СПОСОБ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ Российский патент 2004 года по МПК G01C21/18 

Описание патента на изобретение RU2242717C2

Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущихся объектов.

Известен способ инерциальной навигации, заключающийся в том, что измеряют сигналы с акселерометров, установленных на корпусе подвижного объекта, при котором роль гиростабилизированной платформы выполняет вычислительное устройство (бесплатформенные инерциальные навигационные системы), вычисляют ускорения Кориолиса, ускорения силы тяготения Земли и ускорения, связанные с криволинейным движением объекта, производят компенсацию этих ускорений в сигналах акселерометров и вычисляют выходные параметры системы [см.1 с.84-91].

Известен способ инерциальной навигации, заключающийся в измерении сигналов с трех акселерометров, установленных на гиростабилизированной платформе, располагающейся в плоскости горизонта и физически моделирующей отсчетную систему координат, вычислении ускорений Кориолиса, ускорений силы тяготения Земли и ускорений, связанных с криволинейным движением объекта, компенсации этих ускорений в сигналах акселерометров и вычислении выходных параметров системы (например широты, долготы, высоты, скорости движения объекта относительно Земли, параметров угловой ориентации объекта относительно отсчетной системы координат) путем решения системы дифференциальных уравнений, описывающих эталонную математическую модель работы навигационной системы (например полуаналитическая инерциальная навигационная система с географической ориентацией осей) [см.1, с.63-65]. Данный способ принят за прототип.

Признаки прототипа, являющиеся общими с заявляемым изобретением, включают измерение сигналов с акселерометров, вычисление ускорений Кориолиса, ускорений силы тяготения Земли и ускорений, связанных с криволинейным движением объекта, компенсацию этих ускорений в сигналах акселерометров, вычисление выходных параметров инерциальной навигационной системы (ИНС).

Причина, препятствующая достижению указанного ниже технического результата при использовании известных способов, заключается в наличии ошибок вычисления выходных параметров ИНС, обусловленных тем, что на каждом такте обработки измерительной информации вычислительное устройство ИНС может производить ложную компенсацию ускорений, которые фактически не были измерены акселерометрами, а потому и не должны были подлежать компенсации. Поскольку реальные акселерометры, как и все измерители, всегда имеют конкретные динамические характеристики, например порог чувствительности, зону нечувствительности, динамические ошибки и т.п., поэтому компенсация ускорений должна производиться с учетом конкретных динамических характеристик акселерометров, что в известных способах инерциальной навигации не учитывается.

Изобретение направлено на повышение точности ИНС, особенно в автономном режиме их работы, т.е. без привлечения дополнительной внешней информации о движении объекта или эталонных данных о его местоположении.

Технический результат заключается в повышении точности вычисления выходных параметров ИНС путем выработки условий осуществления компенсации для выходных сигналов акселерометров.

Для достижения названного технического результата в предлагаемом способе измеряют сигналы с акселерометров, вычисляют ускорения Кориолиса, ускорения силы тяготения Земли, ускорения, связанные с криволинейным движением объекта, производят компенсацию этих ускорений в сигналах акселерометров только в том случае, если на данном такте компенсации абсолютная величина компенсируемого ускорения для соответствующего акселерометра превысит абсолютную минимальную величину ускорения, которая могла быть измерена данным акселерометром согласно его динамическим характеристикам, и вычисляют выходные параметры ИНС.

Отличием предлагаемого способа от прототипа является то, что компенсацию ускорений Кориолиса, ускорений силы тяготения Земли и ускорений, связанных с криволинейным движением объекта, для каждого из сигналов акселерометров производят только в том случае, если на данном такте компенсации абсолютная величина компенсируемого ускорения для соответствующего акселерометра превысит абсолютную минимальную величину ускорения, которая могла быть измерена данным акселерометром согласно его динамическим характеристикам. Отличительные признаки в совокупности с известными позволят повысить точность вычисления выходных параметров ИНС.

Способ инерциальной навигации осуществляется следующим образом.

На основе известных значений динамических характеристик акселерометров, например порога чувствительности, определяют минимальные величины ускорений, которые могут быть измерены данными акселерометрами. Затем измеряют сигналы с акселерометров, вычисляют ускорения Кориолиса, ускорения силы тяготения Земли, ускорения, связанные с криволинейным движением. На каждом такте обработки измерительной информации с акселерометров сравнивают абсолютные величины вычисленных сигналов компенсации с соответствующими абсолютными величинами минимальных ускорений. Если на данном такте компенсации абсолютная величина вычисленного компенсируемого ускорения превысит абсолютную минимальную величину ускорения для соответствующего акселерометра, то тогда данная компенсация производится с помощью вычислительного устройства ИНС. В противном случае компенсация не производится. Далее вычисляют выходные параметры ИНС по известному алгоритму.

Примером реализации предлагаемого способа инерциальной навигации может служить платформенная полуаналитическая ИНС с географической ориентацией осей, подробное описание работы которой представлено в [1] на с.63-65. В этой системе платформа физически моделирует географический сопровождающий трехгранник. Сигналы с выходов акселерометров, расположенных на платформе, пропорциональны проекциям кажущихся ускорений объекта по осям трехгранника, связанного с платформой. Значения выходных сигналов рассчитываются по выражениям (1.57), приведенным в [1] на с.49. Компенсируемые ускорения вычисляются по формулам (2.1) [см. 1, с.64]. Далее производится сравнение абсолютных величин вычисленных сигналов компенсации для каждого из акселерометров с соответствующими абсолютными минимальными величинами сигналов, которые могли быть измерены данными акселерометрами согласно их динамическим характеристикам. В том случае, если первая величина превышает вторую, то с помощью вычислительного устройства осуществляют компенсацию ускорений, указанных выше. В противном случае компенсация не производится. Далее вычисление выходных параметров ИНС и управление гиростабилизированной платформой осуществляют согласно формулам (2.1-2.8), приведенным в [1] на с.64-65.

