ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ Российский патент 2007 года по МПК B63B35/36 B63B35/54 

Описание патента на изобретение RU2296080C1

Изобретение относится к десантным самоходным паромам и предназначено для переправы главным образом танков через водные преграды, в том числе в условиях, где вероятно боевое взаимодействие с противником.

Известны инженерные переправочные десантные средства [1], в том числе паромы, предназначенные для переправы через водные препятствия военной техники и десанта, различающиеся грузоподъемностью, способностью самоходности по воде и транспортировки по суше, ряд из числа которых предназначен для перевозки тяжелой техники. К таким паромам, исходя из назначения, предъявляются довольно противоречивые требования. В идеальном случае паром должен обладать возможностью транспортироваться железнодорожным транспортом, самоходностью по суше и по воде и достаточной грузоподъемностью на воде, определяемой водоизмещением, для перевозки тяжелой техники, в рассматриваемом изобретении - танков, масса которых вплотную приблизилась (а у зарубежных превысила) 50 тонн. Но, поскольку водоизмещение и габариты (объем) парома находятся в прямо пропорциональной зависимости, приемлемыми являются только компромиссные решения, в частности, по условиям транспортировки.

Так для достижения такого уровня грузоподъемности применялись паромы типа ГСП [1, стр.10-12, рис.16а и 16б], состоящие из двух полупаромов, собираемых на воде, при этом полупаромы перевозились по суше на специализированном шасси (использующем базовое шасси танка ПТ-76). Гусеничный движитель этих шасси использовался для движения парома по воде.

Использование двух специализированных шасси и низкая скорость на воде являются недостатками известного парома.

Известны самоходные паромы типа ПММ, заменившие паромы ГСП, самым грузоподъемным из которых является гусеничная паромно-мостовая машина ПММ-2М [1, стр.10-12, 16б], содержащая специализированное гусеничное шасси с верхней понтоноподобной частью, водоходный и сухопутный гусеничный движители, корпус и два откидных понтона, которые в транспортном положении укладываются двухъярусным пакетом на шасси. Данная машина, используемая как танковый паром, могла транспортироваться по железной дороге на двух платформах с установкой на первой платформе шасси, на второй двухъярусного понтонного пакета, имела грузоподъемность около 43 тонн, обеспечивающую перевозку всех отечественных танков, находившихся на вооружении.

Главным недостатками известной паромно-мостовой машины в настоящее время является малая грузоподъемность на плаву, связанная главным образом с необходимостью имеющимся водоизмещением обеспечивать плавучесть собственного транспортирующего шасси, корпус и гусеничный движитель которого сравнительно массивны по причине необходимости движения по суше, в том числе по неустроенным дорогам или бездорожью. Это не позволяет транспортировать данной машиной по воде современные более тяжелые танки. Причем простое увеличение габаритов понтонов приводит к потере транспортабельности как железнодорожным транспортом, так и по суше из-за увеличения габаритов.

Известен ряд паромов [2-4], выполненных с возможностями самоходности по воде, а транспортировки по суше и спуска на воду специализированным транспортным средством, например гусеничным транспортером по патенту РФ №2207281 [5].

Так челночный танковый паром [2], составленный из двух водоизмещающих понтонных звеньев, соединенных между собой, каждое звено которого состоит из двух крайних и двух средних понтонов, позволяет переправлять танки по воде. Однако для перевозки каждого звена требуется индивидуальное транспортное средство.

Известны моторные звенья [3, 4], которые состоят, каждое, из водоизмещающего корпуса и соединенных с ним посредством шарниров и стыковых узлов откидных понтонов, сравнительно с водоизмещающим корпусом, вдвое меньшего водоизмещения. В корпусе размещены двигатель и водоходный водометный движитель. В корме корпуса моторных звеньев на палубе установлены рубка и механизм раскрытия и складывания откидных понтонов, выполненный с использованием системы шкивов и тросового привода. На внешних бортах понтонов размещены межзвеньевые стыковые узлы, предназначенные для соединения с понтонными звеньями. Понтоны и корпус оснащены в носовой части поворотными обтекателями, а в кормовой части понтоны - поворотными волноотбойными щитами. Такие моторные звенья перевозятся по суше на понтонном автомобиле. Для перевозки моторное звено складывается в двухъярусный пакет путем разворота в шарнирах боковых понтонов на 90° и укладки их на водоизмещающий корпус.

Кроме того, моторное звено [4] для въезда переправляемой техники оборудовано встроенной проезжей частью на палубах понтонов и водоизмещающего корпуса, откидными въездными аппарелями, располагаемыми в продолжение проезжей части на боковых понтонах. Понтоны и водоизмещающий корпус выполнены со сформированными на транцах (частично или полностью) санными обводами. На понтонах размещены поворотные в горизонтальной плоскости относительно понтонов жесткие носовые и кормовые поплавки с обтекателями, завершающими формирование санных обводов понтонов, снижающих сопротивление движению парома на плаву. По большинству существенных признаков, изложенных в формуле изобретения и в описании моторного звена [4] по патенту РФ №2187441, оно принято за прототип.

