Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для привода ведущих колес строительнодорожных и других машин.
Известно мотор-колесо транспортного средства, содержаш,ее корпус, в котором расположен двигатель, трехрядный планетарный редуктор, солнечная шестерня первого ряда которого связана с валом двигателя, два фрикционных тормоза, один из которых связан с водилом второго планетарного ряда редуктора, две компенсирующие муфты, одна из которых установлена на валу двигателя и связана с солнечной шестерней первого ряда, третий планетарный ряд расположен с внутренней стороны мотор-колеса, водило третьего ряда соединено с корпусом, а зубчатый венец третьего ряда связан с ободом колеса, зубчатые венцы первого и второго рядов и солнечная шестерня третьего ряда выполнены в виде единого блока, опирающегося на сателлиты второго и третьего рядов, а водило первого ряда и солнечная шестерня второго ряда выполнены в виде единой детали, связанной посредством второй компенсируюшей муфты с другим фрикционным тормозом и опирающейся на сателлиты второго ряда и на указанный блок через сателлиты первого ряда, при этом фрикционные тормоза обращены к наружной стороне мотор-колеса и расположены коаксиально относительно друг друга, а в качестве двигателя используется гидромотор 1..
Однако данное мотор-колесо уменьшает габариты в радиальном направлении, но не позволяет сделать это в осевом направлении.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является мотор-колесо, содержащее цапфу, закрепленную на раме трансспортного средства, двигатель, поршень, двухрядный планетарный редуктор, эпициклическое колесо которого соединено с ободом колеса и оперто через подшипники на цапфу, солнечные шестерни первого и второго планетарных рядов, связанные соответственно с валом двигателя и водилом первого планетарного ряда редуктора, водило второго планетарного ряда, связанное посредством двойной зубчатой муфты с ведущим звеном фрикционной дисковой муфты, а оба водила в осевом направлении зафиксированы подшипниками 2.
Недостатком известного мотор-кЪлеса являются увеличенные в осевом направлении габариты и соответственно масса моторколеса. Кроме того, осевая фиксация элементов мотор-колеса осуществляется за счет трения торцовых поверхностей шестерен при последовательном расположении механизма включения и фрикционной муфты, что снижает КПД редуктора.
Целью изобретения является снижение металлоемкости, уменьшение осевых габаритов колеса и увеличение КПД редуктора. , Поставленная цель достигается тем, что в мотор-колесе, содержащем цапфу, закрепленную на раме транспортного средства, двигатель, порщень, двухрядный планетарный редуктор, эпициклическое колесо которого соединено с ободом колеса и оперто через подшипники на цапфу, солнечные шестерни первого и второго планетарных рядов, связанные соответственно с валом двигателя и водилом первого планетарного ряда редуктора, водило второго планетарного ряда, связанное посредством двойной зубчатой муфты с ведущим звеном- фрикционной дисковой муфты, причем оба. водила зафиксированы в осевом направлении подшипниками, диски фрикционной муфты расположены во внутренней полости поршня, а планетарные ряды установлены между подшипниками, один из которых, контактирующий с солнечной шестерней второго планетарн.ого ряда, установлен в двойной зубчатой муфте, а для осевой фиксации водила второго планетарного ряда на двойной зубчатой муфте установлена шайба.
На чертеже изображено мотор-колесо, разрез., ,
Мотор-колесо содержит цапфу 1, закрепленную на раме 2 транспортного средства, двигатель 3, поршень 4, двухрядный планетарный редуктор 5, эпициклическое колесо 6, которое соединено с ободом 7 колеса и опирается через подшипники 8 на цапфу 1. Солнечные шестерни 9 и 10 первого и второго планетарных рядов связаны с валом двигателя 3 и водилом 11 первого планетарного ряда редуктора соответственно. Водило
12второго планетарного ряда связано с помощью двойной зубчатой муфты 13 с ведущим звеном 14 фрикционной дисковой муфты 15, установленным на подшипниках 16 и 17 в цапфе 1 и зафиксированным кольцом 18. Оба водила 11 и 12 в осевом направлении зафиксированы подшипниками 19 и 20 и шайбой 21. Диски фрикционной муфты 15 размешены во внутренней полости поршня 4. Подшипник 20, контактирующий с солнечной шестерней 10 второго планетарного ряда, установлен с односторонней фиксацией в осевом направлениив двойной зубчатоймуфте 13. Для фиксации водила 12 второго планетарного ряда и зубчатой муфты
13на последней установлена шайба 21. Мотор-колесо работает следуюшим образом.
