СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ТЯГОВЫХ КОЛЕС Российский патент 2006 года по МПК C21D9/32 C21D7/04 B23F5/12 

Описание патента на изобретение RU2274662C1

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в различных областях машиностроения, а именно для упрочнения различных деталей с чередующимися выступами и впадинами. Известен способ обработки зубьев крупномодульных колес, заключающийся в том, что после зубошлифования поверхности зубьев колеса проводят финишную операцию - поверхностно-пластическое деформирование всего контура зуба-эвольвенты, переходной кривой и впадин между зубьями. (см. RU 2137848 C1, C 21 D 7/04, 20.09.1999).

Наиболее близким аналогом принимается известный способ обработки зубьев крупномодульных колес, включающий закалку, механическую обработку поверхности зубьев, поверхностно-пластическое упрочнение всего контура зуба - эвольвенты, переходной кривой и основания зуба (см. RU 2213148 C1, C 21 D 7/04, 27.09.2003).

Техническим результатом изобретения является повышение качества и надежности зубчатых колес.

Для достижения технического результата в известном способе обработки зубьев крупномодульных колес, включающем закалку, механическую обработку поверхности зубьев, поверхностно-пластическое упрочнение всего контура зуба - эвольвенты, переходной кривой и основания зуба, механическую обработку ведут путем строгания всего контура зуба - эвольвенты, переходной кривой и основания зуба с помощью лезвийного инструмента, исключающей появление прижогов, микротрещин и обеспечивающей шероховатость всего контура зуба Ra=1,2-1,4 мкм для создания благоприятных условий проведения операции поверхностно-пластического деформирования.

Одна из причин замены зубошлифования зубостроганием заключается в следующем: зубошлифование наиболее дорогостоящая, трудоемкая и энергоемкая операция. Зубошлифование (методом копирования или огибания) несущих поверхностей зубьев приводит к удорожанию зубчатых колес и передачи в целом. Процесс шлифования закаленных зубчатых колес представляет собой комплекс механических и тепловых воздействий, существенно изменяющих физико-химическое состояние поверхностного слоя, как правило, в направлении снижения несущих способностей зубьев. Теплота способствует образованию прижогов и микротрещин усталостного характера, шаржированию поверхностей зубьев. В результате возникает необходимость в дополнительных проходах, с целью удаления образовавшегося слоя на поверхности зубьев. Кроме того, шлифование переходной кривой у основания зуба, имеющего выкружку, затруднено или вообще не осуществляется, и все дефекты от термообработки остаются, тогда как основная концентрация изгибных усилий при работе зубчатых передач сосредоточена именно на переходной кривой. Также вызывают трудности обеспечения точности рабочих поверхностей шлифующего круга и необходимость частей их правки при цикле шлифования поверхности эвольвенты зуба. После зубошлифования проводится тщательный контроль на наличие прижогов и трещин на поверхности зубьев, что удорожает производство колес.

Применение рекомендуемой технологии увеличивает качество и надежность зубчатых колес, тем самым способствует ее внедрению на предприятиях машиностроения и, в частности, на ремонтных предприятиях железнодорожного транспорта. Операция зубострогания заменяет процесс зубошлифования, тем самым исключает применение дефицитных, очень дорогостоящих зубошлифовальных станков, а зубострогание осуществляется на обычных фрезерных станках в специальном приспособлении. В данной заявке конструкция приспособления не рассматривается, так как предлагается только последовательность процессов технологии обработки закаленных зубчатых колес инструментом с режущей пластиной из сверхтвердого сплава.

При лезвийной обработке происходит равномерное срезание припуска по длине (высоте) зубчатого колеса и со стружкой удаляются все дефекты, полученные после закалки, и не вносятся погрешности в обработанную поверхность, которые можно наблюдать после зубошлифования. Так как при зубострогании выделяется очень небольшое количество тепла, то это способствует выравниванию деформации, полученной после термообработки.

При зубострогании обрабатываются эвольвента, переходная кривая и основание у ножек зубьев. Для обработки применяется удобный в эксплуатации инструмент, не требующий больших затрат, так как при обработке зубьев крупного модуля достаточно иметь у сменной пластины режущую кромку небольшой длины 4-5 мм.

При зубострогании по длине зуба образуется минимальная 0,05-0,07 мм огранка и с шероховатостью по всему контуру зуба Ra=1,2-1,4 мкм. Таким образом, зубострогание обеспечивает приемлемые условия для проведения операции поверхностного упрочнения. Одновременное упрочнение всей рабочей поверхности зуба повышает точность зацепления, тем самым снижается нагрузка на зубья и, как следствие, изгибные и контактные напряжения, что позволяет практически избежать поломок и сколов зубьев.

Величина шероховатости после поверхностно-пластического деформирования (ППД) по всему контуру Ra=0,32 мкм. Одновременно уменьшаются и другие параметры: понижается уровень наибольшей высоты неровностей профиля до Rmax=2-3 мкм, сглаживается радиус вершин выступов, особенно в переходном участке от эвольвенты к впадине зубьев до r=500-600 мкм, что свидетельствует о более пологих формах поверхностей. При зубострогании и ППД практически отсутствуют тепловые потоки, в результате еще больше повышается прочность зуба.

В итоге результатом внедрения новой технологии является увеличение гарантийного пробега до 1800 тыс. км, т.е. на 75% (утвержденный межремонтный пробег составляет 800 тыс. км), уменьшается время простоев подвижного состава по вине тягового редуктора, исключаются внеплановые ремонты.