Как видно, моторное звено [4], в сравнении с аналогом - челночным танковым паромом [2], более транспортабельно по суше и более приспособлено к транспортировке танков.

Однако недостатками моторного звена - прототипа являются:

- недостаточно высокая грузоподъемность, предопределяемая нерациональным использованием площади водоизмещающего корпуса для размещения на его палубной части понтонов в транспортируемом положении (следует отметить, что повышение продольных или высотных габаритов приведет к потере транспортабельности на суше);

- отсутствие приспособленности его конструкции применительно к поддержанию плавучести на воде при десантировании тяжелой военной техники главным образом в условиях огневого противодействия;

- отсутствие надежной защиты экипажа парома;

- низкая оперативность развертывания и укладки в транспортный пакет, предопределяемая, в том числе применением тросового привода механизма раскрытия;

- изменение остойчивости на воде по мере выработки топлива.

Задачей настоящего изобретения является создание переправочного танкового парома с повышенной грузоподъемностью и плавучестью для переправы тяжелой бронированной техники, главным образом танков, через водные преграды.

Технический результат, достигаемый изобретением, связан с устранением перечисленных недостатков и заключается в повышении грузоподъемности, плавучести и маневренности парома, а также обеспечении сохранения функциональных возможностей парома в условиях движения по воде, в том числе при огневом противодействии.

Поставленная задача решается тем, что в десантном танковом пароме, выполненном с возможностями самоходности по воде, транспортировки по суше и спуска на воду специализированным транспортным средством, содержащим снабженные поворотными механизмами раскрытия, шарнирно связанные между собой и оборудованные встроенной проезжей частью на палубах центральный моторный понтон и боковые откидные понтоны, выполненные с санными обводами на кормовых и носовых транцах, рубку с органами управления, двигатель, его системы и движительно-рулевой комплекс, установленные в моторном понтоне, поворотные носовые и кормовые обтекатели, волноотбойные щиты и въездные аппарели, согласно изобретению носовая и кормовая палубные части моторного понтона вынесены за передний и задний транцы боковых понтонов с обеспечением возможностей размещения на вынесенных частях соответственно передней надстройки со встроенной рубкой и кормовой надстройки и укладки боковых понтонов между надстройками с преобразованием парома в трехъярусный пакет при его переводе из развернутого рабочего положения в сложенное транспортное, причем для развертывания парома из пакета в рабочее положение, установки обтекателей, аппарелей и волноотбойных щитов и складывания перечисленных узлов в транспортное положение паром оборудован гидравлической системой с исполнительными гидроцилиндрами, при этом рубка выполнена легкобронированной, каждый понтон и кормовая надстройка разделены перегородками на герметичные отсеки, баки с топливом для питания двигателя и рабочей жидкостью гидравлической системы размещены в среднем отсеке центрального понтона, силовая установка и один из водометов движительно-рулевого комплекса размещены в кормовом отсеке, а второй водомет - в носовом отсеке этого же понтона, блок аккумуляторных батарей системы электрооборудования парома размещен в стеллаже на уровне палубы парома в центральном отсеке кормовой надстройки, при этом паром снабжен системой поддержания плавучести на воде с помпами в каждом понтоне и системой пожаротушения.

При этом наилучший результат достигается, если:

- в движительно-рулевом комплексе парома использованы водометы радиального типа с управляемым поворотным соплом;

- надстройки и рубка установлены на палубе консольно, а их нижние части, выступающие за палубу, срезаны под углом к горизонту с образованием плавного перехода в поверхности санного обвода переднего и заднего транцев моторного понтона;

- носовые и кормовые обтекатели боковых понтонов выполнены в виде поплавков, обеспечивающих повышение водоизмещения боковых понтонов до уровня водоизмещения центрального понтона, располагаемых в рабочем положении верхней частью в продолжение палубы понтона и укладываемых, каждый, в зоне, образующей санный обвод понтона, при переводе парома из рабочего положения в транспортное;

- внутреннее пространство центрального отсека кормовой надстройки соединено воздуховодом с внутренним пространством кормового отсека с обеспечением возможности конвекционного или принудительного обогрева блока аккумуляторных батарей в холодное время при подогреве двигателя перед запуском или при работающем двигателе. При этом наиболее рационально выполнение воздуховода, например, под палубой в виде проема в перегородке;

- встроенная рубка выполнена легкобронированной;

- высота передней надстройки и рубки выполнены исходя из условия обеспечения возможности ведения поверх них прицельного огня из танкового вооружения переправляемого танка;

- в гидравлической системе развертывания парома использованы исполнительные гидроцилиндры с цапфами для их установки, выполненными на средней части гильзы корпуса цилиндра;

- на крыше рубки выполнено устройство для установки пулемета или малокалиберной автоматической пушки.

