УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК F16C17/04 

Описание патента на изобретение RU2242645C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипниковым узлам скольжения, и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов.

Известен упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус, упорный диск, смонтированный на валу и опирающийся на самоустанавливающиеся на радиальных ребрах сегменты, размещенные на промежуточных элементах с радиальными опорными выступами (патент США №3764, НПК кл. 308.160, 1973 г.).

Недостатком такой конструкции является то, что промежуточный элемент с радиальным опорным выступом для каждого отдельного сегмента не обеспечивает соплоскостности сегментов и плоскостности рабочей поверхности диска, что приводит к снижению нагрузочной способности подшипникового узла.

Известен упорный подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус, диск, смонтированный на валу и опирающийся на самоустанавливающиеся на радиальных ребрах сегменты, и промежуточный элемент, выполненный в виде кольцеобразного диска с кольцеобразным опорным выступом и установленный между валом и упорным диском или между сегментами и корпусом (авторское свидетельство СССР №562680, МПК F 16 С 17/04 от 13.08.73 г.).

Это техническое решение приводит к снижению деформаций трущихся поверхностей, т.к. при возникновении гидродинамического давления в смазочном слое, стремящегося сдеформировать упорный диск и сегменты, величина создающего момента, при наличии промежуточного звена с кольцеобразным опорным выступом, меньше, чем в подшипниковом узле с промежуточным элементом с радиальным выступом под каждым сегментом.

Однако и такая конструкция подшипникового узла не до конца решает обеспечение соплоскостности трущихся поверхностей сегментов и упорного диска, т.е. деформация трущихся поверхностей упорного диска и сегментов происходит в результате их нагрева и неравномерного распределения тепла в толще этих рабочих элементов. Охлаждение же последних возможно лишь со стороны их нерабочих поверхностей, что приводит к еще большей неравномерности распределения тепла, а, следовательно, и большему искривлению плоскостей трущихся поверхностей.

Известно техническое решение (см. патент Японии №52-2050, МПК F 16 С 17/06), где эту задачу пытаются решить, отказываясь от охлаждения сегментов подшипника, но теплоизолируя их. При нагреве от трения сегменты расширяются, но в результате равномерного распределения тепла по всей толщине металла они не теряют своей формы и сохраняют плоскостность рабочих поверхностей. Однако, изолированные друг от друга сегменты находятся в разных условиях нагрева и расширения, т.к. имеют различную массу и разную степень прижатия к упорному диску. Упорный же диск не теплоизолируется и по-прежнему подвержен деформации от неравномерного нагрева.

За ближайший аналог заявляемому техническому решению принимается изобретение "Упорный подшипниковый узел скольжения" по патенту RU №1745004, МПК F 16 С 17/04, 1994 г.

В данной конструкции для снижения кольцевых напряжений в корпусе размещен вал с фланцем, на опорной поверхности которого установлен диск с двумя кольцевыми выступами. Между корпусом и диском размещены самоустанавливающиеся колодки, контактирующие с диском по их рабочим поверхностям. Самоустанавливающиеся колодки снабжены антифрикционными накладками, а на рабочей поверхности диска установлены антифрикционные сегменты.

Недостатком такой конструкции является ее сложность и недостаточная соплоскосность трущихся поверхностей сегментов и упорного диска, что снижает надежность работы подшипникового узла.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение нагрузочной способности подшипникового узла за счет сохранения соплоскостности его трущихся поверхностей и упрощение конструкции.

Указанная техническая задача решается благодаря тому, что в упорном подшипнике скольжения, содержащем корпус и закрепленную на валу ступицу с фланцем, на опорной поверхности которого установлен упорный диск, а между корпусом и диском расположен узел с самоустанавливающимися колодками, снабженные антифрикционными накладками, контактирующими с диском по их опорным поверхностям, введено закрепленное на рабочей поверхности узла с самоустанавливающимися колодками и антифрикционными накладками прижимное кольцо с окнами (сепаратор) для антифрикционных накладок, выполненных в виде вкладышей и свободно расположенных в окнах прижимного кольца, причем рабочая поверхность антифрикционных вкладышей выступает над торцевой поверхностью прижимного кольца.

Упорный диск выполнен в виде сплошного антифрикционного кольца.

Антифрикционные вкладыши выполнены в поперечном сечении ступенчатой формы, при этом ступеньки удерживают вкладыши от выпадания из окон прижимного кольца.

Сущность технического решения поясняется чертежами, на которых изображено: на фиг.1 - подшипник в продольном разрезе; на фиг.2 - прижимное кольцо (вид с торца); на фиг.3 - узел с колодками, вкладышами и прижимным кольцом (сборка, продольный разрез); на фиг.4 - сечение А-А фиг.3.

Упорный подшипник скольжения содержит корпус 1, закрепленную на валу 2 ступицу 3 с фланцем 4, на опорной поверхности которого установлен упорный диск 5, и узел 6 с самоустанавливающимися колодками 7. На рабочей поверхности узла 6 закреплено прижимное кольцо 8 с окнами 9 (фиг.2) для антифрикционных накладок, выполненных в виде вкладышей 10, свободно установленных в окнах 9 прижимного кольца 8 на поверхности соответствующих колодок, причем рабочая поверхность антифрикционных вкладышей 10 выступает над поверхностью прижимного кольца 8.

Диск 5 выполнен в виде сплошного антифрикционного кольца.

Антифрикционные вкладыши 10 выполнены в поперечном сечении ступенчатой формы (фиг.3-4), при этом ступеньки 11 удерживают вкладыши от выпадания из окон 9 прижимного кольца 8.

