УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАНАЛОМ ТАНГАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2007 года по МПК G05D1/08 

Описание патента на изобретение RU2303805C1

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами, которые реализуют в процессе полета развороты со значительными углами атаки.

Известны системы управления летательными аппаратами, содержащие в канале тангажа задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и суммирующий усилитель, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на рулевые приводы летательного аппарата [1]. Данные существенные признаки есть и в предлагаемом техническом решении. В устройстве-аналоге возможны режимы, когда угол атаки выходит за рамки допустимого, что снижает качество управления летательным аппаратом и существует вероятность выхода режимов полета за ограничения по прочности.

К известным решениям можно отнести введение дополнительных фильтров в канал управления для ограничения угла атаки [2]. Однако эти фильтры решают частные задачи, как и описано в [2], например, в условиях ветровых порывов; в то же время фильтры в прямой цепи ослабляют прохождение сигналов управления.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению, принятым за прототип, является устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и последовательно соединенные интегратор и суммирующий усилитель, причем выходы датчика угла тангажа и датчика угловой скорости по тангажу соединены соответственно со вторым и третьим входами суммирующего усилителя, выход которого является выходом устройства [3, с.194]. Все данные существенные признаки есть и в предлагаемом техническом решении.

В устройстве-прототипе [3], также как и в устройстве [2], возможны режимы, когда угол атаки выходит за рамки допустимого, что снижает качество управления летательным аппаратом и существует вероятность выхода режимов полета за ограничения по прочности.

Решаемой в предложенном устройстве технической задачей является расширение маневренных возможностей устройства и ограничение угла атаки.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и последовательно соединенные интегратор и суммирующий усилитель, причем выходы датчика угла тангажа и датчика угловой скорости по тангажу соединены соответственно со вторым и третьим входами суммирующего усилителя, выход которого является выходом устройства, дополнительно введены последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, первый и второй блоки умножения и функциональный ограничитель сигнала, выход которого подключен к входу интегратора, датчик скорости полета, подключенный через блок деления ко второму входу второго блока умножения, датчик скоростного напора, выход которого соединен со вторым входом блока деления, при этом выход задатчика сигнала управления соединен со вторым входом функционального ограничителя сигнала, и датчик текущего значения массы, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения.

Отличительными признаками предлагаемого технического решения являются то, что в устройство управления каналом тангажа летательного аппарата введены последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, первый и второй блоки умножения и функциональный ограничитель сигнала, выход которого подключен ко входу интегратора, датчик скорости полета, подключенный через блок деления ко второму входу второго блока умножения, датчик скоростного напора, выход которого соединен со вторым входом блока деления, при этом выход задатчика сигнала управления соединен со вторым входом функционального ограничителя сигнала, и датчик текущего значения массы, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения.

Предложенное устройство управления каналом тангажа летательного аппарата позволяет расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом и ограничить при этом угол атаки и тем самым повысить качество управления летательным аппаратом и вероятность невыхода режимов полета за ограничения по прочности.

На чертеже представлена структурная схема устройства управления каналом тангажа летательного аппарата.

Устройство содержит задатчик сигнала управления 1, датчик угла тангажа 2, датчик угловой скорости по тангажу 3 и последовательно соединенные интегратор 4 и суммирующий усилитель 5, последовательно соединенные задатчик опорного сигнала 6, первый блок умножения 7, второй блок умножения 8 и функциональный ограничитель сигнала 9, выход которого подключен к входу интегратора 4, датчик скорости полета 10,подключенный через блок деления 11 ко второму входу второго блока умножения 8, датчик скоростного напора 12, выход которого соединен со вторым входом блока деления 11, причем выходы датчика угла тангажа 2 и датчика угловой скорости по тангажу 3 соединены соответственно со вторым и третьим входами суммирующего усилителя 5, выход которого является выходом устройства, выход задатчика сигнала управления 1 соединен со входом функционального ограничителя сигнала 9, и датчик текущего значения массы 13, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения.

Устройство управления каналом тангажа летательного аппарата работает следующим образом.

Выходной сигнал управления σв формируется по сигналам интегратора 4-ϑу, датчика угла тангажа 2-ϑ и датчика угловой скорости

3-ωz в виде:

где σB - сигнал управления, формируемый суммирующим усилителем 5;

Kϑ, K - передаточные числа, выставляемые в суммирующем усилителе 5;

ϑ - сигнал угла тангажа, поступающий от датчика 2;

ωz - сигнал угловой скорости по тангажу, поступающий от датчика 3;

ϑу - сигнал управления, формируемый интегратором 4 по сигналу функционального ограничителя сигнала 9:

При этом в базовом режиме - в условиях допустимых значений угла атаки:

где - сигнал с выхода задатчика сигнала управления 1.

В условиях функционирования устройства в составе системы управления летательного аппарата косвенно анализируется значение угла атаки летательного аппарата α (непосредственное измерение которого представляет известные трудности) и при приближении величины α к допустимому αдоп вводится ограничение в законе управления (1) в части формирования . А именно, для решения поставленной технической задачи сигнал формируется от задатчика сигнала управления 1 по сигналу при функциональном ограничении его величиной .в блоке 9, т.е.

Величина формируется блоками 6, 7, 8, 10, 11 и 12 для блока 9 следующим образом.

Основным соотношением в переходных процессах по отработке управляющих воздействий является, как показано, например, в [2], соотношение для угла атаки α:

где: - коэффициент подъемной силы летательного аппарата.