Анализ основных отличительных признаков показал, что:

- вынесение носовой и кормовой палубных частей моторного понтона за передний и задний транцы боковых понтонов обеспечивает возможность размещения на вынесенных частях соответственно передней надстройки со встроенной рубкой и кормовой надстройки. При этом установка надстроек и рубки на палубе моторного понтона консольно и срез их нижних частей, выступающих за палубу, под углом к горизонту с образованием плавного перехода в поверхности санного обвода переднего и заднего транцев моторного понтона позволяют, во-первых, обеспечить минимальное сопротивление при движении парома по воде с исключением заливания их водой, во-вторых, обеспечить возможность схода в воду и выхода из воды на водоемах с большой крутизной берега, в третьих, обеспечить хорошую обзорность для экипажа специализированного транспортного средства, например гусеничного транспортера [5], в процессе перевозки парома по суше и спуске его на воду. Другая возможность, достигаемая рассмотренным отличительным признаком, заключается в обеспечении укладки длинномерных боковых понтонов между надстройками с преобразованием парома в трехъярусный пакет при его переводе из развернутого рабочего положения в транспортное;

- оборудование парома гидравлической системой с исполнительными гидроцилиндрами для развертывания парома из пакета в рабочее положение, установки обтекателей, аппарелей и волноотбойных щитов и складывания перечисленных узлов в транспортное положение обеспечивает компактность размещения привода и исполнительных органов, исключая присущую тросовым механизмам компоновочную сложность. При этом использование в гидравлической системе развертывания парома исполнительных гидроцилиндров с цапфами для их установки (силового опирания), выполненными на средней части гильзы корпуса цилиндра, снижает требуемые свободные зоны, занимаемые гидроцилиндрами (с учетом поворота гидроцилиндра из исходного положения);

- выполнение рубки легкобронированной обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа парома от огня противника, исключает акустическое воздействие и воздействие ударной волны от выстрела из танковой пушки переправляемого танка на экипаж парома (при возникновении необходимости ведении прицельного огня);

- разделение каждого понтона и кормовой надстройки перегородками на герметичные отсеки повышает плавучесть парома при боевом повреждении или возникновении течи, вызванной иными эксплуатационными причинами. Этому же способствует снабжение парома системой поддержания плавучести на воде с расположением водоотливных помп (насосов) в каждом понтоне;

- размещение баков с топливом для питания двигателя в среднем отсеке центрального понтона обеспечивает возможность организации системы питания двигателя топливом с равномерной выработкой значительного запаса топлива, позволяя сохранить центр масс парома и исключить возможный крен парома по мере выработки топлива при его другом размещении, этим же целям служит размещение в среднем отсеке бака с рабочей жидкостью гидравлической системы;

- размещение одного из водометов движительно-рулевого комплекса в кормовом отсеке, а второго водомета - в носовом отсеке этого же понтона и использование в движительно-рулевом комплексе парома водометов радиального типа с управляемым поворотным соплом обеспечивают наилучшую маневренность парома в движении и возможность разворота парома, практически, вокруг вертикальной оси, проходящей через центр масс парома;

- размещение блока аккумуляторных батарей (АКБ) системы электрооборудования парома в стеллаже на уровне палубы парома в центральном отсеке кормовой надстройки, обеспечивает размещение блока АКБ в хорошо защищенном месте и нормальное электроснабжение, в том числе работу водоотливного оборудования, с исключением обесточивания парома при частичном аварийном заполнении водой моторного понтона;

- оборудование парома системой пожаротушения повышает безопасность его эксплуатации;

- размещение силовой установки в кормовом отсеке центрального понтона повышает его защищенность;

- выполнение носовых и кормовых обтекателей боковых понтонов в виде поплавков, обеспечивающих повышение водоизмещения боковых понтонов до уровня водоизмещения центрального понтона, располагаемых в рабочем положении верхней частью в продолжение палубы понтона и укладываемых, каждый, в зоне, образующей санный обвод понтона, при переводе парома из рабочего положения в транспортное, обеспечивает компактность боковых понтонов с повышением водоизмещения парома на плаву, улучшением водоходных свойств и удобства транспортабельности на суше;

- объединение внутреннего пространства центрального отсека кормовой надстройки воздуховодом с внутренним пространством кормового отсека моторного понтона обеспечивает возможность конвекционного или принудительного обогрева блока аккумуляторных батарей в холодное время при подогреве двигателя перед запуском или при работающем двигателе. При этом наиболее просто и рационально для конвекционного обогрева выполнить воздуховод, например, под палубой в виде проема в перегородке;

