Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к испытаниям и регулированию двигателей внутреннего сгорания.
Известен способ определения мощности и других эксплуатационных параметров двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в проведении стендовых испытаний двигателя, изменении нагрузки на двигатель с помощью тормоза, построении регуляторной характеристики зависимости параметров двигателя от величины крутящего момента и определении ряда эксплуатационных параметров двигателя, таких как число оборотов, расход топлива и других (см. Гинцбург Б.Я. Тракторы и автомобили, Москва, ВСХНЗО, 1968, с.3-69).
Недостатком этого способа является то, что определение мощности производят без учета зависимости касательной силы тяги движителей транспортного средства для каждой передачи от величины крутящего момента двигателя, что позволяет определить только весьма приблизительную, оценочную величину мощности двигателя.
Известен способ определения мощности двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, заключающийся в загрузке двигателя внутреннего сгорания, измерении частоты вращения вала двигателя при движении транспортного средства с допустимой тяговой нагрузкой и расчетной скорости и определении мощности из математического выражения, учитывающего число оборотов, коэффициент первичного момента и параметры гидротрансформатора (см. патент СССР № 1806336, МПК G 01 M 15/00, опубликованный 30.03.1993).
Известен способ регулирования числа оборотов двигателя внутреннего сгорания на испытательном стенде с нагрузочным устройством, заключающийся в изменении режима работы двигателя по нагрузке и подаче электрических сигналов на исполнительный орган, управляющий топливоподачей в двигатель (см. авторское свидетельство СССР № 486138, МПК F 02 D 37/00, опубликованное 09.01.1976).
Недостаток известных технических решений заключается в недостаточной точности замера мощности двигателя, поскольку не учитывается зависимость касательной силы тяги движителей транспортного средства для каждой передачи от величины крутящего момента двигателя топлива, а также не учитываются конкретные условия работы транспортного средства.
Задачей заявленного изобретения является повышение эффективности использования двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, что достигается следующим техническим результатом - повышением точности замера мощности двигателя с учетом конкретных условий эксплуатации транспортного средства и снижением трудоемкости замера результатов измерений и их обработки.
Указанный технический результат достигается тем, что способ регулирования числа оборотов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства заключается в том, что замеряют величину радиуса rk движителя транспортного средства - ведущего колеса или ведущей звездочки, величину полного веса G транспортного средства, осуществляют нагрузочным тормозом изменение величины крутящего момента Мд двигателя, при этом замеряют величины крутящего момента Мд двигателя и чисел оборотов n двигателя, установленных с помощью регулятора двигателя для каждой величины крутящего момента Мд, измеряют расход топлива для каждой величины крутящего момента Мд двигателя и на их основе строят регуляторную характеристику зависимости мощности двигателя Ne от величины крутящего момента Мд двигателя, определяют касательную силу тяги Рк движителя транспортного средства на радиусе rk движителя транспортного средства, по выражению Рк=Мд·ηтр·i/rk, где ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии, i - передаточное число трансмиссии, определяют скорости движения V транспортного средства по выражению V=0,377·rk·n/i, определяют максимальную касательную силу тяги Ркmax, которую создают движители транспортного средства с полным весом G транспортного средства по выражению Ркmax=σmax·G, где σmax - максимальный коэффициент сцепления движителей транспортного средства с почвой, преобразовывают полученные данные в электрические сигналы, формируют и направляют сигналы в компьютер и на их основе строят зависимости касательной силы тяги Рк от величины крутящего момента Мд двигателя и зависимости скоростей V движения транспортного средства для различных передач транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк, после определения максимальной касательной силы тяги Ркmax для каждой передачи транспортного средства формируют и направляют сигналы в компьютер для определения соответствующей скорости Vmax1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax по зависимости скорости V движения транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк, и соответствующей величины крутящего момента Мд1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax из зависимости касательной силы тяги Рк от крутящего момента Мд, после чего формируют и направляют сигналы в компьютер для определения мощности Ne для максимальной касательной силы тяги Ркmax по величине крутящего момента Мд1 из регуляторной характеристики зависимости мощности двигателя Ne от величины крутящего момента Мд двигателя, причем в случае, если величина максимальной касательной силы тяги Ркmax больше величины касательной силы Рк1 для первой передачи, формируют и направляют в компьютер сигналы для определения мощности Ne1 и крутящего момента Мдн1 по выражениям Ne1=Ркmax·V1/270·ηтр1 и Мдн1=Ркmax·rk/ηтр1·i1, где V1 - скорость транспортного средства на первой передаче, i1 - передаточное число трансмиссии на первой передаче, ηтр1 - коэффициент полезного действия трансмиссии на первой передаче, rk - радиус движителя транспортного средства, сравнивают мощности, полученные расчетным путем и по регуляторной характеристике, и в случае несоответствия их величин регулируют число оборотов n двигателя и передаточное число i трансмиссии.
