НАДБУКСОВАЯ НАКЛАДКА БОКОВОЙ РАМЫ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ Российский патент 2004 года по МПК B61F5/52 

Описание патента на изобретение RU2223189C2

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к изготовлению и восстановлению несущих деталей грузовых вагонов с опорными поверхностями, работающими в условиях трения скольжения при высоких контактных напряжениях.

Известна опора скольжения фрикционного гасителя колебаний тележки грузового вагона по патенту РФ 2069630 (Бюллетень 33, 1996г. [1], при котором между двумя взаимно перемещающимися элементами к одному из них прикрепляют промежуточную прокладку, выполненную по форме трущейся поверхности из алюминиевого сплава с износостойким покрытием.

Недостатком этого технического решения является высокая стоимость изготовления и трудозатрат при установке прокладок на опорных поверхностях несущих деталей.

Известна износостойкая планка, выполненная по форме надбуксовой опорной поверхности боковой рамы и укрепляемая приваркой по контуру этой поверхности ("Тяжелое машиностроение" 10, 2000, с.32)[2].

Недостатком данного технического решения является необходимость приварки накладки к опорной поверхности боковой рамы протяженными сварными швами вблизи зон, испытывающих в эксплуатации высокие циклические и ударные нагрузки, напряжения от которых часто совпадают по знаку с термическими напряжениями от сварки и, суммируясь с ними, снижают эксплуатационную надежность детали. Приварка также снижает ремонтопригодность детали при поступлении в ремонт.

Целью изобретения является повышение работоспособности боковых рам и их ремонтопригодности в зонах опорных поверхностей буксовых проемов.

Сущность изобретения заключается в том, что у накладки, выполненной из листового металла с износостойкими свойствами по форме опорной поверхности буксового проема боковой рамы и закрепляемой на боковых стенках последней, рабочая плоскость представляет собой трапециевидную сплошную пластину или с отверстием в средней части, не взаимодействующей с контактными поверхностями буксы, с напусками по обеим скошенным сторонам, предназначенными для загиба за контур надбуксовой поверхности детали, длиной не менее 0,5 от длины накладки и шириной не менее толщины горизонтальной надбуксовой стенки детали, выполненными в продольном направлении сплошными или с выемками, к которым примыкают лепестки трапециевидной формы, предназначенные для обхвата горизонтальной надбуксовой стенки при загибе лепестков за ее тыльную сторону и упирания скошенными гранями, принадлежащими разным лепесткам и находящимися с одной стороны накладки, по крайней мере, в одно из вертикальных ребер жесткости на двутавровом участке концевой части детали, и скошенными гранями, принадлежащими разным лепесткам и находящимися с другой стороны накладки, в вертикальные стенки детали на участке перехода от двутаврового сечения к коробчатому сечению, при этом инимальная толищна накладки определена из учета обеспечения жесткости, необходимой в процессе закрепления накладки и сохранения формы последней в процессе эксплуатации, но не менее величины нормативного износа опорной поверхности, при котором деталь подлежит ремонту.

Существенность отличительных признаков подтверждается следующим.

1) Длина напусков для загиба за контур опорной поверхности должна быть не менее 0,5 от длины накладки, а ширина не менее толщины горизонтальной надбуксовой стенки детали с целью обеспечения необходимой жесткости при закреплении накладки и сохранении формы в процессе эксплуатации, что подтверждено прочностными испытаниями.

2) Наличие лепестков трапециевидной формы, примыкающих к напускам накладки, необходимо для предотвращения смещения в процессе эксплуатации относительно опорной поверхности детали вследствие их загиба за тыльную сторону горизонтальной надбуксовой стенки и упирания скошенными краями, по крайней мере, в одно из ребер жесткости на двутавровом участке концевой части и в вертикальные стенки на участке перехода последней к коробчатому сечению.

3) Минимальная толщина накладки, определяемая величиной нормативного износа, необходима, кроме обеспечения жесткости, также для сохранения работоспособности накладки между плановыми поступлениями в ремонт.

Примеры конкретного выполнения накладки.

Пример 1.

На фиг.1 изображен вариант исполнения надбуксовой накладки боковой рамы вагонной тележки модели 18-100, а на фиг.2 изображена боковая рама с установленной накладкой. На фиг.3 показано то же в разрезе по А-А на фиг.2; на фиг. 4 - то же, в разрезе по Б-Б на фиг.2, а на фиг.5 - то же, в разрезе по В-В на фиг.2.

