СПОСОБ ФРЕЗЕРОВАНИЯ АДАПТИРУЮЩИМСЯ ИНСТРУМЕНТОМ Российский патент 2006 года по МПК B23C3/02 

Описание патента на изобретение RU2268111C2

Изобретение относится к металлообработке, к технологии машиностроения, в частности, для обработки профиля поверхности катания колесных пар железнодорожного транспорта.

Известен способ фрезерования поверхностей вращения, при котором заготовке и фрезе, содержащей корпус с резцами с механическим креплением режущих круглых пластин твердого сплава, сообщают вращательные движения и движение подачи вдоль обрабатываемой поверхности [1].

Недостатками известного способа являются ограниченность технологических возможностей, так как фреза, реализующая способ, не позволяет обеспечивать плавность и виброустойчивость процесса врезания и последующей обработки - все это делает фрезерование дорогим и малопроизводительным.

Задача изобретения - расширение технологических возможностей по обрабатыванию тел вращения и поверхностей сложной формы с использованием станков с ЧПУ, копиров и т.п., а также упрощение конструкции инструмента, сборки и настройки его, повышение производительности, качества обработки и стойкости инструмента путем обеспечения плавности процесса врезания, виброустойчивости и перевода кинетической энергии удара в потенциальную энергию изгиба упругой пластины.

Поставленная задача решается с помощью предлагаемого способа фрезерования поверхностей вращения, при котором заготовке и фрезе, содержащей корпус с резцами с механическим креплением режущих круглых пластин твердого сплава, сообщают вращательные движения и движение подачи вдоль обрабатываемой поверхности, причем фрезу снабжают демпфирующим элементом, выполненным в виде шайбообразной гофрированной пружины, при этом корпус фрезы выполнен с радиальными пазами трапецеидальной формы с расширением к оси фрезы, в которых размещены упомянутые резцы с закрепленными на них режущими пластинами из твердого сплава, взаимодействующие с демпфирующим элементом, поверхности радиальных пазов облицованы бронзовыми пористыми самосмазывающимися пластинами, выполняющими функции подшипников скольжения, при этом пластины, кроме одной боковой, выполнены плоскопараллельными и закреплены на корпусе неподвижно, а упомянутая боковая пластина выполнена подвижной в виде клина и предназначена для регулирования зазоров между ней и резцом с помощью винта, ввернутого в резьбовое отверстие, ось которого проходит по плоскости касания боковой пластины в виде клина с корпусом и половина просверлена в пластине, а другая половина - в корпусе, при этом резьба нарезана только в корпусной половине отверстия, при этом резцы выполнены трапецеидальной формы, ответной форме радиальных пазов корпуса фрезы, установлены в них по скользящей посадке и удерживаются в корпусе с одного торца крышкой, а с другого демпфирующим элементом и второй крышкой, при этом крышки прикреплены к корпусу винтами, завертывая или вывертывая которые производят регулирование упругости демпфирующего элемента для повышения виброустойчивости и надежности работы фрезы.

Кроме того, способ предназначен для обработки профиля поверхности катания колесных пар железнодорожного транспорта.

Сущность предлагаемого способа поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена фреза, с помощью которой реализуется способ, вид с подпружиненного торца; на фиг.2 - вид А на фиг.1, повернуто; на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - сечение В-В на фиг.1; на фиг.5 - схема обработки и силы, действующие на режущую кромку; на фиг.6 - шайбообразная гофрированная пружина, вид спереди; на фиг.7 - шайбообразная гофрированная пружина, вид с торца.

Предлагаемый способ предназначен для фрезерования поверхностей вращения, при котором заготовке и фрезе, содержащей корпус с резцами с механическим креплением режущих круглых пластин твердого сплава и демпфирующий элемент, сообщают вращательные движения и движение подачи вдоль обрабатываемой поверхности. Однако способ может быть использован и при обработке плоских поверхностей.

Фреза, с помощью которой реализуется предлагаемый способ, содержит корпус 1 с резцами 2 с механическим креплением режущих круглых пластин 3 твердого сплава и демпфирующий элемент 4. Корпус 1 имеет радиальные трапецеидальной формы пазы 5, расширяющиеся с оси вращения, поверхности которых облицованы бронзовыми пористыми самосмазывающимися пластинами 6, 7 и 8, выполняющими функции подшипников скольжения.

Плоскопараллельные пластины 6 и 7 закреплены (известными способами, например, приклеены или с помощью винтов) на корпусе неподвижно. Боковая пластина 8 выполнена в виде клина с углом а, является подвижной и служит для регулирования зазоров между резцами 2 и пластинами 6, 7 и 8.

