Изобретение относится к конструкции боевого вертолета, оборудованного средствами бронезащиты.
Усиление бронезащиты экипажа боевого вертолета ограничено влиянием ее существенного веса, в частности на центровку вертолета. С появлением бронезащитных конструктивных материалов на основе керамики, вес которых существенно меньше применяемых ранее металлических бронеплит, появилась возможность улучшить бронезащиту экипажа и ответственных элементов конструкции боевого вертолета. Американская Фирма Armour of America согласно рекламе обеспечивает защиту вертолетов и экипажа при дальности ведения огня из стрелкового оружия 100 м. Фирма предлагает три варианта бронирования для защиты от пуль и осколков: бронированный пол в кабине экипажа; бронированный пол и спинки сидений в кабине экипажа; бронированный пол в кабине экипажа и десантников. Установку или замену комплекта брони на вертолете могут выполнить два человека в течение часа. Удельный вес брони 34 кг/м2.. На серийных военных вертолетах суммарная площадь броневых панелей незначительна. Дополнительно для членов экипажа предусмотрены шлемы и бронежилеты.
В частности, на боевом вертолете США АН-64А “АПАЧ” (см. обзор открытой иностранной печати “Боевой вертолет Макдоннелл-Дуглас АН-64А “АПАЧ”, ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского, 1989, с.8, 13 - ближайший аналог) пол кабины экипажа усилен бороволокном, двухместная кабина экипажа с тандемным расположением сидений защищена броней снизу и сбоку, а между передним и задним сидениями летчиков установлена броневая прозрачная перегородка для защиты сзади. Изготовленные из кевлара и полиакрилата элементы бронезащиты используются для защиты от пуль и снарядов калибром, соответственно, 12,7 и 23 мм. На уровне плеч летчика и стрелка имеются также выдвижные защитные щитки.
Однако эксплуатация вертолетов в реальных боевых условиях показывает недостаточную надежность бронезащиты в соответствии с известной схемой расположения бронепанелей.
Проведенные исследования и испытания условий возможного поражения вертолета позволили на основе использования новых конструкционных материалов для бронепреград с оптимальным сочетанием параметров керамики и подложки (заявка МВЗ им. М.Л.Миля №2001107577/02 (008113)) создать усиленную схему бронезащиты вертолета.
Задачей, решаемой заявленными изобретения, является размещение на боевом вертолете комплекта бронепанелей по схеме, обеспечивающей максимальную защиту экипажа и возможность легкой установки бронепанелей на вертолете.
Эта задача решена тем, что на боевом вертолете, содержащем фюзеляж с кабиной экипажа в его носовой части, несущую систему, силовую установку и комплекты бронепанелей для защиты зоны расположения экипажа в кабине снизу, сзади и сбоку, - в лобовой части кабины установлен комплект бронепанелей для защиты экипажа спереди, а комплект для защиты экипажа сбоку включает бронепанели, установленные снаружи кабины экипажа по бокам ее носовой части.
По заднему и нижнему контурам блистеров установлены бронепанели для дополнительной защиты экипажа сбоку. При этом по нижнему контуру бокового остекления кабины могут быть установлены дополнительные бронепанели.
Между спинкой сиденья и соответствующей бортовой панелью под углом к ней установлены бронепанели для защиты экипажа сзади-сбоку.
Силовая установка снабжена комплектом бронепанелей, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, а также по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы силовой установки.
Предлагаемая схема установки бронепанелей основана на результатах анализа статических данных поражений вертолетов и их эксплуатации в реальных условиях.
Размещение комплекта бронепанелей в лобовой части кабины экипажа дополнительно защищает членов экипажа от огня со стороны лобовой части кабины, а вместе с комплектом наружных бронепанелей по бокам носовой части кабины образуют подобие защитной полусферы для членов экипажа. Выполнение боковых панелей наружными упрощает их установку на вертолете, в то время как внутренняя компоновка кабины не всегда позволяет расположить бронепанели для защиты зоны расположения экипажа сбоку. Комплект бронепанелей для лобовой части кабины может включать две или три симметрично расположенных бронепанели, а их высота может варьироваться в зависимости от установленного в кабине оборудования.