Накладка 1 выполнена из листового металла с повышенными по сравнению с металлом боковой рамы износостойкими свойствами, в т.ч. из металла с износостойким покрытием. Она имеет рабочую поверхность, ограниченную пунктирными линиями I (фиг.1), и напуски 2 в продольном направлении с обеих сторон (за пунктирными линиями I), предназначенные для их загиба за контур опорной поверхности, к одному краю которых примыкают по пунктирным линиям II лепестки трапециевидной формы 5, служащие для обхвата горизонтальной надбуксовой стенки за ее тыльную сторону на двутавровом участке концевой части детали.

При размещении накладки на надбуксовой поверхности боковой рамы (фиг.2) границы рабочей поверхности накладки должны совпадать с контуром надбуксовой поверхности детали, а лепестки 5 после загиба упираться, по крайней мере, одной гранью в вертикальные ребра жесткости 6 на двутавровом участке ее верхнего пояса (фиг.5). Закрепление накладки и фиксация положения в горизонтальной и вертикальной плоскостях в процессе эксплуатации обеспечиваются за счет прижатия напусков 2 к боковым стенкам детали 3 (фиг.3) и загибом лепестков 5 за надбуксовую стенку 4 (фиг.4) на участке перехода коробчатого сечения концевой части детали к двутавровому сечению между ребрами жесткости 6 и овальной стенкой 7 (фиг.5). Толщина накладки составляет 6 мм.

Пример 2.

На фиг.6 приведен другой вариант выполнения накладки с центральным отверстием на участке ее плоскости, не взаимодействующим с контактными поверхностями буксы, и выемками в средней части напусков, что целесообразно с точки зрения снижения металлоемкости накладки и доступа для контроля надбуксовой стенки детали при поступлении в ремонт. По результатам прочностных испытаний установлено, что длина напусков при наличии выемок должна быть не менее половины длины накладки, а толщина, необходимая для сохранения ее формы при рабочих нагрузках, не менее величины нормативного износа надбуксовой опорной поверхности боковой рамы при поступлении детали в ремонт.

Источники информации
1. Опора скольжения фрикционного гасителя колебаний. Патент РФ 2069630 (Бюллетень 33, 1996).

2. Пранов А.А., Шенаурин А.А. Комплексная модернизация двухосной тележки модели 18-100 // Тяжелое машиностроение. 10, 2000, с. 32.

Похожие патенты RU2223189C2

название год авторы номер документа
НАДБУКСОВАЯ НАКЛАДКА БОКОВОЙ РАМЫ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2002
  • Попов С.И.
  • Обухов Р.П.
  • Шанаурин А.М.
RU2229401C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАДБУКСОВОЙ ПОВЕРХНОСТИ БОКОВОЙ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2001
  • Попов С.И.
  • Круглов В.М.
RU2211127C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАДБУКСОВЫХ НАКЛАДОК НА БОКОВОЙ РАМЕ ТЕЛЕЖКИ 2005
  • Круглов Виталий Митрофанович
  • Попов Сергей Ильич
  • Душанина Лариса Владимировна
RU2291797C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ БУКСОВЫХ НАПРАВЛЯЮЩИХ БОКОВЫХ РАМ ТЕЛЕЖКИ 2005
  • Круглов Виталий Митрофанович
  • Попов Сергей Ильич
  • Самарин Николай Яковлевич
RU2294275C1
СЪЕМНИК НАДБУКСОВЫХ НАКЛАДОК 2004
  • Круглов Виталий Митрофанович
  • Попов Сергей Ильич
RU2277052C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2002
  • Попов С.И.
  • Кочнев А.И.
RU2226460C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 1998
  • Попов С.И.
  • Круглов В.М.
  • Кучмаев В.Л.
  • Харитонов В.Б.
RU2156681C2
БУКСОВАЯ НАКЛАДКА БОКОВОЙ РАМЫ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ 2015
  • Бородин Анатолий Васильевич
  • Гриц Дмитрий Борисович
RU2605130C1
СПОСОБ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СМЕННЫХ ЗАЩИТНЫХ НАКЛАДОК НА ОПОРНЫХ ПОВЕРХНОСТЯХ БОКОВОЙ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2004
  • Круглов Виталий Митрофанович
  • Никишин Юрий Михайлович
  • Душанина Лариса Владимировна
RU2281195C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСАДКИ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ В ГОРЯЧЕМ СОСТОЯНИИ ИЗНОСОСТОЙКИХ НАКЛАДОК В БУКСОВЫХ ПРОЕМАХ БОКОВОЙ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ 2001
  • Круглов В.М.
  • Попов С.И.
  • Душанина Л.В.
RU2215606C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 223 189 C2