- выполнение высоты передней надстройки и рубки исходя из условия обеспечения возможности ведения поверх них прицельного огня из танкового вооружения переправляемого танка обеспечивает переправляемому танку возможность ведения прицельной стрельбы непосредственно с парома;

- выполнение устройства для установки пулемета или малокалиберной автоматической пушки на крыше рубки необходимо для установки обозначенного вооружения для ведения огня с незагруженного парома или при переправе на этом пароме техники, не имеющей вооружения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

- на фиг.1 - вид сбоку на паром, подготовленный к транспортировке на гусеничном транспортере;

- на фиг.2 - вид сверху на паром в развернутом рабочем положении;

- на фиг.3 - вид на паром сбоку (вид А на фиг.2). Штрихпунктирной линией показано расположение понтонов парома в транспортном положении;

- на фиг.4 - вид спереди на паром, развернутый в рабочее положение (вид Б на фиг.3). Штрихпунктирной линией показано размещение переправляемого танка на пароме;

- на фиг.5 - то же, что на фиг.2, только палуба моторного понтона и палубы боковых понтонов, очерченные линией вырыва, не показаны;

- на фиг.6 - продольный разрез по кормовой части моторного понтона (разрез по В-В на фиг.2);

- на фиг.7 - расположение носовых обтекателей в транспортном положении парома (вид Г на фиг.1).

Десантный танковый паром 1, см. фиг.1-4, выполнен с возможностями самоходности по воде, а также транспортировки по суше и спуска на воду специализированным транспортным средством 2.

Паром 1 состоит из центрального понтона 3, именуемого далее как моторный, и боковых откидных понтонов 4 и 5. Откидные понтоны 4 и 5 связаны с моторным понтоном 3 с помощью шарнирных узлов 6. В транспортном положении, как показано на фиг.1, паром представляет собой трехъярусный пакет с моторным понтоном 3 в нижнем ярусе и боковыми понтонами 4 и 5 во втором и третьем ярусах. Для развертывания парома из транспортного положения в рабочее в зоне боковых транцев парома размещены поворотные механизмы 7 раскрытия.

На палубах 8 (8′, 8′′) понтонов вдоль поперечной оси парома O1-O1, проходящей через центр его масс О, выполнены усиления и рифление палубных листов с образованием встроенной проезжей части 9 (9′, 9′′) для проезда танка, а у внешних транцев боковых понтонов 4 и 5 шарнирно установлены откидные аппарели 10 и 11.

У всех понтонов кормовые и носовые транцы выполнены с санными обводами «а» («а′»), снижающими волнообразование и сопротивление движению парома на плаву. Геометрические размеры (высота - hп и ширина - bп) и как следствие поперечное сечение центральных частей всех понтонов выполнены одинаковыми. Однако длина (lп) моторного понтона 3 на уровне палубы выполнена большей, чем длины (lп′) боковых понтонов 4 и 5, путем вынесения носовой и кормовой палубных частей моторного понтона за передний и задний транцы боковых понтонов с образованием консольно расположенных на моторном пароме выступов палубы. На переднем выступе над палубой на всю ширину моторного понтона выполнена надстройка 12 с бронированной рубкой 13, встроенной по центру надстройки 12. Собственно упомянутые надстройки и рубка формируют носовую часть моторного понтона. На заднем выступе над палубой выполнена кормовая надстройка 14 также на всю ширину моторного понтона. Обе надстройки и рубка в свою очередь установлены на палубе консольно, а их нижние части, выступающие за палубу, срезаны под углом α к горизонту с плавным переходом поверхностей «б» и «в», образованных линиями среза, в поверхности санного обвода «а» как у переднего, так и у заднего транцев моторного понтона.

Такое выполнение моторного понтона позволяет укладывать боковые понтоны между разнесенными надстройками с преобразованием парома в трехъярусный пакет при его переводе из развернутого рабочего положения в транспортное с прямоугольным, близким к квадратному, общим поперечным сечением пакета. Благодаря этому (в сравнении с аналогами и прототипом) достигается повышение водоизмещающего объема парома с наибольшей компактностью транспортного пакета. При этом наличие упомянутых срезов в нижней части передней надстройки и рубки сохраняет высокий уровень обзорности для оператора специализированного транспортного средства 2, в том числе при движении по пересеченной местности и работах, связанных со спуском парома на воду, а также наделяет паром хорошими условия входа в воду при спуске.

