ТЯГА С ЗАПОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ Российский патент 2004 года по МПК B66C1/10 

Описание патента на изобретение RU2235671C1

Настоящее изобретение относится к области машиностроения, а именно к грузозахватным устройствам для подъема и кантования преимущественно крупногабаритных и большой массы грузов, когда требуется быстрое присоединение и отсоединение тяги к грузу (от груза), повышенная надежность за счет фиксации тяги на такелажной цапфе, когда визуально с большого расстояния необходимо проконтролировать строповку и отстроповку груза и по условиям работы нельзя производить с тягой сборочные и разборочные работы перед началом и после окончания основной работы.

Известно устройство монтажный блок полиспастной системы (авторское свидетельство №300409, заявка №1260777/27-11 от 29.07.1968 г., кл. В 66 d 3/04), содержащий грузовую серьгу с вмонтированным в нее сферическим плавающим подшипником, насаживаемым на цапфу, прикрепленную к изделию. Это устройство имеет следующие недостатки.

При отклонении грузовой серьги от вертикали возникает горизонтальная сила, действующая на сферический подшипник, которая может сместить его с цапфы, что вызовет аварийную ситуацию.

Перед началом работы необходимо производить монтаж сферического подшипника на цапфу. Это приводит к увеличению времени выполнения основной работы и снижает надежность.

Отсутствует крепление сферического подшипника на цапфе.

Указанные недостатки не дают возможности применить это устройство для выполнения задачи, поставленной предлагаемым изобретением.

Известно захватное устройство для грузов с цапфами (авторское свидетельство №1100217, заявка №3462170/29-11 от 05.07.1982 г., кл. В 66 С 1/66), содержащее траверсу, тяги с карманами для цапф. Это устройство нельзя применить для подъема и кантования крупногабаритных и большой массы грузов по следующим причинам.

Дополнительная и основная тяги будут очень тяжелыми. Большие габариты и большие массы грузов потребуют увеличивать поперечные сечения тяг по условиям прочности. При подъеме и кантовании за карманы, смещенные относительно оси симметрии тяги, на тяге возникает изгибающий момент, и для обеспечения прочности и жесткости потребуется увеличивать геометрические размеры сечения тяг и, следовательно, это приведет к еще большему увеличения массы.

Карман не фиксирует тягу и при возможных колебаниях и вибрациях (например, при смещении центра массы груза) не обеспечивается надежность строповки и безопасность выполнения работ. При ослаблении стропы возможно самопроизвольное отсоединение тяги от цапфы.

Известно устройство строповочный замок (патент РФ №933603, заявка №2992245/29-11 от 10.10.1980 г., кл. В 66 С 1/12), снабженный приводным механизмом с приводной цепью и муфтой, индикатором застроповки (стержень с кольцом, флажок), индикатором отстроповки (стопорная планка, втулка с Г-образным пазом, полый грузонесущий палец с лыской, проточкой, буртом и выступом).

Это устройство по отношению к заявленному является наиболее близким по технической сущности и принято за прототип.

К недостаткам прототипа следует отнести сложность конструкции и большое количество деталей (корпус с верхним и нижним пазами и отверстиями, нижние кронштейны, верхний кронштейн, направляющие втулки, зажимные пальцы с механизмами управления, грузонесущий палец). Более того, кронштейны образуют корпус с выступами, входящими в специальные занижения в раме, соединение их произведено болтами. Устройство снабжено балансирующими противовесами, а рама оборудована стенками для установки направляющих и индикаторов застроповки и отстроповки. Это снижает надежность и долговечность. Устройство незащищено от повреждений при укладке на грунт (пол) и при соударении с грузом. Особенно это касается индикаторов застроповки и отстроповки, которые к тому же можно наблюдать и контролировать только при непосредственном контакте. Применение механизмов управления для присоединения корпуса замка к грузу и к грузоподъемному устройству увеличивает время подготовки к работе.

Предлагаемое изобретение устраняет эти недостатки. Поставленная задача решается тем, что тяга с запорным устройством состоит из корпуса с отверстием под такелажную цапфу на одном конце, и присоединительным местом к траверсе на другом конце, кронштейна с предохранительной чекой, запирающей, введенную в отверстие тяги такелажную цапфу. При этом кронштейн запорного устройства выполнен с пазом под предохранительную чеку, имеет неподвижные оси для направления предохранительной чеки по профилированными пазам и подпружиненные стержни для фиксации предохранительной чеки, а предохранительная чека состоит из двух продольных частей, параллельных между собой, соединенных жестко поперечной частью, продольная ось симметрии одной из продольных частей предохранительной чеки совпадает с осью симметрии тяги, проходящей через ее центр и шарнирно взаимодействующей отверстием, имеющим сферическую поверхность, со сферической поверхностью такелажной цапфы, другая продольная часть предохранительной чеки снабжена профилированными пазами, определяющими положения и перемещения предохранительной чеки при взаимодействии ее с пазом кронштейна, с неподвижными осями и подпружиненными, управляемыми вручную стержнями, один из которых фиксирует предохранительную чеку в опущенном, закрытом для такелажной цапфы положении, другой, являясь осью поворота предохранительной чеки, фиксирует ее в открытом для такелажной цапфы положении совместно с первым стержнем.

