Изобретение относится к средствам защиты от коррозии систем охлаждения энергетических установок.
Известны охлаждающие жидкости: патент РФ №2027798 /аналог/, патент США №2815328 [1, 2], поставляемые в готовом виде, то есть с большим содержанием воды.
С целью снижения транспортных расходов целесообразно производство присадок-концентратов, когда при введении их в воду на месте применения создаются благоприятные технологические условия и экономятся транспортные расходы. Особенно это актуально для России с ее протяженными транспортными связями.
Из предшествующего уровня техники известны попытки получения присадок-концентратов с высокими эксплуатационными свойствами. Были предложены порошки, пасты, жидкости на силикатно-нитратной, силикатно-боратной основе /не получили распространения из-за коагуляции промышленно выпускаемого жидкого стекла с силикатным модулем М=2,8-3,1, в том числе аналог/; хроматы не получили распространения из соображение экологии; на основе нефтепродуктов сняты с производства из-за образований нагара на теплопередающих поверхностях.
Общеизвестно, что силикаты натрия являются очень эффективными ингибиторами коррозии практически всех металлов. Возможность создания присадки-концентрата в наиболее рациональном виде /сухой смеси/ и высокими эксплуатационными свойствами появилась после создания жидкого стекла /силиката натрия/ в виде порошка и с модулем М=0,5-2,5 [3].
Низкомодульное жидкое стекло в отличие от средне- и высокомодульных жидких стекол не склонно к коагуляции в соленасыщенных растворах и не образует осадка на теплопередающих поверхностях.
Производство жидких стекол с любым заданным модулем можно считать промышленно освоенным [3].
Известна также большая реакционная способность гексаметафосфата по отношению к ионам кальция и магния - основным солям жесткости в пресной воде. Введение этого компонента коагулирует соли жесткости, переводя их в гель, который не прилипает к теплопередающей поверхности и не снижает их теплопередающей способности. Более того, гексаметафосфат является ингибитором коррозии черных и цветных металлов [4].
При наличии фланцев и неметаллических прокладок в системе охлаждения возможна щелевая коррозия. Для ее устранения и устранения общей коррозии в присадку введен нитрит натрия.
Тетраборат натрия является ингибитором черных и цветных металлов.
Техническим результатом изобретения является повышение коррозионной стойкости систем охлаждения энергетических установок.
С целью обеспечения работы ингибиторов коррозии в присадку вводится щелочь, повышающая рН до 8-10.
Предлагаемая присадка содержит в виде порошка следующие компоненты, г/л:
Все используемые ингибиторы являются водорастворимыми, поэтому отсутствует возможность образования теплоизолирующего осадка, нагара или накипи. Высокий защитный эффект при малом весовом содержании ингибиторов, возможность значительного разбавления охлаждающей жидкости водой /что снижает трудозатраты при обслуживании установок/ можно объяснить синергетическим эффектом, когда в формировании защитных пленок участвует набор натриевых солей.
Таблицей 1 показаны 3 варианта присадки в пределах указанных значений, а таблицей 2 показаны коррозионные потери при испытании этих вариантов. При их рассмотрении следует выбрать вариант 2, который, как следует из этой таблицы, надежно обеспечивает защиту металлов ниже 0,1 г/м2 сут), требуемые по ГОСТ 28084-89. Применение варианта 1 возможно в малоответственных случаях, а использование варианта 3 - в особо ответственных конструкциях.
В процессе эксплуатации энергетической установки обычны утечки охлаждающей воды, что требует периодического восполнения уровня охлаждающей жидкости. В энергетических установках следует использовать конденсат /дистилированную воду/, однако в отдельных случаях для долива используется и пресная вода. Таблицей 3 и 4 показаны коррозионные потери стали /основного металла/ при разбавлении охлаждающей жидкости, используя конденсат или пресную воду, а график 1 иллюстрирует допустимую степень разбавления охлаждающей жидкости водой. Из рассмотрения таблиц 1 и 3, а также графика 1 следует сделать следующие заключения:
1. Дистилированная вода /конденсат/ почти в 3 раза более коррозионно активна, чем пресная вода;
2. Предложенная рецептура присадки допускает в период эксплуатации разбавление дистилированной водой 1:1, при этом коррозионные потери не превышают допустимые;
3. Использование пресной воды, содержащей соли жесткости, в отличие от конденсата приводит к некоторому повышению качества защитной пленки и ее веса /штриховые линии на чертеже/, однако постоянное применение жесткой воды может привести к загрязнению охлаждающей воды. Введение в система охлаждения жесткой воды следует рассматривать как допустимое исключение, а не норму.
