УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА Российский патент 2006 года по МПК G01F9/00 

Описание патента на изобретение RU2282828C2

Изобретение относится к устройствам для измерения объемного расхода топлива при испытаниях жидкотопливных двигателей внутреннего сгорания и позволяет упростить конструкцию и повысить точность измерения в широком диапазоне изменения контролируемого объемного расхода.

Известно устройство для измерения расхода топлива при испытаниях двигателя внутреннего сгорания (1), содержащее испытуемый двигатель, топливный бак, трубопровод с электромагнитным клапаном /ЭМК/, вспомогательную емкость, стрелочные весы с датчиками количества топлива и датчиком предельного количества топлива, срабатывающими при их перекрытии стрелкой весов, а также блок управления, блок вычисления расхода /процессор/, регистратор /индикатор/ количества топлива.

Прототип обеспечивает измерение весового расхода топлива, а объемный расход может быть определен после расчета через удельный вес топлива, который в свою очередь зависит от состава топлива и температуры, что не позволяет обеспечить высокую точность измерения объемного расхода топлива. Кроме того, известное устройство имеет сложную конструкцию, содержащую управляемый противовес и стрелочные весы, что снижает надежность его работы и обуславливает узкий диапазон измеряемого расхода.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение точности измерения в широком диапазоне контролируемого объемного расхода топлива. Для достижения цели вспомогательная емкость устройства выполнена в виде не менее чем 2-ступенчатой пирамиды с возрастающим сверху вниз сечением ступеней, на верхнем торце каждой из ступеней размещен датчик количества топлива в виде датчика раздела жидкой и газообразной сред /ДРС/, на нижнем торце нижней ступени вспомогательной емкости размещен датчик предельного количества топлива. Кроме того, подключенный к трубопроводу основной ЭМК выполнен трехпозиционным с двумя управляющими обмотками и приводом. Первым входом основной ЭМК подключен к нижней части трубопровода, вторым входом-выходом основной ЭМК подключен к входному коллектору дополнительного ЭМК, а выходом основной ЭМК подключен к впускному патрубку испытуемого двигателя. Управляющие обмотки основного ЭМК через соответствующие ключи подключены к выходам процессора, а обмотки управления дополнительного ЭМК через соответствующие ключи и схемы запрета подключены к выходам датчиков количества топлива.

Структура устройства для варианта трехступенчатой вспомогательной емкости и трехразрядного дополнительного ЭМК приведена на Фиг.1, временные диаграммы его работы изображены на Фиг.2 и Фиг.3.

Устройство содержит топливный бак 1, трубопровод 2 с патрубком «с», трехпозиционный ЭМК 3 с каналами «в», «г», «д», «к» и ротором 4 с каналами «а» и «м». Вспомогательная емкость 5 выполнена в виде 3-ступенчатой пирамиды со ступенями 6, 7, 8, антивыбросным конусом 9, штуцером 10 и чувствительными элементами 11...14 датчиков 15...18 раздела сред /ДРС/. Вспомогательная емкость 5 подключена к каналу «д» /второму входу - первому выходу основного ЭМК 3/ через трехразрядный дополнительный ЭМК 19, содержащий сопла 20, 21 и 22, перекрываемые якорями 23, 24 и 25, управляемыми от электромагнитов 26, 27 и 28 дополнительного ЭМК 19.

