Изобретение относится к области медицины, а именно к травматологии и военно-полевой хирургии, в частности к транспортным и транспортно-лечебным шинам.
Известна шина для иммобилизации верхней конечности, содержащая последовательно соединенные кистевой сегмент и ложемент для предплечья с боковыми ограничительными выступами, и выполненная из лестничного модуля [1]
Известна также шина для иммобилизации верхней конечности, содержащая последовательно соединенные кистевой сегмент, лучезапястный сегмент в виде окна и ложемент для предплечья с боковыми ограничительными выступами, и выполненная из лестничного модуля [2]
Данные известные шины обладают следующими существенными недостатками:
не позволяют защитить поврежденные кости пальцев, кисти, лучезапястного сустава и дистального отдела предплечья от их травматизации вследствие внешних воздействий при транспортировке, что сопровождается усилением болевого синдрома и возможностью развития дальнейшего "вторичного" смещения отломков, что очень неблагоприятно сказывается на последующем лечении, усложняя и удлинняя его, и его результатах, нередко приводя к осложнениям;
шины, особенно шина с лучезапястным сегментом в виде окна, механически недостаточно прочны, особенно в области кистевого сегмента и в большей степени в области лучезапястного сегмента в виде окна, расположенных в зоне многочисленных суставов, что зачастую сопровождается перегибами и сгибанием шины в этой области при транспортировке, что приводит к нарушению фиксации поврежденных костей и соответственно к последующим осложнениям;
данные известные шины не в состоянии обеспечить надежность фиксации поврежденных костей пальцев кисти, пястья, лучезапястного сустава и дистального отдела предплечья, как вследствие невозможности их защиты от внешних травмирующих воздействий при транспортировке, так и в связи с недостаточной механической прочностью шин;
кроме того, поврежденный дистальный отдел верхней конечности, фиксированный известными шинами, достаточно трудно пространственно стабилизировать, как у пострадавших в вертикальном или сидячем положении, так и у больных, вынужденных находиться в вынужденном горизонтальном лежачем положении, в связи с отсутствием в их конструкциях предназначенных для этого элементов.
Исходя из анализа существующего уровня техники и выявленных недостатков, присущих известным шинам для иммобилизации верхней конечности, была поставлена задача создание шины, которая бы обеспечивала при транспортировке раненых и пострадавших:
исключение внешней непосредственной травматизации поврежденных костей кисти, лучезапястного сустава и дистального отдела предплечья за счет включения в конструкцию шины защитного экрана, который в то же время бы увеличивал прочность шины, ужесточая механически слабые ее места;
повышение надежности фиксации путем увеличения прочностных характеристик шины и достижения пространственной стабилизации поврежденного дистального отдела верхней конечности посредством введения новых элементов в конструкцию шины;
профилактику осложнений путем исключения "вторичного" смещения отломков поврежденных костей за счет повышения фиксационных характеристик шины и за счет демпферированной пространственной стабилизации конечности благодаря конструкции шины.
Поставленная задача решена предлагаемым техническим решением, сущность которого заключается в следующем:
в шине для иммобилизации верхней конечности, содержащей последовательно соединенные кистевой сегмент, лучезапястный сегмент в виде окна и ложемент для предплечья с боковыми ограничительными выступами, и выполненной из лестничного модуля, согласно задаче новым будет то, что в нее введены защитный экран в виде П-образного щитка и установочные элементы, при этом экран установлен в области кистевого и лучезапястного сегментов, а установочные элементы закреплены на защитном экране;
новизна предложенного технического решения в соответствии с поставленной задачей заключается также и в том, что защитный экран имеет окно, выполненное на поперечной части П-образного щитка;
также новым согласно поставленной задаче является и то, что установочные элементы выполнены или в виде проушин с тягами, или в виде упругих опор;
новым в согласии с задачей является и то, что тяги выполнены или в виде эластичного шнура, или в виде пружин;
также новизна в соответствии с задачей заключается и в том, что упругая опора выполнена или в виде дугообразного туловищного сегмента, или в виде основания;
кроме того, к отличительным признакам технического решения в согласии с поставленной задачей относится и то, что основание выполнено или в виде Г-образной рамы, или в виде подкосов.
Ниже поясняем существенность отличительных признаков нашего технического решения в соответствии с поставленной задачей.
Введение в конструкцию шины для иммобилизации верхней конечности защитного экрана в виде П-образного щитка и установка его в области кистевого и лучезапястного сегментов обеспечивает надежную защиту зафиксированной на кистевом сегменте шины кисти пострадавшего, а соответственно и его лучезапястного сустава, а также дистального отдела костей предплечья, размещенных на лучезапястном сегменте и конечном участке ложемента для предплечья, от их непосредственной травматизации вследствие случайных внешних воздействий ударов о плоскость или выступы, падающих тел при обвалах и т.д. что предупреждает развитие и усиление болевого синдрома, а также "вторичного" смещения отломков, что в конечном счете служит действенной мерой профилактики осложнений этого плана.
