Изобретение относится к способам получения топливных фракций путем компаундирования прямогонных бензиновых фракций (ПБФ) с антидетонаторами, высокооктановыми компонентами и их смесью.
Известен способ получения топливных фракций путем компаундирования прямогонных бензиновых фракций с антидетонатором - тетраэтилсвинцом (см. Данилов А.М. Справочник. Применение присадок в топливах для автомобилей. М.: Химия, 2000, с.21-26).
Недостатками указанного способа являются:
- стандартный уровень детонационной стойкости прямогонных бензиновых фракций достигается только за счет химических свойств антидетонатора - тетраэтилсвинца;
- высокая токсичность тетраэтилсвинца и загрязнение окружающей среды;
- новый Российский ГОСТ Р 51105-97 предусматривает производство только неэтилированных бензинов.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является способ получения топливных фракций путем компаундирования прямогонных бензиновых фракций с антидетонационными присадками, высокооктановыми компонентами или их смесью (см. Данилов А.М. Присадки и добавки. М.: Химия, 1996, с.93-110). В этом решении стандартный уровень детонационной стойкости прямогонных бензиновых фракций достигается только за счет химических свойств антидетонаторов, высокооктановых добавок или их смесей.
Детонационная стойкость прямогонных бензиновых фракций отечественных нефтей низкая и составляет 46-52 пункта по моторному методу (см. Рудин М.Г. Краткий справочник нефтепереработчика. Л.: Химия, 1989, с.80-81). Чтобы поднять ее до уровня требований ГОСТ 2084-77 на бензин марки А-76 требуется повысить октановые числа на 24-30 пунктов по моторному методу, что практически недостижимо. В связи с этим прямогонные бензиновые фракции нефтей используют в качестве сырья для производства высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов на установках каталитического риформинга.
Детонационная стойкость прямогонных бензиновых фракций газовых конденсатов более высокая и составляет 58-60 пунктов по моторному методу. Чтобы поднять ее до уровня требований ГОСТ 2084-77 на бензин марки А-76 требуется повысить октановое число на 16-18 пунктов по моторному методу. При этом технология компаундирования прямогонных бензиновых фракций требует применения комбинации бинарной смеси антидетонаторов или высокооктановых компонентов, обладающих высоким синергизмом и полнотой гомогенизации среды, и учета их предельно-допустимой концентрации (ПДК). Расход антидетонаторов или высокооктановых компонентов выше норм ПДК приводит к выработке некондиционной продукции и нарушению экологических стандартов Российской Федерации. В связи с высокой стоимостью присадок и существующим налоговым окружением производство товарного бензина по такой технологии носит эпизодический характер.
Техническим результатом предлагаемого способа является повышение детонационной стойкости ПБФ до стандартного уровня путем обеспечения оптимальной совокупности ее физико-химических свойств и химических свойств антидетонаторов.
Указанный технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе получения топливных фракций, включающем выделение и компаундирование прямогонных бензиновых фракций с антидетонаторами, высокооктановыми компонентами или их смесью, образец газового конденсата разгоняют на узкие бензиновые фракции с интервалами выкипания в пределах н.к. - 85÷180°С и определяют их физико-химические свойства, выход от потенциала в сырье и детонационную стойкость, затем по формуле (1) вычисляют детонационный фактор, характеризующий изменение выхода ПБФ в мас.% на один пункт октанового числа (ОЧ) по моторному методу (ММ).
Формула (1)
где ДФ - детонационный фактор;
dG - изменение выхода бензиновых фракций в мас.%;
d(ОЧ) - изменение ОЧ бензиновых фракций в пунктах по ММ.
По формуле (2) определяют коэффициенты корреляции, характеризующие динамику изменения детонационного фактора бензиновых фракций:
Формула (2)
где Ki - коэффициент корреляции i-той фракции;
dG - изменение выхода бензиновых фракций, мас.%;
d(ОЧ) - изменение ОЧ бензиновых фракций в пунктах по ММ;
1 - первая бензиновая фракция (н.к. - 85°С);
i - последующие бензиновые фракции (н.к. - 100÷180°С);
- изменение выхода между i-той и первой ПБФ в мас.%;
- изменение ОЧ между i-той и первой ПФБ в пунктах по ММ.
По формуле (3) определяют условия выбора целевой прямогонной бензиновой фракции для компаундирования и производства товарного бензина.
Формула (3)
где Пi=ОЧi/Gi - удельное содержание ОЧ в пунктах по ММ на один мас.% выхода i-той прямогонной бензиновой фракции;
G1, G2 и Gi - выход первой, второй и любой ПБФ в мас.%;
ОЧ1, ОЧ2 - ОЧ первой и второй ПБФ в пунктах по ММ.
