СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ Российский патент 2004 года по МПК C10C3/02 

Описание патента на изобретение RU2223300C1

Изобретение относится к способам получения вяжущего с использованием прудовых кислых гудронов и может быть использовано, например, в дорожном строительстве, а также при строительстве зданий и сооружений.

Известен способ получения вяжущего (авт. св. 1518353, С 10 С 3/02, 1989 г. ), включающий нейтрализацию прудового кислого гудрона недопалом - отходом со стадии гашения извести производства гидрохинона, смешение с кубовым остатком стадии ректификации бутилакрилата производства бутилакрилата и с жировым гудроном - отходом производства глицерина - и гомогенизацию полученной смеси, причем недопал предварительно смешивают с жировым гудроном, затем в полученную суспензию вводят кислый гудрон, предварительно обезвоженный до остаточного содержания воды 1-3 мас.%, в полученную смесь добавляют кубовой остаток и затем смесь гомогенизируют. Продолжительность процесса как минимум 1,5 часа. Характеристики полученного вяжущего:
Пенетрация при 25oС - 150
КиШ, oC - 50-60
Растяжимость при 25oС, см - 10
Известный способ имеет следующие недостатки. Несмотря на стремление сократить процесс по времени, он остается достаточно длительным, включает операцию нейтрализации и, как следствие, повышенный расход вяжущего при производстве асфальтобетона; кроме того, дополнительно используется жировой гудрон, что делает процесс более материалоемким.

В качестве прототипа может быть рассмотрен способ получения вяжущего по авт. св. 1011671, С 10 С 3/04, 1983 г., путем нейтрализации кислого гудрона, осушки и окисления нейтрализованного продукта при нагревании, окисленный продукт смешивают с асфальтами деасфальтизации (который является пластификатором) при 170-190oС в течение 10-30 минут.

Характеристики полученного вяжущего:
Глубина проникновения иглы 0,1 мм (пенетрация) - до 140 мм (при 25oС)
Температура размягчения, oС - 48÷55
Температура хрупкости, oС - -5÷-26
Сцепление с мрамором - Выдерживает
Недостатки известного способа. Несмотря на высокие технические характеристики полученного вяжущего, этот способ имеет следующие недостатки. Присутствуют стадии нейтрализации и окисления, что делает процесс более трудоемким. При нейтрализации образуется сернокислый кальций, что увеличивает расход вяжущего при производстве асфальтобетона, окисление сопровождается расходом кислорода, процесс идет при достаточно высокой температуре, т.е. энергоемок, а следовательно, и более дорогой. Невозможен многократный разогрев готового продукта. Эти недостатки устраняются предлагаемым решением.

Решаемая задача - расширение сырьевой базы и возможностей использования.

Технический результат - исключение нейтрализации и окисления, снижение температуры.

Этот технический результат достигается тем, что в способе получения вяжущего для строительной индустрии путем обработки кислого прудового гудрона обезвоживанием и смешиванием его с пластификатором в реакторе, в качестве пластификаторов используют нефтяной битум и органические отходы производства сульфата аммония при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Кислый гудрон - 75-80
Органические отходы производства сульфата аммония - 5-15
Нефтяной битум - 10-15
и ведут их сополимеризацию в реакторе при температуре 100-150oС в течение времени, необходимого для достижения заданной температуры размягчения.

Кислый гудрон - отход производства нефтемаслозаводов, собираемый в прудах-накопителях.

Органические отходы производства сульфата аммония, получаемые после синтеза метилметакрилата, содержащего 30-45% серной кислоты, аммиаком, представляют собой жидкость от коричневого до черного цвета со специфическим запахом.

Нефтяной битум (дорожный) - вязкая масса черного цвета со специфическим запахом (ГОСТ 22245-90).

В прототипе пластичность получаемого вяжущего достигается за счет окисления гудронов, в предлагаемом решении - за счет совокупного действия пластификаторов - органических отходов производства сульфата аммония и нефтяного битума с кислым гудроном при их сополимеризации.

Способ осуществляют следующим образом. Для получения вяжущего готовят следующие компоненты: кислый гудрон, органические отходы производства сульфата аммония и нефтяной битум.

Для удаления серной кислоты, количество которой в используемых кислых гудронах составляло 0,5-3,5%, загружают кислый гудрон в емкость с мешалкой и паровой рубашкой, добавляют воду в количестве 1:1 и при температуре 100oС перемешивают в течение 20 минут. Делают анализ на содержание серной кислоты до остаточных "следов" и полученный продукт перекачивают в промежуточную емкость, где хранят при температуре 80-90oС, используя по мере надобности. Таким образом, нейтрализация кислоты заменена отмывкой водой.

Обезвоживание кислого гудрона выпаркой воды при подогреве осуществляют непосредственно в реакторе в течение примерно 15 минут, это время входит в процесс получения продукта.

Органические отходы производства сульфата аммония поступают в виде жидкости в емкостях при температуре окружающей среды.

Нефтяной битум поступает в битумовозах в жидком состоянии при температуре 120-150oС, хранится в емкостях при 80-120oС.

