СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ Российский патент 2005 года по МПК C10G45/08 C10G65/04 

Описание патента на изобретение RU2252243C1

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам получения экологически чистых дизельных топлив.

Известен способ получения экологически безопасного дизельного топлива с содержанием серы не более 500 ppm, в соответствии с которым дизельные фракции подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из алюмоникельмолибденового катализатора, активированного этилмеркаптаном, и алюмокобальтмолибденового катализатора, активированного элементной серой (Пат. РФ 2103324, от 27.01.98).

Известен также способ получения малосернистого дизельного топлива путем гидроочистки при повышенных температуре и давлении в присутствии катализаторов, предварительно активированных в среде водородосодержащего газа элементной серой или сырьем при температуре 350-400°С, отличающийся тем, что с целью увеличения глубины гидрооблагораживания в состав пакета катализаторов входит от 1 до 0,1 об. доли алюмокобальтмолибденового катализатора ГО-70 и/или ГО-86 при условии, что активация пакета проводится элементной серой, взятой в количестве не более 30% мас. от общего веса каталитического пакета, или дистиллятной нефтяной фракцией с содержанием серы S(С+Н)/С, где S - содержание серы в сырье гидроочистки, мас. %; С - доля катализаторов ГО-70 и/или ГО-86 в каталитическом пакете; Н - доля алюмоникельмолибденового катализатора в каталитическом пакете (Пат. РФ 2074877, от 10.03.97).

Наиболее близким способом того же назначения к заявляемому изобретению по совокупности признаков является способ получения малосернистых дизельных топлив путем гидроочистки дизельных фракций, отличающийся тем, что используют пакет катализаторов, содержащий 30-80% мас. алюмокобальтмолибденового катализатора в верхней части реактора и 20-70% мас. алюмоникельмолибденового катализатора в нижнем по ходу движения сырья слое при условии, что активацию катализаторов проводят диметилдисульфидом, взятым в количестве [0,2-К/(К+Н)] кг на 1 кг каталитической системы, где К - содержание алюмокобальтмолибденового катализатора в пакете (кг), Н - содержание алюмоникельмолибденового катализатора в пакете (кг), с последующим доосернением каталитической композиции сырьем при температуре 330-340°С (Пат. РФ 2140963, от 10.11.99).

Предлагаемыми изобретениями задача получения экологически чистых дизельных топлив решается путем совершенствования состава каталитической системы и способа приготовления входящих в нее катализаторов без учета комплексного характера технологии получения экологически чистых топлив из сырья, содержащего трудно разлагаемые сернистые соединения. По этой причине известные способы не позволяют получать дизельное топливо с содержанием серы менее 350 ppm из смеси прямогонной фракции и дистиллятов вторичного происхождения, содержащей до 1,3% мас. серы, при низких температурах и продолжительном межрегенерационном цикле.

Условия достижения вышеуказанного технического результата, т.е. получения низкосернистого продукта из сырья, содержащего стабильные дибензтиофеновые структуры, заключаются не только в достижении высокой каталитической активности, но и в обеспечении оптимальных условий контакта каждой гранулы катализатора с газосырьевой смесью, создании условий минимального сопротивления газосырьевому потоку, способах активации катализатора и вывода установки на рабочий режим.

ЗАДАЧА ИЗОБРЕТЕНИЯ - получение дизельного топлива с содержанием серы менее 350 ppm из сырья, содержащего кроме прямогонных фракций дистилляты коксования и каталитического крекинга.

