РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ Российский патент 2006 года по МПК B61L23/16 

Описание патента на изобретение RU2286278C1

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) на железнодорожном транспорте.

Известна рельсовая цепь, содержащая рельсовую линию, с одной стороны которой подключено согласующее устройство питающего конца и путевой источник питания переменного тока, а с другой стороны подключено согласующее устройство релейного конца, фазочувствительный путевой приемник и местный источник питания переменного тока (см. 1).

Недостаток описанной рельсовой цепи связан с тем, что при появлении в рельсовой линии непрерывной (длительностью более 0,5 с) помехи электрического тока, частота которого совпадает с частотой путевого и местного источников питания, возможно ложное срабатывание фазочувствительного путевого приемника при занятой поездом рельсовой цепи, т.е. сигнализация ложной свободности рельсовой цепи, или при поврежденной рельсовой линии, что создает угрозу безопасности.

Известна также рельсовая цепь, содержащая рельсовую линию, с одной стороны которой подключено согласующее устройство питающего конца и путевой источник питания переменного тока, а с другой стороны подключено согласующее устройство релейного конца, фазочувствительный путевой приемник и местный источник питания переменного тока (см.2, с.262, рис.6.19).

Эта рельсовая цепь принята в качестве прототипа как более близкая к предложенному изобретению по своей технической сущности.

Недостаток противопоставленной рельсовой цепи связан с тем, что при появлении в рельсовой линии непрерывной помехи электрического тока, частота которого совпадает с частотой путевого и местного источников питания, возможно ложное срабатывание фазочувствительного путевого приемника при занятой поездом рельсовой цепи, т.е. сигнализация ложной свободности рельсовой цепи, или при поврежденной рельсовой линии, что создает угрозу безопасности.

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является устранение описанных недостатков известных реле переменного тока.

Решение этой задачи достигается тем, что рельсовая цепь содержит два формирователя кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака, при этом вход и выход одного из них подключены соответственно к выходу путевого источника питания переменного тока и входу согласующего устройства питающего конца, а вход и выход другого подключены соответственно к выходу местного источника питания переменного тока и входу местного элемента фазочувствительного путевого приемника.

Предложенное техническое решение исключает возможность срабатывания (подъема сектора) фазочувствительного путевого приемника (реле) при поступлении в рельсовую линию непрерывной помехи электрического тока, частота которого совпадает с частотой путевого и местного источников питания, т.к. из-за кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака на входе местного элемента фазочувствительного путевого приемника вращающий момент от действия помехи, воздействующий на сектор фазочувствительного путевого реле, будет иметь одно направление при одном значении фазы кодовой комбинации и противоположное направление при другом значении фазы этой кодовой комбинации. Из-за этого сектор фазочувствительного путевого реле не поднимется, что исключает ложное срабатывание фазочувствительного путевого приемника (реле) от воздействия описанной выше помехи.

Предложенное техническое решение является новым, т.к. из уровня техники не известны рельсовые цепи, содержащие два формирователя кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака, при этом вход и выход одного из них подключены соответственно к выходу путевого источника питания переменного тока и входу согласующего устройства питающего конца, а вход и выход другого подключены соответственно к выходу местного источника питания переменного тока и входу местного элемента фазочувствительного путевого приемника.

Предложенное техническое решение обладает изобретательским уровнем, т.к. оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники, что подтверждается изложенным выше сопоставительным анализом известных и предложенной рельсовой цепи.

Предложенное техническое решение является промышленно применимым, т.к. при его использовании достигается защита от ложного срабатывания фазочувствительного путевого приемника при воздействии непрерывной помехи электрического тока, частота которого совпадает с частотами путевого и местного источников питания переменного тока.

Из изложенного следует, что предлагаемое техническое решение соответствует требованиям, предъявленным к изобретению.

Структурная схема предлагаемой рельсовой цепи изображена на фиг.1 и содержит рельсовую линию 1. Со стороны 1.1 рельсовой линии 1 подключен выход 2.1 согласующего устройства питающего конца 2. К входу 2.2 устройства 2 подключен выход 3.1 первого формирователя кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака 3, к входу 3.2 которого подключен выход 4.1 путевого источника питания переменного тока 4. Со стороны 1.2 рельсовой линии 1 подключен вход 5.2 согласующего устройства релейного конца 5. К выходу 5.1 устройства 5 подключен вход 6.1 путевого элемента фазочувствительного путевого приемника 6. К входу 6.2 местного элемента приемника 6 подключен выход 7.1 второго формирователя кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака 7. К входу 7.2 формирователя 7 подключен выход 8.1 местного источника питания переменного тока 8.

На фиг.2 изображен пример варианта исполнения предлагаемой рельсовой цепи, структурная схема которой приведена на фиг.1.

