СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУГОВ НА МЕХАНИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ Российский патент 2007 года по МПК G01N3/58 

Описание патента на изобретение RU2292032C1

Заявляемое техническое решение относится к области машиностроения, а именно к способам для испытания шлифовальных кругов на механическую прочность, и может быть использовано в инструментальном производстве.

Известен способ (см. ГОСТ 12.3.023-80, ГОСТ 12.3.028-82, ГОСТ 30513-97) испытания на механическую прочность шлифовальных кругов, который включает установку шлифовального круга на рабочий орган (шпиндель) испытательного станка, нагружение шлифовального круга с помощью рабочего органа испытательного станка динамической нагрузкой путем его вращения, контроль по показаниям измерительных систем и приборов испытательного станка приложения необходимой испытательной нагрузки, выдержку, в случае необходимости, шлифовального круга под действием испытательной нагрузки определенное время, выключение рабочего органа испытательного станка (вращения шпинделя) и снятие шлифовального круга с рабочего органа испытательного станка либо удаление осколков разрушившегося шлифовального круга.

В случае, если шлифовальный круг успешно прошел испытание и не разрушился, то делается вывод о том, что данный шлифовальный круг можно использовать на шлифовальном оборудовании без опасности его разрушения при работе, то есть об отсутствии опасности получения травм персоналом и опасности выведения из строя шлифовального оборудования. Если шлифовальный круг разрушился при испытаниях, то делается вывод о том, что был нарушен технологический процесс производства шлифовального круга либо что условия или сроки хранения шлифовального круга отрицательно сказались на его прочности.

Величина, на которую испытательная нагрузка, то есть испытательная скорость, превышает рабочую скорость шлифовального круга, зависит от размеров, формы, рабочей скорости шлифовального круга и компонентов, из которых он изготовлен. В случае, если требуется определить величину предела прочности шлифовального круга, испытательную нагрузку постепенно увеличивают до тех пор, пока не произойдет разрушение шлифовального круга. Величину испытательной нагрузки, то есть скорости вращения, при которой шлифовальный круг разрушается, используют в качестве опосредованной величины для оценки предела прочности шлифовального круга.

Время выдержки шлифовального круга под действием испытательной нагрузки также зависит от размеров, формы, рабочей скорости шлифовального круга и компонентов, из которых он изготовлен, и в ряде случаев испытания могут проводиться без выдержки, например при испытании путем превышения рабочей скорости в 1,65 раза шлифовальных кругов, работающих со скоростью до 50 м/с (кроме эльборовых на органической и металлической связках), и работающих со скоростью до 60 м/с на бакелитовой связке (ГОСТ 12.3.028-82).

В известном способе, благодаря действию центробежной силы, в теле шлифовального круга создаются тангенциальные растягивающие напряжения, которые оказывают основное влияние на разрушение шлифовального круга. Тангенциальные растягивающие напряжения имеют максимальные значения у посадочного отверстия шлифовального круга. Процесс разрушения шлифовального круга при его вращении начинается именно от посадочного отверстия, поэтому действие тангенциальных растягивающих напряжений оказывает основное влияние на разрушение шлифовального круга (Любомудров В.Н., Васильев Н.Н., Фальковский Б.И. Абразивные инструменты и их изготовление. М. - Л. Машгиз, 1953, с.60-67. Филимонов Л.Н. Высокоскоростное шлифование. Л. Машиностроение, 1979, с.93-109. Нетребко В.П., Коротков А.Н. Прочность шлифовальных кругов. М. Николь, 1992, с.31-39).

Недостатком известного способа является то, что разнообразная номенклатура шлифовальных кругов и их высокие испытательные скорости требуют применения в испытательных станках сложных и дорогостоящих высокоскоростных двигателей и подшипников, механизмов бесступенчатого регулирования скорости, высокопрочных шпиндельных узлов. Кроме того, фактор травмоопасности, обусловленный большой кинетической энергией разлетающихся осколков шлифовального круга, возникающей в случае его разрыва при вращении, требует применения в испытательных станках толстостенных металлических испытательных камер, которые ограждают зону вращения шлифовального круга от остального рабочего пространства.