Поставленная задача достигается следующим образом. В реактор гидроочистки загружают методом плотной упаковки последовательно снизу вверх:

- слой Со-Мо/Аl2О3 катализатора с диаметром гранул 4,5-5,0 мм, причем высота слоя составляет 0,06-0,12 внутреннего диаметра реактора,

- основной слой Со-Мо/Аl2О3 катализатора с диаметром гранул 2,0-2,8 мм, удельной поверхностью 250-290 м2/г, объемом пор 0,45-0,6 см3/г, в котором не менее 80% порометрического объема образовано сквозными внутренними порами преимущественно цилиндрической формы диаметром 4,0-14,0 нм,

- слой Со-Мо/Аl2О3 катализатора предварительной обработки сырья с диаметром гранул 4,5-5,0 мм, причем высота слоя составляет 0,06-0,12 внутреннего диаметра реактора,

- защитный слой широкопористого низкопроцентного Ni-Мо/Аl2О3 катализатора, сформованного в виде пустотелых цилиндров, причем высота слоя составляет 0,12-0,25 внутреннего диаметра реактора.

Движение сырья осуществляется сверху вниз.

В верхней части реактора монтируют распределительное устройство для обеспечения тщательного смешения газовой и жидкой фаз и равномерного распределения газосырьевой смеси по сечению реактора.

Загруженный катализатор активируют прямогонной дизельной фракцией в две стадии с добавлением легко разлагаемого органического соединения. Дозирование серосодержащего соединения и подъем температуры в реакторе ведут, исходя из условий постепенного нарастания концентрации сероводорода на выходе из реактора от 1000 до 3000 ppm в интервале температур 180-240°С до 15000-20000 ppm в интервале температур 240-320°С. При температуре 320°С и концентрации сероводорода на выходе из реактора 15000-20000 ppm делают выдержку (не меняя температуры) в течение 2-4 часов.

После активации катализатора рабочий цикл начинают на прямогонном сырье при пониженной температуре, поднимая ее не более чем на 1-3°С/сутки до достижения требуемого остаточного содержания серы, стабилизируют температуру и постепенно добавляют сырье вторичного происхождения.

Гидроочистку смеси прямогонной фракции дизельного топлива и дистиллятов коксования и каталитического крекинга осуществляют при температуре 330-370°С, парциальном давлении водорода в реакционной зоне не менее 2,4 МПа, объемной скорости подачи сырья не более 2,5 ч-1.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ предлагаемого способа являются:

- плотная упаковка слоев катализатора с постепенным нарастанием активности и минимальным сопротивлением газосырьевому потоку,

- оптимальная пористая структура основного катализатора: не менее 80% порометрического объема образовано сквозными внутренними порами преимущественно цилиндрической формы диаметром 4,0-14,0 нм,

- применение защитного слоя широкопористого низкопроцентного Ni-Mo/Аl2О3 катализатора, сформованного в виде пустотелых цилиндров,

- активация катализатора прямогонной дизельной фракцией в две стадии с добавлением легко разлагаемого сернистого соединения,

- пуск установки на прямогонном сырье при пониженной температуре процесса с последующим подъемом температуры на 1-3°С/сутки до достижения требуемого остаточного содержания серы и постепенным добавлением сырья вторичного происхождения.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ предложенного изобретения - это получение дизельного топлива с содержанием серы менее 350 ppm из смеси прямогонной фракции и дистиллятов вторичного происхождения, содержащей до 1,3% мас. серы, при низкой жесткости процесса и продолжительном межрегенерационном цикле.

Способы получения экологически чистого дизельного топлива с применением комплекса описанных технологий неизвестны. Таким образом, данное техническое решение соответствует критериям “НОВИЗНА” и “ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ УРОВЕНЬ”.

ПРИМЕРЫ ИСПОЛНЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Пример 1 (прототип). Гидроочистке подвергали смесь прямогонной дизельной фракции 180-360°С (79,9%), газойлей коксования (8,7%) и каталитического крекинга (11,4%), содержащую 1,3% мас. серы, в присутствии каталитического пакета, состоящего из 50% алюмокобальтмолибденового катализатора (нижний слой) и 50% алюмоникельмолибденового катализатора (верхний слой). Катализатор активировали прямогонной дизельной фракцией с добавлением диметилдисульфида.

