СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ Российский патент 2007 года по МПК B60K17/34 

Описание патента на изобретение RU2292271C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, полугусеничных тягачах и транспортерах.

Известна самоходная машина (патент СССР 1039746, МПК В 60 К 17/34, 1982), содержащая привод дополнительного ведущего моста, который состоит из элемента скольжения, выполненного в виде дифференциала, одно звено которого соединено с вторичным валом коробки передач, второе звено через передачу с постоянным передаточным числом (карданный вал и главная передача) - с межколесным дифференциалом дополнительного ведущего моста, а реактивное звено соединено с валом насоса скольжения, в напорной магистрали которого установлен регулируемый дроссель, управляемый регулятором тягового усилия, в котором установлено сравнивающее устройство, один вход которого соединен с измерителем разности частоты вращения входного и выходного валов элемента скольжения, а второй - с измерителем крутящего момента на дополнительном мосту.

Указанное техническое решение является наиболее близким к заявленному по технической сущности и достигаемому результату. Однако недостатком данной самоходной машины является то, что величина передаваемого на дополнительный ведущий мост крутящего момента пропорциональна буксованию движителя основного ведущего моста, что ведет к нерациональному распределению крутящего момента при малых величинах или отсутствию буксования движителя основного ведущего моста. Кроме того, при движении в обычных дорожных условиях крутящий момент, передаваемый на дополнительный ведущий мост, постоянен и, как правило, направлен только на преодоление сопротивления качению колес, что отрицательно сказывается на управляемости самоходной машины. К недостаткам привода дополнительного ведущего моста данной конструкции следует также отнести отсутствие адаптации процесса регулирования к переменным характеристикам системы «колесо - опорная поверхность», малый диапазон регулирования тягового усилия на дополнительном ведущем мосту, относительно малый КПД из-за потерь на дросселирование, зависимость параметров системы от радиусов качения колес дополнительного ведущего моста.

Технический результат изобретения направлен на повышение тягово-скоростных свойств машины за счет гидродинамического регулирования соотношения тяговых усилий на ведущих мостах и рационального использования колесного и гусеничного движителей по сцеплению с опорной поверхностью и увеличение ходимости гусеничного движителя, а также повышение КПД привода и его упрощения за счет исключения устройств измерения крутящих моментов.

Технический результат достигается тем, что транспортное средство, содержащее двигатель, связанный через коробку передач, планетарную передачу, дифференциал с приводом ведущих мостов колесного движителя и приводом ведущего моста гусеничного движителя, при этом привод ведущих мостов колесного движителя снабжен механической передачей, жестко связанной с эпициклической шестерней, имеющей внутренний и внешний зубчатый венец, а привод ведущего моста гусеничного движителя, снабженный механической и гидродинамической передачей, жестко связан с водилом планетарного ряда. Вал привода колесного движителя связан внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни, а вал привода гусеничного движителя связан с водилом и шестерней гидродинамической передачи, которая жестко связана с водилом. Гидродинамическая передача имеет гидротрансформатор прямой прозрачности, вал насосного колеса которого связан с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни, а вал турбинного колеса - с шестерней гидродинамической передачи.

Отличительными признаками от прототипа является то, что привод ведущих мостов колесного движителя снабжен механической передачей, жестко связанной с эпициклической шестерней, имеющей внутренний и внешний зубчатый венец, а привод ведущего моста гусеничного движителя, снабженный механической и гидродинамической передачей, жестко связан с водилом планетарного ряда, при этом вал привода колесного движителя связан с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни, а вал привода гусеничного движителя связан с водилом, имеющим шестерню гидродинамической передачи, которая через гидротрансформатор прямой прозрачности связана с эпициклической шестерней, причем вал насосного колеса гидротрансформатора связан с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни, а вал турбинного колеса - с шестерней гидродинамической передачи.

На чертеже дана принципиальная схема транспортного средства с предлагаемой силовой передачей.

