СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ Российский патент 2004 года по МПК B61L21/06 B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2243118C1

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что определяют количество свободных путевых участков на перегоне и сумму значений напряжений на этих же участках, а затем находят среднее арифметическое значение напряжений. Текущее значение каждого из участков сравнивают со средним арифметическим значением. При существенном отличии текущего значения от среднего арифметического фиксируют занятость путевого участка, в противном случае - свободность [1].

Недостатком этого способа является то, что при наличии значительной продольной асимметрии возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Известен способ контроля свободности путевых участков, заключающийся в том, что значение текущего напряжения на приемнике сравнивают с пороговыми. Превышение текущего напряжения над пороговым фиксируют как свободность путевого участка, в противном случае - занятость [2].

Данное техническое решение выбрано в качестве прототипа.

Недостатком этого способа является то, что при пониженном сопротивлении изоляции возможен ложный контроль состояния путевых участков.

Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение надежности контроля состояния путевых участков.

Технический результат достигается контролем свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал напряжения переменного тока, а на другом конце фиксируют текущее значение напряжения и сравнивают его с пороговыми напряжениями занятия и освобождения рельсовой линии, в случае превышения порогового напряжения занятия над текущим фиксируют занятие рельсовой линии, а в случае превышения текущего значения над пороговым напряжением освобождения фиксируют освобождение рельсовой линии, причем предварительно строят зависимость напряжения приемного конца рельсовой линии в момент ее занятия от опорного напряжения, являющегося напряжением рельсовой линии в нормальном режиме в момент занятия одной из смежных рельсовых линий, когда другая рельсовая линия свободна, по полученной кривой для зафиксированного текущего значения напряжения определяют коэффициент снижения напряжения, пороговое напряжение занятия определяют как произведение зафиксированного текущего значения напряжения на коэффициент снижения напряжения, а пороговое напряжения освобождения - как частное от деления порогового напряжения занятия на коэффициент возврата, принимаемый равным 0,8-0,9.

В таблице приведены значения напряжений на приемном конце рельсовой линии и коэффициентов снижения напряжения при разных значениях сопротивления изоляции рельсовой линии длинной 1000 м, входных сопротивлениях по концам 0,4 Ом и частоте сигнального тока 420 Гц.

Для рельефного изображения кривых эти кривые не в полной мере соответствуют значениям данных таблицы.

На фиг.1 приведены графики изменения напряжения на входе приемника при сопротивлении изоляции 4 Ом·км и 0,1 Ом·км от координаты шунта.

На фиг.2 изображены графики зависимостей напряжений на входе путевого приемника от сопротивления изоляции в отсутствие шунта и при нормативном шунте.

На фиг.3 представлена зависимость напряжения на входе путевого приемника в момент занятия путевого участка (Uпш шунт находится в точке подключения приборов рельсовой цепи) от опорного напряжения (Uпш напряжение в нормальном режиме в момент занятия смежной рельсовой цепи, когда другая смежная рельсовая цепь свободна).

По фиг.1 видно, при свободном путевом участке 2ПУ в момент занятия левого смежного участка (вертикальная координатная ось) наблюдается существенная разница напряжений на путевом приемнике от состояния балласта (4 Ом·км и 0,1 Ом·км). При занятом путевом участке 2ПУ (середина графика) эта разница значительно меньше.

По фиг.2 прослеживается следующая закономерность: с увеличением сопротивления изоляции существенно меняется отношение напряжения нормального и шунтового режимов. На фиг.3 приводится кривая зависимости напряжения приемного конца в момент занятия рельсовой линии Uпш от опорного напряжения (напряжение в нормальном режиме). Эту зависимость определяют экспериментально или рассчитывают. Она может быть представлена трехчленом

Uпш=а·(Uпн)+b·(Uпн)2+c·(Uпн)2

Определение состояния путевого участка происходит по следующему алгоритму. В нормальном режиме в момент занятия одной из смежных рельсовых линий, когда другая рельсовая линия свободна, определяют опорное напряжение средней рельсовой линии. Пороговое напряжение занятия численно равно опорному напряжению, умноженному на коэффициент занятия. Разделив это напряжение на коэффициент возврата, находим пороговое напряжение освобождения. Сравнивая текущее напряжение на входе приемника с пороговыми значениями, фиксируют состояние путевого участка.

Предложенный способ контроля состояния путевых участков является наиболее эффективным в условиях пониженного сопротивления изоляции.