Комплект бронепанелей, установленных по нижним контурам блистеров и бокового остекления, дополняет комплект наружных бронепанелей, защищающий кабину по бортам, до уровня необходимого бокового обзора, а по заднему контуру блистеров – как бы примыкает к вертикальным бронепанелям, установленным между спинками сидений и соответствующей бортовой панелью. Эти бронепанели существенно улучшают эффективность защиты экипажа сбоку и сзади-сбоку.
Использование новых материалов позволяет защитить не только кабину экипажа, но и жизненно важные узлы вертолета, в частности двигатели, гидроусилители и гидросистему.
Установка комплектов бронепанелей как внутри, так и снаружи фюзеляжа может быть выполнена с помощью обычного крепежа к ближайшим несущим элементам по разработанной схеме.
Все или некоторые панели комплектов могут выполняться съемными.
Броня легко устанавливается по мере необходимости в зависимости от полетного задания. При этом в случае необходимости такая броня может устанавливаться и на гражданский вертолет, используемый в зоне боевых действий. При существенном увеличении общей площади бронирования вес брони не превышает величины, допустимой из условий ее влияния на центровку вертолета.
Боевой вертолет представлен чертежами, где изображены:
на фиг.1 – боевой вертолет со схемой расположения бронепанелей;
на фиг.2 – схема установки бронепанелей в кабине экипажа, общий вид;
на фиг.3 – то же, вид сверху;
на фиг.4 – то же, вид спереди;
на фиг.5 – схема установки бронепанелей на элементах силовой установки.
Боевой вертолет, содержащий фюзеляж 1 с кабиной экипажа 2 в носовой части, несущую систему, включающую несущий 3 и рулевой 4 винты, силовую установку, включающую двигатели 5, а также комплекты бронепанелей для защиты членов экипажа и жизненно важных узлов и агрегатов. В кабине 2 боевого вертолета в зоне расположения членов экипажа предусмотрено размещение комплектов бронепанелей, включающих: закрепленные на полу бронепанели 6 в зоне расположения ног летчиков и бронепанели 7 - под сиденьями, защищающие снизу; вертикально установленные бронепанели 8 – в спинках сидений, и вертикальные бронепанели 9 – под углом между бронепанелями 8 в спинках сидений и соответствующей бортовой панелью фюзеляжа 1, защищающие сзади-сбоку; вертикально установленные спереди в лобовой части под щитками приборов бронепанели 10, защищающие спереди.
Комплект бронепанелей 10 может несколько бронепанелей, установленных в лобовой части кабины экипажа 2 вертикально или наклонно в соответствии с особенностями оборудования, возможностью крепления и целесообразностью соответствия ответной поверхности лобовой части фюзеляжа.
Комплект бронепанелей 11 установлен снаружи по бокам носовой части кабины 2 и может включать, например, по три бронепанели, расположенные по бокам симметрично в соответствии с формой поверхности фюзеляжа. Сверху к ним примыкают бронепанели 12, расположенные по нижнему и заднему контурам блистеров, и бронепанели 13, расположенные по нижнему контуру бокового остекления кабины 2. Бронепанели 12, 13 устанавливаются с учетом антропометрических данных экипажа.
Силовая установка вертолета может быть снабжена комплектом бронепанелей 14, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, и комплектом бронепанелей 15, расположенных по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы.
При необходимости включения в экипаж третьего члена и установки для него сиденья у двери кабины в комплект дополнительно могут быть включены: бронепанель 16 на двери кабины летчиков, бронепанели 17 слева и справа по бокам от двери бронепанель 18 на полу у двери для защиты дополнительного сидения.
При установке бронезащиты на вертолет могут быть внесены несущественные вариации в комплектацию и конфигурацию бронепанелей комплектов в соответствии с особенностями конструкции вертолета, а также с учетом типоразмеров бронезащитных керамических материалов.
