Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки рельсовых накладок, применяемым в верхнем строении железнодорожного пути.
Известен способ термической обработки заготовок [1], включающий нагрев под штамповку и регулируемое охлаждение в водном растворе полимера акрилатного типа с температурой 65-98°С и вязкостью ν 60=сСт до температуры, находящейся в интервале между нижней границей выделения карбидной фазы и температуры начала смачивания полимером поверхности заготовки. Недостатком этого способа является то, что применяемый в качестве закалочной среды водный раствор полимера с регламентированной температурой и вязкостью может быть использован только для закалки ряда легированных сталей из-за низкой скорости охлаждения среды. Скорость охлаждения указанной среды недостаточна для закалки заготовок из углеродистой стали, она не обеспечит требуемую твердость и прочность металла.
Известно также термическое упрочнение рельсовой подкладки быстродвижущимся потоком воды [2]. Этот способ термической обработки приемлем только для закалки накладок из низкоуглеродистой стали. Из-за высокой скорости охлаждения указанная среда не может быть использована для закалки рельсовых накладок из углеродистой стали, в противном случае приведет к образованию в поверхностном слое накладок хрупкой троосто-мартенситной структуры.
Известен также способ термической обработки рельсовых накладок [3], прототип, включающий нагрев под прошивку отверстий до температуры 860-880°С и охлаждение в масле. В данном способе использование масла в качестве закалочной среды обеспечивает равномерное распределение свойств по сечению накладок, однако это не гарантирует высокую работоспособность рельсовых накладок в условиях грузонапряженного скоростного движения. Кроме этого, использование масла значительно ухудшает экологическую атмосферу в цехе.
Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение эсплуатационной стойкости накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, повышения ее твердости, а также улучшения экологических условий труда.
Для этого предлагается способ термической обработки рельсовых накладок, включающий нагрев под прошивку отверстий до температуры 860-880°С, причем охлаждение проводят в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8, при температуре 20-60°С.
Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем исходя из требований к микроструктуре, механическим свойствам и твердости углеродистой стали.
Негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:8 при температуре 20-60°С, выбран исходя из условия необходимости получения на поверхности накладок достаточно высокой твердости, образования тонкопластинчатой перлитной структуры и подавления грубых выделений избыточного феррита. С увеличением соотношения воды (более 8 частей) в водополимерном растворе, а также при температуре раствора ниже 20°С на поверхности накладок образуется тонкий теплоизолирующий слой, приводящий к образованию в поверхностных слоях хрупкой троосто-мартенситной структуры. С повышением температуры раствора выше 60°С наблюдается ухудшение состояния окружающей среды вследствие сильного выделения пара и увеличение расхода воды в растворе. Меньшее соотношение воды в водополимерном растворе (менее 8 частей) не обеспечивает требуемые механические свойства и ведет к увеличению расхода полимера, что экономически нецелесообразно.
Способ был реализован в промышленных условиях на рельсовых накладках для рельсов типа Р65. Накладки, нагретые до температуры 860-880°С после прошивки отверстий, погружали в закалочный бак, наполненный водополимерным раствором. Для перемешивания указанной закалочной среды использовали сжатый воздух, подаваемый с двух сторон закалочного бака через трубки с просверленными отверстиями. После термообработки исследовали микроструктуру закаленного металла, а также определяли механические свойства и твердость.
Технологические параметры термообработки рельсовых накладок приведены в таблице 1. Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры в таблице 2.
Использование изобретения позволило повысить эксплуатационную стойкость рельсовых накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, значительно повышена твердость, исключено влияние паров масла на персонал.
Источники информации
1. А.С. СССР №1781310 А1, кл. C 21 D 1/56, 1/78.
2. A.C. СССР №1802822 A 3, кл. C 21 D 9/04.
3. ТИ 58-СП-036-2004 "Производство рельсовых скреплений".
4. ГОСТ 4133-73 "Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи".
Технологические параметры термообработки рельсовых накладок
Результаты физико-механических испытаний и исследований микроструктуры
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ | 2005 |
|
RU2283353C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ | 1991 |
|
RU2023026C1 |
Способ термической обработки цельнокатаных железнодорожных колес | 2016 |
|
RU2632507C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ | 2005 |
|
RU2294387C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЕЙ ПОНИЖЕННОЙ (ПП) и РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ (РП) ПРОКАЛИВАЕМОСТИ 4-го ПОКОЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2739462C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРУЕМОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЛИТЫХ СТАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ | 2015 |
|
RU2606665C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СПЛАВОВ НА ОСНОВЕ ЖЕЛЕЗА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2447163C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС | 1998 |
|
RU2138565C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЭBТЕКТОИДНОГО СТАЛЬНОГО РЕЛЬСА С ЗАКАЛЕННОЙ ГОЛОВКОЙ | 2010 |
|
RU2579319C2 |
СПОСОБ ЗАКАЛКИ ТВЕРДОГО СПЛАВА | 2005 |
|
RU2294261C1 |
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки рельсовых накладок, применяемым в верхнем строении железнодорожного пути. Рельсовые накладки нагревают до температуры 860-880°С, осуществляют прошивку отверстий и охлаждение в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8, при температуре 20-60°С. Использование изобретения позволяет повысить эксплуатационную стойкость рельсовых накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, повысить ее твердость, а также улучшить экологические условия труда. 2 табл.
Способ термической обработки рельсовой накладки, включающий ее нагрев под прошивку отверстий до 860-880°С, прошивку отверстий и охлаждение, отличающийся тем, что охлаждение накладки производят в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8 при температуре 20-60°С.
Способ окисления боковых цепей ароматических углеводородов и их производных в кислоты и альдегиды | 1921 |
|
SU58A1 |
Производство рельсовых скреплений | |||
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
Рельсовая подкладка | 1991 |
|
SU1802822A3 |
ФРИКЦИОННАЯ НАКЛАДКА ДЛЯ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ И СПОСОБ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1990 |
|
RU2005576C1 |
RU 2002100795 A, 20.08.2003 | |||
Закалочная среда | 1985 |
|
SU1359313A1 |
Авторы
Даты
2007-01-10—Публикация
2005-06-09—Подача