На чертеже показаны графические зависимости, использованные в процессе реализации заявленного способа.
Заявленный способ может быть реализован на известном автоматизированном стенде с программным управлением, позволяющим моделировать работу двигателя на транспортном средстве. Такой стенд, как правило, содержит испытываемый двигатель внутреннего сгорания, динамометр, электрический или гидравлический тормоз, тахогенератор, устройство замера топлива, датчики различных параметров двигателя, компьютер (электронно-вычислительную машину) с устройством преобразования замеренных параметров в электрические сигналы и ввода их в компьютер. Такие стенды широко известны, например, из книги Стефановский Б.С. и др. Испытания двигателей внутреннего сгорания, М.: Машиностроение, 1972, с.43-49, или из патента СССР № 1729303, МПК G 01 M 15/00, опубликованного 23.04.1992, или патента РФ № 2053492, МПК G 01 M 15/00, опубликованного 27.01.1996, и могут быть использованы для реализации заявленного способа.
Способ регулирования эксплуатационных параметров двигателя внутреннего сгорания и транспортного средства по результатам определения мощности двигателя внутреннего сгорания заключается в том, что замеряют величину радиуса rk движителя транспортного средства - ведущего колеса или ведущей звездочки и величину полного веса G транспортного средства.
Далее осуществляют нагрузочным тормозом изменение величины крутящего момента Мд двигателя.
При этом замеряют величины крутящего момента Мд двигателя и чисел оборотов n двигателя, установленных с помощью регулятора двигателя для каждой величины крутящего момента Мд, измеряют расход топлива для каждой величины крутящего момента Мд двигателя и на их основе строят регуляторную характеристику зависимости А мощности двигателя Ne от величины крутящего момента Мд двигателя (см. чертеж зависимость А - Ne=f(Мд)).
Определяют касательную силу тяги Рк движителя транспортного средства на радиусе rk движителя транспортного средства, по выражению Рк=Мд·ηтр·i/rk, где ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии, i - передаточное число трансмиссии.
Определяют скорости движения V транспортного средства по выражению V=0,377·rk·n/i.
Определяют максимальную касательную силу тяги Ркmax, которую создают движители транспортного средства с полным весом G транспортного средства по выражению Ркmax=ϕmax·G, где ϕmax - максимальный коэффициент сцепления движителей транспортного средства с почвой.
При движении колесного транспортного средства по сухой дороге, целине, стерне или сухому дерну величину коэффициента сцепления движителей транспортного средства с почвой (ϕmax выбирают из диапазона 0,8...1,0.
Преобразовывают полученные данные в электрические сигналы, формируют и направляют сигналы в компьютер и на их основе строят зависимости Б касательной силы тяги Рк от величины крутящего момента Мд двигателя (см. чертеж зависимость Б - Рк=f(Мд)).
Таким же образом строят зависимости В скоростей V движения транспортного средства для различных передач транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк (см. чертеж зависимость В - V=f(Мд)).
После определения максимальной касательной силы тяги Ркmax для каждой передачи транспортного средства формируют и направляют в компьютер сигналы 1 (см. чертеж) для определения соответствующей скорости Vmax1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax по зависимости В скорости V движения транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк.