Регулирование зазоров осуществляется с помощью винта 9, ввернутого в резьбовое отверстие, ось которого проходит по плоскости касания клиновидной пластины 8 с корпусом 1 под углом α к оси вращения и половина просверлена в пластине 8, а другая половина - в корпусе 1, при этом резьба нарезана только в корпусной половине отверстия. Половина просверленного отверстия в пластине 8 является глухим, резьбовая половина отверстия в корпусе 1 является сквозным. При регулировке винт 9 упирается в торец глухого отверстия пластины 8 и заставляет перемещаться ее в продольном направлении

Резцы 2 выполнены трапецеидальной формы, ответной форме пазов 5, выполненных в корпусе. Резцы 2 установлены в корпусе 1 на пластинах 6, 7 и 8 по скользящей посадке и удерживаются в нем крышками 10 и 11.

С одного торца крышка 10 непосредственно крепится к корпусу 1 винтами 12, а с другого торца крышка 11 через шайбообразную гофрированную пружину 4 также крепится к корпусу 1 винтами 12. При этом выступы гофр пружины 4 должны контактировать с резцами 2. Количество выступов пружины должно быть равно количеству резцов фрезы.

Сборная фреза, реализующая предлагаемый способ, позволяет самоадаптироваться к неоднородности обрабатываемого материала, к колебанию величины припуска и другим термомеханическим повреждениям и снизить ударные нагрузки на зубья инструмента в процессе обработки, что позволит повысить долговечность режущих элементов, надежность инструмента и виброустойчивость процесса. Дополнительная степень свободы позволяет зубу под действием силы резания Рх перемещаться по направляющим пластинам в осевом направлении, контактируя с упругим элементом и преодолевая его сопротивление. После выхода из контакта с обрабатываемой заготовкой упругий элемент возвращает зуб в исходное положение. С целью повышения надежности работы конструкции одна боковая направляющая пластина выполнены клинообразной и подвижной, что позволяет выбирать и регулировать технологические зазоры.

Фреза, изображенная на фиг.1-7, предназначена для обработки профиля поверхности катания колесных пар железнодорожного транспорта. Однако данная конструкция может быть эффективно использована для фрезерования любых поверхностей различных заготовок.

Для механической обработки при восстановлении профиля поверхности катания колесных пар железнодорожного транспорта применяется различный по конструкции режущий инструмент, у которого для режущей части используют различающиеся по форме и составу сменные пластины. Основным препятствием для эффективного использования инструмента являются термомеханические повреждения обода колеса, возникающие в процессе эксплуатации [2]. Натяг упругого элемента 4 обеспечивается винтами 12.

При этом перед обработкой производится регулирование упругости демпфирующего элемента 4 в зависимости от величины снимаемого припуска, твердости обрабатываемого материала, характера термомеханических повреждений и т.п. путем завертывания или вывертывания винтов 12, которые крепят крышку 11 и шайбообразную гофрированную пружину 4 к корпусу 1 с целью повышения виброустойчивости и надежности работы. Определение величины упругости конкретного демпфирующего элемента производится опытным путем. Согласно предлагаемого способа при вращении фрезы с постоянной скоростью в момент врезания зуба в деталь в месте повышенной твердости происходит осевое смещение режущего зуба за счет изгиба упругой гофры пружины и уменьшение ширины снимаемой стружки. Этим обеспечивается плавность процесса врезания и переход кинетической энергии удара в потенциальную энергию изгиба упругой пружины. После выхода зуба из контакта с обрабатываемой деталью сдеформированный до этого упругий элемент приходит в свое первоначальное состояние, возвращая зуб в его исходное положение.

Благодаря наличию упругих опор зуба и его осевое смещение за счет изгиба упругой гофрированной пружины обеспечиваются плавно-прерывистый вход и выход зубьев фрезы из контакта с термомеханическими повреждениями обрабатываемой поверхности.

