СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОПАСНОГО МЕСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ ПРОДОЛЬНОЙ СЖИМАЮЩЕЙ СИЛОЙ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ПОТЕРЮ УСТОЙЧИВОСТИ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ Российский патент 2021 года по МПК E01B35/06 E01B35/12 B61K9/08 

Описание патента на изобретение RU2758970C1

Изобретение относится к путевому хозяйству железнодорожного транспорта и может быть использовано при мониторинге состояния бесстыкового пути.

Технический результат состоит в заблаговременном обнаружении опасного места с избыточной продольной сжимающей силой в рельсовых плетях, вызывающей потерю устойчивости бесстыкового пути.

Наиболее близким по своей сущности к заявленному изобретению является способ обнаружения избыточных сжимающих продольных сил в бесстыковом пути, по которому контролируют три параметра, влияющих на устойчивость рельсошпальной решетки - стрелу изгиба рельсов в плане ƒ, длину изогнутой оси рельсов и продольную силу F [1]. Этот способ основан на статической теории расчета бесстыкового пути (не учитывающей фактора времени), по которой получают две зависимости (ƒ) и F (ƒ), которые соответствуют напряженной неровности, вызывающей мгновенную потерю устойчивости [2]. Для получения однозначного решения задаются нормируемым значением стрелы изгиба рельсов в плане, а продольную силу определяют по разнице температуры рельсов с температурой закрепления рельсовой плети с учетом смещений створов рельсовой плети относительно «маячных шпал» [3].

Однако, указанным способом из-за влияния случайных факторов (погонных сопротивлений балласта поперечным оси пути сдвигам шпал, конфигурации изогнутой оси рельсов в плане, изгибной жесткости рельсошпальной решетки), имеющих большую дисперсию, невозможно определить, какая неровность будет напряженной [4]. Крое того из-за изменчивости температуры закрепления рельсовых плетей и положения «маячных шпал» нельзя с достаточной точностью определить величину продольной сжимающей силы в рельсах бесстыкового пути. В связи с указанными недостатками невозможно заблаговременно обнаружить напряженную неровность и принять меры по недопущению схода подвижного состава, поэтому данный способ не имеет практического применения.

Технический результат по предложенному изобретению достигается тем, что с целью заблаговременного (до необходимости принятия срочных мер) обнаружения места с избыточной продольной сжимающей силы, вызывающей потерю устойчивости бесстыкового пути, путеизмерительным средством с начала летнего сезона с помощью диаграмм фиксируют величину еще не опасную для движения поездов крутизну неровностей (фиг. 1) рельсов бесстыкового пути в плане, эти диаграммы сохраняют до получения диаграмм при очередных проходах путеизмерительного средства, последующие диаграммы накладывают на предыдущие, совмещая их по линейной координате (абсциссе х) (фиг. 1), определяют разницу крутизны неровностей на месте максимальной стрелы делят эту разницу на прошедшее время между проходами путеизмерительного средства, определяют скорость изменения величины крутизны напряженной неровности V=Δi(ti+1-ti). Таким образом, обнаруживают опасное место по величине скорости изменения крутизны напряженной неровности.

Пример: На исходной диаграмме (фиг. 1) полученной с помощью путеизмерительного средства была обнаружена неровность рельсов в плане со стрелой у1=2 мм, длиной и крутизной i1=167⋅10-6 (время измерения t1=10.07.2010 в 11:00 час). По диаграмме, полученной при следующем проходе путеизмерительного средства (t2=25.07.2010 в 12:05 час.) стрела на том же месте оказалась у2=6 мм с длиной неровности крутизной неровности i2=429⋅10-6. Таким образом, скорость роста крутизны неровности оказалась равной: V=0,68⋅10-6 1/ч. Такую скорость роста крутизны неровности нужно считать опасной, так как за следующие 400 часов до очередного прохода путеизмерительного средства для обеспечения безопасности движения потребуется ограничить скорость поездов, то есть произойдет отказ в состоянии железнодорожного пути.

Использованные источники:

1. Коган А.Я. и Савин А.В. Оценка безопасности эксплуатации бесстыкового пути по условию выброса с учетом его фактического состояния. «Вестник ВНИИЖТа», №1, 2002 г.

2. Першин С.П. Метод расчета устойчивости бесстыкового пути. Труды МИИТа, Вып. 147: М, 1962 г.

3. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД», №2544/р от 14.12.2016 г.

4. Залавский Н.И., Новакович М.В., Корниенко Е.В. и др. Напряженные и ненапряженные неровности. «Путь и путевое хозяйство», №6, 2015 г.