Предлагаемая рельсовая цепь (см. фиг.2) содержит рельсовую линию 1, с одной стороны (1.1) которой подключен выход 2.1 согласующего устройства питающего конца 2, имеющего ограничительный резистор 2.3 и трансформатор 2.4. К входу 2.2 устройства 2 подключен выход 3.1 первого формирователя кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака 3, имеющего переключающие контакты 9.1, 9.2 датчика импульсов 9. К входу 3.2 формирователя 3 подключен выход 4.1 путевого источника питания переменного тока 4. Со стороны 1.2 рельсовой линии 1 подключен вход 5.2 согласующего устройства релейного конца 5, имеющего трансформатор 5.3, конденсатор 5.4 и дроссель 5.5. Выход 5.1 устройства 5 подключен к входу 6.1 путевого элемента фазочувствительного путевого реле 6, вход 6.2 местного элемента которого подключен к выходу 7.1 второго формирователя кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака 7, имеющего переключающие контакты 9.3, 9.4 датчика импульсов 9. К входу 7.2 формирователя 7 подключен выход 8.1 местного источника питания переменного тока 8.

Работа предлагаемой рельсовой цепи (см. фиг.2) происходит следующим образом.

В нормальном положении при отсутствии колесных пар поезда на рельсовой линии 1 (свободности рельсовой цепи) и целости рельсовой линии 1 (отсутствии излома рельс) напряжение от источника питания переменного тока 4 через контакты 9.1 и 9.2, трансформатор 2.4, резистор 2.3, рельсовую линию 1, трансформатор 5.3 поступает на вход 6.1 путевого элемента фазочувствительного путевого реле 6. Резонансный контур конденсатора 5.4 и дросселя 5.5 шунтирует помехи большой частоты электрического тока. Одновременно напряжение от местного источника питания переменного тока 8 через контакты 9.3 и 9.4 поступает на вход 6.2 местного элемента фазочувствительного путевого реле 6.

Фазовое соотношение напряжений на путевом 6.1 и местном 6.2 элементах реле 6 имеет идеальное, для работы реле, значение, поэтому сектор фазочувствительного путевого реле поднимется, фиксируя свободность рельсовой цепи от колесных пар поезда и целостность рельсовых нитей рельсовой линии 1.

Контакты 9.1, 9.2 и 9.3, 9.4 датчика импульсов 9, работающего в режиме генерации импульсов, переключаются синхронно, отчего фазы как путевого, так и местного источников питания переменного тока изменяются на 180° одновременно. Поэтому идеальное фазовое соотношение между ними не нарушается при переключениях контактов 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, а реле 6 удерживает сектор в поднятом состоянии.

При занятии рельсовой линии поездом колесные пары его шунтируют вход 5.2 согласующего устройства релейного конца 5, отчего напряжение на его выходе 5.1 становится малым, недостаточным для удержания сектора реле 6 в поднятом состоянии, и он опускается вниз, чем фиксируется занятие рельсовой цепи поездом.

При нарушении целости рельсовой линии 1 (изломе рельс) прекращается поступление тока от путевого источника переменного тока 4 к путевому элементу 6.1 реле 6, отчего сектор этого реле опускается вниз, чем фиксируется неисправность рельсовой линии 1.

Если в режиме занятия поездом или режиме излома рельс в рельсовой линии 1 появится непрерывная помеха электрического тока, частота которого совпадает с частотой местного источника питания переменного тока, а фазовое соотношение напряжений этих источников переменного тока имеет идеальное, для работы реле 6, значение, то срабатывания (подъем сектора) реле 6 не произойдет, т.к. вращающий момент, действующий на сектор реле 6 от взаимодействия напряжения помехи и напряжения местного источника питания переменного тока 8, имеет одно направление при замкнутом положении замыкающих контактов 9.3, 9.4 и обратное направление при замкнутом положении размыкающих контактов 9.3, 9.4 из-за того, что при импульсной работе этих контактов фаза напряжения местного источника питания переменного тока 8, поступающего на местный элемент 6.2, изменяется на 180° при каждом срабатывании контактов 9.3, 9.4.

Таким образом, в предлагаемой рельсовой цепи обеспечена как нормальная работа при отсутствии помех в рельсовой линии, так и защита от ложного срабатывания фазочувствительного путевого приемника 6 при занятии линии поездом или изломе рельс и поступлении в этих режимах из рельсовой линии 1 непрерывной помехи электрического тока, частота которого совпадает с частотами путевого и местного источников питания переменного тока.

В предлагаемой рельсовой цепи может быть применен как показанный на фиг.2 формирователь кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака с контактами, так и бесконтактные элементы. При этом возможно осуществлять коммутацию напряжений путевого и местного источников питания переменного тока в момент прохождения напряжение или тока через нулевое значение.

Частота коммутаций и кодовые комбинации могут нести дополнительную информацию.

Экономический эффект предлагаемой рельсовой цепи можно характеризовать следующими показателями:

- уменьшением материальных потерь от крушений поездов из-за ложных срабатываний фазочувствительных путевых приемников при воздействии помех электрического тока, частота которого совпадает с частотами путевого и местного источников питания переменного тока;

- уменьшением затрат на передачу по рельсовой линии дополнительной информации за счет использования кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака.

Литература

1. Патент Российской Федерации №2173275, B 61 L 23/16, опубликован 10.09.01 г., №25.