Задачей изобретения является снижение стоимости испытательных станков, а также сведение к минимуму фактора травмоопасности при испытаниях.

Поставленная задача достигается тем, что в способе испытания шлифовальных кругов на механическую прочность, при котором шлифовальный круг устанавливают на рабочий орган испытательного станка, нагружают шлифовальный круг с помощью рабочего органа испытательного станка, контролируют по показаниям измерительных систем и приборов испытательного станка приложение необходимой испытательной нагрузки, выдерживают, в случае необходимости, шлифовальный круг под действием испытательной нагрузки определенное время, выключают рабочий орган испытательного станка и снимают шлифовальный круг с рабочего органа испытательного станка либо удаляют осколки разрушившегося шлифовального круга, согласно изобретению, после установки шлифовального круга на рабочий орган испытательного станка шлифовальный круг нагружают без вращения по поверхности посадочного отверстия равномерно распределенным давлением.

В заявляемом способе тангенциальные растягивающие напряжения, которые оказывают основное влияние на разрушение шлифовального круга, создаются в теле шлифовального круга путем приложения равномерно распределенного давления по поверхности посадочного отверстия круга без его вращения, причем характер распределения и знак возникающих при этом тангенциальных растягивающих напряжений являются такими же, как при вращении шлифовального круга (Нетребко В.П., Коротков А.Н. Прочность шлифовальных кругов. М. Николь, 1992, с.31-39; Феодосьев В.И. Сопротивление материалов. М., Наука, 1986, с.336-341).

Новым в способе является то, что после установки шлифовального круга на рабочий орган испытательного станка шлифовальный круг нагружают без вращения с помощью рабочего органа испытательного станка по поверхности посадочного отверстия равномерно распределенным давлением.

Сущность способа поясняется графическими материалами, где на фиг.1 представлен вращающийся шлифовальный круг с выделенным на нем элементарным участком, где υ - скорость вращения шлифовального круга, dϕ - угловая величина элементарного участка шлифовального круга, r - радиус в данной точке шлифовального круга, dr - приращение радиуса элементарного участка шлифовального круга; на фиг.2 представлены элементарный участок вращающегося шлифовального круга и направления действия напряжений, которые в нем возникают, где δt - тангенциальное напряжение, δr - радиальное напряжение, dδr - приращение радиального напряжения в элементарном участке шлифовального круга, h - высота элементарного участка шлифовального круга, dϕ - угловая величина элементарного участка шлифовального круга, r - радиус в данной точке шлифовального круга, dr - приращение радиуса элементарного участка шлифовального круга; на фиг.3 представлены шлифовальный круг в разрезе и эпюра тангенциальных растягивающих напряжений, которые возникают в нем при вращении, где υ - скорость вращения шлифовального круга, δt - тангенциальное напряжение; на фиг.4 представлены шлифовальный круг в разрезе и эпюра тангенциальных растягивающих напряжений, которые возникают в нем при нагружении его без вращения по поверхности посадочного отверстия равномерно распределенным давлением, где Р - давление, δt - тангенциальное напряжение; на фиг.5 представлено устройство для проведения испытаний шлифовальных кругов заявляемым способом; на фиг.6 представлен разрез А-А на фиг.5.

Осуществляют заявляемый способ испытания шлифовальных кругов на механическую прочность следующим образом. Шлифовальный круг устанавливают на рабочий орган испытательного станка, нагружают шлифовальный круг без вращения с помощью рабочего органа испытательного станка по поверхности посадочного отверстия равномерно распределенным давлением. Затем по показаниям измерительных систем и приборов испытательного станка контролируют приложение по посадочному отверстию шлифовального круга испытательной нагрузки (равномерно распределенного давления) такой величины, действие которой будет достаточно для создания в теле шлифовального круга тангенциальных растягивающих напряжений, эквивалентных тангенциальным растягивающим напряжениям, которые возникают в теле шлифовального круга при его вращении с испытательной скоростью. В случае, если требуется определить величину предела прочности шлифовального круга, испытательную нагрузку постепенно увеличивают до тех пор, пока не произойдет разрушение шлифовального круга. Величину испытательной нагрузки, при которой шлифовальный круг разрушается, используют в качестве опосредованной величины для оценки предела прочности шлифовального круга.