В показанном на Фиг.1 положении ротора 4 основного ЭМК обеспечивается подача топлива в испытуемый двигатель 29 из трубопровода 2 через патрубок «с», каналы «в», «а», «г» основного ЭМК 3 и входной патрубок 30 испытуемого двигателя. Одновременно происходит наполнение топливом вспомогательной емкости 5 через дополнительный ЭМК 19 и каналы «к», «м», «д» основного ЭМК 3. При повороте ротора 4 на 90 угловых градусов относительно положения, показанного на Фиг.1, подача топлива из трубопровода 2 перекрыта, а в испытуемый двигатель 29 топливо подается из вспомогательной емкости 5 через дополнительный ЭМК 19, каналы «д», «м» или «а» /в зависимости от направления вращения ротора 4/, канал «г» основного ЭМК 3 и входной патрубок 30 испытуемого двигателя. При повороте ротора 4 на 45 угловых градусов относительно положения, показанного на Фиг, 1 подача топлива через основной ЭМК 5 перекрыта - устройство находится в режиме ожидания. Требуемое положение ротора 4 задается с помощью электромагнитов 31 и 32 шагового двигателя, соединенного с ротором 4 напрямую или через редуктор /на Фиг.1 не показаны/. Управляющие сигналы U7 и U8 на электромагниты 31 и 32 подаются с выходов процессора 33, который формирует управляющие сигналы, производит обработку сигналов U1...U4, U6, выполняет расчет объемного расхода топлива и выдачу результатов на регистратор /индикатор/ 34.

Сигнал U6=1 формируется RS-триггером 35 по сигналу U1=1 /наполнение вспомогательной емкости завершено/ и прекращается по сигналу U5=1 со схемы ИЛИ 36 /U4=1 "вспомогательная емкость 5 пуста" ИЛИ Uп=1 "начать наполнение вспомогательной емкости"/. Управление электромагнитами 26...28 обеспечивается сигналами U9...U12, формируемыми схемой ИЛИ 37 и элементами запрета 38, 39 и 40. Схема ИЛИ 37 необходима для беспрепятственной подачи топлива из вспомогательной емкости 5 в испытуемый двигатель в режиме измерения через сопло 25 с максимальным проходным сечением.

В зависимости от положения ротора 4 основного ЭМК 3 и сигналов управления Uп и Uo в устройстве Фиг.1 возможны четыре состояния.

ОЖИДАНИЕ. Ротор 4 ЭМК 3 находится в положении поворота на 45 угловых градусов относительно его положения, изображенного на Фиг.1. Подача топлива в испытуемый двигатель и во вспомогательную емкость 5 через ЭМК 3 не осуществляется независимо от состояния остальных элементов устройства Фиг.1.

Режим СТОП. Инициируется программно или с клавиатуры процессора 33 /на Фиг.1 не показана/. Ротор 4 находится в положении, изображенном на Фиг.1. Подача топлива в испытуемый двигатель 29 обеспечивается из трубопровода 2 через патрубок «с», каналы «в», «а», «г» основного ЭМК 3 и входной патрубок 30. Сигнал U6=0 на выходе RS-триггера 35 и управляющий сигнал U0=0 с выхода процессора 33 запрещают формирование единичных сигналов U9...U12, как следствие сопла 20...22 перекрыты якорями 23...25, трубопровод 2, вспомогательная емкость 5 и испытуемый двигатель 29 разобщены, при любом уровне топлива во вспомогательной емкости 5 его подача и процессы наполнения /опорожнения/ емкости 5 и процесс измерения заблокированы.

Режим НАПОЛНЕНИЕ. Инициируется управляющим сигналом U0=1 из процессора 33 при положении ротора 4 ЭМК 3, изображенном на Фиг.1. В зависимости от фактического уровня наполнения вспомогательной емкости 5 топливом в устройстве автоматически формируется комбинация сигналов U9...U12, обеспечивающая наполнение топливом до верхнего торца ступени 8 вспомогательной емкости 5 с адаптивной скоростью, задаваемой сечением сопел 20...22 в зависимости от комбинации сигналов U1...U4. Когда сигнал U1 переходит в единичное состояние /вспомогательная емкость 5 полностью заполнена топливом/, на выходе RS-триггера 35 формируется сигнал U6=1 - начинается режим измерения.

Режим ИЗМЕРЕНИЕ. В этом режиме сигналами U7 и U8 с помощью электромагнитов 31 и 32 ротор 4 ЭМК 3 поворачивается на 90 угловых градусов относительно положения, изображенного на Фиг.1. Сигналами U6=1 и U10=1 с помощью электромангнита 28 обеспечено открытие сопла 25 для беспрепятственной подачи топлива из вспомогательной емкости 5 в испытуемый двигатель 29. По мере расхода топлива из вспомогательной емкости 5 происходит последовательное формирование интервалов времени *t1, *t2 и *t3 /см Фиг.2/ по прохождению уровня раздела сред через ступени 6, 7 и 8 емкости 5.

