СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ Российский патент 2006 года по МПК B60K17/34 

Описание патента на изобретение RU2276019C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в автомобилях, тракторах, самоходных машинах, полугусеничных тягачах и транспортерах.

Известна самоходная машина (патент СССР 1039746, МПК В 60 К 17/34, 1982), содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, а реактивное звено соединено с валом скольжения, в напорной магистрали которого установлен регулируемый дроссель, управляемый регулятором тягового усилия, в котором установлено сравнивающее устройство, один вход которого соединен с измерителем разности частоты вращения входного и выходного валов элемента скольжения, а второй - с измерителем крутящего момента на дополнительном мосту.

Указанное техническое решение является наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату. Однако недостатком данной самоходной машины является то, что величина передаваемого на дополнительный ведущий мост крутящего момента пропорциональна буксованию движителя основного ведущего моста, что ведет к нерациональному распределению крутящего момента при малых величинах или отсутствии буксования движителя основного ведущего моста. Кроме того, при движении в обычных дорожных условиях крутящий момент, передаваемый на дополнительный ведущий мост постоянен и, как правило, направлен только на преодоление сопротивления качению колес, что отрицательно сказывается на управляемости самоходной машины. К недостаткам привода дополнительного ведущего моста данной конструкции следует также отнести отсутствие адаптации процесса регулирования к переменным характеристикам системы «колесо - опорная поверхность», малый диапазон регулирования тягового усилия на дополнительном ведущем мосту, относительно малый кпд из-за потерь на дросселирование, зависимость параметров системы от радиусов качения колес дополнительного ведущего моста.

Технический результат изобретения направлен на повышение тягово-скоростных свойств машины за счет гидродинамического регулирования соотношения тяговых усилий на ведущих мостах и рационального использования колесного и гусеничного движителей по сцеплению с опорной поверхностью и увеличение ходимости гусеничного движителя, а также повышение кпд привода и упрощения его конструкции за счет исключения устройств измерения крутящих моментов.

Технический результат достигается тем, что силовая передача транспортного средства, содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, при этом на ведущих валах гусеничного и колесного движителя дополнительно установлены датчики частоты вращения колес, подающие сигналы на регулирующее устройство, которое управляет лопатками турбинного колеса гидротрансформатора и в случае буксования ведущих колес резко увеличивает крутящий момент гусеничного движителя.

Отличительными признаками от прототипа является то, что на ведущих валах гусеничного и колесного движителя дополнительно установлены датчики частоты вращения колес, подающие сигналы на регулирующие устройство, которое управляет лопатками турбинного колеса гидротрансформатора и в случае буксования ведущих колес резко увеличивает крутящий момент гусеничного движителя.

На чертеже дана принципиальная схема транспортного средства с предлагаемой силовой передачей.

Транспортное средство содержит двигатель 1, коробку передач 2, выходной вал который соединен с солнечной шестерней 3, которая находится в зацеплении с сателлитами 4, установленными на водиле 5 планетарной передачи. Сателлиты 4 находятся в зацеплении с внутренним зубчатым венцом эпициклической шестерни 6. Выходной вал 7 на ведущие мосты колесного движителя 8, 9 с помощью шестерни привода 10 и вал насосного колеса 11 гидротрансформатора 12 с помощью шестерни привода 13 находятся в зацеплении с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни 6. На валу турбинного колеса гидротрансформатора 12 установлена шестерня 14, которая находится в зацеплении с шестерней гидродинамической передачи 15, жестко связанной с водилом 5, от которого осуществляется привод на ведущий мост гусеничного движителя 16, на ведущих валах колесного и гусеничного движителя установлены датчики частоты вращения 17, которые выдают сигнал на регулирующие устройство 18.

Работает силовая передача следующим образом.

При трогании с места крутящий момент от двигателя передается через коробку передач 2 на солнечную шестерню 3. От солнечной шестерни 3 крутящий момент передается через сателлиты 4 на эпициклическую шестерню 6 и водило 5. Так как гусеничный движитель имеет большее сцепление с дорогой, чем колесный, то водило 5, от которого осуществляется привод на ведущий мост гусеничного движителя 16, в этот момент останется неподвижным, и весь крутящий момент будет передаваться на ведущие мосты колесного движителя 8, 9 от внешнего зубчатого венца эпициклической шестерни 6 через выходной вал 7 с шестерней привода 10 и на насосное колесо гидротрансформатора 12 через вал насосного колеса с шестерней 13, и транспортное средство начнет движение за счет колесного движителя.

Гидротрансформатор 12 увеличит крутящий момент и заставит вращаться водило 5 при помощи шестерни гидродинамической передачи 15, на которую увеличенный крутящий момент будет передаваться от вала турбинного колеса гидротрансформатора 12 через шестерню 14. Полученный на водиле 5 крутящийся момент будет передаваться на ведущий мост гусеничного движителя 16 и через сателлиты 4, установленные на водиле 5 и находящиеся в зацеплении с внутренним зубчатым венцом эпициклической шестерни 6, которая внешним зубчатым венцом находится в зацеплении с шестерней привода 10 выходного вала 7, на ведущие мосты колесного движителя 8, 9. При этом гусеничный движитель 16 вступает в работу и разгружает колесный движитель, так как водило 5 и эпициклическая шестерня 6 имеют разное направление вращения.

