифорович
  • Штоль Владимир Филиппович
SU964290A1

Реферат патента 2003 года МНОГОРЯДНАЯ ОСЕВАЯ ОПОРА ВЕРТИКАЛЬНОГО ВАЛА ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к осевым опорам для забойных гидравлических двигателей, используемых при бурении скважин. Изобретение направлено на упрощение конструкции при сохранении функциональных свойств. Опора включает корпус, вертикальный ступенчатый вал, на ступенях которого установлены кольца с размещенными между ними упорными подшипниками качения, в корпусе концентрически размещены цилиндрические втулки, которые одними концами упираются в кольца, а другими - в эластичный элемент, размещенный в подпятнике, установленном в корпусе. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 209 289 C1

Многорядная осевая опора вертикального вала забойного двигателя, включающая подпятник, упорные подшипники качения, втулки, эластичный элемент, отличающаяся тем, что при выполнении вертикального вала ступенчатым опора снабжена корпусом и установленными на ступенях вала кольцами с размещенными между ними упорными подшипниками качения, при этом в корпусе опоры концентрически размещены выполненные цилиндрическими втулки, упертые одними концами в кольца, а другими - в эластичный элемент, размещенный в установленном в корпусе подпятнике.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2003 года RU2209289C1

Многорядная осевая опора для вертикального вала 1980
  • Григорьев Петр Никифорович
  • Штоль Владимир Филиппович
SU964290A1
Маслонаполненный шпиндель электробура 1955
  • Григоров В.И.
  • Серегин В.П.
  • Фоменко Ф.Н.
SU114058A1
ОПОРА ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 0
SU295853A1
Осевая опора буровой гидромашины 1972
  • Иоанесян Юрий Роленович
  • Кузин Борис Владимирович
SU539135A1
Шпиндель забойного двигателя 1983
  • Конюхов Иван Нилович
  • Кравцов Анатолий Иосифович
  • Харрасов Ильдар Асгатович
  • Кагарманов Нурулла Фаритович
  • Хамзин Шамиль Хурматович
SU1093779A1
SU 1630354 A1, 20.01.1988
Уплотнение забойного двигателя 1991
  • Мансуров Рафик Мансурович
SU1792480A3
RU 2003768 A1, 30.11.1993
ШПИНДЕЛЬ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Набиев Ф.Н.
  • Юсупов Р.А.
  • Никитенко Ю.Н.
  • Максютов И.Ф.
  • Ахметшин Г.Д.
RU2183245C2

RU 2 209 289 C1

Авторы

Григорьев П.Н.

Григорьев А.П.

Бастриков С.Н.

Бородавкин В.С.

Даты

2003-07-27Публикация

2002-07-02Подача