Похожие патенты RU2758970C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОПАСНОГО МЕСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ ПРОДОЛЬНОЙ СЖИМАЮЩЕЙ СИЛОЙ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ПОТЕРЮ УСТОЙЧИВОСТИ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2015
  • Новакович Василий Иванович
  • Залавский Николай Иванович
  • Карпачевский Геннадий Владимирович
RU2617620C2
Способ соединения рельсовых плетей с восстановлением температурного режима работы бесстыкового пути при низких температурах 2015
  • Новакович Василий Иванович
  • Карпачевский Геннадий Владимирович
  • Залавский Николай Иванович
RU2610761C1
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2004
  • Новакович Василий Иванович
  • Игнатьев Анатолий Николаевич
  • Залавский Николай Иванович
  • Киреевнин Алексей Борисович
  • Карпачевский Геннадий Владимирович
RU2291240C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОШПАЛЬНОЙ РЕШЕТКИ БЕССТЫКОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2011
  • Атапин Виталий Владимирович
  • Ершов Валентин Васильевич
  • Панов Анатолий Михайлович
  • Седелкин Юрий Александрович
RU2457969C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2012
  • Клюзко Владимир Анатольевич
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Тригубов Алексей Геннадьевич
RU2521114C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ РЕЛЬСОВОЙ ПЛЕТИ 2020
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
  • Хаткевич Владимир Маркович
  • Мацкевич Максим Владимирович
RU2743650C1
Способ сварки рельсовых плетей бесстыкового пути 1982
  • Жулев Георгий Григорьевич
  • Новакович Василий Иванович
SU1043222A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ БЕССТЫКОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2016
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Данилов Юрий Сергеевич
  • Егоров Дмитрий Евгеньевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2617319C1
УПРУГОЕ БЕЗБОЛТОВОЕ РЕЛЬСОВОЕ СКРЕПЛЕНИЕ 2007
  • Новакович Василий Иванович
RU2340717C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗАПАСА УСТОЙЧИВОСТИ БЕССТЫКОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2016
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Данилов Юрий Сергеевич
  • Егоров Дмитрий Евгеньевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Штанов Олег Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2617315C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 758 970 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОПАСНОГО МЕСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ ПРОДОЛЬНОЙ СЖИМАЮЩЕЙ СИЛОЙ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ПОТЕРЮ УСТОЙЧИВОСТИ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ

Изобретение относится к путевому хозяйству железнодорожного транспорта и может быть использовано при мониторинге состояния бесстыкового пути. При контроле положения оси железнодорожного пути в плане путеизмерительным средством с начала летнего сезона с помощью диаграмм фиксируют еще не опасную для движения поездов крутизну неровности рельсов бесстыкового пути в плане. Эти исходные диаграммы сохраняют до получения диаграмм при очередных проходах путеизмерительного средства. Последующие диаграммы накладывают на предыдущие, совмещая их по линейной координате (абсциссе х) и определяют разницу крутизны неровностей на месте максимальной стрелы. Делят эту разницу на прошедшее время между проходами путеизмерительного средства и определяют скорость изменения величины крутизны напряженной неровности. Таким образом, обнаруживают опасное место по величине скорости изменения крутизны напряженной неровности. В результате появляется возможность заблаговременно обнаружить место с избыточной продольной сжимающей силой и принять меры по недопущению схода подвижного состава. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 758 970 C1

Способ обнаружения опасного места с избыточной продольной сжимающей силой, вызывающей потерю устойчивости бесстыкового пути, заключающийся в том, что с помощью путеизмерительного средства контролируют положение оси пути в плане и при обнаружении опасной стрелы неровности и скорости ее роста принимают меры по ее ликвидации, отличающийся тем, что с целью заблаговременного (до необходимости принятия срочных мер) обнаружения места с избыточной продольной сжимающей силой, вызывающей потерю устойчивости бесстыкового пути, путеизмерительным средством с начала летнего сезона с помощью диаграмм фиксируют еще неопасную для движения поездов крутизну неровности рельсов бесстыкового пути в плане, эти исходные диаграммы сохраняют до получения диаграмм при очередных проходах путеизмерительного средства, последующие диаграммы накладывают на предыдущие, совмещая их по линейной координате (абсциссе), определяют разницу крутизны неровности на месте максимальной стрелы, делят эту разницу на прошедшее время между проходами путеизмерительного средства, определяют скорость изменения величины крутизны напряженной неровности и, таким образом, обнаруживают опасное место по величине скоростью изменения крутизны напряженной неровности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2758970C1

СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ ОПАСНОГО МЕСТА С ИЗБЫТОЧНОЙ ПРОДОЛЬНОЙ СЖИМАЮЩЕЙ СИЛОЙ, ВЫЗЫВАЮЩЕЙ ПОТЕРЮ УСТОЙЧИВОСТИ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2015
  • Новакович Василий Иванович
  • Залавский Николай Иванович
  • Карпачевский Геннадий Владимирович
RU2617620C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНО-НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПЛЕТЕЙ БЕССТЫКОВОГО ПУТИ 2010
  • Величко Дмитрий Валерьевич
  • Верескун Владимир Дмитриевич
  • Карпущенко Николай Иванович
  • Модестов Александр Николаевич
  • Щербаков Владимир Васильевич
RU2469894C2
Способ контроля устойчивости бесстыкового рельсового пути 2015
  • Новосельцев Виктор Петрович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Новосельцев Петр Викторович
  • Гордеева Анна Александровна
  • Купцов Юрий Алексеевич
RU2614744C1
CN 105758463 A, 13.07.2016.

RU 2 758 970 C1

Авторы

Новакович Василий Сергеевич

Залавский Владимир Николаевич

Карпачевский Вячеслав Вадимович

Даты

2021-11-03Публикация

2021-03-26Подача