Предлагаемое изобретение относится к области авиационной наземной техники и может быть использовано при создании аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые климатические условия в салонах самолета при его предполетной подготовке, а также при выполнении регламентных и ремонтных работ.
Известно устройство для управления аэродромным кондиционером, содержащее первый, второй и третий выключатели и соответствующие им исполнительные элементы, а также первый элемент НЕ, привод и последовательно соединенные датчик давления, первый ключ, элемент памяти, второй элемент НЕ и второй ключ, выход которого подключен ко входу третьего исполнительного элемента, а второй вход - к выходу третьего выключателя, выход первого элемента НЕ соединен со вторым входом элемента памяти, а выход первого выключателя подключен ко входу первого исполнительного элемента (см. патент на изобретение №2193509 от 04.05.2001 г.).
Недостатком известного устройства является отсутствие возможности снижения давления (вплоть до нуля) выдаваемого кондиционером воздуха, т.к. в этом устройстве при аварийном росте давления воздуха производится фиксированное отключение только одного нагнетателя. Т.е. в случае, например, наезда автомобиля на выходной воздушный рукав кондиционера, когда необходимо снизить давление подаваемого воздуха до нуля, в известном устройстве продолжают работать два нагнетателя, что не исключает возможности повреждения рукава или других элементов воздушной системы кондиционера.
Изобретение предназначено для устранения этого недостатка, а также направлено на достижение технического результата, заключающегося в повышении надежности работы кондиционера за счет снижения вероятности повреждения его воздушной системы.
Технический результат достигается тем, что в устройство, содержащее первый, второй и третий выключатели и соответствующие им исполнительные элементы, а также первый элемент НЕ, привод и последовательно соединенные датчик давления, первый ключ, элемент памяти, второй элемент НЕ и второй ключ, выход которого подключен ко входу третьего исполнительного элемента, а второй вход - к выходу третьего выключателя, выход первого элемента НЕ соединен со вторым входом элемента памяти, а выход первого выключателя подключен ко входу первого исполнительного элемента, согласно изобретению в него дополнительно введены первый и второй элементы ИЛИ, третий ключ и последовательно соединенные четвертый ключ и индикатор, вход которого подключен ко входу привода, первый вход четвертого ключа соединен с выходом элемента памяти, а второй вход - со входом устройства, выход второго элемента НЕ подключен к первому входу третьего ключа, соединенного выходом со входом второго исполнительного элемента, а вторым входом с выходом второго выключателя и первым входом первого и второго элемента ИЛИ, второй вход каждого из которых подключен к выходу второго выключателя, выход первого элемента ИЛИ соединен со вторым входом первого ключа, а выход второго элемента ИЛИ подключен ко входу первого элемента НЕ.
На чертеже представлена функциональная схема устройства согласно изобретению.
Устройство содержит первый, второй и третий выключатели 1, 2 и 3 соответственно, первый, второй и третий исполнительные элементы 4, 5 и 6 соответственно, датчик 7 давления, первый, второй, третий и четвертый ключи 8, 9, 10 и 11 соответственно, первый и второй элементы НЕ 12 и 13 соответственно, элемент 14 памяти, первый и второй элементы ИЛИ 15 и 16 соответственно, привод 17, индикатор 18.
Исполнительные элементы 4, 5 и 6 выполнены на базе нагнетателей воздуха, например нагнетателей ЯАЗ-206 Ярославского моторного завода.
Датчик 7 давления выполнен в виде датчика-реле давления, например типа датчика ДРМ фирмы \Орлекс\.
Привод 17 выполнен на электродвигателе постоянного тока, например типа МП 100М, 2 сер. Кировского машиностроительного завода.
Устройство работает следующим образом. В аэродромном кондиционере расход и давление подаваемого в самолет воздуха определяются количеством включенных нагнетателей воздуха, которые входят в состав исполнительных элементов 4, 5 и 6. Кроме того, для регулирования этих параметров в кондиционере имеется электропневмоклапан сброса воздуха в атмосферу, в состав которого входит привод 17, обеспечивающий открытие воздушной заслонки и полное стравливание (при необходимости) производимого одним нагнетателем воздуха. Путем включения нужного количества исполнительных элементов 4, 5, 6 и соответствующего сброса воздуха оператор регулирует расход и давление подаваемого воздуха в зависимости от типа самолета. При этом по условиям эксплуатации первый исполнительный элемент 4 включается первым и работает во всех режимах.
В случае возникновения аварийной ситуации, связанной с перекрытием выходного сечения, что может быть вызвано различными причинами (передавливание рукава, неоткрытие выходных заглушек на самолете и т.д.), в устройстве происходит срабатывание датчика 7 максимально допустимого давления подаваемого воздуха. Сигнал с датчика 7 через замкнутый единичным сигналом с выключателей 2 и 3 (если были включены второй и (или) третий исполнительные элементы 5 и 6) ключ 8 запоминается в элементе 14 памяти, сигналом с выхода которого через элемент НЕ 13 закрываются ключи 9 и 10. При этом выключаются исполнительные элементы 5 и 6.
