УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ Российский патент 2004 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2237234C2

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может быть реализовано в навигационных системах, использующих информацию от радиосистем с зашумленным сигналом, в частности от спутниковой радионавигационной системы.

Известны устройства обработки сигналов [1], использующие информацию системы счисления пути и радио корректоров типа радиосистемы ближней навигации (РСБН VOR/DME), - радиолокационной станции (РЛС) - для комплексной обработки с помощью фильтра Калмана либо с помощью фильтра с ограниченно растущей памятью.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство обработки сигналов, описанное О.А.Степановым [2], которое содержит 1-й и 2-й измерители (датчика первичной информации, один из которых является корректором другого), фильтр и информационные связи. Известное устройство работает следующим образом: на основе разностных измерений от датчиков первичной информации решается задача фильтрации ошибок одного измерителя на фоне другого измерителя; выходной сигнал компенсируется с помощью отфильтрованной ошибки. При работе такого устройства не анализируется качество сигналов датчика первичной информации, выступающего в роли корректора, в частности, спутниковой навигационной системы (СНС). В этом случае на выходе фильтра могу присутствовать аномальные сигналы типа выбросов, сглаженные только частично.

Кроме того, второй датчик первичной информации (СНС) используется только в качестве корректора и при отказе первого датчика его информация не используется в качестве выходной.

Цель предлагаемого изобретения: создание устройства обработки информации, обеспечивающего

- обнаружение аномальных измерений в сигнале корректора и исключение их из дальнейшей обработки;

- повышение показателя полноты системы контроля корректора за счет введения дополнительного контроля, основанного на стастистической обработке сигналов корректора;

- увеличение числа навигационных режимов, отличающихся по качеству сигнала и точности, способных выполнять заданную целевую задачу, что обеспечивает функциональную информационную избыточность без применения дополнительных корректоров;

- повышение целостности навигационной информации.

Поставленная цель достигается введением в известное устройство дополнительных элементов и новых связей.

На фиг.1 приведена блок-схема предлагаемого устройства, где:

1 - датчик первичной информации - система счисления пути;

2 - корректор - СНС;

3 - фильтр;.

4, 5 - сумматоры;

6 - блок запоминающих устройств;

7 - 1-й вычислительный блок;

8 - блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления;

9 - 2-й вычислительный блок;

10, 11 - блоки контроля (дешифраторы);

12, 13 - коммутаторы;

1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 8.1, 9.1 - информационные шины, передающие параметры и их признаки достоверности;

Так же как и известное, предлагаемое устройство обработки сигналов содержит датчик первичной информации (1), корректор (2) и фильтр (3), подмоченный в свою очередь через первый сумматор (4) к датчику первичной информации (1) и ко второму сумматору (5), связанному также с датчиком первичной информации (1).

Кроме того, предлагаемое устройство содержит последовательно соединенные блок запоминающих устройств (6), связанный с корректором (2), 1-й вычислительный блок (7) и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления (8), связанный в свою очередь через второй вычислительный блок (9) с первым вычислительным блоком (7), а также два блока контроля (10, 11), входами связанные соответственно с корректром (2) и блоком обнаружения аномальных сигналов (8), а также с блоками 1, 5, 9, а выходами - с управляющими входами вновь введенных коммутаторов (12, 13) соответственно.

При этом входы первого коммутатора (12) связаны со входами корректра (2) и блока обнаружения аномальных сигналов (8) а выход - с первым сумматором (4), а входы второго коммутатора связаны соответственно с датчиком первичной информации (1), вторым сумматором (5), вторым вычислительным блоком (9) и корректром (2).