Процессор 33 производит отсчет интервалов времени *t1, *t2 и *t3, рассчитывает фактические значения объемного расхода топлива и выводит результаты расчета на регистратор /индикатор/ 34. Величину объемного расхода можно рассчитать по известным значениям интервалов *t1, *t2 и *t3, равным времени опорожнения ступеней 6, 7 и 8 соответственно, значениям h6, h7 и h8 высоты и значениям сечений S6, S7 и S8 ступеней 6, 7 и 8 соответственно:

P1=3,6×h8×S8/*t1 (л/час), Р2=3,6×h7×S7/*t2 (л/час),

Р3=3,6×h6×S6/*t3 (л/час), где P1, P2, Р3 - значения объемного расхода топлива, рассчитанные по результатам контроля интервалов *t1, *t2 и *t3 соответственно.

Например, при h6=h7=h8=3 см, S8=1 кв. см, S7=20 кв. см, S6=400 кв. см, *t1=*t2=*t3=(3...60)сек получим:

Р1=(0,18...3,6)л/час, P2=(3,6...72)л/час, Р3=(72...1440)л/час.

Выбором параметров устройства в пределах:

h=(1...20) см, S=(0.01...1000) кв. см, *t=(3...300) сек можно обеспечить измерение объемного расхода в пределах от 0,024 л/час при испытаниях миниатюрных двигателей до 24 тысяч литров в час при испытаниях ракетных силовых установок космических кораблей

Повторный переход устройства в режим наполнения вспомогательной емкости 5 происходит или по полному опорожнению вспомогательной емкости /сигнал U4=0/, или по управляющему сигналу Uп=1, задаваемому программно или с клавиатуры из процессора 33 или от другого источника сигнала /пусковой кнопки, например/. Фактически сигнал Uп=1 выполняет роль переключателя диапазона измеряемого объемного расхода топлива.

Введение в устройство дополнительного ЭМК 19 и элементов 35...40 для управления его работой и исполнение вспомогательной емкости 5 в виде 2-5-ступенчатой пирамиды позволяют повысить точность измерения объемного расхода топлива и сократить время наполнения вспомогательной емкости 5. Пропускную способность каждого разряда дополнительного ЭМК 19 /скорость объемного наполнения Vст соответствующей ступени вспомогательной емкости 5/ выбирают не более Vст<0,2 Рмакс, где Рмакс - максимальное значение расхода топлива, контролируемое соответствующей ступенью вспомогательной емкости 5. При этом обеспечивается плавный переход уровня раздела сред «жидкость-газ» к соответствующему ДРС и исключается выброс излишков топлива в конус 9 в режиме наполнения емкости 5.

Работа устройства в режиме наполнения иллюстрируется временной диаграммой Фиг.3. В процессе наполнения емкости 5 обеспечивается три значения скорости натекания:

- максимальная при U10=1,

- средняя при U11=1, U10=0,

- минимальная при U12= 1, U11=0, U10=0.

В момент срабатывания ДРС 15 формируется сигнал U1=1 - устройство переходит в режим измерения - сопла 23 и 24 дополнительного ЭМК 19 перекрыты, а сопло 25 остается открытым высоким уровнем сигнала U6 с выхода RS - триггера 35 через элементы 37 и 28 на весь цикл измерения. В этом же состоянии дополнительный ЭМК 19 находится в начале цикла наполнения до момента достижения уровнем топлива чувствительного элемента 13 ДРС 17 /момент t2 на Фиг.3/. С момента t2 до момента t3 открыто сопло 24 через элементы 39 и 27, сопло 25 перекрыто/сигнал U3=1/ - скорость наполнения средняя. С момента t3 до момента t4 открыто сопло 23 через элементы 40 и 26, сопла 24 и 25 перекрыты / сигналы U3 и U2 запрещают формирование единичных сигналов U9 и U11 элементами 38 и 39/ - скорость наполнения вспомогательной емкости 5 минимальна. По заполнению верхней ступени 11 емкости 5 сигнал U1 = 1, RS - триггер 35 формирует сигнал U6=1, устройство переходит в режим измерения объемного расхода топлива.