Бронепанели выполняются из многослойного материала в виде подложки из алюминиевого сплава, слоя керамических пластин из оксида алюминия и наружной облицовки из стеклоткани. При использовании комбинированной брони толщиной 17 мм с массой 53 кг/м2 броня выдерживает попадания бронебойных пуль калибра 7,62 мм по нормали к поверхности с дистанции 10 м.
Размещение на боевом вертолете по предлагаемой схеме комплекта бронепанелей, выполненных из новых бронезащитных материалов на основе керамики, обладающих высокими бронезащитными характеристиками и относительно небольшим весом, позволяет увеличить общую площадь бронирования боевого вертолета и обеспечить максимальную защиту экипажа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМОБИЛЬ СКРЫТОГО БРОНИРОВАНИЯ | 2011 |
|
RU2502037C2 |
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА БАЗЕ РАЛЛИЙНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2007 |
|
RU2338147C1 |
ФОНАРЬ КАБИНЫ ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЕТА | 2023 |
|
RU2798888C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СЪЁМНОЙ БРОНЕЗАЩИТЫ ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЁТА ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИТОВ И СЪЁМНАЯ БРОНЕЗАЩИТА ЭКИПАЖА ВЕРТОЛЁТА ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИТОВ | 2015 |
|
RU2577441C1 |
КОМПЛЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БРОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2819839C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, БРОНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАЩИЩЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В БРОНИРОВАННОЕ | 1995 |
|
RU2090391C1 |
БРОНЕЗАЩИТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БРОНЕЗАЩИТНОГО ЭЛЕМЕНТА | 2008 |
|
RU2372577C1 |
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО И БРОНЕПАНЕЛЬ ДЛЯ НЕГО | 2015 |
|
RU2595242C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КРУГЛОСУТОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ, КОМПЛЕКС БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ НА ДАННОМ ВЕРТОЛЕТЕ | 2013 |
|
RU2524276C1 |
Вертолет содержит фюзеляж с кабиной экипажа в его носовой части, несущую систему, силовую установку и комплекты бронепанелей для защиты зоны расположения экипажа в кабине и элементов силовой установки. В лобовой части кабины дополнительно установлен комплект бронепанелей для защиты экипажа спереди, а комплект для защиты экипажа сбоку включает бронепанели, установленные снаружи кабины экипажа по бокам ее носовой части. По заднему и нижнему контурам блистеров установлены бронепанели для дополнительной защиты экипажа сбоку, а в дополнение к ним по нижнему контуру бокового остекления кабины установлены дополнительные бронепанели. Между спинкой сиденья и соответствующей бортовой панелью под углом к ней установлены бронепанели для защиты экипажа сзади-сбоку. Силовая установка снабжена комплектом бронепанелей, расположенных снаружи по бокам капотов двигателей, а также по бокам зон расположения гидроусилителей и гидросистемы силовой установки. Размещение на боевом вертолете по предлагаемой схеме комплекта бронепанелей, выполненных из новых бронезащитных материалов на основе керамики, обладающих высокими бронезащитными характеристиками и относительно небольшим весом, позволяет увеличить общую площадь бронирования боевого вертолета и обеспечить максимальную защиту экипажа. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
ЦАГИ им | |||
Н.Е.Жуковского, 1989, с.8, 13 | |||
БРОНИРОВАННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, БРОНЕВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕЗАЩИЩЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В БРОНИРОВАННОЕ | 1995 |
|
RU2090391C1 |
БРОНЕВОЙ КОРПУС С РАЗЪЕМНЫМИ СОЕДИНЕНИЯМИ ДЕТАЛЕЙ ЗАЩИТЫ | 2001 |
|
RU2193746C1 |
US 5679918 А, 21.10.1997 | |||
DE 4005904 А1, 29.08.1991. |
Авторы
Даты
2004-07-10—Публикация
2002-12-30—Подача