На фиг.1 изображена тяга с запорным устройством - общий вид; на фиг.2 - вид А; на фиг.3 - вариант присоединительного места к траверсе; на фиг.4 - выноска Б - фиксаторы с подпружиненными стержнями; на фиг.5 - выноска В - винт стопорения оси; на фиг.6 и 7 - различные положения предохранительной чеки.

Тяга с запорным устройством состоит из корпуса 1 с отверстием 2 для одевания на такелажную цапфу 3 и отверстием 4 со сферической опорной поверхностью 5 под такелажную цапфу 3. Такелажная цапфа 3 соединена с грузом 6. На корпусе 1 имеются присоединительные места 7 или 8 для траверсы или другого грузоподъемного устройства. В состав запорного устройства входит кронштейн 9 и предохранительная чека 10, состоящая из двух продольных частей 11 и 12, соединенных поперечной частью 13, и двух закрепленных на кронштейне 9 фиксаторов 14 и 15. Тяга контактирует с такелажной цапфой 3 по сферической поверхности с центром 16. Центр сферической поверхности 16 совпадает с осью симметрии 17 части предохранительной чеки 11, опущенной в закрытое положение 18, и продольной осью симметрии всей тяги. Кронштейн 9, закрепленный на тяге болтами 19 и винтом 20, имеет паз, в котором может перемещаться предохранительная чека 10. На стенках кронштейна закреплены два корпуса 21 и 22 фиксаторов 14 и 15. Стержень 23 фиксатора 14 имеет на конце скос для автоматического отхода при подъеме предохранительной чеки, которая также имеет скос в месте контакта со стержнем 23. Стержень 23 может перемещаться в корпусе только поступательно, без поворота, и он не фиксируется в отведенном состоянии. Отвести его можно также и вручную за счет сжатия пружины 24. Стержень 25 фиксатора 15 цилиндрический (без скоса), он препятствует подъему предохранительной чеки. Его можно отвести только вручную (за счет сжатия пружины 26) и зафиксировать в отведенном положении поворотом ручки фиксатора. Это дает возможность приподнять предохранительную чеку вверх в положение 27, при этом две оси 28, запрессованные в стенки кронштейна 9, будут направлять предохранительную чеку по профилированным пазам 29 до срабатывания фиксатора 14. Это положение будет соответствовать попаданию осей 28 в выходные каналы 30, и предохранительная чека может быть повернута по стрелке 31 вокруг стержня 23 фиксатора 14 на 180° вверх в положение 32 и опущена в положение 33 до упора в стержень 25 фиксатора 15.

Для надевания тяги на такелажную цапфу предохранительная чека 9 должна быть поднята и зафиксирована в положении 33. Тяга большим отверстием 2 надевается на цапфу и приподнимается (краном со стропой траверсы) вверх до соприкосновения с опорной поверхностью 5 такелажной цапфы. Предохранительную чеку приподнимают из положения 33 в положение 32, поворачивают вниз в положение 27 при отведенном фиксаторе, опускают вниз в положение 18 и запирают стержнем 25 фиксатора 15.

Поднятое положение 33 предохранительной чеки наблюдается с большого расстояния, и даже крановщик, наблюдая это может не начинать работу, пока предохранительная чека не будет опущена в положение 18. При этом между сферой цапфы 3 и нижним торцем предохранительной чеки остается зазор, сферический шарнир не зажат и при колебании и раскачки груза не будет поломок и повреждении тяги и цапфы. Если раскачка (наклон тяги) увеличится, то тяга повернется вокруг центра 16 сферической поверхности и может упереться в упоры 34 и 35 на цапфе.

Для подъема груза (части груза) и для кантования должно быть не менее двух тяг. Количество цапф должно соответствовать количеству тяг.

В нерабочем положении и при хранении тяги с запорным устройством в составе траверсы или отдельно от нее предохранительная чека должна быть опущена в положение 18 и закреплена стержнем 25. Это исключает поломку при случайном задевании за груз и при укладке на пол или в тару. Тяга с запорным устройством надежно фиксирует такелажную цапфу в отверстии корпуса тяги и исключает ее отсоединение при ослаблении троса траверсы.