В связи с тем, что в режиме подачи подогреваемого воздуха (в условиях работы при отрицательных температурах окружающего воздуха - до минус 50°С) прекращение обдува нагревательных элементов недопустимо, отключение всех исполнительных элементов невозможно. Поэтому исполнительный элемент 6 остается включенным и по сигналу с элемента 14 памяти замыкается ключ 11, через который подается постоянное напряжение на индикатор 18 АВАРИЯ, сигнализирующий о возникновении аварийного режима, и привод 17, который производит полное открытие клапана сброса воздуха. В результате давление и расход подаваемого воздуха снижаются до нуля, что исключает возможность поломки элементов воздушной системы кондиционера.
Выключенное состояние исполнительных элементов 5 и 6 - фиксированное. Для повторного (после устранения аварийной ситуации) включения выключенных исполнительных элементов 5 и 6 оператор выключает выключатели 2 и 3. При этом на информационном входе элемента 14 - нулевой сигнал (ключ 8 разомкнут), а на стирающем входе через элемент НЕ 12 - единичный сигнал, что приводит к стиранию информации на выходе элемента 14. После этого обесточиваются индикатор 18 и привод 17 и могут включаться исполнительные элементы 5 и 6.
Реализация предлагаемого устройства может быть осуществлена на релейно-контактных элементах или на элементах микропроцессорной логики серии 563 и других.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДРОМНЫМ КОНДИЦИОНЕРОМ | 2001 |
|
RU2193509C1 |
Устройство для контроля и сигнализации высоты полета самолета | 1990 |
|
SU1817125A1 |
Отказоустойчивая система управления газоперекачивающим агрегатом | 1988 |
|
SU1629580A1 |
Устройство для автоматического управления горелкой | 1987 |
|
SU1495580A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА С АЭРОДРОМНЫМ ПОКРЫТИЕМ | 2004 |
|
RU2259569C1 |
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС БОРТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ РАЗНОРОДНОЙ АРХИТЕКТУРЫ | 2015 |
|
RU2592193C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2037630C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛЕТНОГО КОНТРОЛЯ ВЕСА НАГРУЗКИ САМОЛЕТА | 2003 |
|
RU2260179C1 |
Система для управляемого обрушения подводных забоев земснарядом | 1990 |
|
SU1789608A1 |
Способ мониторинга технического состояния планера и шасси летательного аппарата и устройство для его осуществления | 2017 |
|
RU2678540C1 |
Изобретение относится к авиационной наземной технике и предназначено для использования при создании аэродромных кондиционеров, обеспечивающих требуемые климатические условия в салонах самолета при его предполетной подготовке, а также при выполнении регламентных и ремонтных работ. Устройство содержит три выключателя и соответствующие им исполнительные элементы, а также датчик давления, элемент памяти, привод, индикатор, четыре ключа, два элемента ИЛИ и два элемента НЕ. Функциональное соединение составных узлов устройства выполнено с обеспечением снижения вероятности повреждения воздушной системы кондиционера. Изобретение позволяет повысить надежность работы кондиционера. 1 ил.
Устройство для управления аэродромным кондиционером, содержащее первый, второй и третий выключатели и соответствующие им исполнительные элементы, а также первый элемент НЕ, привод и последовательно соединенные датчик давления, первый ключ, элемент памяти, второй элемент НЕ и второй ключ, выход которого подключен ко входу третьего исполнительного элемента, а второй вход - к выходу третьего выключателя, выход первого элемента НЕ соединен со вторым входом элемента памяти, а выход первого выключателя подключен ко входу первого исполнительного элемента, отличающееся тем, что в него дополнительно введены первый и второй элементы ИЛИ, третий ключ и последовательно соединенные четвертый ключ и индикатор, вход которого подключен ко входу привода, первый вход четвертого ключа соединен с выходом элемента памяти, а второй вход - со входом устройства, выход второго элемента НЕ подключен к первому входу третьего ключа, соединенного выходом со входом второго исполнительного элемента, а вторым входом - с выходом второго выключателя и первым входом первого и второго элемента ИЛИ, второй вход каждого из которых подключен к выходу третьего выключателя, выход первого элемента ИЛИ соединен со вторым входом первого ключа, а выход второго элемента ИЛИ подключен ко входу первого элемента НЕ.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОДРОМНЫМ КОНДИЦИОНЕРОМ | 2001 |
|
RU2193509C1 |
Регулятор давления воздуха | 1931 |
|
SU31227A1 |
Способ прокаливания цинковых белил | 1929 |
|
SU21284A1 |
АЭРОДРОМНЫЙ КОНДИЦИОНЕР | 0 |
|
SU315651A1 |
Авторы
Даты
2005-09-20—Публикация
2004-02-24—Подача