СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК F16C17/00 F16C33/20 B29D31/02 

Описание патента на изобретение RU2222722C2

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения из полимерных материалов методом литья (Б. Д. Воронков. Подшипники сухого трения. Л.: Машиностроение, 1979, с.70).

Недостатком этого способа является то, что они имеют большую толщину, которая при температурных колебаниях приводит к уменьшению зазора и заклиниванию узла трения.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную деталь и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения (Цыплаков О.Г. Конструирование изделий из композиционно-волокнистых материалов. Л.: Машиностроение, 1984, с.122-125).

Недостатком данного способа является ненадежное крепление антифрикционной детали в обойме подшипника скольжения. В процессе эксплуатации, из-за свойств полимерного материала (низкий коэффициент трения) антифрикционная деталь теряет посадку, отслаивается от обоймы и заклинивает в узле трения. Кроме того, под воздействием вибрации и ударов антифрикционная деталь выскальзывает из обоймы, что приводит к разрушению узла трения, ухудшает работу изделия и снижает долговечность.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности изготавливаемых подшипников скольжения.

Для решения указанной задачи в предлагаемом способе перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной детали нарезают кольцевые канавки с профилем в виде ласточкиного хвоста. Кроме того, первые несколько намотанных слоев тканого материала стягивают в канавках фиксирующим элементом. Кроме того, в качестве фиксирующего элемента используют проволочное кольцо.

Нарезание кольцевых канавок с профилем в виде ласточкиного хвоста повышает прочность скрепления намотанной обоймы с наружной поверхностью антифрикционной детали, так как прилежащие слои намотки ткани копируют рельеф поверхности антифрикционной детали и удерживают ее от взаимного смещения.

Стягивание первых нескольких намотанных слоев тканого материала в канавках фиксирующим элементом позволяет исключить проворачивание обоймы относительно антифрикционной детали даже при отсутствии взаимной адгезии.

Использование в качестве фиксирующего элемента проволочного кольца обеспечивает надежность крепления тканого материала на антифрикционной детали при простоте конструкции и технологии изготовления.

Сущность способа поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен общий вид подшипника скольжения.

На фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Пример конкретного выполнения способа изготовления подшипника скольжения.

В качестве антифрикционной детали выбрана втулка 1 из композиции на основе фторопласта с наполнителями из порошков графита, дисульфида молибдена и кокса. Приготовление такой композиции осуществляют известными способами переработки фторопласта. На наружной цилиндрической поверхности втулки 1 нарезают кольцевые канавки 2 с профилем в виде ласточкиного хвоста, например, с помощью резца на токарном станке в центрах 3. Затем наматывают плотно на наружную поверхность втулки 1 тканый материал 4, например стеклоткань или хлопчатобумажная ткань, пропитанный связующим (эпоксидной смолой ЭД-20 с отвердителем ПЭПА). После намотки двух-четырех слоев тканый материал стягивают (прокалывая полотно) в канавках 2 фиксирующим элементом, в качестве которого используют проволочное кольцо 5 (например, медное). Усилие стягивания обеспечивают скруткой концов проволочного кольца 5 и устанавливают экспериментально. Затем производят намотку тканого материала 4 до требуемых размеров подшипника скольжения. После отверждения заготовку обрабатывают на токарном станке путем обточки наружной поверхности под посадку в изделие и торцевания подшипника скольжения.

В отличие от аналогов предлагаемый способ позволяет обеспечить надежность крепления антифрикционной детали в обойме за счет применения кольцевых канавок и фиксирующих элементов в канавках, что повышает долговечность подшипникового узла при длительной эксплуатации под воздействием динамических нагрузок и перепада температур.

Похожие патенты RU2222722C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2200257C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2189904C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1999
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Тарасенко А.Т.
RU2172678C1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2007
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Черниговский Александр Андреевич
  • Кульков Александр Алексеевич
  • Журавлев Виктор Николаевич
  • Исаев Василий Петрович
  • Осташевич Дмитрий Владимирович
  • Ильин Сергей Яковлевич
  • Елисеев Александр Константинович
  • Левин Михаил Антонович
  • Пеклер Константин Владимирович
RU2321782C1
Способ изготовления подшипника скольжения 2018
  • Пыриков Павел Геннадьевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Грядунов Сергей Семенович
  • Данилюк Алексей Яковлевич
RU2705731C1
Металлополимерные подшипники скольжения, выполненные из ориентированного полимерного нанокомпозиционного материала 2016
  • Максимкин Алексей Валентинович
  • Сенатов Фёдор Святославович
  • Калошкин Сергей Дмитриевич
  • Чуков Дилюс Ирекович
  • Данилов Владимир Дмитриевич
RU2646205C1
ШАРНИРНЫЙ ПОДШИПНИК 2000
  • Шорин Л.А.
  • Лупик В.А.
  • Щелчков А.В.
RU2186267C2
Способ изготовления металлополимерных трубчатых изделий 1985
  • Богачев Анатолий Петрович
  • Андреев Вячеслав Николаевич
  • Иванов Валерий Александрович
SU1346441A1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 2015
  • Барынин Вячеслав Александрович
  • Гашков Иван Юрьевич
  • Даштиев Идрис Зилфикарович
  • Ефремов Алексей Александрович
  • Журавлёв Виктор Николаевич
  • Кульков Александр Алексеевич
RU2600969C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1999
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2162172C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 222 722 C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения. Способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную деталь и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения, заключается в том, что перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной детали нарезают кольцевые канавки с профилем в виде ласточкина хвоста. Кроме того, первые несколько намотанных слоев тканого материала стягивают в канавках фиксирующим элементом. В качестве фиксирующего элемента используют проволочное кольцо. Техническим результатом изобретения является повышение долговечности изготавливаемых подшипников скольжения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 222 722 C2

1. Способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную деталь и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения, отличающийся тем, что перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной детали нарезают кольцевые канавки с профилем в виде ласточкина хвоста.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что первые несколько намотанных слоев тканого материала стягивают в канавках фиксирующим элементом.3. Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что в качестве фиксирующего элемента используют проволочное кольцо.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2222722C2

ЦЫПЛАКОВ О.Г
Конструирование изделий из композиционно-волокнистых материалов
- Л,: Машиностроение, 1984, стр
Схема обмотки ротора для пуска в ход индукционного двигателя без помощи реостата, с применением принципа противосоединения обмоток при трогании двигателя с места 1922
  • Шенфер К.И.
SU122A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1998
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2147699C1
US 4367189, 04.01.1983
Тренажер 1986
  • Гусаров Геннадий Владимирович
  • Давыдов Борис Константинович
SU1454385A1

RU 2 222 722 C2

Авторы

Иванов В.А.

Богачев А.П.

Шамаев А.С.

Отмахов Д.В.

Даты

2004-01-27Публикация

2002-02-26Подача