Известны регулируемые по скорости асинхронные электроприводы с тиристорным управлением, в которых для получения сигнала обратной связи применяют различного типа датчики частоты вращения, присоединяемые к валу двигателя. Однако, использование таких датчиков в большинстве случаев является нежелательным из-за сложности их механического соединения с валом асинхронного электродвигателя.
Известны также регулируемые асинхронные электроприводы с вычислением скольжения двигателя по сигналам от датчиков тока и напряжения, включенных в цепи питания двигателя. Назначением этих устройств чаще всего является только индикация частоты вращения двигателя без обеспечения ее регулирования.
Наиболее близким к предлагаемому устройству является электропривод переменного тока, содержащий тиристорный преобразователь напряжения, включенный в статорные цепи асинхронного двигателя, блок управления, выходом подключенный к управляющему входу тиристорного преобразователя напряжения, а входом - к выходу блока регулятора частоты вращения, один вход которого подключен к выходу блока задания частоты вращения, а другой вход - к выходу измерителя частоты вращения, построенному на основе датчиков тока и напряжения двигателя и функционального преобразователя, реализующего зависимость расчетного значения частоты вращения от измеренного полного сопротивления двигателя (СССР, а.с. №1758821, кл. Н 02 Р 5/28, прототип).
Недостатком этого устройства является относительно невысокая точность регулирования частоты вращения асинхронного электродвигателя, обусловленная слабо выраженной зависимостью полного сопротивления двигателя от частоты вращения, особенно в зоне малых скоростей.
Задачей изобретения является повышение точности регулирования скорости двигателя в асинхронных электроприводах с тиристорным управлением без датчика частоты вращения на валу.
Решение указанной задачи достигается тем, что электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель, тиристорный преобразователь напряжения, включенный между статорной обмоткой двигателя и питающей сетью, датчики тока и напряжения двигателя, блок управления, выход которого соединен с управляющим входом тиристорного преобразователя напряжения, а вход - с выходом блока регулятора частоты вращения, один вход которого соединен с выходом блока задания частоты вращения, а другой вход - с выходом функционального блока, дополнительно снабжен измерителем ЭДС статора, один вход которого подключен к выходу датчика тока, а второй - к выходу датчика напряжения, причем выходы измерителя ЭДС и датчика напряжения подключены к входам функционального блока, реализующего зависимость расчетного значения частоты вращения от напряжения и ЭДС статора двигателя:
ω=ƒ(US,ES),
где ω - вычисленное значение частоты вращения;
US - действующее значение напряжения фазы двигателя;
ES - действующее значение ЭДС фазы двигателя.
Измеритель ЭДС статора выполнен на основе нуль-органа, коммутатора и блока вычисления ЭДС, у которых вход нуль-органа подключен к выходу датчика тока, сигнальный вход коммутатора - к выходу датчика напряжения, управляющий вход коммутатора - к выходу нуль-органа, а выход коммутатора - к входу блока вычисления ЭДС, выход которого является выходом измерителя ЭДС, причем в блоке вычисления ЭДС реализована зависимость:
где Т - длительность бестоковой паузы;
uS1 - значение напряжения на фазе двигателя, полученное в начале бестоковой паузы;
uSK - значение напряжения на фазе двигателя, полученное в конце бестоковой паузы.
Зависимость ω=ƒ(US, ES), реализуемая функциональным блоком, представлена выражением:
где mk - значение максимального момента электродвигателя;
Us - действующее значение напряжения на фазе двигателя;
σ - полный коэффициент рассеяния двигателя;
Xs - полное индуктивное сопротивление фазы двигателя;
ar - коэффициент затухания роторных цепей при разомкнутом статоре;
Sk - критическое скольжение двигателя;
Es - действующее значение ЭДС фазы двигателя.
На чертеже приведена структурная схема электропривода переменного тока.