Реферат патента 2004 года НАДБУКСОВАЯ НАКЛАДКА БОКОВОЙ РАМЫ ВАГОННОЙ ТЕЛЕЖКИ

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу, в частности к изготовлению и восстановлению несущих деталей грузовых вагонов с опорными поверхностями, работающими в условиях трения скольжения при высоких контактных напряжениях. Надбуксовая накладка выполняется из металла с износостойкими свойствами по форме надбуксовой опорной поверхности боковой рамы. Накладка имеет сплошную или с отверстием в средней части трапециевидную форму. К скошенным сторонам накладки примыкают напуски для загиба за контур надбуксовой поверхности длиной не менее 0,5 от длины накладки и шириной не менее толщины горизонтальной надбуксовой стенки детали, выполненные сплошными или с выемками. К напускам примыкают лепестки трапециевидной формы, предназначенные для загиба за тыльную сторону боковой рамы. Технический результат при использовании изобретения заключается в повышении работоспособности боковых рам и их ремонтопригодности в зонах опорных поверхностей буксовых проемов. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 223 189 C2

Надбуксовая накладка боковой рамы вагонной тележки, выполненная из листового металла с износостойкими свойствами по форме опорной поверхности буксового проема детали и закрепляемая на боковых стенках последней, отличающаяся тем, что рабочая плоскость накладки представляет собой трапециевидную сплошную пластину или с отверстием в средней части, не взаимодействующей с контактными поверхностями буксы, с напусками по обеим скошенным сторонам, предназначенными для загиба за контур надбуксовой поверхности боковой рамы, длиной не менее 0,5 длины накладки и шириной не менее толщины горизонтальной надбуксовой стенки детали, выполненными в продольном направлении сплошными или с выемками, к которым примыкают лепестки трапециевидной формы, предназначенные для обхвата горизонтальной надбуксовой стенки при загибе лепестков за ее тыльную сторону и упирания скошенными гранями, принадлежащими разным лепесткам и находящимися с одной стороны накладки, по крайней мере, в одно из вертикальных ребер жесткости на двутавровом участке концевой части детали, и скошенными гранями, принадлежащими разным лепесткам и находящимися с другой стороны накладки, - в вертикальные стенки детали на участке перехода из двутаврового к коробчатому сечению, при этом минимальная толщина накладки определена из учета обеспечения жесткости, необходимой в процессе закрепления накладки и сохранения формы последней в процессе эксплуатации, но не менее величины нормативного износа опорной поверхности, при котором деталь подлежит ремонту.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2223189C2

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НЕСУЩИХ ДЕТАЛЕЙ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 1998
  • Попов С.И.
  • Круглов В.М.
  • Кучмаев В.Л.
  • Харитонов В.Б.
RU2156681C2
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА 1994
  • Савчук Орест Макарович[Ua]
  • Демин Юрий Васильевич[Ua]
  • Вислогузов Виктор Тихонович[Ua]
  • Федюшин Юрий Михайлович[Ua]
  • Лашко Анатолий Дмитриевич[Ua]
  • Приходько Владимир Иванович[Ua]
  • Плютин Иван Иванович[Ua]
  • Барбашов Валентин Михайлович[Ua]
  • Паршинов Геннадий Тимофеевич[Ua]
  • Бондарь Николай Александрович[Ua]
RU2090404C1
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 2001
  • Гейлер М.П.
  • Малых Н.А.
  • Шенаурин А.А.
  • Андронов В.А.
  • Ефимов В.П.
  • Григурко В.В.
  • Пранов А.А.
  • Левин А.Б.
  • Шихалев В.А.
  • Самсонов А.В.
RU2200681C2
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ИЗДЕЛИЙ НАПЛАВКОЙ 1998
  • Зайченко Ю.А.
  • Косаревский В.В.
RU2124975C1
US 4203371, 20.05.1980.

RU 2 223 189 C2

Авторы

Попов С.И.

Круглов В.М.

Даты

2004-02-10Публикация

2002-04-15Подача