Для передачи врашения с двигателя 3, например гидромотора, на обод, 7 колеса поршень 4 под давлением рабочей среды перемещается влево и включает фрикционную дисковую муфту 15, расположенную внутри поршня, затормаживая, тем самым водило 12 второго планетарного ряда через
посредство ведущего звена 14 и двойной зубчатой муфты 13. Вращающий момент с вала двигателя 3 передается через солнечную щестерню 9 первого планетарного ряда на солнечную шестерню 10 второго планетарного ряда и через эпициклическое колесо 6 на обод колеса 7 (при остановленном водиле 12 второго планетарного ряда). При буксировке транспортного средства ведущие колеса должны свободно вращаться, не передавая вращения на вал двигателя. Для этого давление рабочей среды снимается, диски муфты 15 размыкаются, водило 12 второго планетарного ряда растормаживается. Планетарные ряды могут перемещаться в зависимости от наклона колеса вправо или влево, например, при работе транспорт.ного средства на .откосах. Первый планетарный ряд фиксируется от перемещения влево подщипником 19. Для фиксации его от перемещения вправо усилие передается через подщипник 20 на двойную зубчатую муфту 13, с нее - на щайбу 21 и водило 12 второго планетарного ряда, упирающееся в ведущее звено 14. Далее усилие передается на цапфу 1 через стопорное кольцо 18 и подщипник 17. Водило второго планетарного
ряда фиксируется от перемещения влево подщипником 19 через щайбу 21, двойную зубчатую муфту 13, подц ипник 20 и водило 11 первого планетарного ряда. От перемещения вправо второй планетарный ряд фиксируется подщипником 17 через ведущее
звено 14 и стопорное кольцо 18.
Предлагаемое мотор-колесо позволяет уменьшить габариты в осевом направлении и массу за счет расположения дисков фрикционной муфты во внутренней полости порщня и уменьшения веса порщня. Предлагаемая конструкция позволяет упростить осевую фиксацию водил планетарных рядов и двойной зубчатой муфты и увеличить КПД редуктора. В осевом направлении размер может быть уменьшен на величину ширины порщня.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU850416A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1983 |
|
SU1134415A1 |
ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1991 |
|
RU2114345C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1976 |
|
SU931509A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 2023 |
|
RU2813165C1 |
ПРИВОД ПОВОРОТА | 2007 |
|
RU2328442C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU910480A1 |
Мотор-колесо | 1989 |
|
SU1703504A1 |
Мотор-колесо управляемого моста автогрейдера | 1988 |
|
SU1558717A1 |
ВЕДУЩИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2011 |
|
RU2468936C2 |
МОТОР-КОЛЕСО, содержащее цапфу, закрепленную на раме транспортного средства, двигатель, поршень, двухрядный планетарный редуктор, эпициклическое колесо которого соединено с ободом колеса и оперто через подшипники на цапфу, солнечные шестерни первого и второго планетарных рядов, связанные соответственно с валом двигателя и водилом первого планетарного ряда редуктора, водило второго планетарного ряда, связанное посредством двойной зубчатой муфты с ведушим звеном фрикционной дисковой муфты, причем оба водила в осевом направлении зафиксированы подшипниками, отличающееся тем, что, с целью снижения металлоемкости, уменьшения осевых габаритов колеса и увеличения КП)1, редуктора, диски фрикционной муфты расположены во внутренней полости поршня, а планетарные ряды установлены между подшипниками, один из которых, контактируюший с солнечной шестерней второго планетарного ряда,установлен в двойной зубчатой муфте, а для осевой фиксации водила второго планетарного ряда на двойной зубчатой муфте установлена шайба. СО 00 СП 1 1С
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1976 |
|
SU931509A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Мотор-колесо строительных и дорожных машин | |||
Обзорная информация, сер | |||
«Дорожные машины, М., ЦНИИТЭСТРОЙМАШ, 1977, с | |||
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка | 1922 |
|
SU46A1 |
Авторы
Даты
1984-05-23—Публикация
1983-02-04—Подача