Изобретение относится к области машиностроения, в частности к производству транспортных средств: тракторов, дорожных машин - автогрейдеров, грузовых и легковых автомобилей, зерноуборочных комбайнов, мотоциклов, железнодорожных составов, водного транспорта, танков.
Известно транспортное средство, содержащее управляемую фрикционную муфту «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ», с ведущими и ведомыми дисками, соединяющую, для передачи крутящего момента, двигатель внутреннего сгорания с ведущими колесами, обеспечивающую вспомогательный диапазон изменения передаточных чисел при трогании с места (см. книгу «ТРАКТОР Т-130М», Злотник М.И. и др. - М., 1985, рис.55, стр.99).
Недостатками известного транспортного средства являются: большая себестоимость и металлоемкость из-за наличия механической трансмиссии.
Известно транспортное средство, содержащее гидроуправляемую фрикционную муфту «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» поз.50, соединяющую, для передачи крутящего момента, ротор гидромашины с ведущим мотор-колесом, обеспечивающую вспомогательный диапазон изменения передаточных чисел при трогании с места, уплотнение гидромашины, выполненное из металлокерамического материала поз.98, а также лабиринтное уплотнение гидромашины поз.86 (см. патент «Транспортное средство» RU №2154583, В60К 17/10, 17/14).
Недостатками известного транспортного средства являются: сложность изготовления мотор-колеса и лабиринтного уплотнения, ненадежность металлокерамического уплотнения при давлениях более 20 МПа.
Известно транспортное средство, содержащее гидроуправляемую фрикционную муфту «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» поз.42 с ведущими поз.43 и ведомыми поз.44 дисками, разделенными упругими элементами поз.48, с силовым гидроцилиндром поз.47 и каналом поз.72 подвода среды управления, лабиринтный переходник высокого давления поз.65 (см. патент «Трактор» RU №2183162, В60К 17/10, В62D 55/12).
Недостатками известного транспортного средства являются: большие диаметральные размеры мотор-колес и муфт «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ», сложность изготовления лабиринтного переходника высокого давления.
Наиболее близким к заявляемому является транспортное средство, гидроприводной ведущий мост которого содержит гидромашины поз.4, ведущие шестерни-роторы 9 которых соединены полуосями поз.2 с ведущими колесами поз.1 (см. патент «ГИДРОПРИВОДНОЙ ВЕДУЩИЙ МОСТ» RU №2115567, B60K 17/14).
Недостатками известного транспортного средства являются: отсутствие в гидроприводном ведущем мосту гидроуправляемой фрикционной муфты «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ», обеспечивающей вспомогательный диапазон изменения передаточных чисел при трогании с места, малый крутящий момент гидромашин из-за отсутствия бортового редуктора, низкий кпд.
Известно также транспортное средство, содержащее переднюю независимую подвеску с поворотным кулаком поз.13, рис.4-1, стр.110 (см. книгу «ВАЗ 2108-09» А.П. Игнатов и др., Москва, 1999 г.), недостатком которого является отсутствие гидропривода.
В основу изобретения положена техническая задача: создать такое транспортное средство с гидроприводным ведущим мостом, которое бы имело устройство, обеспечивающее вспомогательный диапазон изменения скорости при трогании с места, высокий крутящий момент при небольших типоразмерах гидромашин и высокий кпд.
Поставленная задача решается тем, что согласно п.1 гидроприводной ведущий мост дополнительно оснащен гидрораспределителем «УПРАВЛЕНИЯ» и гидроуправляемой фрикционной муфтой «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ», позволяющей реализовать мощность гидромашин при трогании с места и при необходимости отключать ведущие колеса от гидромашин с переводом их в свободное качение, а также тем, что гидроприводной ведущий мост согласно п.2 оснащен планетарным борт-редуктором, увеличивающим крутящий момент гидромашины; согласно п.4 поры металлокерамического уплотнения гидромашины содержат эластичный наполнитель, что позволяет повысить объемный кпд; согласно п.5 гидросистема трансмиссии содержит «СИНХРОНИЗАТОР» вращения ведущих колес, что позволяет увеличить проходимость по бездорожью.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображено транспортное средство с тремя ведущими мостами; на фиг.2 - гидросистема трехмостового транспортного средства; на фиг.3 - разрез А-А заднего гидроприводного моста; на фиг.4 - разрез Б-Б, среднего; на фиг.5 - разрез В-В переднего гидроприводного моста; на фиг.6 - разрез Г-Г гидромашины; на фиг.7 - разрез Д-Д планетарного борт редуктора; на фиг.8 - транспортное средство с задним гидроприводным мостом и передней независимой подвеской; на фиг.9 - разрез Е-Е заднего гидроприводного моста; на фиг.10 - разрез Ж-Ж гидромашины с блоком гидроцилиндров; на фиг.11 разрез З-З гидроприводной передней независимой подвески; на фиг.12 - разрез З-З, вариант; на фиг.13 - выносной элемент И; на фиг.14 - выносной элемент К; на фиг.15 - выносной элемент Л.
