Изобретение относится к металлургии и может найти применение в литейном производстве при получение алюминиевых сплавов, например, для изготовления различных деталей в машиностроении, автомобилестроении и др. областях техники.
Известен литейный сплав на основе алюминия, см. авт. св. 1523585, МКИ С 22 С 21/04, 1992, содержащий, мас.%:
Кремний 3,5-8,0
Медь 2,5-6,0
Магний 0,2-0,6
Марганец 0,3-0,9
Титан 0,05-0,2
Железо 0,4-1,4
Кадмий 0,1-0,5
Сера 0,03-0,2
Алюминий Остальное
Недостатком известного сплава является низкая износостойкость в условиях трения скольжения.
Известен литейный сплав на основе алюминия, см. патент РФ 2048575, МКИ С 22 С 21/04, 1992, содержащий, мас.%:
Кремний 6,0-7,5
Медь 5,5-7,0
Марганец 0,3-0,5
Магний 0,1-0,5
Железо 0,2-1,0
Иттрий 0,1-0,3
Дисульфид молибдена 0,01-0,1
Алюминий Остальное
Недостатком известного технического решения является низкая износостойкость в условиях трения скольжения.
Ближайшим техническим решением является литейный антифрикционный сплав на основе алюминия АО 3-7 по ОСТ 23.4.68-74, содержащий, мас.%:
Кремний 0,6-1,2
Медь 7,0-8,5
Магний До 0,35
Железо До 0,5
Олово 2,5-3,5
Цинк До 0,2
Алюминий Остальное
Техническим результатом изобретения является увеличение износостойкости сплава в условиях трения скольжения, повышение механических свойств сплава и снижение стоимости получения сплава.
Технический результат достигается тем, что литейный антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, свинец, железо и магний, дополнительно содержит свинец и цинк при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Кремний 2,5-0,4
Медь 5,5-7,0
Свинец 1,0-7,0
Железо До 0,5
Магний До 0,35
Цинк До 0,2
Алюминий Остальное
Дополнительное введение свинца и цинка повышает прочностные характеристики и износостойкость сплава в условиях трения скольжения. При увеличении их концентрации свыше верхних пределов износостойкость сплава существенно не повышается, а при содержании их менее нижнего предела износостойкость недостаточна.
Содержание кремния, меди, магния и железа выбрано исходя из условий производства литейных алюминиевых сплавов для отливок, изготовляемых под давлением и работающих в условиях трения скольжения.
При содержание меди свыше 5,5% структура сплава становится гетерогенной, что ведет к повышению механических свойств сплава при температуре 100°С. При содержании свыше 7,0% меди сплав становится хрупким. Содержание железа до 0,5 связано с использованием чугунных тиглей для плавки, когда в сплаве трудно получить меньшее содержание железа. Так как трудно добиться полного отсутствия магния в сплаве, содержание магния выбрано до 0,35. Повышение содержания кремния от 2,5 до 4,0% обеспечивает необходимую твердость отливки, а также снижает эффект принудительной ликвации свинца к периферии отливки под постоянным давлением после завершения кристаллизации твердоплавких компонентов сплава.
Пример.
Опытные плавки сплава проводили в печи сопротивления с графитошамотным тиглем. В качестве шихтовых материалов использовали алюминий А7, алюминевый сплав АК8МЗ, лигатуры алюминий-медь, алюминий-марганец, Расплав нагревали до 650-670°С, вводили в него свинец и тщательно перемешивали. Затем расплав заливали в матрицу пресс-формы, смонтированную на столе гидравлического пресса, и формировали деталь под давлением 150 и 300 МПА. Время выдержки определяют геометрическими формами детали, например, при высоте в 1 мм примерно 1 с.
Испытания и исследования проводят на разрывной машине, твердомере и машине трения.
В таблице приведены механические свойства (предел прочности, относительное удлинение, твердость) сплава, содержащего мас.% 2,5-4,0 кремния, 5,5-7,0 меди, 1,0-7,0 свинца, до 0,5 железа, до 0,35 магния, до 0,2 цинка и остальное - алюминий.
Литейный антифрикционный сплав на основе алюминия увеличивает износостойкость, например, до 0,7-0,9 мг на 1 км в условиях трения скольжения. Повышаются механические свойства и снижается себестоимость получения сплава.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2016 |
|
RU2643284C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2006 |
|
RU2329321C2 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2012 |
|
RU2504595C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1992 |
|
RU2048575C1 |
Антифрикционный алюминиевый литейный сплав для монометаллических подшипников скольжения | 2018 |
|
RU2702530C1 |
Антифрикционный алюминиевый литейный сплав для монометаллических подшипников скольжения | 2018 |
|
RU2702531C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1992 |
|
RU2039116C1 |
Износостойкий антифрикционный материал на основе двухфазного сплава Al-Sn, легированного железом, и способ его получения | 2022 |
|
RU2789324C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ ДЛЯ МОНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2571665C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЗАГОТОВКИ ИЗ АНТИФРИКЦИОННОГО СПЛАВА | 2015 |
|
RU2590464C1 |
Изобретение относится к металлургии цветных металлов и может найти применение в литейном производстве при получении алюминиевых сплавов, например, для изготовления различных деталей в машиностроении, автомобилестроении и других областях техники. Предложен сплав, содержащий, мас.%: кремний 2,5-4,0; медь 5,5-7,0; свинец 1,0-7,0; железо - до 0,5; магний - до 0,35; алюминий - остальное. Техническим результатом изобретения является улучшение износостойкости и прочности сплава в условиях трения скольжения, а также снижение стоимости получения сплава. 1 табл.
Литейный антифрикционный сплав на основе алюминия, содержащий кремний, медь, свинец, железо и магний, отличающийся тем, что он дополнительно содержит свинец и цинк при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Кремний 2,5-4,0
Медь 5,5-7,0
Свинец 1,0-7,0
Железо До 0,5
Магний До 0,35
Цинк До 0,2
Алюминий Остальное
Алюминиевый литейный сплав | 1951 |
|
SU95169A1 |
Литейный сплав на основе алюминия | 1988 |
|
SU1523585A1 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1992 |
|
RU2048575C1 |
Способ транспортировки опасных сыпучих грузов на судах | 1973 |
|
SU486946A1 |
US 4499051, 12.02.1985. |
Авторы
Даты
2004-04-10—Публикация
2002-07-31—Подача