Источники информации

1. Патент РФ №2025358, МПК B 61 L 23/16. Способ контроля свободности путевых участков и устройство для его осуществления. Авторы: Полевой Ю.И., Стрельцов С.К., Мазалова И.В., Кравцова Н.А. БИ №24, 1994 г.

2. Котляренко Н.Ф. Путевая блокировка и авторегулировка. - М.: Транспорт, 1983 г. (прототип).

Похожие патенты RU2243118C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2250848C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 2007
  • Лочехин Владимир Сергеевич
RU2341395C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2259294C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Смышляев В.А.
  • Гуменников В.Б.
  • Полевая Л.В.
  • Трошина М.В.
RU2263040C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Гоголь Ольга Геннадьевна
  • Ахмадуллин Фаниль Ринатович
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
RU2271952C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2007
  • Лисенков Владимир Михайлович
  • Бестемьянов Петр Филимонович
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Вайшнарас Андрей Владимирович
RU2362699C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2006
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Тарасов Евгений Михайлович
  • Смышляев Валерий Анатольевич
  • Гуменников Валерий Борисович
  • Митрофанов Александр Николаевич
  • Ахмадуллин Фанис Ринатович
  • Трошина Марина Васильевна
  • Буркин Владимир Владимирович
RU2334640C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 2003
  • Полевой Ю.И.
RU2248289C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2004
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Полевая Людмила Владимировна
  • Трошина Марина Васильевна
RU2271949C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 2003
  • Полевой Ю.И.
  • Полевая Л.В.
RU2241625C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 243 118 C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике и предназначено для использования при регулировании движения поездов. В рельсовую линию на одном конце подают сигнал напряжения переменного тока, а на другом конце фиксируют текущее значение напряжения и сравнивают его с пороговыми напряжениями занятия и освобождения рельсовой линии. В случае превышения порогового напряжения занятия над текущим фиксируют занятие рельсовой линии, а в случае превышения текущего значения над пороговым напряжением освобождения фиксируют освобождение рельсовой линии. Отличие предложенного способа от известных заключается в том, что предварительно строят зависимость напряжения приемного конца рельсовой линии в момент ее занятия от опорного напряжения, являющегося напряжением рельсовой линии в нормальном режиме в момент занятия одной из смежных рельсовых линий, когда другая рельсовая линия свободна. По полученной кривой определяют коэффициент снижения напряжения. Пороговое напряжение занятия определяют как произведение зафиксированного текущего значения напряжения на коэффициент снижения напряжения, а пороговое напряжение освобождения - как частное от деления порогового напряжения занятия на коэффициент возврата, принимаемый равным 0,8-0,9. Изобретение позволяет повысить надежность контроля состояния путевых участков. 3 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 243 118 C1

Способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном конце подают сигнал напряжения переменного тока, а на другом конце фиксируют текущее значение напряжения и сравнивают его с пороговыми напряжениями занятия и освобождения рельсовой линии, в случае превышения порогового напряжения занятия над текущим фиксируют занятие рельсовой линии, а в случае превышения текущего значения над пороговым напряжением освобождения фиксируют освобождение рельсовой линии, отличающийся тем, что предварительно строят зависимость напряжения приемного конца рельсовой линии в момент ее занятия от опорного напряжения, являющегося напряжением рельсовой линии в нормальном режиме в момент занятия одной из смежных рельсовых линий, когда другая рельсовая линия свободна, по полученной кривой определяют коэффициент снижения напряжения, пороговое напряжение занятия определяют как произведение зафиксированного текущего значения напряжения на коэффициент снижения напряжения, а пороговое напряжение освобождения - как частное от деления порогового напряжения занятия на коэффициент возврата, принимаемый равным 0,8-0,9.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2243118C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ЛИНИИ 1992
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
RU2051055C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
  • Мазалова Ирина Анатольевна[Uz]
  • Кравцова Наталья Агаповна[Uz]
RU2025358C1
УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОЙ ЦЕПИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВЫХ УЧАСТКОВ 0
SU281524A1
Устройство для контроля свободности стрелочных путевых участков сортировочных горок 1984
  • Григорин-Рябов Виктор Валерианович
  • Шелухин Виктор Иванович
  • Шелухин Олег Иванович
SU1245483A1

RU 2 243 118 C1

Авторы

Полевой Ю.И.

Полевая Л.В.

Даты

2004-12-27Публикация

2003-04-28Подача