Электропривод переменного тока содержит асинхронный двигатель 1, тиристорный преобразователь напряжения 2, снабженный выводами для подключения к сети, а выходом присоединенный к статорным обмоткам асинхронного двигателя.
Управляющий вход тиристорного преобразователя подключен к выходу блока управления 3, вход которого соединен с выходом блока регулятора частоты вращения 4. Один вход блока 4 регулятора частоты вращения связан с выходом задатчика 5 частоты вращения, а другой - с выходом функционального блока 11 измерителя частоты вращения. Измеритель частоты вращения кроме блока 11 включает в себя узел измерения ЭДС, построенный на основе датчиков тока 6 и напряжения 7 двигателя, нуль-органа 8, управляемого коммутатора 9 и блока вычисления ЭДС 10. Сигнальный вход коммутатора 9 подключен к выходу датчика напряжения 7, а управляющий вход коммутатора - к выходу нуль-органа 8, вход которого соединен с выходом датчика тока 6, при этом выход коммутатора 9 подключен к входу блока вычисления ЭДС 10. Функциональный блок 11 измерителя частоты вращения одним своим входом подключен к выходу датчика напряжения 7, а другим - к выходу блока вычисления ЭДС 10. Выход функционального блока 11 является выходом измерителя частоты вращения. Причем в самом функциональном блоке реализована зависимость:
где mk - значение максимального момента электродвигателя;
Us - действующее значение напряжения на фазе двигателя;
σ - полный коэффициент рассеяния двигателя;
Xs - полное индуктивное сопротивление фазы двигателя;
ar - коэффициент затухания роторных цепей при разомкнутом статоре;
Sk - критическое скольжение двигателя;
Es - действующее значение ЭДС фазы двигателя.
Действующее значение ЭДС фазы двигателя Es определяется следующим образом. Во время бестоковой паузы, наличие и длительность которой контролируется нуль-органом 8, датчиком напряжения 7 производят замеры напряжения на фазе двигателя. На основе этих данных в блоке 10 вычисляется действующее значение ЭДС по формуле:
где Т - длительность бестоковой паузы;
uS1 - значение напряжения на фазе двигателя, полученное при первом замере;
uSK - значение напряжения на фазе двигателя, полученное при последнем замере.
Электропривод работает следующим образом.
В исходном состоянии, когда сигнал задания частоты вращения остается неизменным, частота вращения двигателя соответствует заданной, а момент, развиваемый двигателем, равен моменту нагрузки, на выходах датчиков тока и напряжения статора 6 и 7 появляются сигналы, пропорциональные току и напряжению статора двигателя, на выходе коммутатора 9 появится импульсный сигнал, пропорциональный мгновенному значению ЭДС на статорной обмотке двигателя во время бестоковой паузы и равный нулю в остальное время, на выходе блока 10 вычисления ЭДС появляется сигнал, пропорциональный действующему значению ЭДС двигателя, а на выходе функционального блока 11 измерителя частоты вращения - сигнал, пропорциональный частоте вращения асинхронного двигателя.
Регулятор частоты вращения 4, в котором определяется отклонение частоты вращения от заданного в блоке 5 значения, вырабатывает сигнал управления, зависящий от типа регулятора скорости и величины момента сопротивления на валу двигателя.
Блок управления 3 при этом обеспечивает на выходе тиристорного преобразователя 2 напряжение, достаточное для преодоления двигателем нагрузки при заданной частоте вращения.
Изменение задания на частоту вращения приведет к изменению сигнала управления, в зависимости от которого блок управления 3 будет изменять углы открытия тиристоров, уменьшая или увеличивая напряжение на выходе преобразователя 2, в результате будет возрастать или уменьшаться ток, момент и частота вращения двигателя. Сигналы на выходах датчиков тока и напряжения 6, 7 и блока вычисления ЭДС 10 будут соответствовать значениям тока, напряжения и ЭДС двигателя при новой частоте вращения, а сигнал на выходе блока 11 измерителя частоты вращения - величине этой частоты вращения, что вызовет соответствующее изменение сигнала на выходе блока 4 регулятора частоты вращения. Процесс регулирования будет продолжаться до тех пор, пока на выходе блока 4 регулятора частоты вращения не установится сигнал, обеспечивающий на выходе тиристорного преобразователя напряжение, достаточное для преодоления двигателем нагрузки при заданной частоте вращения.