Каждый понтон, см, также фиг.5 и 6, разделен поперечными перегородками 15 на герметичные отсеки с обеспечением существенного повышения возможности поддержания плавучести парома на воде в условиях боевого повреждения или возникновения течи, вызванной иными эксплуатационными причинами. При этом принцип деления на отсеки определен исходя из того, чтобы заполнение одного из отсеков водой не привело к полной потере плавучести всего парома. В предлагаемой изобретением конструкции каждый из понтонов разделен, по меньшей мере на три отсека: центральный - 16 (16′ и 16′′), носовой 17 (17′ и 17′′) и кормовой 18 (18′ и 18′′). Двигатель 19 силовой установки и основные элементы систем, обслуживающих двигатель, непосредственно управляющих его работой, размещены в кормовом отсеке 18 моторного понтона 3. (Следует отметить, что, как и в любом другом транспортном средстве, не все элементы систем, обслуживающих двигатель, расположены рядом с двигателем).

Крутящий момент двигателя через редуктор 20 главной передачи, систему карданных валов 21 передается на водометы 22 движительно-рулевого комплекса. На пароме в моторном понтоне установлены два водометных движителя радиального типа с изменяемым на 360° с помощью поворотного сопла вектором тяги. С целью повышения подвижности парома водометы 22 разнесены (по длине понтона) на максимально возможное расстояние, позволяя максимально использовать тяговые характеристики для разворота или проведения маневра, и размещены: в кормовом отсеке 18 - первый водомет, и в носовом отсеке 17 - второй.

Бак (баки) 23 с топливом для питания двигателя размещены в среднем отсеке моторного понтона с максимальным приближением центра масс возимого топлива к центру масс О парома. Здесь же, не выходя за пределы поперечной оси О11, размещен бак 24 с рабочей жидкостью (маслом) гидравлической системы, о которой будет сказано ниже. Принятая схема размещения позволяет сохранить центр масс парома и исключить возможный крен парома по мере выработки топлива при использовании другой схемы размещения. Из тех же соображений выбрано размещение бака 24. Хотя рабочая жидкость гидросистемы представляет собой практически нерасходный материал, однако развитая сеть гидрооборудования может в ощутимой мере влиять на изменение положения центра масс парома при ином, более смещенном, размещении бака 24 (в особенности, в нештатных ситуациях, например частичном или полном подтоплении отсеков боковых понтонов парома).

От редуктора 20 главной передачи осуществлен отбор мощности на редуктор 25 привода гидронасосов 26 и 27. Гидронасос 26 служит для вращения гидромоторов водоотливных помп 28 водоотливной системы, организованной таким образом, чтобы обеспечить отлив воды из каждого понтона при его боевом повреждении или возникновении течи, а гидронасос 27 служит для питания приводов спецоборудования парома, в том числе исполнительных гидроцилиндров 29 установленных в приводе поворотных механизмов 7 раскрытия парома.

Паром оборудован системой пожаротушения 30, при этом поскольку имеется пожароопасность как от топлива, так и от масла, используемого в качестве рабочей жидкости, в том числе гидромоторами и гидроцилиндрами, установленными в каждом понтоне, то система пожаротушения, оборудованная датчиками и огнегасящими устройствами, организована в каждом понтоне.

Рубка 13 парома предназначена для размещения экипажа и соответствующих органов управления для развертывания парома в рабочее положение и управления движением на плаву.

Кормовая надстройка парома 14 секционирована перегородками на отсеки. В центральном отсеке 31 надстройки 14 в стеллаже 32 установлен блок аккумуляторных батарей 33 системы электрооборудования парома. Аккумуляторные батареи 33 расположены выше уровня днищ понтонов, исключая заливание водой при попадании ее в отсеки парома. В то же время в условиях переправы танка, когда осадка парома максимальна, данный отсек представляет собой хорошо защищенную, труднопоражаемую зону. Для обеспечения надежной работы аккумуляторных батарей в холодное время использован способ конвекционного их подогрева, хотя возможна установка дополнительного нагнетателя (не показано) для улучшения циркуляции воздуха. С этой целью внутреннее пространство центрального отсека 31 кормовой надстройки 14 соединено воздуховодом с внутренним пространством кормового отсека 18 моторного понтона. Воздуховод выполнен под палубой в виде проема «г» в перегородке, через который при подогреве двигателя перед запуском или при работающем двигателе теплый воздух попадает в отсек 31, подогревая батареи.

Выполнение переднего и заднего транцев боковых понтонов с поверхностями «а», образующими санные обводы, снижает их водоизмещение. Для восполнения водоизмещения нагруженного парома на боковых понтонах установлены поворотные носовые 34 и кормовые 35 обтекатели, выполненные в виде герметичных водоизмещающих поплавков, которые в транспортном положении (см. фиг.7) занимают зоны, образованные вырезами на понтонах, формирующими санные обводы, а в раскрытом положении располагаются в продолжение палубы на ее уровне, увеличивая длину понтона. В этой же зоне укладываются волноотбойные щиты 37 боковых понтонов. Установка обтекателей 34 и 35 и волноотбойных щитов 37 осуществляется одними и теми же гидроцилиндрами 38.