Шлифовальный круг выдерживают, в случае необходимости, под действием испытательной нагрузки (равномерно распределенного давления) определенное время, которое зависит от размеров, формы, рабочей скорости шлифовального круга и компонентов, из которых он изготовлен, и в ряде случаев испытания проводят без выдержки. Примером такого случая является приложение по посадочному отверстию шлифовального круга равномерно распределенного давления, действие которого будет эквивалентно превышению рабочей скорости круга в 1,65 раза при испытании шлифовальных кругов, работающих со скоростью до 50 м/с (кроме эльборовых на органической и металлической связках), и работающих со скоростью до 60 м/с на бакелитовой связке. После этого выключают рабочий орган испытательного станка и снимают шлифовальный круг с рабочего органа испытательного станка либо удаляют осколки разрушившегося шлифовального круга.

В случае разрыва шлифовального круга при его испытании на механическую прочность заявляемым способом кинетическая энергия его осколков во много раз меньше кинетической энергии, которую получают осколки шлифовального круга при его разрыве в процессе вращения. Поэтому в заявляемом способе отсутствует обязательная необходимость применения в испытательных станках толстостенных металлических испытательных камер и значительно снижается вероятность получения травм персоналом. Заявляемый способ позволяет снизить стоимость испытательных станков, поскольку при его использовании не требуется применение сложных и дорогостоящих высокоскоростных двигателей, подшипников, механизмов бесступенчатого регулирования скорости, высокопрочных шпиндельных узлов. Таким образом, заявляемый способ позволяет снизить стоимость испытательных станков и свести к минимуму фактор травмоопасности.

Пример конкретного применения способа. Заявляемым способом была испытана на механическую прочность партия отрезных шлифовальных кругов 230×3×22,2 13 А 63 Н СТ3 БУ 80 м/с. Испытания проводились на установке для проведения испытаний на растяжение и сжатие модели FP-10, максимальное усилие которой составляет 10 кН. Для проведения испытаний заявляемым способом на данной установке использовалось устройство, представленное на фиг.5, где 1 - стальная разрезная втулка, которая состоит из восьми сегментов (см. фиг.6) и в собранном состоянии удерживается резиновым эластичным кольцом 2, с обеих сторон втулка имеет внутренние конические поверхности, в которые помещаются стальные шарики 3. Материал разрезной втулки 1 и шариков 3 - сталь ШХ15, разрезная втулка и шарики подвергнуты закалке. При приложении к шарикам сжимающей нагрузки происходит разжим втулки и шлифовальный круг 6 нагружается по посадочному отверстию равномерно распределенным давлением, причем равномерно распределенное давление прямо пропорционально приложенной сжимающей нагрузке. На разрезной втулке 1 выполнен буртик. На этот буртик устанавливают испытываемый шлифовальный круг 6. Сжимающая нагрузка передается на шарики 3 упорами 4, которые контактируют с установочными планшайбами 5. Поверхность контакта упоров 4 с планшайбами 5 имеет конусообразную форму. Конические поверхности упоров 4 и планшайб 5 служат для устранения перекоса оси во время испытания шлифовальных кругов. Планшайбы 5 крепятся в тисках, которые располагаются в испытательной камере на установке FP-10.