Отбирают целевую ПБФ, определяют для нее рецептуру бинарной смеси антидетонаторов и направляют на блок компаундирования для производства бензина марки А-76.
Предлагаемое техническое решение повышения детонационной стойкости ПБФ до стандартного уровня путем обеспечения оптимальной совокупности ее физико-химических свойств и химических свойств антидетонаторов, высокооктановых компонентов или их смеси позволяет получить целевую ПБФ, фракционный состав которой соответствует оптимальной детонационной стойкости при максимально возможном выходе от ее потенциала в сырье, а также обусловливает выбор рецептуры антидетонаторов или высокооктановых компонентов или их комбинации с соответствующим синергизмом, гарантирующим производство товарного бензина марки А-76.
Совокупность признаков, отличающих предлагаемое изобретение от прототипа, - повышение детонационной стойкости ПБФ до стандартного уровня путем обеспечения оптимальной совокупности ее физико-химических свойств и химических свойств антидетонатора - не выявлена в известных решениях.
Наиболее перспективным сырьем для производства бензинов марки А-76 и Нормаль-80 являются газовые конденсаты валанжинских и ачимовских залежей месторождений Западной Сибири. Физико-химическая характеристика бензиновых фракций газового конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения приведена в таблице 1, в таблице 2 приведены показатели динамики выхода и детонационной стойкости бензиновых фракций газового конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения, выкипающих в температурных пределах н.к. - 85÷180°С.
Физико-химическая характеристика бензиновых фракций конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения
Показатели динамики выхода и детонационной стойкости бензиновых фракций газового конденсата ачимовской залежи Уренгойского месторождения
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
1. Образец газового конденсата разгоняют на узкие бензиновые фракции с интервалами выкипания в пределах н.к. - 85÷180°С и определяют их физико-химические свойства, выход от потенциала в сырье и детонационную стойкость.
2. По формуле (1):
вычисляют детонационный фактор, характеризующий изменение выхода ПБФ в мас.% на один пункт октанового числа по ММ; затем по формуле (2):
определяют коэффициенты корреляции, характеризующие динамику изменения детонационного фактора бензиновых фракций и выбирают ПБФ, отвечающие условию формулы (3):
Анализ данных, приведенных в таблицах 1 и 2, свидетельствует о том, что с увеличением интервала выкипания прямогонных бензиновых фракций от н.к. - 85°С до н.к. - 160°С их детонационная стойкость понижается равномерно, и детонационный фактор остается постоянным.
При дальнейшем повышении интервала выкипания (до 180°С) детонационная стойкость ПБФ н.к. - 180°С начинает снижаться опережающими темпами, о чем свидетельствуют ОЧ этой фракции (58 пунктов по ММ) и ее детонационный фактор, который в 4,4 раза меньше по сравнению с этим показателем для бензиновых фракций н.к. - 85÷160°С.
В связи с этим условиям выбора по формуле (3) отвечает фракция, выкипающая в пределах н.к. - 160°С. Выход этой бензиновой фракции на 47,6-42,3=5,3 мас.% меньше выхода фракции н.к. - 180°С, но ее октановое число выше октанового числа фракции н.к. - 180°С на 62,8-58=4,8 пункта по MM. Чтобы довести детонационную стойкость бензиновой фракции н.к. - 180°С до стандартного уровня, требуется поднять ее октановое число на 76-58=18 пунктов по MM. Для этого необходимы высокооктановые добавки, например метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) не менее 15-20 мас.% на бензин, и бинарная смесь антидетонаторов, например экстралин + протон, обладающая синергизмом.
Условия завоза дорогостоящих высокооктановых добавок и антидетонаторов на Крайний Север, сложность осуществления кавитационной технологии производства и высокое его налоговое окружение свидетельствуют об экономической нецелесообразности производства товарного бензина марки А-76 путем компаундирования низкооктановых (58-60 пунктов по ММ) бензиновых фракций.
Чтобы довести детонационную стойкость бензиновой фракции н.к. - 160°С до стандартного уровня, требуется поднять ее октановое число на 76-62,8=13,2 пункта по MM. Для этого необходима только бинарная смесь антидетонаторов, обладающая синергизмом и полнотой гомогенизации среды.
Как показали исследования, проведенные в условиях Крайнего Севера, компаундирование ПБФ газового конденсата ачимовской залежи н.к. - 160°С (ОЧ=62÷65 пунктов по ММ) с бинарной смесью антидетонаторов позволяет получить товарный бензин марки А-76. В настоящее время ведется активная разработка ачимовской залежи, потенциал газового конденсата которой оценивается в 700 млн.т. В связи с этим организация производства товарного бензина марки А-76 для собственных нужд путем компаундирования ПБФ имеет неограниченный спрос.