Формируют и направляют в компьютер сигналы 2 (см. чертеж) для определения соответствующей величины крутящего момента Мд1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax из зависимости Б касательной силы тяги Рк от крутящего момента Мд.
После чего формируют и направляют сигналы 3 (см. чертеж) в компьютер для определения требуемой мощности Ne для максимальной касательной силы тяги Ркmax по величине крутящего момента Мд из регуляторной характеристики А зависимости мощности двигателя Ne от величины крутящего момента Мд двигателя.
В случае, если величина максимальной касательной силы тяги Ркmax больше величины касательной силы Рк1 для первой передачи, формируют и направляют в компьютер сигналы для определения мощности Ne1 и крутящего момента Мдн1 по выражениям Ne1=Ркmax·V1/270·ηтр1 и Мдн1=Ркmax·rk/ηтр1·i1, где V1 - скорость транспортного средства на первой передаче, i1 - передаточное число трансмиссии на первой передаче, ηтр1 - коэффициент полезного действия трансмиссии на первой передаче, rk -радиус движителя транспортного средства.
После этого сравнивают мощности Ne1 и Ne, полученные расчетным путем, и по регуляторной характеристике А, и в случае несоответствия их величин регулируют число оборотов n двигателя и передаточное число i трансмиссии.
Таким образом, обеспечивается повышение точности замера мощности двигателя с учетом конкретных условий эксплуатации транспортного средства и снижение трудоемкости замера результатов измерений и их обработки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧИСЛА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2267762C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСА ХОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО ВЕЛИЧИНЕ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2267642C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАПАСА ХОДА ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО ВЕЛИЧИНЕ ЧАСОВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2267643C1 |
СПОСОБ ПИТАНИЯ ПРОДУКТАМИ ПЕРЕРАБОТКИ СЫРОЙ НЕФТИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИЗ ИСТОЧНИКА СЫРОЙ НЕОЧИЩЕННОЙ НЕФТИ | 2004 |
|
RU2267637C1 |
ФОРСУНКА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2317437C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2267623C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2267624C1 |
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2260131C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЁ ИСПЫТАНИИ В ТЯГОВОМ РЕЖИМЕ ТРОГАНИЯ С МЕСТА | 2009 |
|
RU2430340C2 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ГИБРИДНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2560222C1 |
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям и регулированию двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить эффективность использования двигателя внутреннего сгорания транспортного средства за счет повышения точности замера мощности двигателя с учетом конкретных условий эксплуатации транспортного средства и снижения трудоемкости замера результатов измерений и их обработки. Способ заключается в том, что замеряют величину радиуса rk движителя транспортного средства, величину полного веса G транспортного средства, осуществляют нагрузочным тормозом изменение величины крутящего момента Мд двигателя. Замеряют величины крутящего момента Мд двигателя и чисел оборотов n двигателя. Измеряют расход топлива для каждой величины крутящего момента Мд двигателя и на их основе строят регуляторную характеристику зависимости мощности двигателя Ne от величины крутящего момента Мд двигателя, определяют касательную силу тяги Pк движителя транспортного средства на радиусе rk, по выражению Рк=Мд·ηтр·i/rk, где ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии, i - передаточное число трансмиссии, определяют скорости движения V транспортного средства по выражению V=0,377·rk·n/i, определяют максимальную касательную силу тяги Ркmax; которую создают движители с полным весом G транспортного средства по выражению Ркmax=ϕmax·G, где ϕmax - максимальный коэффициент сцепления движителей транспортного средства с почвой. Преобразовывают полученные данные в электрические сигналы. Формируют и направляют сигналы в компьютер и на их основе строят зависимости касательной силы тяги Рк от величины крутящего момента Мд двигателя и зависимости скоростей V движения транспортного средства для различных передач транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк, после определения максимальной касательной силы тяги Ркmax для каждой передачи транспортного средства формируют и направляют сигналы в компьютер для определения соответствующей скорости Vmax1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax по зависимости скорости V движения транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк и соответствующей величины крутящего момента Мд1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax из зависимости касательной силы тяги Рк от крутящего момента Мд, после чего формируют и направляют сигналы в компьютер для определения мощности Ne для максимальной касательной силы тяги Pкmax по величине крутящего момента Мд1 из регуляторной характеристики зависимости мощности двигателя Ne от величины крутящего момента Мд двигателя, причем в случае, если величина максимальной касательной силы тяги Ркmax больше величины касательной силы Рк1 для первой передачи, формируют и направляют в компьютер сигналы для определения мощности Ne1 и крутящего момента Мдн1 по выражениям Ne1=Ркmax-V1/270·ηтp1 и Мдн1=Ркmax·rk/ηтр1·i1, где V1 - скорость транспортного средства на первой передаче, i1 - передаточное число трансмиссии на первой передаче, ηтр1 - коэффициент полезного действия трансмиссии на первой передаче, rk - радиус движителя транспортного средства, сравнивают мощности, полученные расчетным путем и по регуляторной характеристике, и в случае несоответствия их величин регулируют число оборотов n двигателя и передаточное число i трансмиссии. 1 ил.