Испытания проводили следующим образом. Шлифовальный круг устанавливали на разрезную втулку 1, разрезную втулку вместе со шлифовальным кругом помещали в устройство, как показано на фиг.5, на установку FP-10. Шлифовальный круг нагружали без вращения по поверхности посадочного отверстия равномерно распределенным давлением путем передачи сжимающей нагрузки на шарики 3 через упоры 4 и планшайбы 5. Величину сжимающей нагрузки контролировали с помощью индикаторного динамометра и записывающего устройства. Шлифовальный круг выдерживали под действием испытательной нагрузки необходимое время, а затем снимали его с разрезной втулки либо удаляли его осколки. Для определения предела прочности шлифовальных кругов в партии несколько кругов были постепенно нагружены такой нагрузкой, при которой произошло их разрушение.

В случае разрыва шлифовального круга, при его испытании на механическую прочность заявляемым способом, кинетическая энергия его осколков была во много раз меньше кинетической энергии, которую получают осколки шлифовального круга при его разрыве в процессе вращения. Вероятность получения травм персоналом практически свелась к нулю. Поэтому при испытании заявляемым способом не применяли толстостенную металлическую испытательную камеру, а было применено легкое ограждение из органического стекла. Для испытания заявляемым способом была использована установка для проведения испытаний на растяжение и сжатие, которая значительно дешевле и проще по устройству, чем станки для испытания шлифовальных кругов на прочность путем их вращения. В установках для проведения испытаний на растяжение и сжатие такого типа не применяются сложные и дорогостоящие высокоскоростные двигатели и подшипники, механизмы бесступенчатого регулирования скорости, высокопрочные шпиндельные узлы. Для испытания шлифовальных кругов заявляемым способом достаточно устройства, подобного представленному на фиг.5, например устройства, где рабочий орган выполнен в виде разрезной втулки либо вала с небольшой конусностью, либо в виде гибкого элемента - трубки, в которой создается давление с помощью жидкостей или газов. Необходимо также наличие установки для проведения испытаний на сжатие либо какого-либо прессового, гидравлического или пневматического оборудования, обеспечивающего необходимые для испытаний нагрузки и их контроль.

Таким образом, заявляемый способ позволяет значительно снизить стоимость испытательных станков и свести к минимуму фактор травмоопасности.

Похожие патенты RU2292032C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУГОВ ПОВЫШЕННОЙ ПРОЧНОСТИ НА БАКЕЛИТОВОЙ СВЯЗКЕ 2007
  • Коротков Виталий Александрович
RU2349446C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШЛИФОВАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ОРИЕНТИРОВАННЫМИ ЗЕРНАМИ 2008
  • Коротков Виталий Александрович
RU2369474C1
Способ испытания образцов из материала при растяжении с повышенной температурой 2016
  • Коротков Виктор Анатольевич
  • Лазарев Виталий Александрович
  • Ларин Сергей Николаевич
  • Платонов Валерий Иванович
RU2644452C1
Способ определения прочностных свойств покрытия 1987
  • Цеханов Юрий Александрович
  • Розенберг Олег Александрович
  • Шейкин Сергей Евгеньевич
SU1516902A1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ КРУГ 2007
  • Коротков Александр Николаевич
  • Шатько Дмитрий Борисович
RU2345879C1
Способ испытания на прочность обтекателей из хрупких материалов 2017
  • Антонов Владимир Викторович
  • Воробьев Сергей Борисович
  • Часовской Евгений Николаевич
  • Колоколов Леонид Иванович
  • Рогов Дмитрий Александрович
RU2654320C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ И ШЛИФОВАЛЬНЫЙ СТАНОК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Гололобов О.А.
  • Мавлютов Р.Р.
  • Паращенко В.М.
  • Гилязов М.Ф.
  • Кабанов В.М.
RU2162782C2
Устройство для испытания колец на растяжение и способ испытания 2018
  • Хамицаев Анатолий Степанович
  • Воробьев Сергей Борисович
  • Часовской Евгений Николаевич
  • Русин Михаил Юрьевич
  • Забежайлов Максим Олегович
  • Рогов Дмитрий Александрович
RU2688590C1
ШЛИФОВАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ С ДИСКРЕТНОЙ РЕЖУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ 2014
  • Морозов Алексей Валентинович
  • Гусев Владимир Григорьевич
  • Швагирев Павел Сергеевич
RU2582841C1
СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ 2013
  • Ненашев Максим Владимирович
  • Борисов Виталий Валерьевич
  • Деморецкий Дмитрий Анатольевич
  • Ибатуллин Ильдар Дугласович
  • Журавлев Андрей Николаевич
  • Марков Александр Сергеевич
RU2555322C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 292 032 C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУГОВ НА МЕХАНИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам для испытания шлифовальных кругов на механическую прочность, и может быть использовано в инструментальном производстве. Согласно заявленному способу шлифовальный круг устанавливают на рабочий орган испытательного станка. Нагружают шлифовальный круг с помощью рабочего органа испытательного станка и контролируют по показаниям измерительных систем и приборов испытательного станка приложение необходимой испытательной нагрузки. Выдерживают, в случает необходимости, шлифовальный круг под действием испытательной нагрузки определенное время. Выключают рабочий орган испытательного станка и снимают шлифовальный круг с рабочего органа испытательного станка либо удаляют осколки разрушившегося шлифовального круга. После установки шлифовального круга на рабочий орган испытательного станка шлифовальный круг нагружают без вращения по поверхности посадочного отверстия равномерно распределенным давлением. Технический результат: снижение риска разрушения шлифовального круга при испытаниях. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 292 032 C1