В качестве дополнительного ЭМК 19 можно использовать цифровой ЭМК, аналогичный известному (2). Основной ЭМК 3 реализуется на основе шагового двигателя с редуктором или без него, в котором роль управляющих обмоток выполняют электромагниты 31 и 32, а выходной вал редуктора или шагового двигателя соединен с ротором 4 основного ЭМК 3. Сигналы управления U7 и U8, формируемые процессором 33, в этом случае должны быть числоимпульсными.

Число ступеней и вспомогательной емкости 5 и число разрядов дополнительного ЭМК 19 выбирают в пределах от 2х до 5ти в зависимости от диапазона изменения контролируемого объема и требуемой точности измерения. С увеличением числа ступеней диапазон и точность измерения растут.

По сравнению с прототипом (1) предложенное устройство имеет следующие преимущества:

- имеет более простую и надежную конструкцию с минимумом механических узлов;

- обеспечивает цифровой отсчет объемного расхода топлива в широком диапазоне его изменений путем измерения интервалов времени опорожнения ступеней вспомогательной емкости 5.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Авторское свид. СССР №1597572, Б.И. №37, 1990 г. Устройство для измерения расхода топлива при ипытаниях ДВС.

2. Авторское свид. СССР №1335926, Б.И. №33. 1987 г. Цифровой регулятор.

Похожие патенты RU2282828C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ, СИСТЕМА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Харитонов Петр Тихонович
  • Свистунов Борис Львович
RU2323365C1
СПОСОБ, ДАТЧИК И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОТЕЧЕК ГАЗА 2005
  • Харитонов Петр Тихонович
RU2291410C2
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАСХОДОМЕР ТОПЛИВА 2008
  • Харитонов Петр Тихонович
RU2390651C1
СПОСОБ, КОНТЕЙНЕР И СИСТЕМА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРУБ 2006
  • Харитонов Петр Тихонович
  • Дерябин Геннадий Николаевич
RU2348855C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ФАСОННЫХ ЧАСТЕЙ ТРУБОПРОВОДОВ 2004
  • Харитонов Петр Тихонович
RU2273835C1
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ПАТРУБКОВ, ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО И СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ФОНТАННОЙ АРМАТУРЫ 2005
  • Харитонов Петр Тихонович
  • Левшин Вячеслав Васильевич
RU2313074C2
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2004
  • Харитонов Петр Тихонович
RU2280206C2
СПОСОБ И РАДИОПЕРЕДАЮЩИЙ ДАТЧИК ДЛЯ КОНТРОЛЯ БИОФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЧЕЛОВЕКА 2008
  • Харитонов Петр Тихонович
  • Капустин Александр Павлович
RU2388403C1
ИНКУБАТОР 2005
  • Харитонов Петр Тихонович
RU2289917C2
КЛАПАН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ 2004
  • Харитонов Петр Тихонович
RU2277664C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 282 828 C2

Реферат патента 2006 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕМНОГО РАСХОДА ТОПЛИВА

Изобретение может быть использовано при стендовых испытаниях жидкотопливных ДВС. Топливный бак устройства соединен трубопроводом через основной трехпозиционный электромагнитный клапан (ЭМК) с испытуемым двигателем. Объемный расход определяется по времени опорожнения не менее чем двухступенчатой вспомогательной емкости, на каждой ступени которой размещен датчик количества топлива. Процессы измерения и наполнения чередуются, причем скорость наполнения вспомогательной емкости автоматически регулируется с помощью дополнительного не менее чем двухступенчатого ЭМК с обмотками управления ступенями. Входной коллектор и соединенный с дном вспомогательной емкости выходной коллектор дополнительного ЭМК соединены соплами по числу ступеней. Основной ЭМК снабжен приводом и двумя управляющими обмотками, через ключи подключенными к выходам процессора. Обмотки управления дополнительного ЭМК через ключи и схемы запрета подключены к выходам датчиков количества топлива. Изобретение обеспечивает повышение точности измерения расхода топлива в широком диапазоне при одновременном упрощении конструкции. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 282 828 C2

