СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВТУЛОК ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение RU2287416C1

Изобретение относится к области восстановления изношенных деталей, в частности втулок подшипников скольжения, путем нанесения покрытий и пластической деформации.

Известен способ восстановления втулок из цветных сплавов при износе по внутреннему диаметру обжатием с помощью матрицы, диаметр калибрующего отверстия которой принимают из расчета уменьшения внутреннего диаметра на величину износа и припуска на последующую механическую обработку. После обжатия на наружную поверхность наносят покрытие, а внутреннюю обрабатывают на необходимый размер (Степанов В.А., Бабусенко С.М. Современные способы ремонта машин. -М.: Колос, 1972-274-276 с.).

Недостатком данного способа является его высокая трудоемкость и энергоемкость.

В качестве ближайшего аналога выбран способ восстановления тонкостенных втулок, включающий напыление порошкового слоя на наружную поверхность втулки и ее обжатие на оправке путем запрессовки в обойму с последующей термообработкой в фиксированном состоянии в азотосодержащей среде (а.с. СССР №1284697, кл. В 22 F 7/06, заявлено 13.05.85, опубликовано 23.01.87. Бюл. №3, заявитель Белорусский политехнический институт).

Существенными недостатками этого способа являются его низкая производительность, высокая сложность, трудоемкость и энергоемкость, а также невозможность получения номинальных размеров одновременно по наружному и внутреннему диаметрам втулки без последующей механической обработки.

Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение производительности, снижение трудоемкости и энергоемкости процесса восстановления.

Указанная задача решается тем, что в способе восстановления втулок подшипников скольжения, включающем нанесение металлического покрытия на наружную поверхность втулки и ее обжатие на оправке, наружный диаметр которой равен номинальному диаметру втулки, в отличие от прототипа, перед обжатием осуществляют механическую обработку внутренней поверхности втулки, покрытие наносят толщиной, равной половине разности внутреннего диаметра втулки после механической обработки и ее номинального внутреннего диаметра, а обжатие производят обоймой, выполненной из материала с эффектом памяти формы, в которую устанавливают втулку, после чего производят нагрев обоймы до температуры обратного мартенситного превращения.

Предлагаемый способ значительно упрощает процесс восстановления, повышает его производительность, снижает его трудоемкость и энергоемкость и позволяет за одну операцию восстанавливать до номинальных значений наружный и внутренний диаметры втулки. При этом наружная поверхность не подвергается механической обработке, а внутренняя - только перед восстановлением.

Способ осуществляется следующим образом.

Вначале производят механическую обработку внутренней поверхности втулки, вызванную неравномерным износом втулки как по окружности, так и по длине и предназначенную для исправления геометрических параметров детали в соответствии с ее чертежом. После обработки устанавливают необходимую толщину слоя металлического покрытия, наносимого на наружную поверхность втулки, чтобы обеспечить номинальные размеры втулки после восстановления без механической обработки. Толщину покрытия определяют как половину разности внутреннего диаметра втулки после механической обработки и ее номинального внутреннего диаметра.

Покрытие наружной поверхности втулки могут осуществлять различными методами. Однако наиболее пригодным в данном случае является метод гальванического натирания, который обеспечивает высокую скорость осаждения, минимальные разнотолщинность и шероховатость покрытия.

После нанесения покрытия втулку устанавливают по переходной посадке в обойму, выполненную из материала с обратимым эффектом памяти формы, например никелида титана, а внутрь ее вставляется оправка диаметром, равным номинальному диаметру втулки. Сборку нагревают до температуры 150-200°С, а затем охлаждают до комнатной температуры и разбирают. Втулка восстановлена.

Выполнение обоймы из материала, обладающего обратимым эффектом запоминания формы, обеспечивает значительное изменение размеров и степени деформации при нагреве и охлаждении его выше и ниже интервала температур мартенситного превращения, что позволяет иметь очень простой и удобный силовой термочуствительный инструмент для обжатия (восстановления) втулок. Например, никелид титана (содержащий 54-56% никеля, титан остальное) обладает многократным обратимым эффектом памяти формы при термоциклировании более 107 циклов с величиной формоизменения по диаметру 10-15% и максимальным генерированием напряжений при изменении диаметра от нагрева выше 150°С до 60 кг/мм2.

Пример реализации способа

Восстанавливают внутреннюю и наружную (в результате потери натяга из-за остаточной пластической деформации) поверхности бронзовой втулки верхней головки шатуна ДВС. Исходные размеры втулки: номинальные внутренний диаметр 48+0,03 мм, наружный - 54+005 мм. Износ внутренней поверхности 0,12 мм на диаметр, наружной - 0,05 мм.

Внутреннюю поверхность втулки обрабатывают тонким растачиванием на токарном станке в специальном цанговом патроне до диаметра 48,3 мм. Толщину слоя покрытия наружной поверхности втулки определяют как половину разности внутреннего диаметра после расточки и ее номинального внутреннего диаметра, что составило 0,15 мм.

Покрытие сплавом железо-цинк наносят на наружную поверхность втулки методом гальванического натирания при плотности тока 300 А/дм2, время осаждения - 4,5 мин.