Так же как в известном устройстве

- датчик первичной информации (1) формирует параметры:

ϕ сч, λ сч, VсчЕ

, VсчN
- координаты (широту, долготу) и составляющие (восточную и северную) путевой скорости и их признаки исправности: Испр ϕ сч, Испр λ сч, Испр VсчЕ
, Испр VсчN

- информационная шина 1.1 передает параметры системы счисления пути:

ϕ сч, Испр ϕ сч, λ сч, Испр λ сч, VсчЕ

, Испр VсчЕ
, VсчN
, Испр VсчN

- корректор (2), формирует параметры:

ϕ к, λ к, VкE

, VкN
- координаты (широту, долготу) и составляющие (восточную и северную) путевой скорости и их признаки исправности: Испр ϕ к, Испр λ к, Испр VкE
, Испр VкN
;

- информационная шина 2.1 передает параметры корректора:

ϕ к, Испр ϕ к, λ к, Испр λ к, VкЕ

, Испр VкЕ
, VкN
, Испр VкN
,

- фильтр (3) формирует оценки ошибок координат и составляющих путевой скорости, получаемые при использовании сигналов корректора, прошедших контроль в блоке грубых оценок или без него;

- информационная шина 3.1 передает оценки ошибок координат и составляющих путевой скорости и их признаки исправности.

- информационная шина 4.1 передает ошибки координат и составляющих путевой скорости, являющихся разницей параметров, измеренных блоками 1 и 2.

Функционально вновь вводимые элементы 6-9 можно объединить в блок грубых оценок.

В “Блоке грубых оценок” с помощью статистической обработки сигналов на некотором скользящем интервале времени

1) выявляются аномальные сигналы;

2) контролируются величина и частота их появления;

3) устанавливется время появления аномальных сигналов;

4) проводится исключение аномальных сигналов из дальнейшей обработки;

5) проводится сглаживание сигналя корректора методом наименьших квадратов (МНК)[4];

6) формируются признаки “Непригодности”.

Формульно-логаческое описание элементов, входящих в блок грубых оценок.

Для каждого обрабатываемого параметра корректора (ϕ к, λ к, VкE

, VкN
) вновь вводимые элементы предназначены для выполнения следующих операций:

блок запоминающих устройств (6) - для запоминания выборки измеренных сигналов (ϕ к, λ к, VкE

, VкN
) или их аппроксимированных значений на интервале и отклонений измеренных параметров от эталонов, блок запоминающих устройств (6) может быть реализован с помощью

- таймера (счетчика) определения интервала обработки

Т - счетчик времени наблюдения;

Тзад - заданное значение времени наблюдения (длина интервала наблюдения);

k - число обновляемых значений сигнала (для первого интервала к=Тзад).

- запоминающего устройства выборки сигнала на интервале:

XZ[i]:=X(t), Z=1,2,3,4 где 1=ϕ , 2=λ , 3=VE, 4=VN, i=1,... ,n, где n - количество измерений на интервале обработки. XZ (t) - текущее значение сигнала. XZ[i] -элемент массива запомненных значений сигнала;

Первый вычислительный блок (7) для расчета функций эталона и отклонения измеренного параметра или их аппроксимаций от эталонов, 1-й вычислительный блок (7) может быть реализован с помощью

- устройства вычисления функций эталона YZ [i] по выборке

где - скорость изменения измеренного навигационного параметра в момент времени ti;

- устройства расчета отклонений Δ ХZкорр (погрешностей) вектора ХZкорр на каждом j-м интервале

Блок для обнаружения аномальных сигналов и времени их появлений (8) может быть реализован с помощью

- устройства расчета математических ожиданий и дисперсий для функции отклонений

- среднее значение функции ; на участке наблюдения;

- дисперсия функции отклонений на участке наблюдения

- устройства ввода и хранения пограничного значения показателя значимости - θ погр, взятого из таблиц для n степеней свободы и заданной вероятности Q ложного отказа;

- устройства расчета показателя значимости θ j между двумя интервалами обработки

где - значения дисперсий функции на соседних участках обработки, показатель θ j характеризует отношение большей дисперсии к меньшей;

- устройства сравнения показателя достоверности с его пограничным значением, позволяющее обнаружить аномальные сигналы и момент их появления

Основные технические принципы решения, использованные при реализации блока грубых оценок (6, 7, 8 и 9), и его применение для обнаружения недопустимых отклонений в дискретных измерениях изложены в [3], метод МНК приведен в [4], но их применение в предлагаемом устройстве для обнаружения аномальных измерений и дополнительной фильтрации сигнала корректора позволили получить новые качества выходного сигнала предлагаемого устройства.