Источники информации

1. Инерциальные навигационные системы морских объектов /Д.П.Лукьянов, А.В.Мочалов, А.А.Одинцов, И.Б.Вайсгант. Л.: Судостроение, 1989. 183 с.

Похожие патенты RU2242717C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Клименко Александр Игоревич
  • Клименко Антон Александрович
  • Абакумов Антон Викторович
  • Скрипаль Евгений Николаевич
  • Ермаков Роман Вячеславович
  • Филиппов Леонид Альбертович
RU2436047C1
Способ автономной навигации для объекта космического назначения 2018
  • Альтшулер Александр Шоломович
  • Исаев Владимир Владимирович
RU2727784C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Афонин Александр Сергеевич
  • Никифорова Ольга Николаевна
RU2723976C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КОМПЕНСАЦИИ УХОДА ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛАТФОРМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Батаргин Вадим Германович
  • Зайцев Сергей Александрович
  • Румянцев Геннадий Николаевич
  • Шаврина Маргарита Александровна
RU2285902C1
Способ определения параметров ориентации объекта при помощи полуаналитической инерциальной навигационной системы с географической ориентацией осей четырехосной гироплатформы 2022
  • Редькин Сергей Петрович
RU2782334C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ МОДЕЛИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЙ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ ВЕДОМОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ЭТАЛОННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2012
  • Дишель Виктор Давидович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Немкевич Виктор Андреевич
  • Сапожников Александр Илариевич
  • Жигулевцева Елена Юрьевна
RU2505785C1
ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ, ОРИЕНТАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ 2008
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Резниченко Владимир Иванович
  • Малеев Павел Иванович
  • Якушев Артем Анатольевич
RU2375679C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ БАРОИНЕРЦИАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ И ВЕРТИКАЛЬНОЙ СКОРОСТИ 2019
  • Манохин Вячеслав Иванович
  • Алексеев Алексей Николаевич
  • Федулаев Алексей Александрович
  • Бражник Валерий Михайлович
  • Габбасов Сает Минсабирович
  • Кавинский Владимир Валентинович
  • Коркишко Юрий Юрьевич
  • Кузнецов Алексей Михайлович
  • Курдин Василий Викторович
  • Линник Максим Юрьевич
  • Лобко Сергей Валентинович
  • Негриков Виктор Васильевич
  • Орехов Михаил Ильич
RU2713583C1
КОРРЕКТИРУЕМАЯ СИСТЕМА ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ И СТАБИЛИЗАЦИИ 2006
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Резниченко Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Титлянов Владимир Александрович
  • Якушев Артем Анатольевич
RU2319930C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Черенков Сергей Анатольевич
  • Лисин Алексей Анатольевич
RU2634071C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ

Изобретение относится к области инерциальной навигации, в частности к способам определения текущих значений координат движущихся объектов. Способ инерциальной навигации заключается в том, что измеряют сигналы с акселерометров, вычисляют ускорения Кориолиса, ускорения силы тяготения Земли и ускорения, связанные с криволинейным движением объекта, производят компенсацию этих ускорений в сигналах акселерометров только в том случае, если на данном такте компенсации абсолютная величина компенсируемого ускорения для соответствующего акселерометра превысит абсолютную минимальную величину ускорения, которая могла быть измерена данным акселерометром согласно его динамическим характеристикам и вычисляют выходные параметры инерциальной навигационной системы (ИНС). Техническим результатом является повышение точности ИНС, особенно в автономном режиме работы.

Формула изобретения RU 2 242 717 C2

Способ инерциальной навигации, заключающийся в том, что измеряют сигналы с акселерометров, вычисляют ускорения Кориолиса, ускорения силы тяготения Земли и ускорения, связанные с криволинейным движением объекта, производят компенсацию этих ускорений в сигналах акселерометров и вычисляют выходные параметры инерциальных навигационных систем, отличающийся тем, что компенсацию ускорений Кориолиса, ускорений силы тяготения Земли и ускорений, связанных с криволинейным движением объекта, в сигналах акселерометров производят только в том случае, если на данном такте компенсации абсолютная величина компенсируемого ускорения для соответствующего акселерометра превысит абсолютную минимальную величину ускорения, которая могла быть измерена данным акселерометром согласно его динамическим характеристикам.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2242717C2

ЛУКЬЯНОВ Д.П
и др
Инерциальные навигационные системы морских объектов
- Л.: Судостроение, 1989, с.63-65, 84-91
ГОРЕНШТЕЙН И.А
и др
Инерциальная навигация
- М.: Советское радио, 1962, с.93
СПОСОБ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ 1995
  • Якушин С.М.
RU2107897C1
СПОСОБ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КОМБИНИРОВАННАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 1993
  • Волжин А.С.
  • Игнатов А.И.
  • Червин В.И.
  • Будкин В.Л.
RU2082098C1
Способ изготовления контактных элементов 1990
  • Мурадян Ованес Балабекович
  • Оганесян Липарит Бабкенович
  • Закоян Ованес Рудольфович
SU1836761A3
DE 4013570 А1, 31.10.1991.

RU 2 242 717 C2

Авторы

Якушин С.М.

Даты

2004-12-20Публикация

2003-03-03Подача