Похожие патенты RU2235671C1

название год авторы номер документа
ТАКЕЛАЖНЫЙ УЗЕЛ 2003
  • Жарков Н.Н.
RU2245835C1
ГРУЗОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО 2008
  • Долбищев Сергей Федорович
  • Макаров Юрий Петрович
RU2381170C1
ТРАВЕРСА, МЕХАНИЗМ ВЫРАВНИВАНИЯ БАЛАНСИРОВКИ НЕСУЩЕЙ БАЛКИ ТРАВЕРСЫ, ТАКЕЛАЖНОЕ УСТРОЙСТВО НЕСУЩЕЙ БАЛКИ ТРАВЕРСЫ, ГРУЗОФИКСИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО ТАКЕЛАЖНОГО УСТРОЙСТВА НЕСУЩЕЙ БАЛКИ ТРАВЕРСЫ, ОПОРНЫЙ СТАПЕЛЬ НЕСУЩЕЙ БАЛКИ ТРАВЕРСЫ, СПОСОБ РАВНОВЕСНОЙ НАСТРОЙКИ ТРАВЕРСЫ НА ОПОРНЫХ СТАПЕЛЯХ, СПОСОБ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТРАВЕРСОЙ ИЗДЕЛИЯ 2008
  • Боев Алексей Васильевич
  • Гончар Алексей Григорьевич
  • Ермолаев Александр Иванович
RU2376237C1
Грузоподъемное устройство 1974
  • Дорофеев Евгений Павлович
  • Гуркин Борис Васильевич
SU622745A1
Захватное устройство для грузов с проушинами 1990
  • Новикова Нина Николаевна
  • Тимошинский Геннадий Николаевич
  • Жулдыбин Владимир Карпович
SU1787925A1
ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО С РЕГУЛИРУЕМОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС ГРУЗА ТОЧКОЙ ПОДВЕСА 2007
  • Потапов Владимир Федорович
  • Сиротинин Дмитрий Игоревич
  • Смирнов Борис Александрович
  • Ширкин Александр Борисович
RU2344986C1
ТАКЕЛАЖНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДЪЕМА И КАНТОВАНИЯ ГРУЗА 2003
  • Жарков Н.Н.
  • Артемьев Г.И.
RU2256597C2
УСТРОЙСТВО для РАЗРУШЕНИЯ КОРКИ ЭЛЕКТРОЛИТА АЛЮМИНИЕВЫХ ЭЛЕКТРОЛИЗЕРОВ 1971
SU299563A1
РАМА ЧЕТЫРЕХКАМЕРНОГО ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Гольба Анатолий Викторович
  • Демин Михаил Иванович
  • Кузнецов Александр Васильевич
  • Туртушов Валерий Андреевич
  • Усманский Эрнест Викторович
RU2527006C1
КОНТЕЙНЕР 2009
  • Мичник Вениамин Моисеевич
  • Подзоров Валерий Николаевич
  • Сеченов Юрий Николаевич
  • Худяшов Дмитрий Юрьевич
RU2408515C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 235 671 C1

Реферат патента 2004 года ТЯГА С ЗАПОРНЫМ УСТРОЙСТВОМ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к грузозахватным устройствам для подъема и кантования преимущественно крупногабаритных и большой массы грузов. Тяга состоит из корпуса и запорного устройства. Корпус тяги одним концом присоединяется к стропе траверсы, а на другом имеется отверстие с выемкой. Отверстием корпус надевается на такелажную цапфу с буртом, и при подъеме краном стропы с тягой, выемка в нижней части отверстия корпуса соприкасается с посадочной сферической поверхностью такелажной цапфы груза, образуя сферический шарнир. В состав запорного устройства входит кронштейн с предохранительной чекой, устанавливаемой в двух положениях - опущенном вниз, препятствующем выходу такелажной цапфы груза из отверстия корпуса тяги, и открытом, поднятом вверх, когда тяга может быть снята или надета на такелажную цапфу груза. В обоих положениях предохранительная чека фиксируется подпружиненными стержнями фиксаторов, установленных на кронштейне, закрепленном на корпусе тяге. Траектория перемещения предохранительной чеки из одного положения в другое определяется имеющимися на предохранительной чеке профилированными пазами. Технический результат заключается в обеспечении быстрого присоединения и отсоединения тяги от груза и в облегчении визуального контроля “закрытия” тяги на такелажной цапфе. 7 ил.

Формула изобретения RU 2 235 671 C1

Тяга с запорным устройством, состоящая из корпуса с отверстием под такелажную цапфу на одном конце и присоединительным местом к траверсе на другом конце, кронштейна с предохранительной чекой, запирающей введенную в отверстие тяги такелажную цапфу, отличающаяся тем, что кронштейн запорного устройства выполнен с пазом под предохранительную чеку, имеет неподвижные оси для направления предохранительной чеки по профилированным пазам и подпружиненные стержни для фиксации предохранительной чеки, а предохранительная чека состоит из двух продольных частей, параллельных между собой, соединенных жестко поперечной частью, продольная ось симметрии одной из продольных частей предохранительной чеки совпадает с осью симметрии тяги, проходящей через ее центр и шарнирно взаимодействующей отверстием, имеющим сферическую поверхность, со сферической поверхностью такелажной цапфы, другая продольная часть предохранительной чеки снабжена профилированными пазами, определяющими положения и перемещения предохранительной чеки при взаимодействии ее с пазом кронштейна, с неподвижными осями и подпружиненными управляемыми вручную стержнями, один из которых фиксирует предохранительную чеку в опущенном закрытом для такелажной цапфы положении, другой, являясь осью поворота предохранительной чеки, фиксирует ее в открытом для такелажной цапфы положении совместно с первым стержнем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2235671C1

Строповочный замок 1980
  • Вилов Николай Яковлевич
  • Юдин Владимир Константинович
SU933603A1

RU 2 235 671 C1

Авторы

Жарков Н.Н.

Даты

2004-09-10Публикация

2003-02-05Подача