ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Российский патент 2007 года по МПК B60R16/02 

Описание патента на изобретение RU2301749C2

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей и может быть использовано на автомобильной технике для выключения аккумуляторных батарей.

Известен выключатель аккумуляторной батареи с электромагнитным управлением (Данов Б.А., Рогачев В.Д. Электрооборудование автомобилей КамА3. - М.: Транспорт, 2001), который обеспечивает дистанционное управление включением аккумуляторных батарей.

Недостатками данного выключателя являются возможность подключения батарей обратной полярностью, что может привести к выходу из строя цепей генераторной установки и электронных приборов, а также возможность разряда батарей при стартерном пуске двигателя более допустимой нормы (50% летом и 25% зимой), что снижает их срок службы.

Технический результат направлен на улучшение условий работы аккумуляторных батарей и исключение их подключения к бортовой сети автомобиля обратной полярностью.

Технический результат достигается тем, что в выключатель автомобильной аккумуляторной батареи, содержащий контактор, кнопку с фиксацией положения, при включении которой ток от аккумуляторной батареи проходит через обмотку контактора, дополнительно введены электронный блок управления, включающий в себя шунт, включенный между аккумуляторной батареей и стартером, к выходу или средней точке шунта через переключатель подсоединяется пороговое устройство, выполненное на стабилитроне и транзисторе, управляющий транзистор, эмиттер и база которого подсоединены параллельно шунту, исполнительный транзистор, в коллекторную цепь которого включена обмотка контактора, тиристор, включенный между базой и эмиттером исполнительного транзистора, и два каскада усиления на транзисторах, причем первый транзистор включен вместе с управляющим транзистором последовательно в базовую цепь второго транзистора, а второй транзистор с последовательно соединенным с ним светодиодом включены в управляющую цепь тиристора, а выход порогового устройства соединен с базой первого транзистора каскадов усиления; и диод, включенный между минусовой шиной электронного блока и минусовым выводом батареи.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый выключатель отличается схемой управления, которая дополнительно включает в себя электронный блок и диод.

Введение указанных элементов позволяет исключить обратное включение аккумуляторных батарей, что исключает выход из строя цепей генераторной установки и электронных приборов, и автоматически их отключить при стартерном пуске двигателя, если их разряженность достигла допустимой нормы, что исключает их преждевременный выход из строя.

На чертеже представлена схема предлагаемого выключателя аккумуляторной батареи.

Выключатель аккумуляторной батареи содержит контактор 1, управляемый кнопкой 2 с фиксацией положения; электронный блок 3, который в себя включает шунт 4, включенный между аккумуляторной батареей 5 и стартером; переключатель 6, который подсоединяет пороговое устройство 7, выполненное на стабилитроне 8 и транзисторе 9, к выходу или средней точке шунта 4; управляющий транзистор 10, база и эмиттер которого подсоединены параллельно шунту 4; исполнительный транзистор 11, в коллекторную цепь которого включена обмотка контактора 1; тиристор 12, включенный между базой и эмиттером исполнительного транзистора 11; два каскада усиления на транзисторах 13 и 14.

Транзистор 13 вместе с управляющим транзистором 10 включены последовательно в базовую цепь транзистора 14, который с последовательно соединенным с ним светодиодом 15 включены в управляющую цепь тиристора 12; и диод 16, включенный между минусовой шиной электронного блока 3 и минусовым выводом аккумуляторной батареи 5.

Выключатель работает следующим образом: при включении кнопки 2 ток от аккумуляторной батареи проходит через обмотку контактора 1, транзистор 11 и диод 16. При этом контактор 1 срабатывает и своими контактами соединяет "минус" аккумуляторной батареи с корпусом автомобиля.

При включении стартера ток от аккумуляторной батареи 5 проходит на стартер (клемма +Uст) через шунт 4. Падение напряжения на шунте 4 открывает транзистор 10. И если батарея 5 находится в заряженном состоянии, то под действием напряжения на выходе шунта или его средней точки (что определяется положением переключателя 6 для зимнего или летнего периода эксплуатации автомобиля) пробивается стабилитрон 8 и открывается транзистор 9, а транзисторы 13 и 14, тиристор 12 остаются в закрытом состоянии и не влияют на состояние транзистора 11, который остается в открытом состоянии и удерживает контактор 1 во включенном состоянии.

Если аккумуляторная батарея разряжена более допустимого уровня (летом более 50%, а зимой более 25%), то напряжение на выходе шунта 4 или его средней точке при стартерном пуске будет меньше. При этом стабилитрон 8 и транзистор 9 останутся в закрытом состоянии, а транзистор 13 открывается. И через открытые транзисторы 10 и 13 поступает напряжение от батареи 5 на базу транзистора 14, который открывается и подает напряжение на управляющий электрод тиристора 12. Последний шунтирует переход база - эмиттер исполнительного транзистора 11 и закрывает его. Ток через обмотку контактора 1 прекращается, его контакты размыкаются, отключая батарею 5. При отключении транзистора 14 загорается светодиод 15, сигнализируя об отключении батареи 5 из-за ее разряженности.