При движении транспортного средства к колесному движителю подводится крутящийся момент, обеспечивающий его работу в ведущем режиме, а к гусеничному движителю подводится крутящий момент, который обеспечивает перематывание гусеничной цепи, что является оптимальным для увеличения его ходимости, причем крутящий момент, подводимый к колесному движителю, будет изменяться в зависимости от изменения момента сопротивления перематыванию гусеничной цепи из-за прямой прозрачности гидротрансформатора 12 и наличия дифференциальной связи между ними. В случае буксования колесного движителя срабатывают датчики частоты вращения 17 на ведущих валах колесного движителя, которые выдают сигнал на регулирующие устройства 18, тем самым обеспечивая рациональную работу колесного и гусеничного движителя.

Похожие патенты RU2276019C1

название год авторы номер документа
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2003
  • Клиншов Александр Михайлович
  • Медведев Евгений Викторович
  • Бердников Алексей Анатольевич
RU2292271C2
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2003
  • Медведев Евгений Викторович
  • Клиншов Александр Михайлович
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Бердников Алексей Анатольевич
RU2297337C2
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОАВТОМАТИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2011
  • Медведев Евгений Викторович
  • Новиков Сергей Леонидович
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Шевченко Сергей Александрович
  • Катин Евгений Викторович
  • Овчаренко Григорий Викторович
  • Якушев Сергей Владимирович
RU2517025C2
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНОЙ КИНЕМАТИЧЕСКОГО РАССОГЛАСОВАНИЯ 2002
  • Медведев Евгений Викторович
  • Бердников Алексей Анатольевич
  • Горячев Вячеслав Алексеевич
RU2291064C2
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРООБЪЕМНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2003
  • Бердников Алексей Анатольевич
  • Клиншов Александр Михайлович
  • Медведев Евгений Викторович
  • Федота Александр Владимирович
RU2293030C2
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Медведев Евгений Викторович
  • Клиншов Александр Михайлович
  • Абрамов Александр Николаевич
  • Гурьянов Николай Сергеевич
  • Варгин Артем Викторович
RU2340474C1
Межосевой дифференциальный механизм распределения мощности 2022
  • Добрецов Роман Юрьевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2785499C1
Многоосное длиннобазное шасси 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2743769C1
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННЫЙ МОДУЛЬ 2011
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Новоселов Владимир Васильевич
  • Голофаст Сергей Леонидович
RU2478045C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Лахтюхов Михаил Георгиевич
  • Иванов Василий Александрович
  • Лопотов Вячеслав Александрович
RU2340473C2

Реферат патента 2006 года СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в автомобилях, тракторах, самоходных машинах, полугусеничных тягачах и транспортерах. Силовая передача транспортного средства, содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста. На ведущих валах гусеничного и колесного движителя дополнительно установлены датчики частоты вращения колес, подающие сигналы на регулирующее устройство, которое управляет лопатками турбинного колеса гидротрансформатора и в случае буксования ведущих колес резко увеличивает крутящий момент гусеничного движителя. Технический результат - повышение тягово-скоростных свойств машины, увеличение ходимости гусеничного движителя, а также повышение кпд привода и упрощение его конструкции. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 276 019 C1

Силовая передача транспортного средства, содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, отличающаяся тем, что на ведущих валах гусеничного и колесного движителей дополнительно установлены датчики частоты вращения колес, подающие сигналы на регулирующее устройство, которое управляет лопатками турбинного колеса гидротрансформатора и в случае буксования ведущих колес резко увеличивает крутящий момент гусеничного движителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2276019C1

Самоходная машина и ее варианты 1982
  • Сумцов Геннадий Григорьевич
  • Невмержицкий Александр Дмитриевич
  • Амельченко Петр Адамович
SU1039746A1
Привод переднего ведущего моста транспортной машины 1977
  • Пожидаев Сергей Петрович
  • Ляшенко Петр Григорьевич
  • Благодатный Юрий Николаевич
SU673484A2
ПРИВОД ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО МОСТАТРАКТОРА 1971
  • Изобретени А. М. Абрадушкин, С. Г. Борисов, К. И. Городецкий, А. А. Иванов, А. Н. Крымский, Г. И. Кутн Ков, В. М. Мастеровой, А. Б. Халец Кий, И. П. Ксеневич, П. А. Стецко, А. П. Чаботько, И. В. Милан,
  • П. Н. Степанюк Л. А. Пугач
SU431043A1

RU 2 276 019 C1

Авторы

Медведев Евгений Викторович

Клиншов Александр Михайлович

Демихов Сергей Владимирович

Андрющенко Александр Александрович

Даты

2006-05-10Публикация

2004-12-23Подача