СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2001 года по МПК B29D31/02 B29C53/56 B29K105/08 B29L31/04 

Описание патента на изобретение RU2172678C1

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения из полимерных материалов методом литья (Б.Д. Воронков. Подшипники сухого трения. Машиностроение, Л., 1979, с. 70).

Недостатком этого способа является то, что они имеют большую толщину, что при температурных колебаниях приводит к уменьшению зазора и заклиниванию узла трения.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную втулку и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающий обойму подшипника скольжения (Цыплаков О.Г. Конструирование изделий из композиционно-волокнистых материалов. Л.: Машиностроение, 1984, с. 122-125).

Недостатком известного способа является ненадежное крепление антифрикционной втулки в обойме подшипника скольжения. В процессе эксплуатации из-за свойств полимерного материала антифрикционная втулка теряет посадку, проворачивается в обойме и заклинивает в узле трения. Кроме того, при температурных колебаниях происходит изменение рабочего зазора (между валом и подшипником), что ухудшает работу изделия и снижает долговечность.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности изготавливаемых подшипников скольжения
Для решения указанной задачи в предлагаемом способе перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной втулки нарезают винтовые канавки, в которые укладывают проволоку с предварительным натяжением. Кроме того, концы проволоки жестко фиксируют в корпусе антифрикционной втулки с помощью отверстий.

Нарезание винтовых канавок, в которые укладывают проволоку с предварительным натяжением, повышает прочность скрепления намотанной обоймы с наружной поверхностью антифрикционной втулки, так как прилежащие слои намотки ткани копируют рельеф поверхности антифрикционной втулки.

Наличие проволоки создает предпосылки для стабилизации размеров рабочего зазора (между валом и подшипником) в независимости от температурных колебаний и обеспечивает жесткость подшипника при запрессовке в изделие.

Фиксация концов проволоки в корпусе антифрикционной втулки с помощью отверстий исключает отслоение проволоки и стабилизирует размеры подшипника скольжения.

Сущность способа поясняется чертежом, где изображен общий вид подшипника скольжения.

Пример конкретного выполнения способа изготовления подшипника скольжения.

В качестве антифрикционной втулки выбрана свернутая втулка 1 из ленты в виде композиции на основе фторопласта с наполнителями из порошков графита, дисульфида молибдена и кокса. Приготовление такой композиции осуществляют известными способами переработки фторопласта. Антифрикционную ленту режут и сворачивают втулку 1, например, на оправке 2. Затем на наружной цилиндрической поверхности свернутой втулки 1 нарезают винтовые канавки 3, в которые укладывают с предварительным натяжением проволоку 4 (например, медную). Предварительное натяжение устанавливают экспериментально, и оно должно обеспечивать крепление стыков свернутой втулки 1 с последующей стабилизацией размеров подшипникового узла в целом. Концы проволоки 4 жестко фиксируют в корпусе свернутой втулки 1, например, с помощью отверстий 5. Затем наматывают плотно на наружную поверхность свернутой втулки тканый материал 6, например стеклоткань или хлопчатобумажную ткань, пропитанную связующим (эпоксидной смолой ЭД-20). Отверждение связующего производят известными способами (например, 24 часа при комнатной температуре). После отверждения заготовку обрабатывают механическим путем обточки поверхности 7 под посадку в изделие и торцевания подшипника скольжения.

В отличие от аналогов предлагаемый способ позволяет обеспечить надежность крепления антифрикционной втулки в обойме, что повышает долговечность подшипникового узла при длительной эксплуатации.

Похожие патенты RU2172678C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2200257C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2001
  • Богачев А.П.
RU2189904C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1999
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2162172C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2002
  • Иванов В.А.
  • Богачев А.П.
  • Шамаев А.С.
  • Отмахов Д.В.
RU2222722C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1998
  • Богачев А.П.
  • Иванов В.А.
RU2150352C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 1997
  • Богачев А.П.
RU2123624C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2002
  • Богачев А.П.
RU2207956C1
Способ изготовления подшипника скольжения 2018
  • Пыриков Павел Геннадьевич
  • Памфилов Евгений Анатольевич
  • Грядунов Сергей Семенович
  • Данилюк Алексей Яковлевич
RU2705731C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК 1998
  • Иванов В.А.
  • Захарычев С.П.
  • Янковец Ж.Н.
RU2135360C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2000
  • Иванов В.А.
  • Шамаев А.С.
  • Богачев А.П.
RU2173417C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к технологии изготовления подшипников скольжения из композиционно-волокнистых материалов. В способе образуют антифрикционную втулку, на наружной цилиндрической поверхности которой нарезают винтовые канавки. В канавки укладывают проволоку с предварительным натяжением. Концы проволоки жестко фиксируют в корпусе антифрикционной втулки с помощью отверстий. Затем наматывают тканый материал, пропитанный связующим, и создают обойму подшипника скольжения. Способ обеспечивает надежность крепления антифрикционной втулки в обойме и повышает долговечность подшипника при его длительной эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 172 678 C1

1. Способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную втулку и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающим обойму подшипника скольжения, отличающийся тем, что перед намоткой тканого материала на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной втулки нарезают винтовые канавки, в которые укладывают проволоку с предварительным натяжением. 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что концы проволоки жестко фиксируют в корпусе антифрикционной втулки с помощью отверстий.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2172678C1

Цыплаков О.Г
Конструирование изделий из композиционно-волокнистых материалов
- Л.: Машиностроение, 1984, с.122-125
Способ изготовления изделий из полимерных материалов 1978
  • Сысоев Павел Васильевич
  • Коршунов Александр Илларионович
  • Чирков Александр Сергеевич
SU718287A1
Полимеры в узлах трения машин и приборов
- М.: Машиностроение, 1980, с.40-41
EP 0225569 A2, 16.06.1987.

RU 2 172 678 C1

Авторы

Иванов В.А.

Богачев А.П.

Тарасенко А.Т.

Даты

2001-08-27Публикация

1999-12-31Подача