Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве закаленных зубчатых колес.
Цель изобретения - получение стабильной точности эвольвентного профиля за счет сокращения органической погрешности профилирования.
Обработку заготовки до получения чернового эвольвентного профиля, чернового профиля переходной поверхности и поверхности впадин зубьев осуществляют любым из применяемых обычно инструментов, при фрезеровании червячной фрезой, при строгании зуборезной гребенкой или пластическим деформированием, т.е. важно использовать инструмент без протуберанцев и не производить подрез ножки зуба.
Закалку зубьев возможно выполнять любым из обычно применяемых способов, в т.ч. могут применять секторную закалку ТВЧ, однако в этом случае зона закалки должна превышать активную поверхность зубьев.
При отделочной обработке закаленного колеса используют инструмент с дополнительными режущими кромками, выполненными, например, в виде круглого резца, при этом дополнительные кромки должны выступать над исходной инструментальной поверхностью на величину, которую определяют из соотношения
,, где m - модуль станочного зацепления;
о ч
00
ел ел ч
Z - число зубьев обрабатываемого колеса;
С 0,25...0,5 - величина, характеризующая жесткость системы СПИД.
Примером осуществления способа может служить изготовление ведомого колеса тяговой передачи тепловоза. Параметры колеса: m 10, Z 75, контурная закалка ТВЧ на твердость НРС 50 ± 3, степень точности 8.
Нарезание зубьев колеса до закалки производили стандартной червячной фрезой для получения предварительного профиля эвольвентных и переходных поверхностей зубьев и поверхности впадин зубьев. Затем осуществляли контурную закалку ТВЧ с толщиной закаленного слоя у ножки зуба не менее 1,5 мм. Переходную поверхность зубьев обрабатывали соответст- вующими резцами при смещении их относительно активного профиля, обработанного резцами с прямолинейной режу10
щей кромкой на величину Д 1,3
75
0,17 мм 0,3 мм.
Перед обработкой каждого колеса производят радиальную регулировку державок специальных резцов до касания с поверхностью впадин зубьев (при номинальном станочном межосевом расстоянии) Достигается увеличение нагрузки, допустимой по из- гибной прочности зубьев, на 10% и повышение точности обработки (устранение органической погрешности у ножки зуба) на 0,15 мм.
Формула изобретения Способ изготовления закаленных зубчатых колес лезвийным инструментом с прямолинейными режущими кромками, образующими исходную инструментальную поверхность, включающий обработку эвольвентных и переходных поверхностей зубьев, отличающийся тем, что, с целью
получения стабильной точности эвольвент- ного профиля за счет сокращения органической погрешности профилирования, используют инструмент с дополнительными режущими кромками, которые выступают
над исходной инструментальной поверхностью на величину, которую определяют из соотношения
,,
где m - модуль станочного зацепления, мм; Z - число зубьев обрабатываемого колеса;
С 0,25...0,5 - величина, характеризующая жесткость системы СПИД.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2009 |
|
RU2412788C1 |
АРОЧНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2092725C1 |
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ АРОЧНЫХ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1994 |
|
RU2074794C1 |
ЧЕРВЯЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 1998 |
|
RU2134183C1 |
Способ обработки зубьев цилиндрических зубчатых колес | 1981 |
|
SU1096058A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ | 2006 |
|
RU2322329C1 |
СБОРНАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ФРЕЗА | 1998 |
|
RU2147496C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ | 2009 |
|
RU2404030C1 |
Способ профилирования долбяка | 1988 |
|
SU1641535A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ | 2011 |
|
RU2467838C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве закаленных зубчатых колес. Цель изобретения - получение стабильной точности эвольвентного профиля за счет сокращения органической поверхности профилирования. Обработку заготовки до получения чернового эвольвентного профиля, чернового профиля переходной поверхности и поверхности впадин зубьев осуществляют любым из обычно применяемых инструментов. При отделочной обработке закаленного колеса используют инструмент с дополнительными режущими кромками, выполненными, например, в виде круглого резца. Дополнительные кромки должны выступать над исходной инструментальной поверхностью на величину А 1,3(m:Z) С, где m - модуль станочного зацепления; Z - число зубьев обрабатываемого колеса; С 0,25- 0,5 - величина, характер изующая жесткость системы СПИД. сл с
Производство зубчатых колес | |||
Под ред | |||
Б.А.Тайца | |||
Справочник | |||
М.; Машиностроение, 1975, с.209. |
Авторы
Даты
1991-09-23—Публикация
1989-03-10—Подача