Для установки въездных аппарелей 10 и 11 также используются гидроцилиндры 39. Для доступа к агрегатам, механизмам и устройствам систем парома в палубах понтонов и надстроек выполнены люки.

Высота рубки 13 выполнена с обеспечением возможности ведения поверх нее прицельного огня из танковой пушки, в том числе прямым выстрелом, или спаренного с ней пулемета переправляемого танка, а высота носовой надстройки 12 выполнена несколько меньшей высоты рубки, что дает возможность ведения поверх нее прицельного огня с некоторым склонением вооружения и, к тому же, уменьшает проекцию парома.

На крыше рубки 13 выполнены кронштейны 40 для установки и закрепления пулемета или малокалиберной автоматической пушки. При необходимости такое вооружение может быть установлено, обеспечивая возможность ведения огня через люк 41 членом экипажа парома.

В гидравлической системе развертывания парома использованы исполнительные гидроцилиндры 29 с цапфами 42 для их установки, выполненными на средней части гильзы корпуса цилиндра, что обеспечивает снижение требуемых свободных зон, занимаемых гидроцилиндрами 29 (с учетом прокачки в работе).

Необходимо отметить, что предлагаемый паром отвечает всем требованиям, предъявляемым к технике при перевозке по железной дороге. При такой перевозке паром 1 располагается на отдельной платформе в сложенном виде, а специальное транспортное средство располагается на другой (соседней) платформе.

Работа парома

При организации переправы танка специализированное транспортное средство 2 с установленным на нем паромом 1 выдвигается передним ходом к водной преграде и устанавливается у воды или на мелководье, заходит в воду до определенного уровня. Рулевой-моторист (или весь экипаж парома) из специализированного транспортного средства через люк 41, выполненный в крыше рубки 13, занимает свое рабочее место в рубке и, в зависимости от условий переправы и эксплуатационных инструкций, либо производит запуск двигателя 19, раскрывает гидроприводом боковые понтоны в рабочее положение, после чего паром транспортным средством опускается на воду, например, способом скатывания. Другим методом опускания может быть такой, когда паром предварительно опускается транспортным средством на воду, а затем гидроприводом раскрываются боковые понтоны. После полного раскрытия понтоны 3-5 фиксируются гидростопором (не показан), исключая самопроизвольный поворот в шарнирах 6 относительно друг друга.

Затем в рабочее положение устанавливаются соответствующими гидроцилиндрами кормовые 35 и носовые 34 обтекатели и волноотбойные щиты 36, которые также стопорятся, после чего паром бортом разворачивается с использованием водометов 22 относительно своей оси и раскрывает аппарели, обеспечивая возможность въезда танка на паром по одной из аппарелей и по проезжим частям на палубу, с расположением центра масс перевозимого танка над центром масс парома. Затем танк стопорится на пароме, например постановкой на горный тормоз, аппарели поднимаются в установленное транспортное положение, а паром начинает движение в необходимом направлении. После этого начинается переправа, по завершении которой происходит процесс, обратный загрузке, причем для съезда танка с парома используется другая аппарель, находящаяся по направлению движения танка. В процессе переправы при наличии огневого противодействия танк имеет возможность ведения кругового огня из пулеметного вооружения и в установленном секторе по направлению движения парома из танковой пушки. Экипаж парома при этом надежно защищен от пуль и осколков огневого воздействия противника и воздействия ударной волны и струи газов, истекающих (после выхода снаряда из ствола) при стрельбе из пушки переправляемого танка.

Тем самым настоящим изобретением решена поставленная задача по созданию десантного танкового парома повышенной грузоподъемности с достижением заявленного технического результата, выразившегося в повышении грузоподъемности, плавучести и маневренности парома, а также обеспечении сохранения функциональных возможностей парома в условиях движения по воде, в том числе при огневом противодействии.

Источники информации

1. Жабров В., Степанов А. «Инженерные переправочно-десантные средства СССР и России», журнал «Техника и вооружение», №10, 2001 г., стр.1-13.

2. Патент РФ №2185996 на изобретение «Челночный танковый паром» по заявке №2001118261/28 от 04.07.2001 г., кл. 7 В 63 В 35/54, В 63 В 35/36.

3. Патент РФ №2098314 на изобретение «Моторное звено» по заявке №96111473/11 от 06.06.1996 г., кл. 6 В 63 В 35/54, E 01 D 15/14.

4. Патент РФ №2187441 на изобретение «Моторное звено» по заявке №2000131920/28 от 21.12.2000 г., кл. 6 В 63 В 35/54, E 01 D 15/14.