Транспортное средство содержит: двигатель внутреннего сгорания (ДВС) 1 (см. фиг.1 и 2), регулируемый насос 2, гидроприводные ведущие мосты: задний 3 и средний 4 с гидромашинами 5 и 6, передний 7 с «ВЫСОКОМОМЕНТНЫМИ» 8 и «СКОРОСТНЫМИ» гидромашинами 9, с корпусами 10, полуосями 11, дренажными отверстиями 12, с ведущими колесами 13, 14 и 15. Гидромашины 5, 6, 8 и 9 имеют ведущие шестерни-роторы 16 и валы 17, ведомые шестерни 18, торцевые 19 и радиальные металлокерамические уплотнения 20, каналы подвода 21 и отвода рабочей среды 22.
Гидросистема трехосного транспортного средства содержит гидрораспределители: «ВПЕРЕД-НАЗАД» 23, «ДИФФЕРЕНЦИАЛ-СИНХРОНИЗАТОР ВПЕРЕД» 24, «ДИФФЕРЕНЦИАЛ-СИНХРОНИЗАТОР НАЗАД» 25, «ГИДРОПРИВОДНЫХ ВЕДУЩИХ МОСТОВ» 26, 27 и 28.
Транспортное средство с задним гидроприводным мостом 29 (см. фиг.8) и передней независимой подвеской 30 с поворотным кулаком 31 содержит ведущие колеса 32 и 33.
Отличительной особенностью является то, что трехосное транспортное средство (см. фиг.1÷7) содержит гидрораспределители «УПРАВЛЕНИЯ» 34, 35 и 36, а гидроприводные ведущие мосты 3, 4 и 7 содержат гидроуправляемые фрикционные муфты «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» 37, 38 и 39, с ведущими дисками 40, ведомыми 41, с гидроцилиндрами 42, каналами подвода среды управления 43, 44 и 45, а также содержат планетарные бортовые редукторы - двухрядный 46 и однорядный 47.
Гидросистема трехосного транспортного средства содержит «СИНХРОНИЗАТОР ВПЕРЕД» 48, «СИНХРОНИЗАТОР НАЗАД» 49. Двигатель внутреннего сгорания 1 и гидромашины 5, 6, 8 и 9 содержат тепловые нагреватели 50.
Транспортное средство с задним гидроприводным мостом 29 (см. фиг.8) и передней независимой подвеской 30 с поворотным кулаком 31 (см. фиг.9, 10) содержит гидрораспределители «УПРАВЛЕНИЯ» 51 и 52, гидроуправляемые фрикционные муфты «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» 53 и 54, выполненные в виде блока гидроцилиндров 55 и 56, радиально расположенных внутри колец (см. фиг.8, 9 и 10) 57 и 58, поршни 59 и 60 которых при подаче среды управления контактируют с фрикционными накладками 61 и 62 вала 63 «ВЫСОКОМОМЕНТНЫХ» гидромашин 64 и «СКОРОСТНЫХ» гидромашин 65, с выполнением каналов подвода среды управления 66 и 67 в торцевых уплотнениях 68 и 69.
В поворотном кулаке 31 (см. фиг.11) расположена гидромашина 70 или как вариант выполненная за одно целое с ним гидромашина 71 (см. фиг.12), вал ротора 72 которых соединен с передним ведущим колесом 33.
Поры 73 металлокерамического уплотнения 20 (см. фиг.15) содержат эластичный наполнитель, например мягкую маслостойкую резину 74, при этом металлокерамическое уплотнение 20 выполнено двухслойным: уплотняющий слой с порами 73, перпендикулярными уплотняемой поверхности, состоящий, например, из ориентированных трубочек 75, а тыльный слой с хаотично расположенными порами 73, спеченный, например, из шариков 76.