Для получения вяжущего подают в реактор с паровым обогревом и рамной мешалкой с верхним приводом сначала нефтяной битум, разогретый до 90oС, затем кислый гудрон, также разогретый до 90oС, доводят до 100oС (в это время идет обезвоживание) и загружают органические отходы производства сульфата аммония. Смесь непрерывно перемешивают в течение времени, необходимого для достижения заданной температуры размягчения по методу "кольцо и шар", что определяется периодическими пробами и зависит от качества исходных компонентов. Процесс ведут при атмосферном давлении. Происходит сополимеризация введенных в реактор компонентов. Готовое вяжущее выливают из реактора в емкости-накопители и хранят в жидком состоянии при температуре 100-110oС или в твердом виде.

Ниже приведены примеры осуществления способа.

Пример 1.

Для получения 1000 кг вяжущего в реактор вводили, кг:
Кислый гудрон - 800
Органические отходы производства сульфата аммония - 50
Нефтяной битум - 150
Использовали кислый гудрон следующего химического состава, мас.%:
Серная кислота - 0,5-3,5
Вода - 10-15
Нафтеновые углеводороды - 15-17
Ароматические соединения - 24-35
Содержание смол - 22-39
Содержание асфальтенов - 8-14
Использовали органические отходы производства сульфата аммония, полученные после соединения аммиака и так называемого органического раствора после синтеза метилметакрилата, содержащего 40-45% серной кислоты. После получения сульфата аммония остаются отходы органики, используемые по изобретению, следующего химического состава, мас.%:
Метилметакрилат - 46-47
Метакриловая кислота - 5-6
Метил-α-оксиизобутират - 40-42
Аммиак - 0,5-1
Вода - 0,1-0,2
Смешивали компоненты в реакторе с паровым обогревом. Время перемешивания составляло до 30-40 минут, при этом постоянно контролировалась температура размягчения по методу "кольцо и шар".

Эксперименты показали, что по принятой в примере 1 рецептуре и параметрах процесса полученное вяжущее более пригодно в качестве заменителя дорожного битума (см. таблицу 1). Приведены показатели дорожного битума БНД 60/90). Минимальная температура в реакторе принята равной 100oС, так как процесс сополимеризации при более низких температурах не идет.

При температурах 100-130oС получены оптимальные результаты для дорожного вяжущего. При температуре более 130oС показатели температуры размягчения уже близки к строительному битуму (более 60), а при принятой рецептуре материал теряет пластичность.

При уменьшении количества органических отходов сульфата аммония до менее 5% процесс сополимеризации протекает не полностью, масса бывает неоднородной. Оптимальным для дорожного вяжущего является количество органических отходов сульфата аммония 5-7%. Их увеличение уже меняет характеристики, приближая их к строительному битуму.

Оптимальное количество нефтяного битума в вяжущем для дорожного строительства определено также экспериментально физико-химическими показателями таблицы 1.

Пример 2.

Для получения 1000 кг вяжущего в реактор вводили, кг:
Кислый гудрон - 750
Органические отходы производства сульфата аммония - 150
Нефтяной битум - 100
Эксперимент проводили так же, как по примеру 1. Однако эксперименты показали, что при такой рецептуре полученное вяжущее более пригодно в качестве заменителя строительного битума, что прежде всего определяется температурой размягчения по методу "кольцо и шар".

Для сравнения в таблице 1 приведены характеристики битума строительного БН 90/10.

Оптимальной является температура в реакторе 140-150oС, при которой характеристики пластичности приближались к характеристикам битума строительного. (В прототипе приведены характеристики вяжущего для дорожного строительства, т.е. возможности предлагаемого способа значительно расширены).

При повышении температуры в реакторе до выше 150oС вязкость значительно возрастает, что уже снижает рабочие свойства материала.

При увеличении количества органических отходов производства сульфата аммония до более 15% он начинает работать как растворитель. Таким образом, указанное в примере 2 соотношение компонентов (мас.%) экспериментально проверено и является оптимальным для получения физико-механических характеристик строительного вяжущего, указанных в таблице 1.

В таблице 2 приведены свойства асфальтобетона, полученного на основе вяжущего, полученного по предлагаемому способу.

Состав минеральной части асфальтобетона,%:
Щебень (фракция 10-20 мм) - 25
Песок - 50
Доломитовая мука - 25
Соотношение минеральная часть : вяжущее = 1000:85.

Испытания проводились по ГОСТ 12801-84. Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные, дегтебетонные дорожные, асфальтобетон и дегтебетон. Методы испытаний.

Таким образом, по предлагаемому способу может быть получено дешевое вяжущее, так как для его приготовления используются только отходы производств, которое может применяться как в дорожных, так и строительных составах, состав может многократно разогреваться, не теряя свойств, изменение температуры размягчения после прогрева составляет порядка 5oС.

