Область техники – общественный транспорт.
Уровень техники – аналогов нет.
Сущность изобретения
Троллейбусные токосъемники, позволяющие троллейбусам производить обгон (объезд) друг друга без наличия дополнительной троллейбусной линии электропередач и без перерыва подачи электроэнергии к тяговым двигателям обгоняющего и обгоняемого троллейбусов.
Описание конструкции
См. схему фиг.1:
1 – обводная линия электропередач;
2 – телескопические штанги;
3 – передние скользящие контакты;
4 – задние скользящие контакты;
5 – несущие штанги;
6 – крыша троллейбуса;
7 – троллейбусная линия электропередач.
Обгон (объезд) осуществляется при помощи обводной линии электропередач, присутствующей в конструкции токосъемников каждого троллейбуса и представляющей собой жесткую конструкцию. Обводная линия электропередач обеими линиями проходит левее (по ходу троллейбуса) всей конструкции токосъемников.
При совершении обгона (объезда) токосъемники обгоняющего троллейбуса совершают “наезд” на токосъемники обгоняемого троллейбуса и по его обводной линии выходят вперед и возвращаются на провода троллейбусной линии электропередач.
Стоит заметить, что троллейбус со старыми (обычными) токосъемниками тоже сможет обогнать (объехать) троллейбус с токосъемниками предлагаемой конструкции.
Т.к. расстояние между передними и задними скользящими контактами в данной конструкции довольно большое, то могут возникнуть проблемы при прохождении развилок (например при расхождении двух маршрутов троллейбусов).
Для того чтобы токосъемники двигались на развилках в нужном направлении, используется сила электромагнетизма. T.е. при повороте направо или налево водитель троллейбуса проходит развилку линии электропередач либо под нагрузкой тягового двигателя либо наоборот – без нагрузки.
Таким образом токосъемники либо притягиваются электромагнитными силами в одну сторону и двигаются на развилке например вправо. Либо не притягиваются и двигаются влево.
T.к. в предлагаемой конструкции токосъемников ни два (как в старых токосъемниках), а четыре скользящих контакта с линией электропередач и расстояние между передними и задними контактами довольно большое, то водителю будет намного сложнее пройти развилку линии электропередач.
Также в случае соскока токосъемников с проводов (что случается довольно часто) водителю будет намного сложнее установить предлагаемые токосъемники на линию электропередач, чем токосъемники старой конструкции. А если еще учесть что водителями троллейбусов часто работают женщины, то эта проблема может стать весьма серьезной.
Для облегчения этих двух задач предлагается изготавливать токосъемники с изменяемой геометрией. Т.е. сделать так, чтобы с помощью, например, пневматического привода (компрессор присутствует в конструкции любого троллейбуса) токосъемники могли трансформироваться из положения “А” в положение “В” и наоборот (см. схему не фиг.1 и фиг.2).
Для этого необходимо штанги 2 изготовить телескопическими и с помощью пневмо- или гидропривода изменять их длину.
В положении “А” обводная линия находится под током и фиксируется замком, обеспечивающим ее жесткость.
В положении “В” обводная линия складывается и свободно провисает вниз. Поэтому целесообразно предусмотреть конструкцией, чтобы в положении “В” обводная линия была обесточена.
Положение “В” может вообще являться основным. Т.к. чтобы произвести обгон одного троллейбуса другим, главное условие чтобы у обгоняемого троллейбуса токосъемники находились в положении “А”.
Следует учесть, что чем больше будет расстояние между передними и задними скользящими контактами в положении “А”, тем менее будет изогнута обводная линия и, следовательно, тем плавнее будет происходить обгон.
А также чем меньше будет расстояние между передними и задними скользящими контактами в положении “В”, тем проще будет проходить повороты, развилки и т.д., а также будет легче водителю установить токосъемники на провода троллейбусной линии электропередач.
Перечень чертежей
Фиг.1 – токосъемники в положении “А”.
Фиг.2 – токосъемники в положении “В”.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения.
Осуществить данное изобретение несложно. Простота конструкции и явная экономическая целесообразность налицо.
Совершенно не обязательно менять весь троллейбусный парк. Можно выпускать токосъемники данной конструкции и переоснащать ими старые машины.
Что касается рентабельности, то достаточно вспомнить, сколько троллейбусов с пассажирами простаивают из-за одного сломавшегося впереди, не имея возможности его объехать. Или когда по какой-нибудь из улиц города проходит сразу несколько маршрутов троллейбусов приходится монтировать несколько троллейбусных линий электропередач во избежание зависимости маршрутов друг от друга и несоблюдения расписания движения и т.д.
Разумеется, я предлагаю лишь идею. Показываю только принцип действия придуманного мной троллейбусного обгона. Все расчеты должны делать специалисты.
Изобретение относится к наземному электротранспорту, в частности к устройству троллейбусных токосъемников, позволяющих троллейбусам производить обгон /объезд/ друг-друга без наличия дополнительной троллейбусной линии электропередач и без перерыва подачи электроэнергии к тяговым двигателям обгоняющего и обгоняемого троллейбусов. Обгон осуществляется при помощи обводной линии электропередач, присутствующей в конструкции токосъемников каждого троллейбуса. При совершении обгона токосъемники обгоняющего троллейбуса совершают “наезд” на токосъемники обгоняемого троллейбуса и по его обводной линии выходят вперед и возвращаются на провода троллейбусной линии электропередач. На несущих штангах токосъемника расположены телескопические штанги, которые связаны с обводной линией электропередачи и посредством пневмо- или гидропривода трансформируются из одного положения в другое, изменяя геометрию токосъемника. Это обеспечивает облегчение прохождения поворотов, развилок на расхождении маршрутов, а также облегчение установки токосъемников водителем на провода линии элетропередач. 2 ил.
Токосъемник троллейбуса, содержащий несущие штанги с закрепленным на них устройством для осуществления троллейбусного обгона, представляющим собой обводную линию электропередачи, обеспечивающую обгон одного троллейбуса другим, отличающийся тем, что обводная линия электропередачи выполнена складной и снабжена связанными с нею телескопическими штангами, которые снабжены передними и задними скользящими контактами, устанавливаемыми на линию электропередачи, и пневматическим или гидравлическим приводом, изменяющим геометрию токосъемника.
Токоприемник | 1986 |
|
SU1400917A1 |
Токоприемник транспортного средства | 1987 |
|
SU1445995A1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА АРОМАТИЗИРОВАННОГО КОФЕЙНОГО НАПИТКА "ЕГОРЬЕВСКИЙ" | 2009 |
|
RU2396049C1 |
US 4698462, 06.10.1987. |
Авторы
Даты
2004-09-10—Публикация
2002-12-05—Подача