Блок расчета сглаживающей функции (9) предназначен для расчета сглаживающей функции сигнала корректора, методом наименьших квадратов и формирования сигналов непригодности может быть реализован с помощью

- устройства для расчета функции аппроксимации сигнала корректора с использованием метода наименьших квадратов на основе математических ожиданий и дисперсий [4],

- устройства корректировки аномального сигнала

- скорректированный сигнал;

- устройства формирования признака непригодности сигнала, учитывающего величину и частоту появления аномалии

где σ доп допустимое значение среднеквадратического отклонения,

ω j, ω доп - частота появления аномального сигнала и его допустимое значение.

Информационная шина 8.1, передающая информацию ϕкБГО

, Неприг ϕкБГО
, λкБГО
, Неприг λкБГО
, VЕкБГО
, Неприг VЕкБГО
, VNкБГО
, Неприг VNкБГО
.

Информационная шина 9.1, передающая информацию ϕкМНК

, λкМНК
, VEкМНК
, VNкМНК
, Испр ϕ кМНК
, Испр λ кМНК
, Испр VEкМНК
, Испр VNкМНК
ϕкБГО
, λкБГО
, VEкБГО
, VNкБГО
- координаты (широта, долгота) и составляющие путевой скорости, прошедшие контроль на основе статистической обработки в блоке грубых оценок;

Неприг. ϕ кБГО

, Неприг. λ кБГО
, Неприг. VЕкБГО
, Неприг. VNкБГО
– признаки непригодности соответствующих параметров, формируемые на основе контроля, реализованного в блоке грубых оценок;

ϕ кМНК

, λ кМНК
, VЕкМНК
, VNкМНК
- отфильтрованные методом наименьших квадратов координаты и составляющие скорости;

Испр ϕ кМНК

, Испр λ кМНК
, Испр VEкМНК
, Испр VNкМНК
- признаки исправности координат и составляющих скорости соответствующих параметров, формируемые на основе контроля, реализованного в блоке грубых оценок;

Вновь введенные блоки (10, 11) контроля функционально представляют собой дешифраторы, которые могут быть реализованы с помощью известных устройств (например, реле или транзисторы).

Первый блок контроля (10), осуществляет выбор и переключение шин 2.1 и 8.1. на основе анализа признаков Испр ϕ к, Испр λ к, Испр VкE

, Испр VкN
и Неприг ϕ кБГО
, Неприг λ кБГО
, Неприг VЕкБГО
, Неприг VNкБГО
.

Во втором вновь введенном блоке контроля (11) производится выбор и переключение информационных режимов с учетом их точности. Переключение информации осуществляется по мере снижения ее точности на основе логического анализа признаков исправностей параметров

(Испр ϕсч, Испр λсч, Испр VсчЕ

, Испр VсчN
),

(Испр ϕ кМНК

, Испр λ кМНК
, Испр VEкМНК
, Испр VNкМНК
,), (Испр ϕ к, Испр λ к, Испр VкE
, Испр VкN
),

и

Информационная шина (5.1), передает оцененные параметры и признаки

В текте приняты следующие обозначения:

Неприг. ϕ кБГО

, Неприг. λ кБГО
, Неприг. VEкБГО
, Неприг. VNкБГО
- признаки непригодности соответствующих параметров, формируемые на основе контроля, реализованного в блоке грубых оценок;

ϕ кМНК

, λ кМНК
, VЕкМНК
, VNкМНК
отфильтрованные методом наименьших квадратов координаты и составляющие скорости;

Испр ϕ кМНК

, Испр λ кМНК
, Испр VEкМНК
, Испр VNкМНК
- признаки исправности координат и составляющих скорости соответствующих параметров, формируемые на основе контроля, реализованного в блоке грубых оценок;

оценки ошибок координат и составляющих скорости, получаемые при использовании сигналов корректора, прошедших контроль в блоке грубых оценок или без него;

оценки координат и составляющих скорости, получаемые при использовании сигналов корректора, прошедших контроль в блоке грубых оценок или без него;

- оцененные выходные параметры устройства - широта, долгота, восточная и северная составляющие скорости;