Транспортное трехосное средство работает следующим образом: при подаче под давлением рабочей среды от регулируемого насоса 2 (см. фиг.1 и 2) через гидрораспределители: «ВПЕРЕД-НАЗАД» 23, «ДИФФЕРЕНЦИАЛ-СИНХРОНИЗАТОР ВПЕРЕД» 24, «ГИДРОПРИВОДНЫХ ВЕДУЩИХ МОСТОВ» 26, 27 и 28 в гидромашины 5, 6, 8 и 9 и одновременно через гидрораспределители «УПРАВЛЕНИЯ» 34, 35 и 36, по каналам подвода среды управления 43, 44 и 45 в гидроцилиндры 42 гидроуправляемых фрикционных муфт «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» 37, 38 и 39, так как при трогании с места необходим большой крутящий момент, то в гидросистеме поднимается высокое давление, если гидромашины 5, 6, 8 и 9 не могут создать необходимый крутящий момент, чтобы сдвинуть транспортное средство с места, то подается команда, например, от датчика давления (на чертеже не указан) гидрораспределителям «УПРАВЛЕНИЯ» 34, 35 и 36, которые перекрывают каналы подвода среды управления 43, 44 и 45 и соединяют гидроцилиндры 42 со сливом. Силы сцепления в фрикционных муфтах «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» 37, 38 и 39 (см. фиг.3, 4 и 5) уменьшаются, и ведомые 41 и ведущие диски 40 начинают работать в режиме фрикционного скольжения, в это время гидромашины 5, 6 и 8 набирают обороты, полностью реализуя свою мощность, и транспортное средство страгивается с места.
Таким образом вводится вспомогательный диапазон изменения передаточных чисел, при трогании с места, обеспечивающий «ПОЛЗУЩИЕ» скорости.
Необходимая скорость передвижения задается водителем путем изменения подачи рабочей среды регулируемым насосом 2. Скорость же транспортного средства в зависимости от нагрузки изменяется автоматически: при наборе скорости, после страгивания с места, давление в гидросистеме постепенно снижается и гидрораспределители «ГИДРОПРИВОДНЫХ ВЕДУЩИХ МОСТОВ» 26, 27 и 28, отрегулированные на определенное давление, перекрывают доступ рабочей среды к гидромашинам 5, 6 и 8 и гидроцилиндрам 42 муфт «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» 37, 38 и 39, которые разъединяют гидромашины 5, 6 и 8 и ведущие колеса 13 и 14 первоначально заднего гидроприводного ведущего моста 3, а затем и среднего 4. Их ведущие колеса 13 и 14 переходят в режим свободного качения, и транспортное средство из полноприводного становится переднеприводным. При дальнейшем снижении давления в гидросистеме, отключаются «ВЫСОКОМОМЕНТНЫЕ» гидромашины 8 переднего гидроприводного моста 7, в работе остаются «СКОРОСТНЫЕ» гидромашины 9. которые и обеспечивают максимальную скорость транспортного средства (см. фиг.5).
При увеличении нагрузки, например при подъеме в гору, давление в гидросистеме повышается, автоматически, через гидрораспределители подключаются «ВЫСОКОМОМЕНТНЫЕ» гидромашины 8 переднего гидроприводного моста 7, затем включается в работу средний гидроприводной ведущий мост 4, а затем и задний 3. Транспортное средство становится полноприводным, обеспечивая максимальную тягу.
Торможение обеспечивается существующей тормозной системой транспортного средства (на чертежах не показана).
Для изменения направления движения транспортного средства гидрораспределителем «ВПЕРЕД-НАЗАД» 23 изменяется направление потока рабочей среды на обратный, чем и обеспечивается задний ход.
При прохождении транспортным средством труднопроходимого участка с буксованием одного из ведущих колес 13, 14 или 15 гидрораспределителем «ДИФФЕРЕНЦИАЛ-СИНХРОНИЗАТОР ВПЕРЕД» 24, поток рабочей среды направляется через «СИНХРОНИЗАТОР ВПЕРЕД» 48 и далее от каждой секции «СИНХРОНИЗАТОРА ВПЕРЕД» 48 к гидромашине определенного ведущего колеса 13, 14 и 15, и ведущие колеса 13, 14 и 15 начинают вращаться синхронно, обеспечивая проходимость транспортного средства. После прохождения транспортным средством труднопроходимого участка гидрораспределителем «ДИФФЕРЕНЦИАЛ-СИНХРОНИЗАТОР ВПЕРЕД» 24 поток рабочей среды переводится в первоначальное направление, то есть через гидрораспределители «ГИДРОПРИВОДНЫХ ВЕДУЩИХ МОСТОВ» 26, 27 и 28 к гидромашинам 5, 6 и 8, и все ведущие колеса 13, 14 и 15 вращаются дифференцированно.
Планетарные бортовые редукторы 46 и 47 обеспечивают многократное увеличение крутящего момента гидромашин 5 и 6 (см. фиг.3 и 4).