Гидроочистку указанного сырья в присутствии активированного каталитического пакета проводили при температурах 320-380°С, парциальном давлении водорода в реакционной зоне 2,4 МПа, объемной скорости подачи сырья 2,5 час-1.

Показатели процесса гидроочистки по способу, указанному в прототипе, представлены в таблице 1.

Таблица 1ПоказателиТемпература, °С320330340350360370Выход гидрогенизата, % маcс.97,096,896.696,396,095,7Содержание серы в гидрогенизате, ррm1061842694564425345

Пример 2. В соответствии с предлагаемым изобретением в промышленный реактор гидроочистки диаметром 2,6 м методом плотной упаковки загружали последовательно снизу вверх:

- слой высотой 0,25 м Со-Мо/Аl2О3 катализатора с диаметром гранул 5,0 мм,

- основной слой Со-Мо/Аl2О3 катализатора с диаметром гранул 2,5 мм, удельной поверхностью 250 м2/г, объемом пор 0,45 см3/г, в котором 80% порометрического объема образовано сквозными внутренними порами преимущественно цилиндрической формы диаметром 4,0-14,0 нм,

- слой высотой 0,25 м Со-Мо/Аl2О3 катализатора с диаметром гранул 5,0 мм,

- защитный слой высотой 0,5 м широкопористого низкопроцентного Ni-Мо/Аl2О3 катализатора, сформованного в виде пустотелых цилиндров.

Движение сырья осуществляется сверху вниз.

В верхней части реактора смонтировали распределительное устройство.

Катализатор сушили в потоке водородосодержащего газа при температуре 150°С. При температуре 160°С в течение двух часов подавали прямогонную дизельную фракцию 180-360°С, затем проводили первую стадию сульфидирования. При температурах 180-240°С дозировали диметилдисульфид до концентрации сероводорода на выходе из реактора 1000 ppm. Вторую стадию сульфидирования проводили при температурах 240-320°С, расход диметилдисульфида регулировали, поддерживая концентрацию сероводорода на выходе из реактора 15000-20000 ppm, после чего при температуре 320°С делали выдержку (не меняя температуру) в течение 2 часов.

После активации катализатора подавали прямогонную дизельную фракцию 180-360°С при температуре в реакторе 315°С с последующим подъемом температуры на 3°С в сутки. При температуре 330°С получили гидрогенизат с содержанием серы 315 ppm и затем постепенно добавляли легкие газойли коксования (до 8,7%) и каталитического крекинга (до 11,4%), содержащие до 1,3% мас. серы. Процесс вели в температурном интервале 330-370°С, при парциальном давлении водорода в реакционной зоне 2,4 МПа и объемной скорости подачи сырья 2,5 час-1. Показатели процесса приведены в таблице 2.

Таблица 2ПоказателиТемпература, °С320330340350360370Выход гидрогенизата, % маcс.97,597,397,196,996,796,5Содержание серы в гидрогенизате, ррm525342308275251230

Из таблицы 2 видно, что по сравнению с прототипом применение предлагаемого способа позволяет получать экологически чистое дизельное топливо с содержанием серы менее 350 ppm при относительно низких температурах процесса гидроочистки.

Таким образом, предлагаемый способ получения экологически чистого дизельного топлива соответствует критерию “ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ”.