Введение в конструкцию шины для иммобилизации верхней конечности установочных элементов с закреплением их на защитном экране преследует цели надежной пространственной стабилизации дистального отдела верхней конечности вместе с шиной в любом положении раненого или пострадавшего вертикальном, сидячем или горизонтальном лежачем, что в свою очередь обеспечивает надежность фиксации поврежденных костей пальцев, кисти, лучезапястного сустава и дистального отдела предплечья, а также профилактику осложнений.
Снабжение защитного экрана окном, выполненным на поперечной части П-образного щитка, является необходимым для осуществления визуального контроля за состоянием кончиков пальцев, по изменению которого можно объективно судить о развивающихся угрожающих осложнениях в зоне поврежденных костей, таких как возникшее при транспортировке нарушение кровообращения, прогрессирующее сдавление нервных стволов, внешнее холодовое воздействие и др. что позволяет принять своевременно соответствующие меры и предупредить их дальнейшее развитие.
Выполнение установочных элементов в виде проушин с тягами эластичным шнуром или пружиной обеспечивает упругое подвешивание шины с иммобилизируемой конечностью на шейной петле и соответственно пространственную стабилизацию поврежденного дистального отдела верхней конечности вместе с шиной у раненых и пострадавших, находящихся в вертикальном положении или сидящих в транспортном средстве, и этим самым достигается повышение надежности фиксации и профилактика осложнений. При этом закрепление на проушинах тяг в виде пружин более предпочтительно, так как пружины обеспечивают более надежное и мягкое демпферирование системы подвески шины к шее больного. Кроме того, установочные элементы в виде проушин с тягами обеспечивают также повышение стабильности и надежности фиксации, а также профилактику осложнений и у раненых и пострадавших, находящихся в вынужденном лежачем положении в транспортном средстве, у которых возможно подвешивание поврежденной верхней конечности к его потолку или специальной стойке при транспортировке на большие расстояния.
Снабжение шины для иммобилизации верхней конечности упругой опорой, выполненной в виде дугообразного туловищного сегмента, также необходимо для решения поставленной задачи, а именно для пространственной стабилизации поврежденной конечности, обеспечивающей в свою очередь повышение надежности фиксации и профилактику осложнений, так как дугообразный туловищный сегмент предназначен для упругой амортизации и смягчения колебаний и ударов дистального отдела верхней конечности вместе с шиной об окружающие предметы и туловище раненых и пострадавших, находящихся в вертикальном стоячем или сидячем положении в транспортном средстве при эвакуации.
Снабжение шины для иммобилизации верхней конечности упругой опорой в виде основания, выполненного или в виде Г-образной рамы, или в виде подкосов, обеспечивает повышение надежности фиксации поврежденных костей кисти, лучезапястного сустава и дистального отдела предплечья, а также профилактику осложнений путем демпферированной стабилизации шины на плоскости, на которой размещен раненый или пострадавший с множественной или сочетанной травмой. При этом выполнение основания в виде Г-образной рамы предназначено для устойчивого размещения шины на относительно ровной поверхности, а выполнение основания в виде подкосов обеспечивает устойчивую установку шины на любой поверхности неровной, наклонной и т.д. так как отгибанием подкосов в ту или иную сторону возможно установить шину с иммобилизируемой ею верхней конечностью именно в той плоскости, в которой находится больной.
Взаимосвязь и взаимодействие элементов предложенного технического решения обеспечивает новый технический результат в решении поставленной задачи, а именно исключение непосредственной травматизации кисти, лучезапястного сустава и дистального отдела предплечья при транспортировке пострадавших и повышение надежности их фиксации, а также увеличение прочности шины и профилактики осложнений, что не может быть решено путем простого инженерного решения и не следует явным образом из существующего уровня техники. Таким образом, предложенное техническое решение имеет "изобретательский уровень".
Предложенное техническое решение является промышленно применимым, так как не требует исключительных и неординарных средств для его создания и может быть использовано в здравоохранении для транспортной и транспортно-лечебной иммобилизации при повреждениях костей кисти, лучезапястного сустава и дистального отдела предплечья у пострадавших и раненых как в единичных случаях травмы, так и при массовых катастрофах, а также при эвакуационно-транспортном обеспечении больных и раненых с аналогичными повреждениями и ранениями в период ведения боевых действий.
Изобретение "Шина для иммобилизации верхней конечности" поясняется рисунками, где на фиг. 1 изображен общий вид шины для иммобилизации верхней конечности с проушинами и тягами в виде эластичного шнура; на фиг. 2 общий вид шины по фиг. 1 с вырезом половины защитного экрана; на фиг. 3 общий вид варианта шины с упругой опорой в виде дугообразного туловищного сегмента; на фиг. 4 общий вид варианта шины с основанием в виде Г-образной рамы; на фиг. 5 общий вид варианта шины с основанием в виде подкосов; на фиг. 6 общий вид собственно шины по фиг. 5 без защитного экрана.