Предложенная присадка в течение 12 месяцев испытывалась на главных двигателях рыбопромысловой базы "Г.Ковтун" в Атлантике, что дало основание Российскому Регистру судоходства выдать сертификат на присадку за №97.00604.184.
Таким образом, выполнена поставленная задача получения порошкообразной присадки с высокими эксплуатациоными свойствами. Состав присадки состоит из водорастворимых солей натрия, каждая из которых, как описано выше, создает условия, при которых обеспечивается защита от коррозии выше требуемого уровня; обеспечивается также нейтрализация солей жесткости в случае их появления в воде в процессе ее долива в систему; состав присадки обеспечивает высокое "противокоррозионное качество", позволяя использовать охлаждающую жидкость вплоть до ее разбавления водой 1:1.
Присадка готовится сухим смешиванием исходных компонентов в смесителях. Для получения охлаждающей жидкости с заданными свойствами в воду вводится такое количество компонентов, которое указано в вариантах, Таблица 1.
Источники информации
1. Патент РФ №2027796.
2. Патент США №2815328.
3. В.А.Орлов. Цинксиликатные покрытия, М.: Машиностроение, 1984.
4. А.Алцибеева, С.Левин. Ингибиторы коррозии, М.: Химия, 1968.
Варианты состава присадки, г/л
Таблица 2
Коррозионные испытания по ГОСТ 28084-89 вариантов таблицы 1 при температуре 95°С
Таблица 3
Коррозионные потери стали при разбавлении дистилированной водой охлаждающей жидкости по варианту 2.
Таблица 4
Коррозионные потери стали при разбавлении пресной водой охлаждающей жидкости по варианту 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ПОВЫШЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЧИСТОТЫ ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2027796C1 |
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНАЯ ЖИДКОСТЬ НА АЦЕТАТНОЙ ОСНОВЕ | 2002 |
|
RU2219215C2 |
ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ НАЗЕМНОЙ ОБРАБОТКИ САМОЛЕТОВ | 2002 |
|
RU2221833C1 |
АНТИФРИЗ | 1999 |
|
RU2164929C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНОЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС АЭРОДРОМОВ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД | 2002 |
|
RU2205854C1 |
КОНЦЕНТРАТ ИНГИБИТОРОВ КОРРОЗИИ | 2008 |
|
RU2362792C1 |
КОНЦЕНТРАТ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2012 |
|
RU2535948C2 |
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ ДЛЯ НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩИХ ОХЛАЖДАЮЩИХ ЖИДКОСТЕЙ | 2006 |
|
RU2302479C1 |
КОНЦЕНТРАТ АНТИФРИЗА | 2004 |
|
RU2263131C1 |
КОНЦЕНТРАТ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2012 |
|
RU2518583C1 |
Изобретение относится к средствам защиты от коррозии систем охлаждения энергетических установок. Противокоррозионная присадка содержит, г/л: силикат натрия - 0,12-0,48; тетраборат натрия - 0,10-0,60; нитрит натрия - 0,18-0,50; гексаметафосфат натрия - 0,20-0,80; углекислый натрий - 1,20-1,50. Технический результат: повышение коррозионной стойкости систем охлаждения энергетических установок. 4 табл., 1 ил.
Противокоррозионная присадка к охлаждающей жидкости энергетических установок, содержащая силикат натрия, тетраборат натрия, нитрит натрия, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит гексаметафосфат натрия и углекислый натрий при следующем соотношении компонентов, г/л:
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ ПОВЫШЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЧИСТОТЫ ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2027796C1 |
ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ | 2001 |
|
RU2213119C2 |
АНТИФРИЗ | 1997 |
|
RU2105024C1 |
ПРОБООТБОРНИК ГАЗА ИЛИ ЖИДКОСТИ | 0 |
|
SU307309A1 |
Авторы
Даты
2006-01-10—Публикация
2004-03-09—Подача