КАТОК ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2004 года по МПК B62D55/14 B62D55/15 

Описание патента на изобретение RU2235034C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к производству гусеничных машин. Оно может быть применено на промышленных тракторах и других гусеничных машинах.

При сборке катка предусматривается осевой зазор, обеспечивающий плавное вращение ролика относительно оси в катке. Чем больше этот зазор, тем легче вращение ролика. Однако увеличение осевого зазора делает уязвимым место стыковки уплотнительных колец, тем более что во время эксплуатации гусеничных транспортных средств каток воспринимает значительные нагрузки, особенно осевые, что дополнительно может увеличить осевой зазор. Раскрытие стыка уплотнительных колец приводит к утечке смазки и ухудшению работоспособности катка. Отсюда вытекает стремление конструкторов к обеспечению гарантированного осевого зазора, т.е. с допусками, позволяющими плавное вращение ролика и исключающими раскрытие стыка уплотнительных колец.

Известен каток гусеничного транспортного средства, в котором обеспечивается гарантированный осевой зазор (см. патент на изобретение РФ №2009934, МПК 5 B 62 D 55/14 “Опорный каток гусеничной машины”, заявл. 1991.11.27). Известный каток содержит ось 4 с кольцевым выступом 5 и вращающийся корпус 1 с торцовыми уплотнениями 6, причем корпус 1 выполнен из двух половин 3 и 2, соединенных посредством резьбы 7 с клеевой прослойкой 8. На внутренней поверхности половин 2 и 3 выполнены торцовые упоры 9, контактирующие с кольцевым выступом 5.

Гарантированный осевой размер в указанной конструкции катка достигается точным выполнением линейных размеров следующих деталей: торцовых упоров 9 корпуса 1, кольцевого выступа 5 и места резьбовой стыковки 8 двух половин 2 и 3. Несмотря на относительно небольшое количество деталей, участвующих в обеспечении гарантированного осевого зазора, процедура эта довольно трудоемка из-за наличия резьбы.

Наиболее близким по существенным признакам, достигаемому эффекту к заявляемому устройству и выбранным в качестве прототипа является каток гусеничного транспортного средства, содержащий ролик, установленный на неподвижной оси с кольцевым выступом посредством расположенных по обе стороны последнего двух подшипников скольжения, включающих корпус с фланцем, в котором выполнены отверстия под болты крепления к ролику, и закрепленную в корпусе антифрикционную втулку с фланцем, контактирующим с кольцевым выступом оси, на которой установлены крышки с уплотнениями (см. Разборка и сборка трактора “СТАЛИНЕЦ-80”. / Под ред. М.Ф.Балжи и И.Я.Трашутина. М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1949, с.215-216).

В прототипе процедура обеспечения гарантированного осевого зазора проще, т.к. нет резьбовых деталей. Он определяется как расстояние между бронзовым фланцем антифрикционной втулки и кольцевым выступом оси. При осевых динамических нагрузках бронзовый фланец, выступающий за торец корпуса подшипника скольжения, первым подвергается удару и сминается, что приводит к увеличению осевого зазора, а значит к опасности раскрытия стыка уплотнительных колец. Конкретно гарантированный осевой зазор определяется разностью линейных размеров в следующих деталях, а именно: в ролике, двух корпусах подшипников скольжения, двух фланцах антифрикционных втулок и кольцевого выступа оси. Повышение точности ведет к трудоемкости изготовления деталей, а следовательно, к усложнению обеспечения гарантированного осевого зазора.

Задачей заявляемого изобретения является упрощение обеспечения гарантированного осевого зазора.

Техническим результатом, позволяющим решить указанную задачу, является уменьшение количества деталей, требующих высокой точности выполнения линейных размеров.

Указанная задача достигается тем, что в известном катке гусеничного транспортного средства, содержащем ролик, установленный на неподвижной оси с кольцевым выступом посредством расположенных по его обе стороны двух подшипников скольжения, включающих корпус с фланцем, в котором выполнены отверстия под болты крепления к ролику, и закрепленную в корпусе антифрикционную втулку с фланцем, контактирующим с кольцевым выступом оси, на концах которой закреплены крышки с уплотнениями, согласно изобретению в ролике установлена над кольцевым выступом оси дистанционная втулка с возможностью упора ее торцов в торцы корпусов подшипников скольжения, выполненные заподлицо с фланцами антифрикционных втулок.

Каток может содержать дистанционную втулку с длиной, равной сумме длин кольцевого выступа оси и гарантированного осевого зазора между последним и торцом корпуса подшипника скольжения.