Шина для иммобилизации верхней конечности /фиг. 1 и 2/ содержит два соединенных между собой изогнутых лестничных модуля, на одном из которых, собственно шине 1, последовательно выполнены кистевой сегмент 2 цилиндрической формы, лучезапястный сегмент в виде окна 3, ложемент для предплечья 4 с парой боковых ограничительных выступов 5 и второй лестничный модуль, выгнутый в виде П-образного щитка 6 с проушинами 7 на изогнутой его части, в которых закреплена тяга в виде эластичного шнура 8 для подвешивания шины в вертикальном положении.
В варианте шины /фиг. 3/ на ложементе для предплечья 4 выполнена еще вторая пара боковых ограничительных выступов 9, а защитный экран в виде П-образного щитка 6 снабжен окном 10, выполненным на поперечной части щитка 6, и имеет изогнутую туловищную опору 11, при этом защитный экран в виде П-образного щитка 6 снабжен еще двумя парами проушин 12 и 13 с тягой в виде пружины 14.
В вариантах шины с опорами в виде основания, одно /фиг.4/ из которых выполнено в виде Г-образной рамы 15 с размещенным на ее конце крючкообразным упором 16, взаимодействующим с защитным экраном в виде П-образного щитка 6, который снабжен симметричными вырезами 17, имеет отогнутые концы 18, заходящие под ложемент для предплечья 4. В другом варианте шины /фиг. 5 и 6/ основание выполнено в виде подкосов 19, при этом на конце ложемента для предплечья 4 образован подгиб 20 со стабилизирующими отгибами 21. Шина для иммобилизации верхней конечности работает следующим образом. После подготовки ее к работе, заключающейся в размещении на поверхностях ее сегментов, контактирующих с телом раненого или пострадавшего, пластов ваты или полос поролона с фиксацией их бинтом, на ней размещают кисть и предплечье больного, устанавливая кисть в положении пронации и проводя ее через лучезапястный сегмент в виде окна 3 с противопоставлением при этом 1 пальца кисти, то есть размещают кисть на кистевом сегменте 2 в положении цилиндрического захвата. После чего боковые ограничительные выступы 5, и 5 и 9 в варианте шины сближают между собой до охвата ими предплечья раненого или пострадавшего, а затем осуществляют подвешивание верхней конечности вместе с шиной в вертикальном положении посредством тяги в виде эластичного шнура 8 к потолку или специальной стойке транспортного средства у раненого или пострадавшего, находящегося в вынужденном лежачем положении, или шину в горизонтальном положении подвешивают к шейной петле посредством тяги в виде пружины 14, закрепляя шину при этом изогнутой туловищной опорой 11 на туловище раненого или пострадавшего. А варианты шины с опорами в виде основания, выполненного в виде Г-образной рамы или в виде подкосов, после закрепления на них дистального отдела верхней конечности устанавливают на плоскость рядом с лежащим пациентом.
Таким образом, описанная шина позволяет по сравнению с известными исключить непосредственную травматизацию поврежденных костей кисти, лучезапястного сустава и дистального отдела предплечья при транспортировке и надежно защитить их, а также повысить стабильность их фиксации.
Кроме того, описанная шина обеспечивает предупреждение осложнений за счет увеличения ее прочностных характеристик и обеспечения ее пространственной стабилизации поврежденного дистального отдела верхней конечности и демпферированной установки ее на пострадавшем. ЫЫЫ2 ЫЫЫ4
Использование: в медицине для транспортной иммобилизации верхней конечности. Сущность: шина для иммобилизации верхней конечности содержит последовательно соединенные кистевой сегмент, лучезапястный сегмент в виде окна и ложемент предплечья с боковыми ограничительными выступами, защитный экран и установочные элементы. Шина выполнена из лестничного модуля. Защитный экран выполнен в виде П-образного щитка и установлен в области кистевого и лучезапястного сегментов. Установочные элементы закреплены на защитном экране. Защитный экран имеет окно на поперечной части П-образного щитка. Установочные элементы выполнены в виде проушин с тягами или упругих опор. Упругая опора выполнена в виде основания или дугообразного туловищного сегмента. Основание выполнено в виде Г-образной рамы или подкосов. 9 з.п. ф-лы, 6 ил.
Способ изготовления шины для транспортной иммобилизации лучезапястного сустава,кисти и пальцев при их повреждениях (его варианты) | 1984 |
|
SU1209191A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Шина С.С.Сергеева для иммобилизации конечности | 1989 |
|
SU1732950A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1996-07-10—Публикация
1992-06-16—Подача