Диод 16 защищает элементы электронного блока 3 от неправильного включения аккумуляторной батареи (другой полярностью) и вместе с ним исключают включения контактора, что исключает выход из строя цепей генераторной установки и электронных приборов автомобиля.

Таким образом, предлагаемый выключатель аккумуляторной батареи автоматически выключает ее при стартерном пуске двигателя, если она разряжена летом более чем на 50%, а зимой - более чем на 25%, и исключает ее подключение к бортовой сети автомобиля обратной полярностью. Это улучшает условия работы аккумуляторной батареи, так как исключает ее чрезмерный разряд и преждевременный выход из строя.

Похожие патенты RU2301749C2

название год авторы номер документа
Схема включения стартер генератора для двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Корнеев Андрей Дмитриевич
  • Соколов Александр Иванович
SU1134760A1
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ 2006
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Ивлиев Николай Сергеевич
RU2305362C1
Схема включения стартер-генератора для двигателя внутреннего сгорания 1986
  • Корнеев Андрей Дмитриевич
  • Соколов Александр Иванович
  • Беляев Владимир Викторович
SU1326768A2
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ПОСТОЯННОГО ТОКА 2007
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Митин Алексей Константинович
RU2351058C1
Схема включения стартер-генератора для двигателя внутреннего сгорания 1979
  • Соколов Александр Иванович
  • Корнеев Андрей Дмитриевич
SU883545A2
Система электроснабжения для автомобиля 1979
  • Синельников Александр Хананович
SU873371A1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЦЕПИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ УСТАНОВКИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1997
  • Мухин Н.В.
RU2134889C1
Схема включения стартер-генератора для двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Корнеев Андрей Дмитриевич
  • Соколов Александр Иванович
SU983300A2
Система управления зарядом аккумуляторных батарей для электротранспорта от стандартного сетевого напряжения 2021
  • Юферев Леонид Юрьевич
  • Споров Антон Павлович
  • Гусаров Валентин Александрович
RU2757573C1
ГЕНЕРАТОРНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ 2007
  • Рогачев Владимир Дмитриевич
  • Нечаев Виталий Викторович
  • Зайцев Алексей Васильевич
  • Шемин Виталий Анатольевич
  • Ефремов Алексей Владимирович
RU2369004C2

Реферат патента 2007 года ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ АВТОМОБИЛЬНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей и может быть использовано на автомобильной технике для выключения аккумуляторных батарей. Технический результат направлен на улучшение условий работы аккумуляторных батарей и исключение их подключения к бортовой сети автомобиля обратной полярностью. Для этого в выключатель автомобильной аккумуляторной батареи дополнительно введены электронный блок управления, включающий в себя шунт, включенный между аккумуляторной батареей и стартером, к выходу или средней точке шунта через переключатель подсоединяется пороговое устройство, выполненное на стабилитроне и транзисторе; управляющий транзистор, эмиттер и база которого подсоединены параллельно шунту, исполнительный транзистор, в коллекторную цепь которого включена обмотка контактора, тиристор, включенный между базой и эмиттером исполнительного транзистора, и два каскада усиления на транзисторах, причем первый транзистор включен вместе с управляющим транзистором последовательно в базовую цепь второго транзистора, а второй транзистор с последовательно соединенным с ним светодиодом включен в управляющего цепь тиристора, а выход порогового устройства соединен с базой первого транзистора каскадов усиления; и диод, включенный между минусовой шиной электронного блока и минусовым выводом батареи. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 301 749 C2

Выключатель автомобильной аккумуляторной батареи, содержащий контактор, кнопку с фиксацией положения, при включении которой ток от аккумуляторной батареи проходит через обмотку контактора, отличающийся тем, что в него дополнительно введены электронный блок управления, включающий в себя шунт, включенный между аккумуляторной батареей и стартером, к выходу или средней точке шунта подсоединяется через переключатель пороговое устройство, выполненное на стабилитроне и транзисторе, управляющий транзистор, эмиттер и база которого подсоединены параллельно шунту, исполнительный транзистор, в коллекторную цепь которого включена обмотка контактора; тиристор, включенный между базой и эмиттером исполнительного транзистора; и два каскада усиления на транзисторах, причем первый транзистор включен вместе с управляющим транзистором последовательно в базовую цепь второго транзистора, а второй транзистор с последовательно соединенным с ним светодиодом включены в управляющую цепь тиристора, а выход порогового устройства соединен с базой первого транзистора каскадов усиления; и диод, включенный между минусовой шиной электронного блока и минусовым выводом батареи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2301749C2

ДАНОВ Б.А., РОГАЧЕВ В.Д
Электрооборудование автомобилей КамАЗ
- М.: Транспорт, 2001
RU 94040210 A1, 20.08.1996
Электронный выключатель массы автомобиля 1989
  • Бяков Владимир Викторович
SU1699833A1
US 5977654, 02.11.1999
СПОСОБ ВЫГРУЗКИ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ БУНКЕРА 1989
  • Березин Трофим Агафьевич
RU2016823C1

RU 2 301 749 C2

Авторы

Рогачев Владимир Дмитриевич

Дмитриев Владимир Владимирович

Мальчиков Сергей Михайлович

Евстафьев Михаил Витальевич

Даты

2007-06-27Публикация

2005-04-11Подача