Втулку устанавливают в обойму, выполненную из материала, обладающего обратимым эффектом памяти формы - никелида титана Т46Н54, внутренний диаметр которой выполнен по переходной посадке к наружному диаметру втулки с покрытием. Внутрь втулки устанавливают оправку, наружный диаметр которой равен номинальному внутреннему диаметру втулки.

Сборку нагревают до 200°С и выдерживают при этой температуре 15 мин, а затем охлаждают до комнатной температуры и разбирают.

Микрометраж после восстановления показал, что наружный и внутренний диаметры восстановленной втулки соответствуют номинальным значениям.

В сравнении с известным способ более прост и производителен, имеет меньшую трудоемкость и энергоемкость.

Похожие патенты RU2287416C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВТУЛОК ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 2005
  • Вашковец Виктор Владимирович
  • Вашковец Владимир Викторович
RU2289499C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2006
  • Вашковец Виктор Владимирович
  • Вашковец Владимир Викторович
RU2316414C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2006
  • Вашковец Виктор Владимирович
  • Вашковец Владимир Викторович
RU2310015C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ ИЛИ ВТУЛКА ИЛИ ПОСАДОЧНЫХ ОТВЕРСТИЙ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ 2006
  • Вашковец Виктор Владимирович
RU2323809C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2008
  • Вашковец Виктор Владимирович
RU2375151C2
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ШЕЕК РОТОРОВ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ 2002
  • Вашковец В.В.
  • Сипин А.С.
RU2214897C2
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗАМКОВОГО УСТРОЙСТВА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ СПЛАВА С ЭФФЕКТОМ ПАМЯТИ ФОРМЫ 2014
  • Синельников Сергей Иванович
  • Логачев Александр Васильевич
  • Оленин Игорь Георгиевич
  • Кобелева Валентина Григорьевна
  • Александров Николай Геннадьевич
  • Логачёва Алла Игоревна
RU2555890C9
Способ получения полых изделий с рельефом на внутренней поверхности 1980
  • Ермаков Юрий Георгиевич
  • Канер Вадим Фроимович
SU910300A1
Способ изготовления узла затвора трубопроводной арматуры 1988
  • Аппен Лариса Александровна
  • Белов Владимир Михайлович
  • Бурлешин Владимир Алексеевич
  • Буталов Леонид Владимирович
  • Владимирова Галина Борисовна
  • Змитрович Юрий Вячеславович
  • Поляков Альфред Ошерович
  • Светличный Михаил Никифорович
SU1548541A1
Способ восстановления тонкостенных втулок 1985
  • Ничипорович Геннадий Федорович
  • Карпушин Вячеслав Алексеевич
  • Кот Анатолий Андреевич
  • Олейников Леонид Сергеевич
SU1284697A1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВТУЛОК ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области восстановления изношенных деталей, а именно втулок подшипников скольжения. Способ включает механическую обработку внутренней поверхности втулки, нанесение металлического покрытия на ее наружную поверхность. Покрытие наносят толщиной, равной половине разности внутреннего диаметра втулки после механической обработки и ее номинального внутреннего диаметра. Втулку устанавливают на оправку и в обойму, выполненную из материала с эффектом памяти формы. Наружный диаметр оправки равен номинальному внутреннему диаметру втулки. Производят обжатие втулки обоймой путем нагрева последней до температуры обратного мартенситного превращения. В результате повышается производительность, снижается трудоемкость и энергоемкость процесса восстановления.

Формула изобретения RU 2 287 416 C1

Способ восстановления втулок подшипников скольжения, включающий нанесение металлического покрытия на наружную поверхность втулки и ее обжатие на оправке, наружный диаметр которой равен номинальному внутреннему диаметру втулки, отличающийся тем, что перед обжатием осуществляют механическую обработку внутренней поверхности втулки, покрытие наносят толщиной, равной половине разности внутреннего диаметра втулки после механической обработки и ее номинального внутреннего диаметра, а обжатие производят обоймой, выполненной из материала с эффектом памяти формы, в которую устанавливают втулку, после чего производят нагрев обоймы до температуры обратного мартенситного превращения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2287416C1

Способ восстановления тонкостенных втулок 1985
  • Ничипорович Геннадий Федорович
  • Карпушин Вячеслав Алексеевич
  • Кот Анатолий Андреевич
  • Олейников Леонид Сергеевич
SU1284697A1
Устройство для поверхностного пластического деформирования канавок на наружных поверхностях деталей 1987
  • Емельянов Валерий Николаевич
  • Зверькова Алла Николаевна
SU1668120A1
Способ восстановления изношенной поверхности 1988
  • Глазистов Анатолий Григорьевич
  • Салаватов Эрик Шафикович
  • Снитко Александр Степанович
SU1602655A1
Способ восстановления изношенных деталей 1986
  • Потапкин Виктор Федорович
  • Федоринов Владимир Анатольевич
  • Сатонин Александр Владимирович
  • Майоров Леонид Витальевич
SU1569159A1
Способ восстановления цилиндрических рабочих поверхностей деталей подшипника скольжения 1980
  • Лысов Дмитрий Степанович
  • Клименков Степан Степанович
  • Бортник Гарри Иванович
  • Прокопов Игорь Петрович
SU927477A1
DE 3711826 A1, 27.10.1988.

RU 2 287 416 C1

Авторы

Вашковец Виктор Владимирович

Вашковец Владимир Викторович

Даты

2006-11-20Публикация

2005-03-21Подача