Способ испытания шлифовальных кругов на механическую прочность, при котором шлифовальный круг устанавливают на рабочий орган испытательного станка, нагружают шлифовальный круг с помощью рабочего органа испытательного станка, контролируют по показаниям измерительных систем и приборов испытательного станка приложение необходимой испытательной нагрузки, выдерживают, в случае необходимости, шлифовальный круг под действием испытательной нагрузки определенное время, выключают рабочий орган испытательного станка и снимают шлифовальный круг с рабочего органа испытательного станка, либо удаляют осколки разрушившегося шлифовального круга, отличающийся тем, что после установки шлифовального круга на рабочий орган испытательного станка шлифовальный круг нагружают без вращения по поверхности посадочного отверстия равномерно распределенным давлением.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2292032C1

Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы 1923
  • Бердников М.И.
SU12A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА СЖАТИЕ ДЛИННОМЕРНОГО ОБРАЗЦА 2001
  • Хван Д.В.
  • Кефели В.В.
  • Токарев А.В.
  • Воропаев А.А.
  • Баранников С.А.
  • Горячев А.А.
RU2231039C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НА СЖАТИЕ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ 2002
  • Бородкин К.В.
  • Чечета И.А.
  • Болдырев А.И.
  • Бородкин В.В.
RU2233437C2
Способ испытания шлифовального круга на износостойкость 1983
  • Глушенков Александр Петрович
  • Бердичевский Евсей Григорьевич
  • Мягков Сергей Петрович
SU1201733A1
Устройство для испытания абразивного круга 1978
  • Глаговский Борис Аронович
  • Юрьев Валентин Григорьевич
  • Линдунен Леонид Иванович
  • Кремень Зиновий Ильич
  • Ройтштейн Гарри Шмилевич
SU763795A1
Устройство для шлифования 1981
  • Бараб-Тарле Матусь Елев
  • Гамарник Иосиф Израилевич
  • Рашкович Михаил Павлович
  • Спектор Илья Натанович
  • Тростановский Борис Александрович
  • Шкловский Борис Исаакович
  • Водичев Владимир Анатольевич
  • Корытин Александр Михайлович
  • Шапарев Николай Константинович
SU1024245A1
US 3481190 A, 02.12.1969
ЭЛЬЯНОВ В.Д
Шлифование в автоматическом цикле
- М.: Машиностроение, 1980, с.18-40.

RU 2 292 032 C1

Авторы

Коротков Александр Николаевич

Коротков Виталий Александрович

Даты

2007-01-20Публикация

2005-04-28Подача