Транспортное средство с задним гидроприводным ведущим мостом 29 (см. фиг.8÷11) и передней независимой подвеской 30 работает аналогичным образом с трехмостовым транспортным средством: при подаче рабочей среды под давлением в гидромашины 70, 64 и 65 и одновременно через гидрораспределители «УПРАВЛЕНИЯ» 51 и 52 (см. фиг.9 и 10) по каналам подвода среды управления 66 и 67 в гидроцилиндры 55 и 56 гидроуправляемых фрикционных муфт «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» 53 и 54, поршни 59 и 60 входят во фрикционное сцепление с фрикционными накладками 61 и 62, транспортное средство становится полноприводным. Если гидромашины 70, 64 и 65 не могут создать необходимый крутящий момент, чтобы сдвинуть транспортное средство с места, то подается команда, например, от датчика давления (на чертеже не указан) гидрораспределителям «УПРАВЛЕНИЯ» 51 и 52, которые вводят во фрикционное скольжение поршни 59 и 60 с фрикционными накладками 61 и 62, гидромашины 64 и 65 набирают обороты, полностью реализуя свою мощность, и транспортное средство страгивается в места. При наборе скорости, после страгивания с места, давление снижается, отключаются «ВЫСОКОМОМЕНТНЫЕ» гидромашины 64, а затем и «СКОРОСТНЫЕ» гидромашины 65 заднего гидроприводного моста 29, а гидроуправляемые фрикционные муфты «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» 53 и 54 отцепляют их от задних ведущих колес 32. Ведущие колеса 32 переходят в режим свободного качения, и транспортное средство становится переднеприводным, в работе остаются гидромашины 70, которые и обеспечивают максимальную скорость. И наоборот, при увеличении нагрузки транспортное средство становится полноприводным, обеспечивая максимальную тягу.
Эластичный наполнитель 74 металлокерамического уплотнения 20 (см. фиг.15) позволяет передавать давление с уплотняемой поверхности на тыльную, уравновешивая уплотнение 20 от сил давления рабочей среды и в то же время предотвращая перетекание рабочей среды.
ТЭНы 50 улучшат запуск транспортного средства в холодное время года.
Использование гидроуправляемых фрикционных муфт «СТРАГИВАНИЯ-СЦЕПЛЕНИЯ» и планетарных бортовых редукторов в гидроприводных ведущих мостах позволит улучшить работоспособность транспортных средств, без особой подготовки производства модернизировать существующий автотракторный парк. Использование гидрообъемных трансмиссий позволит значительно снизить себестоимость, металлоемкость, автоматизировать изменение скорости передвижения в зависимости от нагрузки, уменьшить расход топлива, повысить кпд и облегчить труд водителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2005 |
|
RU2299136C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2154583C2 |
ТРАКТОР | 1999 |
|
RU2183162C2 |
КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2081759C1 |
ГИДРОПРИВОДНОЙ ВЕДУЩИЙ МОСТ | 1996 |
|
RU2115567C1 |
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства | 2016 |
|
RU2613143C1 |
ГИДРООБЪЕМНЫЙ ПРИВОД ПЕРЕДНИХ КОЛЕС ТРАКТОРА | 2017 |
|
RU2676254C1 |
Привод ведущего моста | 1990 |
|
SU1724489A1 |
Колесное транспортное средство | 1987 |
|
SU1428607A1 |
Привод ведущего моста | 1990 |
|
SU1729841A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к производству транспортных средств: тракторов, дорожных машин-автогрейдеров, грузовых и легковых автомобилей и зерноуборочных комбайнов, мотоциклов, железнодорожных составов, водного транспорта, танков. Транспортное средство содержит двигатель внутреннего сгорания, гидроприводные ведущие мосты с гидромашинами и ведущими колесами, гидросистему трансмиссии с насосом и гидрораспределителями. Ведущий мост содержит гидроуправляемую фрикционную муфту, соединяющую гидромашину с ведущим колесом. Гидроцилиндр фрикционной муфты соединен с гидросистемой гидрораспределителем. Гидрораспределитель при высоком давлении перекрывает канал подвода среды управления и соединяет гидроцилиндр со сливом. Ведущий мост дополнительно оснащен планетарным бортовым редуктором. Передняя независимая подвеска содержит гидромашину, расположенную в поворотном кулаке, вал ротора которой соединен с передним ведущим колесом. Поры металлокерамического уплотнения гидромашины содержат эластичный наполнитель - мягкую маслостойкую резину, при этом металлокерамическое уплотнение выполнено двухслойным: уплотняющий слой с порами, перпендикулярными уплотняемой поверхности, состоящий из ориентированных трубочек или рифленых пластин, а тыльный слой - с хаотично расположенными порами, спеченный из шариков. В результате обеспечивается вспомогательный диапазон изменения скорости при трогании с места, высокий крутящий момент при небольших типоразмерах гидромашин и высокий кпд. 3 з.п. ф-лы, 15 ил.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2154583C2 |
Мотор-колесо | 1983 |
|
SU1093572A1 |
ГИДРОХОДОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2114012C1 |
US 4768935 A, 06.09.1988. |
Авторы
Даты
2007-07-10—Публикация
2003-01-20—Подача