5. Патент РФ №2207281 на изобретение «Гусеничный транспортер» по заявке №2001110531 от 17.04.2001 г., кл. 7 В 62 D 55/00, Е 01 D 15/22.

Похожие патенты RU2296080C1

название год авторы номер документа
ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ 2005
  • Агеев Дмитрий Владимирович
  • Беляев Владимир Владимирович
  • Беляков Владимир Федорович
  • Дордин Лев Николаевич
  • Евсеев Григорий Степанович
  • Иванцев Владимир Степанович
  • Ильиченко Наталья Александровна
  • Кремлев Николай Иванович
  • Лесных Виктор Викторович
  • Моляк Анатолий Никифорович
  • Назаров Евгений Матвеевич
  • Тараканов Дмитрий Владимирович
  • Чурилин Аркадий Владимирович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2296079C1
ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ 2005
  • Беляков Владимир Федорович
  • Бобыльков Юрий Александрович
  • Болдырев Александр Петрович
  • Гейко Ольга Владимировна
  • Перфилов Сергей Анатольевич
  • Пшевлоцкий Леонид Альфонсович
  • Шумаков Игорь Константинович
RU2296078C1
ЧЕЛНОЧНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ 2001
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2185996C1
ПОНТОННОЕ ЗВЕНО 1993
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2045606C1
ПАРОМНОЕ ЗВЕНО 1993
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2044819C1
МОТОРНОЕ ЗВЕНО 1996
  • Кузнецов В.П.
  • Аверченко А.М.
  • Трефилов В.Ф.
  • Хмелюк П.С.
  • Малышев А.А.
  • Котенко А.В.
  • Галин В.Б.
  • Столяров Ю.И.
  • Баландин Е.С.
RU2098314C1
ПАРОМ 2001
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2184046C1
МОТОРНОЕ ЗВЕНО 1997
  • Аверченко А.М.
  • Трефилов В.Ф.
  • Рынкин А.Ф.
  • Хмелюк П.С.
  • Малышев А.А.
  • Котенко А.В.
  • Галин В.Б.
  • Ежков А.В.
RU2120879C1
МОТОРНОЕ ЗВЕНО 2000
  • Жабров В.И.
  • Быленков М.А.
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
  • Котенко А.В.
  • Трефилов В.Ф.
RU2187441C1
БУКСИРНО-МОТОРНЫЙ КАТЕР 2022
  • Кривошеев Максим Владимирович
  • Овдиенко Валерий Викторович
  • Петров Валерий Владимирович
  • Хмелюк Петр Сергеевич
  • Гуришкин Олег Павлович
  • Крицкий Сергей Альбертович
  • Верглинская Надежда Алексеевна
  • Попов Виталий Александрович
RU2793995C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 296 080 C1

Реферат патента 2007 года ДЕСАНТНЫЙ ТАНКОВЫЙ ПАРОМ

Изобретение относится к десантным самоходным паромам и предназначено для переправы главным образом танков через водные преграды. Паром выполнен с возможностью самоходности по воде, транспортировки по суше и спуска на воду специализированным транспортным средством. Он содержит снабженные поворотными механизмами раскрытия, шарнирно связанные между собой и оборудованные встроенной проезжей частью на палубах центральный моторный понтон и боковые откидные понтоны, выполненные с санными обводами на кормовых и носовых транцах, рубку с органами управления, двигатель, его системы и движительно-рулевой комплекс, установленные в моторном понтоне, поворотные носовые и кормовые обтекатели, волноотбойные щиты и въездные аппарели. Носовая и кормовая палубные части моторного понтона вынесены за передний и задний транцы боковых понтонов с обеспечением возможностей размещения на вынесенных частях соответственно передней надстройки со встроенной рубкой и кормовой надстройки, укладки боковых понтонов между надстройками с преобразованием парома в трехъярусный пакет при его переводе из развернутого рабочего положения в сложенное транспортное. Для развертывания парома из пакета в рабочее положение, установки обтекателей, аппарелей и волноотбойных щитов и складывания их в транспортное положение паром оборудован гидравлической системой с исполнительными гидроцилиндрами. Рубка выполнена легкобронированной. Каждый понтон и кормовая надстройка разделены перегородками на герметичные отсеки. Баки с топливом для питания двигателя и рабочей жидкостью гидравлической системы размещены в среднем отсеке центрального понтона, силовая установка и один из водометов движительно-рулевого комплекса размещены в кормовом отсеке, а второй водомет - в носовом отсеке этого же понтона. Блок аккумуляторных батарей системы электрооборудования размещен в стеллаже на уровне палубы в центральном отсеке кормовой надстройки. Паром снабжен системой поддержания плавучести на воде с помпами в каждом понтоне и системой пожаротушения. Технический результат заключается в повышении грузоподъемности, плавучести и маневренности парома, обеспечении сохранения функциональных возможностей парома в условиях движения по воде, в том числе при огневом противодействии. 8 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 296 080 C1