Узел 6 с самоустанавливающимися колодками выполнен в виде моноблока, состоящего из пружинящего в осевом направлении кольца 12 и самоустанавливающихся сегментов.

Упорный подшипник скольжения работает следующим образом.

После заполнения корпуса 1 рабочей средой вал 2 приводится во вращение. Осевая нагрузка на вал, через ступицу 3 и фланец 4, упорный антифрикционный диск 5 передается на антифрикционные вкладыши 10, свободно опирающиеся на рабочие поверхности самоустанавливающихся колодок 7 и далее на корпус.

При высоких осевых нагрузках вкладыши 10 на самоустанавливающихся колодках 7, выполненных в виде единого моноблока, прижимаются всей поверхностью к упорному диску 5, обеспечивая соплоскостность трущихся антифрикционных поверхностей, снижая кольцевые нагрузки, вызывающие деформацию элементов подшипника.

Благодаря этому увеличивается надежность подшипника, технологичность и простота его изготовления, т.к. не надо использовать сложные методы наплавки (закрепления) антифрикционных покрытий на металлическую опору диска и колодок.

Изобретение может быть использовано в насосах, компрессорах и других агрегатах.

Похожие патенты RU2242645C1

название год авторы номер документа
ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Герасимов Владимир Сергеевич
  • Евтушенко Сергей Павлович
  • Казанцев Родион Петрович
  • Никифоров Сергей Аркадьевич
  • Семёновых Александр Сергеевич
  • Шуцкий Сергей Юрьевич
RU2534659C2
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ 1989
  • Чехович В.С.
  • Федоров Г.П.
  • Снетков В.Г.
  • Ремизов М.А.
  • Михайлов А.Д.
  • Медведев Л.Ф.
  • Тихонов Н.Е.
  • Паутов Ю.М.
  • Тепленчук О.В.
SU1745004A1
Упорный подшипниковый узел скольжения 1973
  • Токарев Евгений Павлович
SU562680A1
НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТИ В КОНТУРЕ С ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ 2000
  • Герасимов В.С.
  • Михайлов А.Д.
  • Никифоров С.А.
  • Паутов Ю.М.
  • Ремизов М.А.
  • Снетков В.Г.
  • Федоров Г.П.
RU2190127C2
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Ульянов А.Г.
  • Крукович А.Р.
RU2182245C1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, РАБОТАЮЩИЙ НА МАЛОВЯЗКОЙ ЖИДКОСТИ 1999
  • Ульянов А.Г.
  • Шишкин Ю.П.
  • Волошин Ю.П.
  • Крукович А.Р.
RU2186266C2
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ 2003
  • Дорофеев Ю.А.
RU2241871C2
Упорный подшипник скольжения 2017
  • Воронов Тимур Дмитриевич
  • Казанцев Родион Петрович
  • Лебедевич Владислав Олегович
  • Одинцов Николай Анатольевич
  • Пархомов Михаил Михайлович
RU2656747C1
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1
САМОУСТАНАВЛИВАЮЩИЙСЯ ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА 1997
  • Юмачиков Р.С.
  • Деменко А.А.
  • Курамшин Р.М.
RU2125670C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 242 645 C1

Реферат патента 2004 года УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к упорным подшипникам скольжения и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов. Упорный подшипник скольжения, содержащий корпус и закрепленную на валу ступицу с фланцем, на опорной поверхности которого установлен упорный диск, а между корпусом и диском расположен узел с самоустанавливающимися колодками, снабженными антифрикционными накладками, контактирующими с диском по их опорным поверхностям, включает закрепленное на рабочей поверхности узла с самоустанавливающимися колодками и антифрикционными накладками прижимное кольцо с окнами (сепаратор) для антифрикционных накладок, выполненных в виде вкладышей и свободно расположенных в окнах прижимного кольца, причем рабочая поверхность антифрикционных вкладышей выступает над торцевой поверхностью прижимного кольца. Упорный диск выполнен в виде сплошного антифрикционного кольца. Антифрикционные вкладыши выполнены в поперечном сечении ступенчатой формы, при этом ступеньки удерживают вкладыши от выпадания из окон прижимного кольца. Технический результат - повышение нагрузочной способности подшипника, технологичности, упрощение конструкции. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 242 645 C1

1. Упорный подшипник скольжения, содержащий корпус и закрепленную на валу ступицу с фланцем, на опорной поверхности которого установлен упорный диск, а между корпусом и диском расположен узел с самоустанавливающимися колодками, снабженными антифрикционными накладками, контактирующими с диском по их опорным поверхностям, отличающийся тем, что он включает закрепленное на рабочей поверхности узла с самоустанавливающимися колодками и антифрикционными накладками прижимное кольцо с окнами для антифрикционных накладок, выполненных в виде вкладышей и свободно расположенных в окнах прижимного кольца, причем рабочая поверхность антифрикционных вкладышей выступает над торцевой поверхностью прижимного кольца.2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что упорный диск выполнен в виде антифрикционного кольца.3. Подшипник по пп.1 и 2, отличающийся тем, что антифрикционные вкладыши выполнены в поперечном сечении ступенчатой формы, при этом ступеньки удерживают вкладыши от выпадания из окон прижимного кольца.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242645C1

US 3672733 A, 27.06.1972
US 5094550 A, 17.04.1991
DE 3809703 A1, 05.10.1989
Упорный подшипник скольжения 1978
  • Юрченко И.С.
  • Мандрыка Э.С.
  • Захарова Л.А.
  • Смирнов В.Д.
  • Ивлиев К.П.
  • Румянцев В.М.
  • Васильев В.С.
SU768289A1

RU 2 242 645 C1

Авторы

Дорофеев Ю.А.

Даты

2004-12-20Публикация

2003-07-15Подача