Похожие патенты RU2274662C1

название год авторы номер документа
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ КОЛЕС ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ 2002
  • Бочкарев Н.А.
  • Корноухов А.П.
  • Тарасевич О.М.
  • Худорожко В.А.
RU2213148C1
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ВПАДИН ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ КОЛЕС ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ 2000
  • Амелин В.М.
  • Евсеев Д.Г.
  • Корноухов А.П.
  • Тарасевич О.М.
RU2175018C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ КОЛЕС (ВЕНЦОВ) МЕТОДОМ ПЛАСТИЧЕСКОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ 1998
  • Амелин В.М.
  • Дмитриев А.Г.
  • Корноухов А.П.
  • Рубцов А.А.
  • Тарасевич О.М.
RU2137848C1
Инструмент для упрочнения зубчатых колес (его варианты) 1981
  • Рагрин Александр Иванович
  • Харитонов Юрий Дмитриевич
  • Гуревич Владимир Самуилович
  • Сысолятин Владимир Иванович
  • Богучарский Павел Федорович
  • Врагов Владимир Иванович
  • Давыдов Лев Петрович
SU986562A1
Инструмент для обработки зубчатых колес методом поверхностной пластической деформации 1990
  • Орлов Виктор Владимирович
  • Гуляев Владимир Иванович
SU1773540A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЗУБЧАТОГО ПРОФИЛЯ 2002
  • Елисеев Ю.С.
  • Старков В.К.
  • Новиков В.С.
  • Брылев В.И.
  • Поклад В.А.
RU2202449C1
Способ изготовления закаленных зубчатых колес 1989
  • Копф Илья Абрамович
  • Овумян Гагик Гегамович
  • Панфилов Валентин Сергеевич
  • Митрофанов Владимир Иванович
  • Синицына Валентина Николаевна
SU1678557A1
ЗУБЧАТЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ 2011
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Тарапанов Александр Сергеевич
  • Стеблецов Юрий Николаевич
  • Морин Владимир Валерьевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Самойлов Николай Николаевич
RU2470731C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2011
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Тарапанов Александр Сергеевич
  • Стеблецов Юрий Николаевич
  • Морин Владимир Валерьевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Самойлов Николай Николаевич
RU2468881C2
СПОСОБ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЗУБЧАТОГО ПРОФИЛЯ 2002
  • Елисеев Ю.С.
  • Старков В.К.
  • Новиков В.С.
  • Брылев В.И.
  • Поклад В.А.
RU2199420C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ ТЯГОВЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в различных областях машиностроения, а именно, для обработки различных закаленных деталей с чередующимися выступами и впадинами. Обработка закаленных зубьев сверхтвердым лезвийным инструментом заменяет дорогостоящий процесс зубошлифования. Предлагаемый способ включает в себя следующую совокупность процессов: существующая традиционная токарная обработка колеса; фрезеровка зубьев; закалка поверхности зубьев до твердости HRC-51; зубострогание лезвийным инструментом; финишная обработка - поверхностное пластическое деформирование всего рабочего контура зуба - эвольвенты, переходной кривой и впадин между зубьями. При лезвийной обработке происходит равномерное срезание припуска по длине (высоте) зуба. Со стружкой удаляются все дефекты, полученные после закалки, и не вносятся погрешности в обработанную поверхность, которые можно наблюдать после зубошлифования. При зубострогании по длине зуба образуется минимальная 0,05-0,07 мкм огранка с шероховатостью по всему контуру зуба Ra=1,2-1,4 мкм, что обеспечивает приемлемые условия для проведения операции поверхностного упрочнения. Применяемый способ повышает качество и надежность в работе колес, тем самым способствует его внедрению на предприятиях машиностроения и, в частности, на ремонтных предприятиях железнодорожного транспорта.

Формула изобретения RU 2 274 662 C1

Способ обработки зубьев крупномодульных колес, включающий закалку, механическую обработку поверхности зубьев, поверхностно-пластическое упрочнение всего контура зуба - эвольвенты, переходной кривой и основания зуба, отличающийся тем, что механическую обработку ведут путем строгания всего контура зуба - эвольвенты, переходной кривой и основания зуба с помощью лезвийного инструмента, исключающего появление прижогов, микротрещин и обеспечивающего шероховатость всего контура зуба Ra=1,2-1,4 мкм, для создания благоприятных условий проведения операции поверхностно-пластического деформирования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2274662C1

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОВЕРХНОСТНОГО УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЬЕВ КРУПНОМОДУЛЬНЫХ КОЛЕС ПЛАСТИЧЕСКИМ ДЕФОРМИРОВАНИЕМ 2002
  • Бочкарев Н.А.
  • Корноухов А.П.
  • Тарасевич О.М.
  • Худорожко В.А.
RU2213148C1
RU 2064376 C1, 27.07.1996
Способ чистовой обработки зубьев крупномодульных цилиндрических зубчатых колес 1988
  • Гузь Виктор Геннадиевич
  • Чепелев Александр Трофимович
  • Кривошеев Виктор Петрович
  • Рожелюк Анатолий Васильевич
SU1563869A1
Способ фрезерования врезных зубьев колеса 1990
  • Яшин Борис Иванович
  • Яшина Любовь Ивановна
  • Яшина Елена Борисовна
SU1819195A3

RU 2 274 662 C1

Авторы

Терешин Андрей Владимирович

Корноухов Александр Петрович

Тарасевич Олег Михайлович

Даты

2006-04-20Публикация

2005-03-23Подача