Способ регулирования числа оборотов двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, заключающийся в том, что замеряют величину радиуса rk движителя транспортного средства - ведущего колеса или ведущей звездочки, величину полного веса G транспортного средства, осуществляют нагрузочным тормозом изменение величины крутящего момента Мд двигателя, при этом замеряют величины крутящего момента Мд двигателя и чисел оборотов n двигателя, установленных с помощью регулятора двигателя для каждой величины крутящего момента Мд, измеряют расход топлива для каждой величины крутящего момента Мд двигателя и на их основе строят регуляторную характеристику зависимости мощности двигателя Ne от величины крутящего момента Мд двигателя, определяют касательную силу тяги Рк движителя транспортного средства на радиусе rk движителя транспортного средства по выражению Рк=Мд·ηтр·i/rk, где ηтр - коэффициент полезного действия трансмиссии, i - передаточное число трансмиссии, определяют скорости движения V транспортного средства по выражению V=0,377·rk·n/i, определяют максимальную касательную силу тяги Ркmax, которую создают движители транспортного средства с полным весом G транспортного средства по выражению Ркmax=ϕmax·G, где ϕmax - максимальный коэффициент сцепления движителей транспортного средства с почвой, преобразовывают полученные данные в электрические сигналы, формируют и направляют сигналы в компьютер и на их основе строят зависимости касательной силы тяги Рк от величины крутящего момента Мд двигателя и зависимости скоростей V движения транспортного средства для различных передач транспортного средства от величины касательной силы тяги Pк, после определения максимальной касательной силы тяги Ркmax для каждой передачи транспортного средства формируют и направляют сигналы в компьютер для определения соответствующей скорости Vmax1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax по зависимости скорости V движения транспортного средства от величины касательной силы тяги Рк и соответствующей величины крутящего момента Мд1 для максимальной касательной силы тяги Ркmax из зависимости касательной силы тяги Рк от крутящего момента Мд1, после чего формируют и направляют сигналы в компьютер для определения мощности Ne для максимальной касательной силы тяги Ркmax по величине крутящего момента Мд1 из регуляторной характеристики зависимости мощности двигателя Ne от величины крутящего момента Мд двигателя, причем в случае, если величина максимальной касательной силы тяги Ркmax больше величины касательной силы Рк1 для первой передачи, формируют и направляют в компьютер сигналы для определения мощности Ne1 и крутящего момента Мдн1 по выражениям Ne1=Ркmax·V1/270·ηтр1 и Мдн1=Ркmax·rk/ηтр1·i1, где V1 - скорость транспортного средства на первой передаче, i1 - передаточное число трансмиссии на первой передаче, ηтp1 - коэффициент полезного действия трансмиссии на первой передаче, rk - радиус движителя транспортного средства, сравнивают мощности, полученные расчетным путем и по регуляторной характеристике, и в случае несоответствия их величин регулируют число оборотов n двигателя и передаточное число i трансмиссии.
Авторы
Даты
2006-01-10—Публикация
2004-12-23—Подача