Пример. На модернизированном колесотокарном станке мод. КЖ 1836 (изготовленный на Краматорском КЗТС) обрабатывалась поверхность катания колесной пары железнодорожного транспорта с термомеханическими повреждениями, диаметр заготовки колес - 1009 мм, диаметр готовых колес после обработки - 995 мм, обработка проводилась в один проход, поэтому глубина фрезерования - 7 мм. Перед механической обработкой поверхности катания был проведен индукционный отжиг, средняя твердость по кругу катания после термообработки составила 289 НВ. Колесо изготовлено из стали марки 2 в соответствии с ГОСТ 10791-89, химический состав стали: С - 0,60%; Mn - 0,78%; Si - 0,31%; Р - 0,03%; S - 0,03%, остальное железо. Режимы механической обработки: скорость вращения заготовки колеса - Vз=5 м/мин (nз=1,6 мин-1); скорость вращения фрезы - Vи=342 м/мин (nи=320 мин-1); подача на оборот - So=2,7 мм/об. Фреза предлагаемой конструкции имела количество зубьев z=10; наружный диаметр - 340 мм; чашечные пластины RPUX2710MO из твердого сплава Т14К8.

Испытаниями установлено, что при условии одинаковой производительности стойкость инструмента, работающего по предлагаемому способу, возросла в 2,1...2,5 раза по сравнению с обработкой традиционными фрезами, улучшилась шероховатость обработанной поверхности и повысилась виброустойчивость процесса.

Источники информации

1. DE 4418823 С 1 В 23 С 3/04. (NILES-SIMMONS INDUSNRIENLAGEN GMBH). Способ фрезерования поверхностей вращения. 27.07.1995 - прототип.

2. Богданов А.Ф. и др. Восстановление профиля поверхности катания колесных пар: Учебное пособие / А.Ф.Богданов, И.А.Иванов, М.Ситаж. - СПб.: ПГУПС, 2000, С.44.

Похожие патенты RU2268111C2

название год авторы номер документа
АДАПТИРУЮЩАЯСЯ ФРЕЗА 2004
  • Степанов Ю.С.
  • Тарапанов А.С.
  • Харламов Г.А.
  • Евсеев Д.Д.
  • Афанасьев Б.И.
  • Фомин Д.С.
  • Кривцов В.И.
RU2253548C1
СПОСОБ ФРЕЗЕРОВАНИЯ ВИНТОВ С ПОЛУОТКРЫТОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2008
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Тарапанов Александр Сергеевич
  • Харламов Геннадий Андреевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Агарков Александр Алексеевич
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
  • Брусов Сергей Иванович
RU2366545C1
ФРЕЗА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ВИНТОВ С ПОЛУОТКРЫТОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2008
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Тарапанов Александр Сергеевич
  • Харламов Геннадий Андреевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Агарков Александр Алексеевич
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
  • Брусов Сергей Иванович
RU2366547C1
СПОСОБ ФАСОННОГО ФРЕЗЕРОВАНИЯ 2004
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Тарапанов Александр Сергеевич
  • Харламов Геннадий Андреевич
  • Евсеев Дмитрий Дмитриевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
RU2269397C1
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ФРЕЗЫ 2004
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Тарапанов Александр Сергеевич
  • Харламов Геннадий Андреевич
  • Евсеев Дмитрий Дмитриевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
RU2270078C1
Способ восстановления профиля поверхности катания колес рельсового транспорта 2022
  • Попов Алексей Юрьевич
  • Куликов Юрий Михайлович
  • Новиков Сергей Васильевич
  • Гершман Иосиф Сергеевич
  • Куликов Михаил Юрьевич
RU2809615C1
Резец для обработки железнодорожных колесных пар 2022
  • Гоц Эдуард Михайлович
  • Атажанов Эдуард Сергеевич
RU2787612C1
ИГЛО-УПРОЧНЯЮЩАЯ ФРЕЗА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ВИНТОВ С ПОЛУОТКРЫТОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2008
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Агарков Александр Алексеевич
  • Гаврилин Александр Михайлович
  • Фомин Дмитрий Сергеевич
  • Тиняков Алексей Иванович
  • Василенко Юрий Валерьевич
RU2366546C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ДИСКОВАЯ МОДУЛЬНАЯ ФРЕЗА 2011
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Тарапанов Александр Сергеевич
  • Стеблецов Юрий Николаевич
  • Василенко Юрий Валерьевич
  • Тюхта Антон Владимирович
  • Морин Владимир Валерьевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Самойлов Николай Николаевич
RU2467839C2
Вибрационный резец для обработки железнодорожных колесных пар и режущая пластина 2018
  • Гоц Эдуард Михайлович
  • Атажанов Эдуард Сергеевич
  • Кичатов Сергей Михайлович
  • Носов Михаил Петрович
  • Гоц Инна Эдуардовна
  • Ратт Орр
RU2715923C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 268 111 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ФРЕЗЕРОВАНИЯ АДАПТИРУЮЩИМСЯ ИНСТРУМЕНТОМ

