СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ Российский патент 2007 года по МПК E01B11/52 E01B29/42 

Описание патента на изобретение RU2291240C2

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути, в частности к способам ремонта бесстыкового пути с удлинением рельсовых плетей сваркой при их укладке и восстановлении.

Известен способ соединения рельсовых плетей сваркой, при котором не учитываются продольные силы в рельсах [1].

Известен способ соединения рельсовых плетей бесстыкового пути, заключающийся в том, что перед сваркой двух примыкающих концов рельсовых плетей друг с другом на этих концах монтируется стяжной прибор, с помощью которого концы плетей перемещают навстречу друг другу, устанавливают необходимую величину зазора и производят термитную сварку, после сварки в процессе остывания стыка до приобретения стыком достаточной прочности натяжение стяжным прибором увеличивают на величину, определяемую расчетом [2].

Недостатком указанного способа является применение стяжного прибора после термитной сварки стыка только для исключения возникновения растягивающих сил в процессе остывания стыка. Если температура во время сварки ниже температуры закрепления, то после окончания сварочных работ необходимо будет произвести перезакрепление плетей со снятием местных избыточных напряжений раскреплением рельсовой плети до ее конца, который может находиться на весьма большом расстоянии. Если не произвести перезакрепление, то при определенных условиях может произойти потеря устойчивости бесстыкового пути на месте, где производились сварочные работы.

Поэтому известный способ рекомендуется применять только при температуре не ниже температуры закрепления рельсовых плетей [3].

Указанный недостаток снижает эффективность способа.

Изобретением решается задача повышения эффективности способа путем исключения снятия избыточных напряжений от сжимающих продольных сил в рельсовых плетях.

Это достигается тем, что в известном способе сварки рельсовых плетей бесстыкового пути, заключающемся в том, что перед сваркой двух примыкающих концов рельсовых плетей друг с другом на этих концах монтируют стяжной прибор, с помощью которого перемещают концы навстречу друг другу, устанавливают необходимую величину зазора и производят термитную сварку. Согласно изобретению перед натяжением концов рельсовых плетей стяжным прибором расчетом приближенно определяют величину продольного перемещения концов, при фактически большем перемещении по сравнению с расчетным производят дообрезку концов, при фактически недостаточном перемещении по сравнению с расчетным производят раскрепление рельсов со шпалами, начиная от концов до тех пор, пока зазор не станет равным по величине расчетному значению, после сварки в процессе остывания стыка до приобретения сварным стыком достаточной прочности продолжают раскрепление рельсов со шпалами, контролируя длину остывающей части плети в зоне сварного стыка, после снятия стяжного прибора раскрепляют определяемую расчетом длину части рельсовой плети с обеих сторон от сварного стыка, а затем до открытия движения поездов на этом же участке производят подбивку шпал и закрепляют рельсы.

Пример.

Необходимо соединить термитной сваркой два конца рельсовой плети бесстыкового пути, изготовленной из рельсов Р65 и закрепленных при температуре t3=35°С. Температура рельсов во время сварки равна t=5°C. Разница этих температур Δt=t3-t=35-5=30°C.

Согласно техническим указаниям по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути [3] рельсовые плети сваривают при температуре не ниже температуры их закрепления.

Для того, чтобы восстановить температуру закрепления на месте производства работ по термитной сварке, необходимо стяжным прибором создать продольную растягивающую силу:

где α - коэффициент температурного удлинения рельсовой стали

(11,8·10-6/град),

Е - модуль упругости рельсовой стали (2,1­105 МПа),

F - площадь поперечного сечения рельса (83 см2).

При воздействии силы N, найденной по (1), концы переместятся навстречу друг другу на величину:

где r - погонное сопротивление продольным перемещениям рельсов (при нормальном состоянии балласта r≈5 кН/м),

x1 - часть рельсов на конце плети, незакрепленная на шпалах (например, рельсовая вставка длиной x1, которая вваривается между концами плетей).

Погонное сопротивление - величина случайная, зависящая от состояния балласта, в котором находятся шпалы. Приближенные его значения известны [3], но фактические значения λ достаточно точно для выполнения предлагаемого способа сварки могут быть определены только натурными измерениями непосредственно на месте выполнения работ.

По формуле (2) с учетом (1) для приведенного примера (x1=10 м)

Таким образом, если нормальная величина зазора перед термитной сваркой должна быть 25 мм [1], то до натяжения концов плетей стяжным прибором зазор должен быть 25+47,1=72,1 мм.

Если на железнодорожном пути балласт уплотнен динамическим стабилизатором (ДСП), то r≈12,5 кН/м и тогда по (2) λ≈20,9 мм.