1. Десантный танковый паром, выполненный с возможностями самоходности по воде, транспортировки по суше и спуска на воду специализированным транспортным средством, содержащий снабженные поворотными механизмами раскрытия, шарнирно связанные между собой и оборудованные встроенной проезжей частью на палубах центральный моторный понтон и боковые откидные понтоны, выполненные с санными обводами на кормовых и носовых транцах, рубку с органами управления, двигатель, его системы и движительно-рулевой комплекс, установленные в моторном понтоне, поворотные носовые и кормовые обтекатели, волноотбойные щиты и въездные аппарели, отличающийся тем, что носовая и кормовая палубные части моторного понтона вынесены за передний и задний транцы боковых понтонов с обеспечением возможностей размещения на вынесенных частях, соответственно, передней надстройки со встроенной рубкой и кормовой надстройки и укладки боковых понтонов между надстройками с преобразованием парома в трехъярусный пакет при его переводе из развернутого рабочего положения в сложенное транспортное, причем для развертывания парома из пакета в рабочее положение, установки обтекателей, аппарелей и волноотбойных щитов и складывания перечисленных узлов в транспортное положение паром оборудован гидравлической системой с исполнительными гидроцилиндрами, при этом рубка выполнена легкобронированной, каждый понтон и кормовая надстройка разделены перегородками на герметичные отсеки, баки с топливом для питания двигателя и рабочей жидкостью гидравлической системы размещены в среднем отсеке центрального понтона, силовая установка и один из водометов движительно-рулевого комплекса размещены в кормовом отсеке, а второй водомет - в носовом отсеке этого же понтона, блок аккумуляторных батарей системы электрооборудования парома, размещен в стеллаже на уровне палубы парома в центральном отсеке кормовой надстройки, при этом паром снабжен системой поддержания плавучести на воде с помпами в каждом понтоне и системой пожаротушения.2. Десантный танковый паром по п.1, отличающийся тем, что в его движительно-рулевом комплексе использованы водометы радиального типа с управляемым поворотным соплом.3. Десантный танковый паром по п.1, отличающийся тем, что надстройки и рубка установлены на палубе консольно, а их нижние части, выступающие за палубу, срезаны под углом к горизонту с образованием плавного перехода в поверхности санного обвода переднего и заднего транцев моторного понтона.4. Десантный танковый паром по п.1, отличающийся тем, что носовые и кормовые обтекатели боковых понтонов выполнены в виде поплавков, обеспечивающих повышение водоизмещения боковых понтонов до уровня водоизмещения центрального понтона, располагаемых в рабочем положении верхней частью в продолжение палубы понтона и укладываемых каждый в зоне, образующей санный обвод понтона, при переводе парома из рабочего положения в транспортное.5. Десантный танковый паром по п.1, отличающийся тем, что внутреннее пространство центрального отсека кормовой надстройки соединено воздуховодом с внутренним пространством кормового отсека моторного понтона, с обеспечением возможности конвекционного или принудительного обогрева блока аккумуляторных батарей в холодное время при подогреве двигателя перед запуском или при работающем двигателе.6. Десантный танковый паром по п.5, отличающийся тем, что воздуховод выполнен, например, под палубой, в виде проема в перегородке.7. Десантный танковый паром по п.1, отличающийся тем, что высота передней надстройки и рубки выполнены, исходя из условия обеспечения возможности ведения поверх них прицельного огня из танкового вооружения переправляемого танка.8. Десантный танковый паром по п.1, отличающийся тем, что в гидравлической системе развертывания парома использованы исполнительные гидроцилиндры с цапфами для их установки, выполненными на средней части гильзы корпуса цилиндра.9. Десантный танковый паром по п.1, отличающийся тем, что на крыше рубки выполнено устройство для установки пулемета или малокалиберной автоматической пушки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2296080C1

МОТОРНОЕ ЗВЕНО 2000
  • Жабров В.И.
  • Быленков М.А.
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
  • Котенко А.В.
  • Трефилов В.Ф.
RU2187441C1
ПАРОМ 2001
  • Малышев А.А.
  • Хмелюк П.С.
RU2184046C1
DE 3045472 A, 09.06.1982
US 4223623 A, 23,09,1980.

RU 2 296 080 C1

Авторы

Агеев Дмитрий Владимирович

Баландин Евгений Семенович

Беляков Владимир Федорович

Беляев Владимир Владимирович

Котенко Андрей Владимирович

Миронов Андрей Викторович

Назаров Евгений Матвеевич

Шумаков Игорь Константинович

Даты

2007-03-27Публикация

2005-07-20Подача