Транспортное средство содержит двигатель 1, коробку передач 2, выходной вал которой соединен с солнечной шестерней 3, которая находится в зацеплении с сателлитами 4, установленными на водиле 5 планетарной передачи. Сателлиты 4 находятся в зацеплении с внутренним зубчатым венцом эпициклической шестерни 6. Выходной вал 7 на ведущие мосты колесного движителя 8, 9 с помощью шестерни привода 10 и вал насосного колеса 11 гидротрансформатора 12 с помощью шестерни привода 13 находятся в зацеплении с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни 6. На валу турбинного колеса гидротрансформатора 12 установлена шестерня 14, которая находится в зацеплении с шестерней гидродинамической передачи 15, жестко связанной с водилом 5, от которого осуществляется привод на ведущий мост гусеничного движителя 16.

Работает силовая передача следующим образом. При трогании с места крутящий момент от двигателя передается через коробку передач 2 на солнечную шестерню 3. От солнечной шестерни 3 крутящий момент передается через сателлиты 4 на эпициклическую шестерню 6 и водило 5. Так как гусеничный движитель имеет большее сцепление с дорогой, чем колесный, то водило 5, от которого осуществляется привод на ведущий мост гусеничного движителя 16, в этот момент останется неподвижным, и весь крутящий момент будет передаваться на ведущие мосты колесного движителя 8, 9 от внешнего зубчатого венца эпициклической шестерни 6 через выходной вал 7 с шестерней привода 10 и на насосное колесо гидротрансформатора 12 через вал насосного колеса с шестерней 13, и транспортное средство начнет движение за счет колесного движителя. Гидротрансформатор 12 увеличит крутящий момент и заставит вращаться водило 5 при помощи шестерни гидродинамической передачи 15, на которую увеличенный крутящий момент будет передаваться от вала турбинного колеса гидротрансформатора 12 через шестерню 14. Полученный на водиле 5 крутящий момент будет передаваться на ведущий мост гусеничного движителя 16 и через сателлиты 4, установленные на водиле 5 и находящиеся в зацеплении с внутренним зубчатым венцом эпициклической шестерни 6, которая внешним зубчатым венцом находится в зацеплении с шестерней привода 10 выходного вала 7, на ведущие мосты колесного движителя 8, 9. При этом гусеничный движитель 16 вступает в работу и разгружает колесный движитель, так как водило 5 и эпициклическая шестерня 6 имеют разное направление вращения.

При движении транспортного средства к колесному движителю подводится крутящий момент, обеспечивающий его работу в ведущем режиме, а к гусеничному движителю подводится крутящий момент, который обеспечивает перематывание гусеничной цепи, что является оптимальным для увеличения его ходимости, причем крутящий момент, подводимый к колесному движителю, будет изменяться в зависимости от изменения момента сопротивления перематыванию гусеничной цепи из-за прямой прозрачности гидротрансформатора 12 и наличия дифференциальной связи между ними. В случае буксования колесного движителя гусеничный движитель начинает работать в ведущем режиме до тех пор, пока не прекратится буксование колесного движителя.

Таким образом, за счет применения в виде силовой передачи планетарного ряда с параллельным автоматически регулируемым гидродинамическим потоком мощности позволяет добиться оптимального распределения крутящего момента между движителями в зависимости от условий движения.