Каток может содержать фланец и корпус подшипников скольжения, выполненных раздельно друг от друга.

Исследования, проведенные по источникам патентной и научно-технической информации, показали, что заявляемый каток гусеничного транспортного средства неизвестен и не следует явным образом из изученного уровня техники, т.е. соответствует критериям “новизна” и “изобретательский уровень”.

Предлагаемое устройство может быть изготовлено в промышленных условиях цехов больших заводов или специализированных малых предприятий на стандартном оборудовании, которое выпускается как отечественной, так и зарубежной промышленностью.

Следовательно, заявляемое устройство соответствует критерию “промышленная применимость”.

Предлагаемая совокупность существенных признаков придает заявляемому устройству новые свойства, позволяющие решить поставленную задачу.

Торцы дистанционной втулки упираются в торцы корпусов радиальных подшипников скольжения, выполненных заподлицо с фланцами антифрикционных втулок. Длина дистанционной втулки превышает длину кольцевого выступа оси на величину гарантированного осевого зазора. При этом требуется точно выполнить линейные размеры только двух деталей, а именно: дистанционной втулки и кольцевого выступа оси.

Следовательно, упрощается обеспечение гарантированного осевого зазора.

Предлагаемый каток гусеничного транспортного средства поясняется чертежами, где представлено:

на фиг.1 - заявляемый каток в разрезе;

на фиг.2 - фрагмент варианта заявляемого катка в разрезе по п.3 формулы изобретения.

Заявляемое устройство содержит ролик 1, установленный на неподвижной оси 2 с кольцевым выступом 3 посредством расположенных по обе его стороны двух подшипников скольжения (не обозначены), включающих корпус 4 с фланцем 5, в котором выполнены отверстия (не обозначены) под болты 6 крепления к ролику 1. В корпусе 4 закреплена антифрикционная втулка 7 с фланцем 8, выполненным заподлицо с торцом 9 корпуса 4 подшипника скольжения.

В ролике 1 установлена над кольцевым выступом 3 оси 2 дистанционная втулка 10 с возможностью упора ее торцов 11 в торцы 9. Длина дистанционной втулки 10 превышает длину кольцевого выступа 3 на величину гарантированного осевого зазора 12.

Он рассчитывается исходя из минимально допустимой величины с допусками “плюс и минус”.

Корпус 4 подшипника скольжения может быть изготовлен раздельно с фланцем 5. В этом варианте корпус 4 представляет собой втулку, запрессованную в ролик 1 до упора в дистанционную втулку 10, а фланец 5 - кольцо с отверстиями под болты 6 крепления к ролику 1.

На оси 2 закреплены крышки 13, в которых так же как и во фланце 5, выполнены проточки (не обозначены) для установки торцовых уплотнений (не обозначены). Каждое из них состоит из двух чугунных притертых уплотнительных колец 14 с микроконусом и двух надетых на них резиновых колец 15, выполняющих функцию пружин. Крышки 13 зафиксированы на оси 2 стопорными кольцами 16, благодаря чему обеспечено поджатие торцовых уплотнений, обеспечивающих герметичность внутренней полости катка. Они препятствуют вытеканию смазки наружу и попаданию внутрь абразива.

Посредством крышек 13 каток болтами крепится к раме тележки гусеничного транспортного средства (не показаны).

Предлагаемый каток гусеничного транспортного средства используется следующим образом.

Ролик 1 поворачивается вокруг неподвижной оси 2 посредством подшипников скольжения. Наличие дистанционной втулки 10, превышающей длину кольцевого выступа 3 оси 2, позволяет снизить осевые динамические нагрузки на фланцы 8, сохраняя гарантированный осевой зазор 12. Тем самым обеспечивается надежность стыка уплотнительных колец 14. Он не раскрывается, надежно защищая каток от вытекания из него смазки и проникновения внутрь грязи.

Заявляемое изобретение обладает рядом преимуществ:

- повышенным качеством изготовления;

- надежностью работы уплотнений;

- снижением трудоемкости изготовления ряда деталей;

- долговечностью конструкции.