Если при натяжении концов плетей фактически не удалось достигнуть нормальной величины зазора (например, 25 мм), значит, погонное сопротивление r фактически оказалось больше предполагаемого и тогда раскреплением участка рельсовой плети длиной x2 от сварного стыка достигается увеличение перемещения λ на Δλ по формуле:

При раскреплении, например х2=12 м

Δλ=11,8·10-6·12000·30=4,2 мм

Если во время сварки, например, на длине двух метров (l2) в зоне стыка рельсы нагреваются в среднем на 100°С, то, чтобы компенсировать укорочение этих двух метров за время остывания на величину λост=αl2Δtост=11,8·10-6·2000·100=2,4 мм, необходимо для данного примера раскрепить участок рельсовой плети еще на длине x3,

Величину λост контролируют с точностью ±1 мм при раскреплении рельсов на участке x3 так, чтобы на остывающем участке плети в зоне стыка не возникли растягивающие силы.

При воздействии на рельсовые концы силы N произойдут продольные перемещения рельсов на участке 2l+x1+x2+x3, где

Для приведенного примера

При применении ДСП l=50 м, a 2l+x1+x2+x3=128,8 м.

На этой длине после сварочных работ необходимо произвести перезакрепление рельсовых плетей для снятия неравномерностей в распределении продольных сил из-за перемещения концов под действием температурных сил до установки стяжного прибора и начала сварки в сторону увеличения зазора, а затем в процессе сварочных работ предлагаемым способом - в противоположную сторону при воздействии продольной силы, создаваемой стяжным прибором.

При действии упомянутых продольных сил на участках l шпалы в результате создаваемых на них воздействий крутящего момента окажутся повернутыми в балласте [4], получившем пластические деформации, из-за чего при пропуске по железнодорожному пути поездов в таком положении возникнут дополнительные продольные силы, нарушающие установленную температуру закрепления. Для недопущения этого, необходимо подбить шпалы, чтобы вернуть их нижней постели, опирающейся на балласт, горизонтальное положение.

Предлагаемый способ позволяет произвести термитную сварку рельсовых плетей бесстыкового пути при температурах ниже температур при их закреплении без последующего снятия напряжений на месте производства работ, вследствие чего является более эффективным.

Источники информации

1. Алюмино-термитная сварка рельсов в пределах стрелочных переводов. Технические условия. Утверждены МПС РФ. - М. - 2001 - с.3.

2. И.Ваттманн. Бесстыковой железнодорожный путь (перевод с немецкого). Трансжелдориздат, - М. - 1959 - с.85-88, 118-128.

3. Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути. Транспорт. - М. - 2001. - с.38, 85.

4. Новакович В.И., Карпачевский Г.В., Курилина И.А. Изменение в рельсошпальной решетке при воздействии поездов. // Путь и путевое хозяйство. - 2004. - №5. - с.25-28.

Похожие патенты RU2291240C2

название год авторы номер документа
Способ соединения рельсовых плетей с восстановлением температурного режима работы бесстыкового пути при низких температурах 2015
  • Новакович Василий Иванович
  • Карпачевский Геннадий Владимирович
  • Залавский Николай Иванович
RU2610761C1
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОПАСНОГО МЕСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ ПРОДОЛЬНОЙ СЖИМАЮЩЕЙ СИЛОЙ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ПОТЕРЮ УСТОЙЧИВОСТИ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2015
  • Новакович Василий Иванович
  • Залавский Николай Иванович
  • Карпачевский Геннадий Владимирович
RU2617620C2
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОПАСНОГО МЕСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ ПРОДОЛЬНОЙ СЖИМАЮЩЕЙ СИЛОЙ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ПОТЕРЮ УСТОЙЧИВОСТИ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2021
  • Новакович Василий Сергеевич
  • Залавский Владимир Николаевич
  • Карпачевский Вячеслав Вадимович
RU2758970C1
Способ сварки рельсовых плетей бесстыкового пути 1982
  • Жулев Георгий Григорьевич
  • Новакович Василий Иванович
SU1043222A1
СПОСОБ УДЛИНЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2009
  • Жулев Георгий Григорьевич
  • Яковенко Владимир Алексеевич
  • Федченко Юрий Иванович
  • Чюносов Сергей Петрович
  • Васичкин Николай Ильич
  • Алимухамбетов Владимир Владимирович
  • Зяблов Дмитрий Александрович
RU2388864C1
СПОСОБ РЕМОНТА РЕЛЬСОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ БЕЗ УДАЛЕНИЯ ИХ С ПОЛОТНА 2008
  • Берзин Михаил Михайлович
  • Можилов Игорь Тимофеевич
  • Пурехов Андрей Николаевич
RU2364674C1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2013
  • Жулев Георгий Григорьевич
  • Федченко Юрий Иванович
RU2541618C1
СПОСОБ СМЕНЫ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ 2006
  • Ершов Валентин Васильевич
  • Игнатьев Анатолий Николаевич
  • Новакович Василий Иванович
RU2327001C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ 2014
  • Антипов Анатолий Дмитриевич
RU2584955C1
Способ укладки плетей бесстыкового пути с удлинением их, сваркой и вводом в оптимальную температуру закрепления 2019
  • Виногоров Николай Павлович
  • Новиков Александр Анатольевич
  • Перегудова Марина Васильевна
RU2732635C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ

Изобретение относится к устройству железнодорожного пути, в частности к способам ремонта бесстыкового пути с удлинением рельсовых плетей сваркой при их укладке и восстановлении. Способ соединения рельсовых плетей бесстыкового пути заключается в том, что на концах двух примыкающих рельсовых плетей монтируют стяжной прибор, с помощью которого концы рельсовых плетей перемещают навстречу друг другу, устанавливают необходимую величину зазора и производят термитную сварку. После сварки в процессе остывания стыка до приобретения сварным стыком достаточной прочности натяжение стяжным прибором увеличивают на величину, определяемую расчетом. Перед натяжением примыкающих рельсовых плетей стяжным прибором расчетом приближенно определяют величину продольного перемещения концов рельсовых плетей. При фактически большем перемещении по сравнению с расчетным производят дообрезку концов рельсовых плетей. При фактически недостаточном перемещении по сравнению с расчетным производят раскрепление рельсовых плетей со шпалами, начиная от концов плетей до тех пор, пока зазор не станет равным по величине расчетному значению. После термитной сварки в процессе остывания стыка до приобретения сварным стыком достаточной прочности продолжают раскрепление рельсовых плетей со шпалами, контролируя длину остывающей части рельсовой плети в зоне сварного стыка. После снятия стяжного прибора раскрепляют определяемую расчетом длину части рельсовой плети с обеих сторон от сварного стыка. Затем до открытия движения поездов на этом же участке производят подбивку шпал и закрепляют рельсовые плети. Техническим результатом изобретения является исключение снятия избыточных напряжений от сжимающих продольных сил в рельсовых плетях.

Формула изобретения RU 2 291 240 C2

Способ соединения рельсовых плетей бесстыкового пути, заключающийся в том, что на концах двух примыкающих рельсовых плетей монтируют стяжной прибор, с помощью которого концы рельсовых плетей перемещают навстречу друг другу, устанавливают необходимую величину зазора и производят термитную сварку, после сварки в процессе остывания стыка до приобретения сварным стыком достаточной прочности натяжение стяжным прибором увеличивают на величину, определяемую расчетом, отличающийся тем, что перед натяжением примыкающих рельсовых плетей стяжным прибором расчетом приближенно определяют величину продольного перемещения концов рельсовых плетей, при фактически большем перемещении по сравнению с расчетным производят дообрезку концов рельсовых плетей, при фактически недостаточном перемещении по сравнению с расчетным производят раскрепление рельсовых плетей со шпалами, начиная от концов плетей до тех пор, пока зазор не станет равным по величине расчетному значению, после термитной сварки в процессе остывания стыка до приобретения сварным стыком достаточной прочности продолжают раскрепление рельсовых плетей со шпалами, контролируя длину остывающей части рельсовой плети в зоне сварного стыка, после снятия стяжного прибора раскрепляют определяемую расчетом длину части рельсовой плети с обеих сторон от сварного стыка, а затем до открытия движения поездов на этом же участке производят подбивку шпал и закрепляют рельсовые плети.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291240C2

ВАТТМАНН И
Бесстыковой железнодорожный путь
- М.: Трансжелдориздат, 1959, с.85-88, 118-128
Устройство для фиксации рельсовых стыковых соединителей 1982
  • Елисеев Виктор Васильевич
  • Давбыш Сергей Георгиевич
  • Костюхина Лидия Петровна
  • Калашников Евгений Анатольевич
SU1044717A1
JP 3297586 A, 27.12.1991
NL 8402690 А, 01.04.1986.

RU 2 291 240 C2

Авторы

Новакович Василий Иванович

Игнатьев Анатолий Николаевич

Залавский Николай Иванович

Киреевнин Алексей Борисович

Карпачевский Геннадий Владимирович

Даты

2007-01-10Публикация

2004-10-20Подача