1. Устройство для измерения объемного расхода топлива, содержащее топливный бак, соединенный трубопроводом через основной электромагнитный клапан с впускным патрубком испытуемого двигателя, вспомогательную емкость, датчики количества топлива, датчик предельного количества топлива, процессор, отличающееся тем, что в него введены дополнительный не менее чем двухступенчатый электромагнитный клапан с обмотками управления ступенями, входной коллектор и соединенный с дном вспомогательной емкости выходной коллектор которого соединены соплами по числу ступеней, ключи, схемы запрета, при этом вспомогательная емкость выполнена в виде не менее чем двухступенчатой пирамиды с возрастающим сверху вниз сечением ступеней, на верхнем торце каждой из которых размещен датчик количества топлива в виде датчика раздела жидкой и газообразной сред, а на нижнем торце нижней ступени размещен датчик предельного количества топлива, основной электромагнитный клапан выполнен трехпозиционным, с двумя управляющими обмотками и приводом и подключен первым входом к нижней части трубопровода, вторым входом - выходом - к входному коллектору дополнительного электромагнитного клапана, а выходом - к впускному патрубку испытуемого двигателя, управляющие обмотки основного электромагнитного клапана через соответствующие ключи подключены к выходам процессора, обмотки управления дополнительного электромагнитного клапана через соответствующие ключи и схемы запрета подключены к выходам датчиков количества топлива.2. Устройство для измерения расхода по п.1, отличающееся тем, что число ступеней дополнительного электромагнитного клапана, число ступеней вспомогательной емкости и число датчиков количества топлива составляет от двух до пяти, высота каждой ступени вспомогательной емкости выбирается в пределах от 1 до 20 см, сечение каждой ступени указанной емкости выбирается в пределах от 0,01 до 100 см2, при этом время опорожнения одной ступени вспомогательной емкости выбирается в пределах от 3 до 300 с.3. Устройство для измерения расхода по п.1, отличающееся тем, что проходное сечение сопел дополнительного электромагнитного клапана выбирается с обеспечением скорости наполнения Vнап вспомогательной емкости топливом по условию Vнап<0,2 Рмакс, где Рмакс - максимальное значение расхода, контролируемое соответствующей ступенью вспомогательной емкости.4. Устройство для измерения расхода по п.1, отличающееся тем, что основной электромагнитный клапан выполнен в виде цилиндрического статора с четырьмя каналами и ротора с двумя каналами, а привод клапана выполнен в виде шагового двигателя, выходной вал которого соединен с ротором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2282828C2

Устройство для измерения расхода топлива при испытаниях двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Черников Виктор Евгеньевич
  • Пронкевич Анатолий Евгеньевич
  • Мухин Дмитрий Ильич
  • Кулаков Владимир Александрович
SU1597572A1
Устройство для измерения расхода топлива 1990
  • Горбань Владимир Иванович
  • Нестеров Александр Васильевич
SU1778535A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА 1992
  • Кузнецов А.Г.
  • Кожаткин Г.Д.
  • Новик А.И.
  • Куликов В.В.
RU2097707C1
Устройство для определения производительности топливной аппаратуры дизеля 1982
  • Богославский Александр Евгеньевич
  • Богославский Виктор Евгеньевич
  • Богославский Евгений Григорьевич
  • Шапшал Сергей Михайлович
SU1024600A1
Способ раскисления стали 1988
  • Яровиков Владимир Петрович
  • Ткач Марк Семенович
  • Павлов Вячеслав Владимирович
  • Востриков Виталий Георгиевич
  • Скрыль Валерий Федорович
SU1601134A1

RU 2 282 828 C2

Авторы

Харитонов Петр Тихонович

Даты

2006-08-27Публикация

2004-08-27Подача