Похожие патенты RU2252243C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ДИСТИЛЛЯТОВ ВТОРИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ 1998
  • Баженов В.П.
  • Сухарев В.П.
  • Шуверов В.М.
  • Веселкин В.А.
  • Лихачев А.И.
  • Крылов В.А.
  • Аликин А.Г.
RU2135548C1
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ОСТАТОЧНОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2019
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Минаев Артем Константинович
  • Минаев Павел Петрович
  • Хамзин Юнир Азаматович
  • Никульшин Павел Анатольевич
RU2737803C1
КАТАЛИЗАТОР, СПОСОБ ЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ И СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДИСТИЛЛЯТОВ 2011
  • Бухтиярова Галина Александровна
  • Нуждин Алексей Леонидович
  • Алешина Галина Ивановна
  • Власова Евгения Николаевна
  • Токтарев Александр Викторович
  • Кихтянин Олег Владимирович
  • Носков Александр Степанович
RU2468864C1
Способ приготовления катализатора и способ гидрооблагораживания дизельных дистиллятов с использованием этого катализатора 2018
  • Бухтиярова Галина Александровна
  • Алешина Галина Ивановна
  • Нуждин Алексей Леонидович
  • Власова Евгения Николаевна
RU2691064C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2006
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Пресняков Владимир Васильевич
  • Бабынин Александр Александрович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Забелинская Елена Николаевна
RU2309974C1
Катализатор и способ гидрооблагораживания дизельных дистиллятов 2015
  • Бухтиярова Галина Александровна
  • Власова Евгения Николаевна
  • Александров Павел Васильевич
  • Токтарев Александр Викторович
  • Алешина Галина Ивановна
  • Носков Александр Степанович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Кондрашев Дмитрий Олегович
  • Мирошкина Валентина Дмитриевна
  • Русецкая Кристина Андреевна
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
RU2607925C1
Способ получения малосернистого дизельного топлива 2019
  • Елецкий Петр Михайлович
  • Заикина Олеся Олеговна
  • Соснин Глеб Андреевич
  • Сайко Анастасия Васильевна
  • Столярова Елена Александровна
  • Дик Павел Петрович
  • Климов Олег Владимирович
  • Яковлев Вадим Анатольевич
RU2727189C1
Способ получения малосернистого дизельного топлива и малосернистого бензина 2019
  • Заикина Олеся Олеговна
  • Елецкий Петр Михайлович
  • Соснин Глеб Андреевич
  • Сайко Анастасия Васильевна
  • Столярова Елена Александровна
  • Перейма Василий Юрьевич
  • Климов Олег Владимирович
  • Яковлев Вадим Анатольевич
RU2716165C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ 1998
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Лагутенко Н.М.
  • Заяшников Е.Н.
  • Князьков А.Л.
  • Есипко Е.А.
  • Овчинников В.Н.
  • Болдинов В.А.
  • Никитин А.А.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Калинина М.В.
RU2141994C1
Способ гидрооблагораживания вакуумного газойля (варианты) 2020
  • Логинова Анна Николаевна
  • Морозова Янина Владиславовна
  • Баканев Иван Александрович
  • Свидерский Сергей Александрович
  • Фадеев Вадим Владимирович
RU2753597C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам получения экологически чистых дизельных топлив. Сущность: проводят гидроочистку смеси прямогонной дизельной фракции и дистиллятов коксования и каталитического крекинга. Слои катализаторов расположены следующим образом. Первый по ходу движения газосырьевого потока защитный слой - широкопористый низкопроцентный Ni-Co-Mo/Al2O3 катализатор, сформованный в виде пустотелых цилиндров. Второй - катализатор с диаметром гранул 4,5-5,0 мм. Третий - основной катализатор, сформованный в виде гранул диаметром 2,0-2,8 мм. Основной катализатор имеет поверхность 250-290 м2/г, объем пор 0,45-0,6 см3/г, в котором не менее 80% порометрического объема образовано сквозными внутренними порами преимущественно цилиндрической формы диаметром 4,0-14,0 нм. Последний по ходу сырья слой организован аналогично второму. Загрузка 2-4 слоев осуществляется методом плотной упаковки. ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ - получение дизельного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, содержащего серы менее 350 ppm, из смеси прямогонной фракции и дистиллятов коксования и каталитического крекинга, содержащей до 1,3% мас. серы, при низкой жесткости процесса и продолжительном межрегенерационном цикле. 6 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 252 243 C1