Похожие патенты RU2235034C1

название год авторы номер документа
Опорный каток 1989
  • Михин Николай Матвеевич
  • Сляднев Михаил Алексеевич
  • Корначев Юрий Николаевич
  • Борисов Владимир Иванович
  • Сорокин Игорь Алексеевич
  • Симоров Николай Иванович
SU1691210A1
ОПОРНЫЙ КАТОК ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1996
  • Лакирев С.Г.
  • Кодинцев Н.А.
RU2114021C1
ОПОРНЫЙ КАТОК 1998
  • Терентьев М.М.
  • Баев С.А.
  • Кутьин А.А.
RU2141424C1
ОПОРНЫЙ КАТОК ДЛЯ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2001
  • Кабаков В.Н.
  • Миронов Н.А.
  • Шибанов М.В.
  • Владыкин Н.В.
RU2233767C2
КАТОК ГУСЕНИЧНОГО ХОДА 2009
  • Яшков Юрий Кузьмич
  • Высоцкий Сергей Иванович
  • Боровков Юрий Викторович
RU2410278C1
ОПОРНЫЙ КАТОК ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1996
  • Лакирев С.Г.
  • Кодинцев Н.А.
RU2114022C1
ОПОРНЫЙ КАТОК ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1994
  • Кодинцев Николай Александрович
RU2088457C1
Подрессоренный опорный каток гусеничного транспортного средства 1989
  • Кабаков Владимир Николаевич
  • Шибанов Михаил Владленович
  • Миронов Николай Алексеевич
SU1699850A1
Опорный каток гусеничного транс-пОРТНОгО СРЕдСТВА 1979
  • Любченко Анатолий Николаевич
  • Садченко Евгений Николаевич
  • Павленко Виктор Федорович
  • Файн Александр Израилович
SU850480A1
ОПОРНЫЙ КАТОК ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1992
  • Кодинцев Николай Александрович
RU2006408C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 235 034 C1

Реферат патента 2004 года КАТОК ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено на промышленных тракторах и других гусеничных машинах. Каток гусеничного транспортного средства содержит ролик 1, установленный на неподвижной оси 2 с кольцевым выступом 3 посредством расположенных по обе его стороны двух подшипников скольжения, включающих корпус 4 с фланцем 5, в котором выполнены отверстия под болты 6 крепления к ролику 1. В корпусе 4 закреплена антифрикционная втулка 7 с фланцем 8, выполненным заподлицо с торцом 9 корпуса 4 подшипника скольжения. В ролике 1 установлена над кольцевым выступом 3 оси 2 дистанционная втулка 10 с возможностью упора ее торцов 11 в торцы 9 корпуса 4. Длина дистанционной втулки 10 превышает длину кольцевого выступа 3 на величину гарантированного осевого зазора 12. На концах оси 2 установлены крышки 12, посредством которых каток болтами крепится к раме тележки гусеничного транспортного средства. Крышки 13 зафиксированы на оси 2 стопорными кольцами 16, благодаря чему обеспечивается поджатие торцевых уплотнений, расположенных между крышкой 13 и фланцем 5. Технический результат заключается в уменьшении количества деталей, требующих высокой точности выполнения линейных размеров. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 235 034 C1

1. Каток гусеничного транспортного средства, содержащий ролик, установленный на неподвижной оси с кольцевым выступом посредством расположенных по его обе стороны двух подшипников скольжения, включающих корпус с фланцем, в котором выполнены отверстия под болты крепления к ролику, и закрепленную в корпусе антифрикционную втулку с фланцем, контактирующим с кольцевым выступом оси, на концах которой закреплены крышки с уплотнениями, отличающийся тем, что в ролике установлена над кольцевым выступом оси дистанционная втулка с возможностью упора ее торцов в торцы корпусов подшипников скольжения, выполненные заподлицо с фланцами антифрикционных втулок.2. Каток по п.1, отличающийся тем, что длина дистанционной втулки равна сумме длин кольцевого выступа оси и гарантированного осевого зазора между последним и торцом корпуса подшипника скольжения.3. Каток по п.1, отличающийся тем, что фланец и корпус подшипников скольжения выполнены раздельно друг от друга.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2235034C1

Капельная масленка с постоянным уровнем масла 0
  • Каретников В.В.
SU80A1
М.Ф.БАЛЖИ, И.Я.ТРАШУТИНА
- М.: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1949, с.215, рис.141
JP 53087434, 01.08.1978
US 3917362, 04.11.1975
DE 19547008 А1, 20.06.1996
ОПОРНЫЙ КАТОК ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 1991
  • Кодинцев Николай Александрович
RU2009934C1
Приспособление для нанесения эмали, краски и т.п. на внутреннюю поверхность сосудов 1932
  • Томашевский В.Л.
SU32079A1

RU 2 235 034 C1

Авторы

Балашов Б.А.

Бутт С.В.

Карпенко В.И.

Кокорюкин В.А.

Перезолов В.Г.

Перель Е.В.

Сысоев В.П.

Даты

2004-08-27Публикация

2003-04-14Подача