2. B.C.Аркатов, Н.Ф.Котляренко, А.И.Баженов, Т.Л.Лебедева «Рельсовые цепи магистральных железных дорог», Москва, «Транспорт», 1982 г. (прототип).

Похожие патенты RU2286278C1

название год авторы номер документа
Рельсовая цепь 1990
  • Степенский Борис Михайлович
  • Кравцов Юрий Александрович
  • Зенкович Юрий Иосифович
SU1792860A1
Фазочувствительная рельсовая цепь 1990
  • Козлов Вячеслав Васильевич
SU1794758A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ ПУТЕВОГО УЧАСТКА И ФАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
RU2025362C1
ФАЗОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ПУТЕВОЙ ПРИЕМНИК 1994
  • Грачев Г.Н.
  • Колюжный К.О.
RU2089427C1
Фазочувствительный приемник 1976
  • Лисенко Виктор Михайлович
SU652702A1
Рельсовая цепь переменного тока 1978
  • Жуков Виктор Иванович
  • Савушкин Александр Кузьмич
SU882806A1
АВТОБЛОКИРОВКА 2010
  • Полевой Юрий Иосифович
  • Харрасов Айрат Мухаметович
RU2454346C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФАЗИРОВАНИЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЧАСТОТЫ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 1992
  • Попов В.Г.
  • Семьянских А.И.
  • Киселев С.Г.
  • Кравцов Ю.А.
  • Зенкович Ю.И.
RU2070125C1
Устройство контроля занятости участков приближения к станции 1980
  • Кравцов Юрий Александрович
  • Степенский Борис Михайлович
  • Зенкович Юрий Иосифович
  • Свешников Владимир Иванович
  • Гоцадзе Мераб Аквсентьевич
SU882807A1
Рельсовая цепь 1982
  • Аркатов Виктор Степанович
  • Подгайченко Михаил Сергеевич
  • Лисенков Виктор Михайлович
  • Бакарас Николай Павлович
  • Капитоненко Николай Григорьевич
  • Попов Владимир Георгиевич
  • Переборов Александр Сергеевич
  • Костроминов Александр Михайлович
  • Баженов Анатолий Иванович
  • Тарасов Борис Николаевич
SU1253868A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 286 278 C1

Реферат патента 2006 года РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ

Рельсовая цепь относится к области электротехники и может быть использована в устройствах сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте. Рельсовая цепь содержит рельсовую линию, с одной стороны которой подключено согласующее устройство питающего конца и путевой источник питания переменного тока, с другой стороны подключено согласующее устройство релейного конца, фазочувствительный путевой приемник и местный источник питания переменного тока. Рельсовая цепь снабжена двумя формирователями кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака, при этом вход и выход одного из них подключены соответственно к выходу путевого источника питания переменного тока и входу согласующего устройства питающего конца, а вход и выход другого подключены соответственно к выходу местного источника питания переменного тока и входу местного элемента фазочувствительного путевого приемника. Изобретение повышает безопасность движения поездов за счет защиты от ложного срабатывания фазочувствительного путевого приемника от непрерывной помехи электрического тока, частота которого совпадает с частотой путевого и местного источников питания, при занятой поездом или поврежденной рельсовой цепи. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 286 278 C1

Рельсовая цепь, содержащая рельсовую линию, с одной стороны которой подключены согласующее устройство питающего конца и путевой источник питания переменного тока, с другой стороны подключены согласующее устройство релейного конца, фазочувствительный путевой приемник и местный источник питания переменного тока, отличающаяся тем, что она содержит два формирователя кодовых комбинаций с использованием фазового импульсного признака, при этом вход и выход одного из них подключены соответственно к выходу путевого источника питания переменного тока и входу согласующего устройства питающего конца, а вход и выход другого подключены соответственно к выходу местного источника питания переменного тока и входу местного элемента фазочувствительного путевого приемника.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2286278C1

УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ 1999
  • Зенкович Ю.И.
  • Кравцов Ю.А.
  • Каменнов А.Г.
  • Мухин Л.В.
  • Разгонов Адам Пантелеевич
  • Сусоев В.Н.
RU2173275C2
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬ 1991
  • Полевой Юрий Иосифович[Uz]
  • Стрельцов Сергей Константинович[Uz]
RU2030316C1
РЕЛЬСОВАЯ ЦЕПЬФ1\^^Ц -•-•';; с Г} т «85 '^НА sji??.iiL!i' t UU 1972
  • Изобретени Н. Ф. Пенкин, Н. А. Корчагин, А. А. Талыков А. И. Корабельников
SU430000A1
Устройство для одноканальной кодовой системы телеуправления и телесигнализации 1956
  • Колесник Т.И.
SU118051A1

RU 2 286 278 C1

Авторы

Антонов Антон Анатольевич

Архипов Евгений Васильевич

Зенкович Юрий Иосифович

Кравцов Юрий Александрович

Мащенко Павел Евгеньевич

Щербина Евгений Геннадьевич

Даты

2006-10-27Публикация

2005-05-13Подача