Похожие патенты RU2292271C2

название год авторы номер документа
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2004
  • Медведев Евгений Викторович
  • Клиншов Александр Михайлович
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Андрющенко Александр Александрович
RU2276019C1
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Медведев Евгений Викторович
  • Клиншов Александр Михайлович
  • Абрамов Александр Николаевич
  • Гурьянов Николай Сергеевич
  • Варгин Артем Викторович
RU2340474C1
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОАВТОМАТИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2011
  • Медведев Евгений Викторович
  • Новиков Сергей Леонидович
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Шевченко Сергей Александрович
  • Катин Евгений Викторович
  • Овчаренко Григорий Викторович
  • Якушев Сергей Владимирович
RU2517025C2
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2003
  • Медведев Евгений Викторович
  • Клиншов Александр Михайлович
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Бердников Алексей Анатольевич
RU2297337C2
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНОЙ КИНЕМАТИЧЕСКОГО РАССОГЛАСОВАНИЯ 2002
  • Медведев Евгений Викторович
  • Бердников Алексей Анатольевич
  • Горячев Вячеслав Алексеевич
RU2291064C2
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ЗАМКНУТЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 2006
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2314446C1
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ 1999
RU2162799C2
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ 2000
  • Дубровский Ф.М.
  • Жебелев К.С.
  • Кожевников В.С.
  • Печенкин В.А.
  • Розеноер М.Г.
  • Сухоруков А.К.
  • Ходаков О.М.
  • Шакиров Т.М.
  • Шелест Л.А.
  • Щельцын Н.А.
RU2191303C2
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ЗАМКНУТЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР 1996
  • Киселев Александр Яковлевич
RU2110720C1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Зыков Е.А.
  • Жебелев К.С.
  • Мокин В.В.
  • Печенкин В.А.
  • Семенов А.Г.
  • Сухоруков А.К.
  • Шелест Л.А.
RU2137619C1

Реферат патента 2007 года СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ МОЩНОСТИ НА КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, может быть использовано в тракторах, самоходных машинах, автомобилях, полугусеничных тягачах и транспортерах. Привод ведущих мостов колесного движителя снабжен механической передачей, жестко связанной с эпициклической шестерней, имеющей внутренний и внешний зубчатый венец, а привод ведущего моста гусеничного движителя, снабженный механической и гидродинамической передачей, жестко связан с водилом планетарного ряда. Вал привода колесного движителя связан с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни, а вал привода гусеничного движителя связан с водилом, имеющим шестерню гидродинамической передачи, которая через гидротрансформатор прямой прозрачности связана с эпициклической шестерней. Вал насосного колеса гидротрансформатора связан с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни, а вал турбинного колеса - с шестерней гидродинамической передачи. Силовая передача направлена на повышение тягово-скоростных свойств машины, увеличение ходимости гусеничного движителя, а также повышение КПД привода и его упрощение. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 292 271 C2

Транспортное средство, содержащее двигатель, связанный через коробку передач, планетарную передачу с приводами ведущих мостов колесного движителя и приводом ведущего моста гусеничного движителя, отличающееся тем, что привод ведущих мостов колесного движителя снабжен механической передачей, жестко связанной с эпициклической шестерней, имеющей внутренний и внешний зубчатый венцы, а привод ведущего моста гусеничного движителя, снабженный механической и гидродинамической передачей, жестко связан с водилом планетарного ряда, при этом вал привода колесного движителя связан с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни, а вал привода гусеничного движителя связан с водилом, имеющим шестерню гидродинамической передачи, которая через гидротрансформатор прямой прозрачности связана с эпициклической шестерней, причем вал насосного колеса гидротрансформатора связан с внешним зубчатым венцом эпициклической шестерни, а вал турбинного колеса - с шестерней гидродинамической передачи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2292271C2

Самоходная машина и ее варианты 1982
  • Сумцов Геннадий Григорьевич
  • Невмержицкий Александр Дмитриевич
  • Амельченко Петр Адамович
SU1039746A1
Привод переднего ведущего моста транспортной машины 1977
  • Пожидаев Сергей Петрович
  • Ляшенко Петр Григорьевич
  • Благодатный Юрий Николаевич
SU673484A2
ПРИВОД ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО МОСТАТРАКТОРА 1971
  • Изобретени А. М. Абрадушкин, С. Г. Борисов, К. И. Городецкий, А. А. Иванов, А. Н. Крымский, Г. И. Кутн Ков, В. М. Мастеровой, А. Б. Халец Кий, И. П. Ксеневич, П. А. Стецко, А. П. Чаботько, И. В. Милан,
  • П. Н. Степанюк Л. А. Пугач
SU431043A1
US 3710886 А, 16.01.1973.

RU 2 292 271 C2

Авторы

Клиншов Александр Михайлович

Медведев Евгений Викторович

Бердников Алексей Анатольевич

Даты

2007-01-27Публикация

2003-05-05Подача