Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям самоходных сельскохозяйственных машин, оснащенных гидростатическим приводом.
Известная трехдиапазонная коробка передач, содержащая дифферонциал с двумя закрепленными на его корпусе шестернями, размещенные на входном и промежуточных валах подвижные и неподвижные шестерни, а также закрепленные на штоках механизма управления вилки для переключения диапазонов [1].
Возможные перегрузки гидростатического привода, обусловленные сравнительно большими интервалами скоростей в диапазонах, усложненность конструкции и, как следствие, большие габариты и вес являются недостатками известной коробки диапазонов.
Указанные недостатки в предлагаемой коробке передач, содержащей, так же как и известная, дифференциал с двумя закрепленными на его корпусе шестернями, размещенные на промежуточном и входном валах неподвижные и подвижные шестерни, а также закрепленные на штоках механизма управления вилки для переключения передач, устраняются тем, что на промежуточном валу, у его концов, закреплены две неподвижные шестерни, на его средней части размещен подвижный блок из двух шестерен, периодически взаимодействующих с шестернями на корпусе дифференциала, а на входном валу смежно с неподвижными шестернями промежуточного вала установлены попеременно взаимодействующие с ними две подвижные шестерни.
Более полно эффект достигается в случае закрепления обеих вилок для перемещения подвижных шестерен входного вала на одном штоке управления.
Возможен вариант исполнения подвижных шестерен, когда они соединены трубчатой связью и снабжены одной вилкой переключения.
Предлагаемые усовершенствования коробки передач поясняются чертежами, на которых изображено:
фиг.1 - общий вид коробки передач, продольный разрез.
фиг.2 - кинематическая схема коробки передач.
Коробка перемены передач главным образом предназначена для обеспечения необходимых скоростей передвижения сельскохозяйственных машин в рабочем и транспортном режимах.
Коробка передач (фиг.1 и 2) включает корпус 1, параллельно установленные в нем дифференциал 2 с закрепленными на его корпусе шестернями 3 и 4, промежуточный вал 5 с установленными на нем подвижным блоком 6 спаренных шестерен 7 и 8 и неподвижными шестернями 9 и 10, входной вал 11 с подвижными шестернями 12 и 13. Последние кинематически связаны с помощью вилок 14 и 15 со штоком 16 механизма управления 17.
Особенностью конструкции предлагаемой коробки передач является размещение валов и шестерен в полости корпуса, их взаимное расположение, в частности неподвижные шестерни 9 и 10 размещены у концов промежуточного вала 5, т.е. у стенок корпуса 1 коробки передач, а подвижный блок из шестерен 7 и 8 размещен на средней части этого вала. Подвижные шестерни 12 и 13 размещены на входном валу 11 смежно с неподвижными шестернями 9 и 10 в промежутках между неподвижными шестернями и подвижным блоком.
Такое размещение шестерен на валах и их взаимное расположение предопределяют четыре диапазона скоростей, что наиболее приемлемо для большей части сельскохозяйственных уборочных машин.
Работает предлагаемая коробка передач следующим образом.
От гидромотора 18 (фиг.2) крутящий момент передается на входной вал 11. Введением в зацепление малой шестерни 12 с большой шестерней 10 обеспечивается первый диапазон, при этом введением в зацепление малой шестерни 7 блока шестерен с большой шестерней 3 на корпусе дифференциала получаем первую передачу. Введением в зацепление шестерни 8 блока 6 с шестерней 4 дифференциала 2 получаем вторую передачу.
Второй диапазон реализуется при введении в зацепление большой шестерни 13 с малой шестерней 9, при этом введением в зацепление шестерен 7 и 3 получаем третью передачу, а введением в зацепление шестерен 8 и 4 образуется четвертая передача.
Указанные четыре передачи могут использоваться как при движении машины вперед, так и двигаясь назад при реверсе гидромотора.
Зубчатые передачи, образуемые шестернями 9, 13 и 10, 12, могут выполняться в виде сменных модулей в зависимости от особенностей объекта применения.
Образуемые таким образом четыре диапазона скоростей вместо трех способствуют оптимизации нагружения гидромотора и гидростатической передаче в целом при минимальном количестве шестерен и валов, и соответственно уменьшаются габариты и вес коробки передач.
При включении любого диапазона шестерни 12 и 13 перемещаются одновременно, поскольку их вилки 14 и 15 закреплены на одном штоке 16 механизма переключения 17. В случае соединения этих шестерен трубчатой связью (не показано) управление ими возможно осуществлять одной вилкой. Заменяя шестерни 12-10 и 13-9 шестернями с различными сочетаниями диаметров, можно получать широкий спектр интервалов скоростей, в зависимости от назначения машины, без существенных изменений конструкции коробки в целом, что существенно повышает ее универсальность.
Предложенная коробка передач может найти широкое применение в самоходных сельскохозяйственных и дорожных машинах, оснащенных гидростатическим приводом трансмиссии.
Источники информации
1. Авторское свидетельство №1318439 А1, В 60 К 17/08.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач ведущих мостов самоходных сельскохозяйственных машин | 1987 |
|
SU1452718A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 2020 |
|
RU2753023C1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ | 2005 |
|
RU2297338C1 |
Многоосное длиннобазное шасси | 2020 |
|
RU2743769C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1318439A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ДВУХОСНОЙ САМОХОДНОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU376280A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1990 |
|
SU1720901A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1495149A1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2362928C1 |
СОЕДИНИТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМБИНИРОВАННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2606652C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к трансмиссиям самоходных сельскохозяйственных машин, оснащенных гидростатическим приводом. Коробка передач содержит дифференциал 2 с закрепленными на его корпусе 1 двумя шестернями 3, 4, входной 11 и промежуточный 5 валы с подвижными и неподвижными шестернями и механизм управления 17, на штоках 16 которого закреплены вилки 14, 15 для переключения передач. На промежуточном валу 5 у его концов закреплены две неподвижные шестерни 9, 10, на его средней части – подвижный блок 6 из двух шестерен 7, 8, периодически взаимодействующих с шестернями 3, 4, дифференциала. На входном валу 11 смежно с неподвижными шестернями 9, 10 промежуточного вала 5 установлены попеременно взаимодействующие с ними две подвижные шестерни 12, 13. Коробка передач реализует четыре интервала скоростей в двух диапазонах. Технический результат – снижение габаритов и веса коробки передач. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1318439A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1987 |
|
SU1553411A1 |
Устройство для определения положения рабочего конца полого электрода | 1973 |
|
SU545102A1 |
US 3500695 A, 17.03.1970. |
Авторы
Даты
2004-09-27—Публикация
2002-06-21—Подача