- признаки достоверности выходных параметров, формируемых на основе признаков исправности используемых сигналов;

Приз. Отказ устройства - признак отказа устройства обработки сигналов. Предлагаемое устройство работает следующим образом:

на сумматор 4 подается сигнал корректора, прошедший дополнительный контроль в блоках 6, 7, 8, 9, а в случае невозможности его использования

, осуществляется переход на связь, предусмотренную в прототипе, фильтр отрабатывает погрешность, получаемую как разницу измерений системы счисления пути и корректора; одновременно в блоке 4 сигнал корректора пропускается через статистический фильтр, построенный с использованием МНК, и формирует признаки (Испр ϕ кМНК

, Испр λ кМНК
, Испр VEкМНК
, Испр VNкМНК
), скорректированный (оцененый) выходной сигнал устройства формируется сумматором 5; далее 2-я система контроля на основе анализа признаков состояний возможности применить режим в текущий момент времени и установленного приоритета режимов осуществляет подключение одного из режимов к выходной информационной шине. Приоритет режимов следующий: 1 - система счисления пути и корректор, сигнал которого прошел дополнительный контроль, 2 - система счисления пути и корректор, сигнал которого не прошел дополнительный контроль, 3 - корректор, сигнал которого прошел дополнительный контроль, 4 - корректор, сигнал которого не прошел дополнительный контроль, 5 - система счисления пути.

Таким образом, использование предлагаемого устройства позволит обеспечить

- получение качественно нового сигнал корректора за счет обнаружения и исключения аномальных измерений.

- повышение точности навигационной информации, формируемой устройством, за счет дополнительного контроля сигналов корректора;

- повышение целостности навигационной информации, формируемой устройством, за счет функционального резервирования навигационных режимов.

Работоспособность предлагаемого устройства была подтверждена результатами математического моделирования с использованием реальных данных датчика (БИНС) и корректора (СНС).

Результаты подтвердили получение положительного эффекта. В настоящее время ведутся работы по внедрению данного устройства в состав бортового программного обеспечения вычислительных систем ПрНК для самолета Ан-70, БИНС-СП для самолета 10КУБ и базовой навигационной системы (БНС) для самолетов ДА и ВТА.

Источники информации

1. Авиационные приборы и навигационные системы. Под ред. О.А.Бабича, М., изд. ВВИА им. Н.Е.Жуковского, 1981, стр.565.

2. О.А.Степанов. Особенности построения и перспективы развития навигационных инерциально-спутниковых систем. Санкт-Петербург, Сборник статей и докладов “Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации”. Под ред. В.Г.Пешехонова, 2001, стр.39.

3. А.М. Длин. Математическая статистика в технике, М., изд. Советская наука, 1958, стр.465.

4. Г. Крамер Математическая статистика, М., изд. Мир, 1976, стр.453.

Похожие патенты RU2237234C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ 2017
  • Кузнецов Алексей Григорьевич
  • Данилин Павел Евгеньевич
  • Грошев Виктор Владимирович
  • Колотилов Евгений Дмитриевич
  • Афенко Константин Алексеевич
  • Гавриленко Юлия Валентиновна
  • Зайцева Наталия Александровна
  • Ивченков Дмитрий Андреевич
  • Кочнева Елена Владимировна
  • Собкина Елена Михайловна
  • Стрелков Владимир Тихонович
RU2659755C1
УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ 2017
  • Кузнецов Алексей Григорьевич
  • Голованов Николай Александрович
  • Данилин Павел Евгеньевич
  • Грошев Виктор Владимирович
  • Колотилов Евгений Дмитриевич
  • Гавриленко Юлия Валентиновна
  • Зайцева Наталия Александровна
  • Кочнева Елена Владимировна
  • Афенко Константин Алексеевич
  • Стрелков Владимир Тихонович
  • Потехин Владимир Григорьевич
RU2660383C1
Способ и устройство для контроля целостности измерений бортовой аппаратуры глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) с применением измерений радиосистемы ближней навигации и псевдоспутников 2021
  • Веремеенко Константин Константинович
  • Зимин Роман Юрьевич
RU2778093C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА 2010
  • Чернов Владимир Юрьевич
RU2440595C1
СПОСОБ АВТОНОМНОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2022
  • Проскуряков Герман Михайлович
  • Пыльский Виктор Александрович
RU2800846C1
СПОСОБ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ 2022
  • Проскуряков Герман Михайлович
  • Пыльский Виктор Александрович
RU2784859C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ К ПОЛЕТУ 2013
  • Никулин Александр Степанович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Гарбузов Андрей Анатольевич
  • Георгицэ Василий Ионович
  • Голиков Валерий Петрович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Кочергин Дмитрий Александрович
  • Ларионов Сергей Викторович
  • Сухоруков Сергей Яковлевич
RU2529757C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРОВ ВОЗДУШНОЙ И ЗЕМНОЙ СКОРОСТЕЙ, УГЛА СНОСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И КОМПЛЕКСНОЕ ЛАЗЕРНОЕ УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2003
  • Мамошин В.Р.
RU2238521C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЕТА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2013
  • Мелешков Геннадий Андреевич
RU2537818C1
УСТРОЙСТВО КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 2014
  • Чернов Владимир Юрьевич
RU2546076C1