Похожие патенты RU2223300C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ 2001
  • Барсков М.С.
  • Карпов Н.Н.
RU2191201C1
Способ получения битумного вяжущего 1990
  • Антонишин Василий Иванович
  • Лемко Николай Ильич
  • Сидорук Аделя Антоновна
SU1736996A1
ВЯЖУЩЕЕ НА ОСНОВЕ ПРУДОВОГО КИСЛОГО ГУДРОНА И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ 2003
  • Ганюшкин А.В.
  • Грибакин Г.И.
  • Беляев Б.Н.
RU2233856C1
Способ получения вяжущего 1985
  • Александров Юрий Арсентьевич
  • Ганюшкин Александр Владимирович
  • Макин Геннадий Иванович
  • Фещенко Альбина Георгиевна
  • Соколов Александр Александрович
  • Дехтерев Борис Семенович
  • Рогов Владимир Федорович
SU1281582A1
Способ получения вяжущего 1988
  • Антонишин Василий Иванович
  • Сидорук Аделя Антоновна
  • Дмытрах Ярина Романовна
SU1576541A1
Способ получения вяжущего 1987
  • Макин Геннадий Иванович
  • Макеев Георгий Михайлович
  • Ганюшкин Александр Владимирович
  • Макаревич Леонид Давидович
  • Барсков Михаил Сергеевич
  • Мячев Валерий Алексеевич
  • Александров Юрий Арсентьевич
  • Быстров Николай Васильевич
  • Бахмутов Юрий Иванович
SU1518353A1
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ 1992
  • Телюфанова О.П.
  • Кондратов В.К.
  • Кошкаров Е.В.
  • Аржанов В.Н.
  • Козлов Ю.С.
  • Леонтьев В.П.
RU2095324C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМНОГО ВЯЖУЩЕГО ИЗ КИСЛОГО ГУДРОНА 2005
  • Филиппова Ольга Павловна
  • Макаров Владимир Михайлович
  • Белороссов Евгений Львович
RU2289604C1
Способ переработки прудового кислого гудрона 1990
  • Каландадзе Натела Давидовна
  • Гоглидзе Василий Михайлович
  • Чинчаладзе Алнери Александрович
  • Долидзе Теймураз Сергеевич
  • Джапаридзе Платон Нестерович
  • Зоидзе Теймураз Гурамович
  • Гамкрелидзе Нана Валериановна
SU1754765A1
Способ получения битума 1980
  • Фролов Александр Федорович
  • Аминов Александр Николаевич
  • Майорова Надежда Михайловна
  • Спинальская Алла Борисовна
  • Воробьев Виктор Гаврилович
SU910723A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 223 300 C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЯЖУЩЕГО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Предложен способ получения вяжущего для строительной индустрии сополимеризацией прудового кислого гудрона, органических отходов производства сульфата аммония и нефтяного битума, определены соотношения компонентов, температура и продолжительность процесса. По способу получают дешевое вяжущее за счет использования отходов производств, которое может применяться как в дорожных, так и в строительных составах, может многократно разогреваться, не теряя свойств. Соотношение компонентов, %: кислый гудрон 75-80, отходы после получения сульфата аммония 5-15, нефтяной битум 10-15. Кислый гудрон отмыт от серной кислоты, отходы после получения сульфата аммония включают 46-47% метилметакрилата, 40-42% метил-α-оксиизобутирата, 5-6% метакриловой кислоты, следы воды и аммиака. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 223 300 C1

Способ получения вяжущего для строительной индустрии путем обработки кислого гудрона обезвоживанием, и смешиванием его с пластификатором в реакторе, отличающийся тем, что в качестве пластификаторов используют органические отходы производства сульфата аммония и нефтяной битум при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Кислый гудрон 75-80

Органические отходы производства сульфата аммония 5-15

Нефтяной битум 10-15

и ведут их сополимеризацию при температуре 100-150°С в течение времени, необходимого для достижения заданной температуры размягчения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2223300C1

Способ получения вяжущего 1981
  • Фролов Александр Федорович
  • Аминов Александр Николаевич
  • Лысенко Бэлла Григорьевна
  • Егорова Вера Викторовна
SU1011671A1
Способ получения вяжущего 1987
  • Макин Геннадий Иванович
  • Макеев Георгий Михайлович
  • Ганюшкин Александр Владимирович
  • Макаревич Леонид Давидович
  • Барсков Михаил Сергеевич
  • Мячев Валерий Алексеевич
  • Александров Юрий Арсентьевич
  • Быстров Николай Васильевич
  • Бахмутов Юрий Иванович
SU1518353A1
Вяжущее для дорожного строительства 1982
  • Фролов Александр Федорович
  • Лебедева Ирина Захаровна
  • Аминов Александр Николаевич
  • Фролова Елена Александровна
  • Каминский Вячеслав Вячеславович
  • Поздеев Виктор Александрович
  • Авдочонок Александр Михайлович
  • Дзенис Микус Янович
SU1096267A1
Асфальтобетонная смесь 1985
  • Барабаш Сергей Викторович
  • Фролов Александр Федорович
  • Аминов Александр Николаевич
  • Гринберг Михаил Яковлевич
  • Михеева Ольга Владимировна
SU1278325A1

RU 2 223 300 C1

Авторы

Барсков М.С.

Крылов И.П.

Даты

2004-02-10Публикация

2002-10-30Подача