Изобретение относится к области технологии машиностроения, обработке профиля поверхности катания колесных пар железнодорожного транспорта. Способ заключается в том, что заготовке и фрезе, содержащей корпус с резцами с механическим креплением режущих круглых пластин твердого сплава, сообщают вращательные движения и движение подачи вдоль обрабатываемой поверхности. Для повышения производительности и качества обработки фрезу снабжают демпфирующим элементом, выполненным в виде шайбообразной гофрированной пружины. При этом корпус фрезы выполнен с радиальными пазами трапецеидальной формы с расширением к оси фрезы, в которых размещены упомянутые резцы с закрепленными на них режущими пластинами из твердого сплава, взаимодействующие с демпфирующим элементом. Поверхности радиальных пазов облицованы бронзовыми пористыми самосмазывающимися пластинами. При этом пластины, кроме одной боковой, выполнены плоскопараллельными и закреплены на корпусе неподвижно, а упомянутая боковая пластина выполнена подвижной в виде клина и предназначена для регулирования зазора между ней и резцом с помощью винта. Резцы выполнены трапецеидальной формы, ответной форме радиальных пазов корпуса фрезы, установлены в них по скользящей посадке и удерживаются в корпусе с одного торца крышкой, а с другого демпфирующим элементом и второй крышкой. Крышки прикреплены к корпусу винтами, завертывая или вывертывая которые производят регулирование упругости демпфирующего элемента для повышения виброустойчивости и надежности работы фрезы. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 268 111 C2

1. Способ фрезерования поверхностей вращения, при котором заготовке и фрезе, содержащей корпус с резцами с механическим креплением режущих круглых пластин твердого сплава, сообщают вращательные движения и движение подачи вдоль обрабатываемой поверхности, отличающийся тем, что фрезу снабжают демпфирующим элементом, выполненным в виде шайбообразной гофрированной пружины, при этом корпус фрезы выполнен с радиальными пазами трапецеидальной формы с расширением к оси фрезы, в которых размещены упомянутые резцы с закрепленными на них режущими пластинами из твердого сплава, взаимодействующие с демпфирующим элементом, поверхности радиальных пазов облицованы бронзовыми пористыми самосмазывающимися пластинами, выполняющими функции подшипников скольжения, при этом пластины, кроме одной боковой, выполнены плоскопараллельными и закреплены на корпусе неподвижно, а упомянутая боковая пластина выполнена подвижной в виде клина и предназначена для регулирования зазора между ней и резцом с помощью винта, ввернутого в резьбовое отверстие, ось которого проходит по плоскости касания боковой пластины в виде клина с корпусом и половина просверлена в пластине, а другая половина - в корпусе, при этом резьба нарезана только в корпусной половине отверстия, при этом резцы выполнены трапецеидальной формы, ответной форме радиальных пазов корпуса фрезы, установлены в них по скользящей посадке и удерживаются в корпусе с одного торца крышкой, а с другого демпфирующим элементом и второй крышкой, при этом крышки прикреплены к корпусу винтами, завертывая или вывертывая которые производят регулирование упругости демпфирующего элемента для повышения виброустойчивости и надежности работы фрезы.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что он предназначен для обработки профиля поверхности катания колесных пар железнодорожного транспорта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2268111C2

DE 4418823 C1, 27.07.1995
Способ обработки валков косовалковых трубоправильных машин 1976
  • Белобров И.П.
  • Немченко Е.С.
  • Резниченко А.М.
  • Коровицкий Е.Л.
  • Винников В.И.
  • Сапрыко П.М.
  • Малахов И.Г.
  • Поповский Г.И.
SU553799A1
Торцовая фреза 1979
  • Ермаков Юрий Михайлович
  • Иванов Вячеслав Сергеевич
SU806293A1
Сборная фреза 1987
  • Петров Владислав Иванович
  • Зайцев Сергей Витальевич
  • Никитин Михаил Алексеевич
  • Григорьев Юрий Борисович
SU1569105A1
Фреза 1990
  • Коротких Михаил Тимофеевич
SU1763105A1

RU 2 268 111 C2

Авторы

Степанов Юрий Сергеевич

Тарапанов Александр Сергеевич

Харламов Геннадий Андреевич

Евсеев Дмитрий Дмитриевич

Афанасьев Борис Иванович

Фомин Дмитрий Сергеевич

Кривцов Владимир Иванович

Даты

2006-01-20Публикация

2004-03-02Подача