Реферат патента 2004 года УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ

Устройство обработки сигналов относится к области авиационного приборостроения и может быть применено в навигационных системах, использующих информацию с зашумленным сигналом, например, от спутниковых навигационных систем. Устройство обработки сигналов содержит датчик первичной информации, корректор и фильтр, связанный через сумматор с датчиком первичной информации, подключенным ко второму сумматору, связанному в свою очередь с фильтром. Кроме того, в него дополнительно введены последовательно соединенные блок запоминающих устройств, связанный с корректором, первый вычислительный блок и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления, а также второй вычислительный блок, два блока контроля, два коммутатора и новые связи. Достигаемым техническим результатом является повышение целостности навигационной информации. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 237 234 C2

Устройство обработки сигналов, содержащее датчик первичной информации, корректор и фильтр, подключенный через первый сумматор к датчику первичной информации, связанного, в свою очередь, со вторым сумматором, подключенным к фильтру, отличающееся тем, что в него дополнительно введены последовательно соединенные блок запоминающих устройств, связанный с корректором, первый вычислительный блок и блок обнаружения аномальных сигналов и времени их появления, связанный, в свою очередь, через вновь введенный второй вычислительный блок с первым вычислительным блоком, а также два блока контроля, связанных с управляющими входами двух вновь введенных коммутаторов соответственно, при этом входы первых блока контроля и коммутатора подключены соответственно к корректору и блоку обнаружения аномальных сигналов, выход первого коммутатора связан с первым сумматором, а входы вторых блока контроля и коммутатора подключены соответственно к датчику первичной информации, корректору, второму сумматору и второму вычислительному блоку.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2237234C2

СТЕПАНОВ О.А
Особенности построения и перспективы развития навигационных инерциально-спутниковых систем
Сборник статей и докладов
Интегрированные инерциально-спутниковые системы навигации
Под ред
ПОШЕХОНОВА В.Г
Санкт-Петербург, 2000, с.39
КОМПЛЕКСНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2000
  • Джанджгава Г.И.
  • Кавинский В.В.
  • Негриков В.В.
  • Орехов М.И.
  • Семаш А.А.
  • Шкред В.К.
RU2168704C1
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ 1992
  • Вериго И.И.
  • Герасимов Г.И.
  • Джанджгава Г.И.
  • Негриков В.В.
  • Орехов М.И.
RU2023983C1
US 5740048 А, 14.04.1998
Способ когезионного упрочнения битума 2020
  • Бухалёнков Александр Вячеславович
  • Шубин Владимир Иванович
  • Мнацаканов Сурен Саркисович
RU2781584C2
EP 0803787 А1, 29.10.1997.

RU 2 237 234 C2

Авторы

Крюков С.П.

Казаков В.В.

Голованов Н.А.

Кузнецов А.Г.

Стрелков В.Т.

Зайцева Н.А.

Потехин В.Г.

Ткачева Т.П.

Гавриленко Ю.В.

Кочнева Е.В.

Даты

2004-09-27Публикация

2002-08-22Подача