Технико-экономическое обоснование компаундирования прямогонной бензиновой фракции н.к. - 160°С с сертифицированными экологически чистыми антидетонаторами с получением бензина А-76
экстралин - 1,5 мас.%;
протон - 0,025 мас.%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ | 2004 |
|
RU2273655C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 1992 |
|
RU2008323C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА | 2014 |
|
RU2572514C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 1992 |
|
RU2010836C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ ИЗ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА | 1992 |
|
RU2030446C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НИЗКООКТАНОВЫХ И ВЫСОКООКТАНОВЫХ БЕНЗИНОВ И БЕНЗОЛА ИЗ КАТАЛИЗАТОВ РИФОРМИНГА ШИРОКИХ БЕНЗИНОВЫХ ФРАКЦИЙ | 1997 |
|
RU2113453C1 |
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1995 |
|
RU2122567C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНА СТАНДАРТОВ ЕВРО | 2010 |
|
RU2410413C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕЭТИЛИРОВАННОГО АВИАБЕНЗИНА Б-92/115 | 2015 |
|
RU2613087C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2327732C1 |
Изобретение относится к способам получения топливных фракций, в частности прямогонных бензиновых фракций (ПБФ). Способ получения топливных фракций включает выделение и компаундирование прямогонных бензиновых фракций с антидетонаторами, высокооктановыми компонентами или их смесью. Образец газового конденсата разгоняют на узкие бензиновые фракции с интервалами выкипания в пределах н.к. - 85÷180°С и определяют их физико-химические свойства, выход от потенциала в сырье и детонационную стойкость. Затем по формулам определяют: детонационный фактор, характеризующий изменение выхода ПБФ в мас.% на один пункт октанового числа (ОЧ) по моторному методу (ММ), коэффициенты корреляции, характеризующие динамику изменения детонационного фактора бензиновых фракций и условия выбора целевой прямогонной бензиновой фракции для компаундирования и производства товарного бензина. Затем отбирают целевую ПБФ, определяют для нее рецептуру бинарной смеси антидетонаторов и направляют на блок компаундирования для производства бензина марки А-76. Технический результат - повышение детонационной стойкости ПБФ до стандартного уровня путем обеспечения оптимальной совокупности ее физико-химических свойств и химических свойств антидетонаторов. 3 табл.
Способ получения топливных фракций, включающий выделение и компаундирование прямогонных бензиновых фракций (ПБФ) с антидетонаторами, высокооктановыми компонентами или их смесью, отличающийся тем, что образец газового конденсата разгоняют на узкие бензиновые фракции с интервалами выкипания в пределах н.к. - 85÷180°С и определяют их физико-химические свойства, выход от потенциала в сырье и детонационную стойкость, затем по формуле (1) вычисляют детонационный фактор, характеризующий изменение выхода ПБФ в мас.% на один пункт октанового числа (ОЧ) по моторному методу (ММ):
где ДФ - детонационный фактор;
dG - изменение выхода бензиновых фракций, мас.%;
d(ОЧ) - изменение ОЧ бензиновых фракций в пунктах по ММ,
затем по формуле (2) определяют коэффициенты корреляции, характеризующие динамику изменения детонационного фактора бензиновых фракций:
где Ki - коэффициент корреляции i-й фракции;
dG - изменение выхода бензиновых фракций, мас.%;
d(ОЧ) - изменение ОЧ бензиновых фракций в пунктах по ММ;
l - первая бензиновая фракция (н.к. - 85°С);
i - последующие бензиновые фракции (н.к. - 100÷180°С);
- изменение выхода между i-й и первой ПБФ, мас.%;
- изменение ОЧ между i-й и первой ПФБ в пунктах по ММ,
затем по формуле (3) определяют условия выбора целевой прямогонной бензиновой фракции для компаундирования и производства товарного бензина:
где Пi=ОЧi/Gi - удельное содержание ОЧ в пунктах по MM на один мас.% выхода i-й ПБФ;
далее отбирают целевую ПБФ, определяют для нее рецептуру бинарной смеси антидетонаторов и направляют на блок компаундирования для производства бензина марки А-76.
ДАНИЛОВ А.М | |||
Присадки и добавки | |||
- М.: Химия, 1996, с.93-110 | |||
СПОСОБ ФРАКЦИОНИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНОЙ СМЕСИ | 1981 |
|
SU1088359A1 |
Способ получения топливных фракций | 1985 |
|
SU1333687A1 |
Авторы
Даты
2006-04-10—Публикация
2004-12-07—Подача