1. Способ получения дизельного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, включающий гидроочистку смеси прямогонных дизельных фракций и сырья вторичного происхождения в присутствии слоев катализаторов, отличающийся тем, что смесь прямогонной дизельной фракции с дистиллятами коксования и каталитического крекинга подвергают гидроочистке в присутствии слоев катализаторов, которые загружают методом плотной упаковки последовательно: слой Со-Мо/Аl2О3 катализатора с диаметром гранул 4,5-5,0 мм, причем высота слоя составляет 0,06-0,1 внутреннего диаметра реактора; основной слой Со-Мо/Аl2О3 катализатора с диаметром гранул 2,0-2,8 мм, удельной поверхностью 250-290 м2/г, объемом пор 0,45-0,6 см3/г, в котором не менее 80% порометрического объема образовано сквозными внутренними порами преимущественно цилиндрической формы диаметром 4,0-14,0 нм; слой Со-Мо/Аl2О3 катализатора предварительной обработки сырья с диаметром гранул 4,5-5,0 мм, причем высота слоя составляет 0,06-0,1 внутреннего диаметра реактора; защитный слой широкопористого низкопроцентного Ni-Мо/Аl2O3 катализатора, сформованного в виде пустотелых цилиндров, причем высота слоя составляет 0,12-0,25 внутреннего диаметра реактора.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что слои катализаторов организованы с постепенным нарастанием активности и минимальным сопротивлением газосырьевому потоку.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в верхней части реактора монтируется распределительное устройство, предназначенное для тщательного смешения газовой и жидкой фаз и равномерного распределения смеси по сечению реактора.4. Способ по п.3, отличающийся тем, что изменение состава дисперсной фазы в любой точке по сечению реактора составляет не более 2%.5. Способ по п.1, отличающийся тем, что активация катализатора осуществляется прямогонной дизельной фракцией в две стадии с добавлением легко разлагаемого органического серосодержащего соединения.6. Способ по п.5, отличающийся тем, что дозирование серосодержащего соединения и подъем температуры в реакторе ведут, исходя из условия постепенного нарастания концентрации сероводорода на выходе из реактора до 1000-3000 ppm в интервале температур 180-240°С и до 15000-20000 ppm в интервале температур 240-320°С.7. Способ по п.5, отличающийся тем, что при температуре 320°С и концентрации сероводорода на выходе из реактора 15000-20000 ppm делают выдержку в течение 2-4 ч.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2252243C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ 1998
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Ганцев В.А.
  • Халманских П.В.
  • Беликов Д.О.
  • Муниров А.Ю.
  • Мухарямов Ф.С.
  • Талисман Е.Л.
  • Мотов М.В.
  • Смирнов В.К.
  • Ирисова К.Н.
RU2140963C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Шуверов В.М.
  • Веселкин В.А.
  • Крылов В.А.
  • Аликин А.Г.
  • Лихачев А.И.
  • Камлык А.С.
RU2100408C1
RU 2004574 C1, 15.12.1993
Способ получения малосернистого дизельного топлива 1991
  • Задко Иван Иванович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Рассадин Виктор Гаврилович
  • Лихачев Анатолий Иванович
  • Ермолаев Михаил Владимирович
  • Камлык Анатолий Степанович
  • Крылов Валерий Александрович
  • Луговской Александр Иванович
  • Булдаков Александр Геннадьевич
  • Кязимов Энвер Эдуардович
  • Штерман Борис Михайлович
SU1801116A3
US 5423976 А, 13.03.1995
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2022
  • Иншаков Владислав Анатольевич
RU2778347C1
Способ разработки синклинальной складки мощных угольных пластов 1976
  • Егоров Петр Васильевич
  • Петров Анатолий Иванович
  • Замышляев Владимир Николаевич
  • Цасюк Волеслав Владимирович
  • Гебуадзе Владимир Львович
  • Каргин Константин Викторович
SU582403A1

RU 2 252 243 C1

Авторы

Коновалов А.А.

Олтырев А.Г.

Самсонов В.В.

Левин О.В.

Голубев А.Б.

Ламберов А.А.

Даты

2005-05-20Публикация

2004-01-05Подача