При изменении момента нагрузки и колебаниях напряжения сети поддержание заданной частоты вращения осуществляется аналогичным образом.
Технический результат, достигаемый от введения в электропривод переменного тока на основе асинхронного трехфазного электродвигателя с тиристорным управлением измерителя частоты вращения, выполненного на основе датчиков тока и напряжения с блоком измерения ЭДС статора, благодаря однозначной связи между напряжением, ЭДС и частотой вращения позволяет повысить точность регулирования скорости асинхронного электродвигателя по сравнению с известным устройством.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2007 |
|
RU2389127C2 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2006 |
|
RU2380821C2 |
УСТРОЙСТВО ПЛАВНОГО ПУСКА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2369002C2 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2014 |
|
RU2576330C1 |
Способ управления асинхронным электродвигателем с частотно-импульсным регулированием напряжения | 1988 |
|
SU1653122A1 |
Способ управления электроприводом "Каскад ФАЗО | 1986 |
|
SU1494189A1 |
Устройство для управления вентильным непосредственным преобразователем частоты | 1981 |
|
SU1078579A1 |
Способ автоматического управления частотно-регулируемого электропривода и устройство для осуществления этого способа | 1975 |
|
SU558366A1 |
Способ измерения скорости вращения электродвигателя | 1985 |
|
SU1290174A1 |
Асинхронный электропривод с экстремальным управлением | 1984 |
|
SU1251273A1 |
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для плавного пуска и регулирования скорости асинхронных тиристорных электроприводов общепромышленного применения, а именно, в приводах вентиляторов, компрессоров, насосов, шлифовальных машин, транспортеров, механизмов горизонтального перемещения подъемно-транспортных машин и др. Технический результат заключается в повышении точности регулирования скорости двигателя в асинхронных электроприводах с тиристорным управлением без датчика частоты вращения на валу. Устройство включает в себя асинхронный двигатель, тиристорный преобразователь напряжения, блок управления, блок регулятора частоты вращения, блок задания частоты вращения, измеритель ЭДС статора, датчики тока и напряжения двигателя и функциональный блок. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
ω=f(US, ЕS),
где ω - вычисленное значение частоты вращения;
US - действующее значение напряжения фазы двигателя;
ЕS - действующее значение э.д.с. фазы двигателя;
где Т - длительность бестоковой паузы;
uS1 - значение напряжения на фазе двигателя, полученное в начале бестоковой паузы;
uSK - значение напряжения на фазе двигателя, полученное в конце бестоковой паузы.
где mk - значение максимального момента электродвигателя;
Us - действующее значение напряжения на фазе двигателя;
σ - полный коэффициент рассеяния двигателя;
Хs - полное индуктивное сопротивление фазы двигателя;
αr - коэффициент затухания роторных цепей при разомкнутом статоре;
Sk - критическое скольжение двигателя;
Еs - действующее значение э.д.с. фазы двигателя.
Электропривод переменного тока | 1990 |
|
SU1758821A1 |
Электропривод переменного тока | 1990 |
|
SU1750015A1 |
Устройство для измерения скольженияАСиНХРОННОгО дВигАТЕля C фАзНыМРОТОРОМ | 1979 |
|
SU849402A1 |
Способ управления электродвигателем двойного питания | 1982 |
|
SU1073870A1 |
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВОЗДУХООХЛАДИТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2187052C1 |
Авторы
Даты
2005-04-27—Публикация
2003-12-15—Подача