Из уравнения (5):

где

Таким образом, с точностью до динамической составляющей

Поскольку канал тангажа летательного аппарата отрабатывает заданную величину , то, зная αдоп., можно оценить :

Так как

(см., например, [3, с.30]),

где: - коэффициент подъемной силы;

ρ - плотность воздуха;

S - площадь крыла;

m - масса летательного аппарата,

V - скорость полета летательного аппарата, то из (8) с учетом (9) может быть получено соотношение:

где

Датчик скоростного напора 11 выдает сигнал скоростного напора

Из (11) следует:

и тогда (10) перепишется:

По соотношению (13) формируется сигнал (коэффициент в числителе Kα αдоп. выставлен в блоке 6 как заданная величина и поступает на первый вход первого блока умножения 7).

Сигналы скорости полета V и скоростного напора q с соответствующих датчиков 10 и 12 делятся в блоке деления 11. Сигнал деления поступает на второй вход второго блока умножения 8, на выходе которого имеем сигнал в соответствии с (10).

Таким образом, предложенное устройство управления каналом тангажа летательного аппарата позволяет расширить функциональные возможности управления летательным аппаратом и ограничить при этом угол атаки.

Все блоки устройства управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники, например, по [4, 5].

Источники информации

1. Патент РФ №1751716, кл. G05B 13/02, 30.07.92.

2. «Аэродинамика, устойчивость и управляемость сверхзвуковых самолетов» Под ред. Г.С.Бюшгенса. М.: Наука, Физматлит, 1998, с.616-618.

3. И.А.Михалев и др. «Системы автоматического управления самолетом» М.: Машиностроение, 1987, с.30, 194.

4. А.У.Ялышев, О.И.Разоренов. «Многофункциональные аналоговые регулирующие устройства автоматики». М.: Машиностроение, 1981, с.103.

5. В.Б.Смолов. «Функциональные преобразователи информации» Л.: Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1981, с.55.

Похожие патенты RU2303805C1

название год авторы номер документа
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОТОЙ ПОЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2005
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Трусов Владимир Николаевич
  • Ларионов Виталий Александрович
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Дубинкин Игорь Михайлович
  • Кравчук Сергей Валентинович
  • Макаров Николай Валентинович
  • Пучков Александр Михайлович
RU2279119C1
МНОГОРЕЖИМНОЕ ЦИФРОАНАЛОГОВОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ ПО ТАНГАЖУ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Пучков Александр Михайлович
  • Селезнев Антон Евгеньевич
  • Соловьев Алексей Сергеевич
  • Хлопкин Артем Владимирович
RU2541903C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА 2008
  • Гомзин Александр Владиславович
  • Романенко Леонид Георгиевич
  • Зайцев Сергей Валентинович
  • Самарова Гульназ Гарифяновна
RU2379738C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ САМОЛЕТА 2008
  • Гомзин Александр Владиславович
  • Романенко Леонид Георгиевич
  • Зайцев Сергей Валентинович
  • Самарова Гульназ Гарифяновна
RU2379739C1
БОРТОВАЯ ЦИФРОАНАЛОГОВАЯ АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ 2009
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Кравчук Сергей Валентинович
  • Ляпунов Владимир Викторович
  • Пучков Александр Михайлович
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Трусов Владимир Николаевич
RU2391694C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Абадеев Эдуард Матвеевич
  • Пучков Александр Михайлович
RU2569580C2
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОАНАЛОГОВОГО АДАПТИВНОГО СИГНАЛА СТАБИЛИЗАЦИИ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО КУРСУ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Жданович Надежда Павловна
  • Ласунин Илья Владимирович
  • Никифоров Павел Николаевич
  • Пучков Александр Михайлович
  • Тарасов Владимир Ильич
  • Фирсов Сергей Александрович
RU2491600C1
АДАПТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНО-БАЛАНСИРОВОЧНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Сыров Анатолий Сергеевич
  • Ежов Владимир Васильевич
  • Кравчук Сергей Валентинович
  • Пучков Александр Михайлович
RU2394263C1
ДИСТАНЦИОННАЯ РЕЗЕРВИРОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО МОДАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОДОЛЬНОМ КАНАЛЕ МАНЕВРЕННЫХ ПИЛОТИРУЕМЫХ И БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2015
  • Михайлин Денис Александрович
  • Похваленский Владимир Леонидович
  • Синевич Григорий Михайлович
RU2645589C2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УГЛОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СО СТАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 2007
  • Романенко Леонид Георгиевич
  • Зайцев Сергей Валентинович
  • Самарова Гульназ Гарифяновна
RU2335006C1

Реферат патента 2007 года УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАНАЛОМ ТАНГАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в бортовых системах автоматического управления летательными аппаратами. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата устройство управления каналом тангажа летательного аппарата содержит задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу, интегратор, суммирующий усилитель, задатчик опорного сигнала, первый и второй блоки умножения, функциональный ограничитель сигнала, датчик скорости полета, блок деления и датчик скоростного напора. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 303 805 C1

Устройство управления каналом тангажа летательного аппарата, содержащее задатчик сигнала управления, датчик угла тангажа, датчик угловой скорости по тангажу и последовательно соединенные интегратор и суммирующий усилитель, причем выходы датчика угла тангажа и датчика угловой скорости по тангажу соединены соответственно со вторым и третьим входами суммирующего усилителя, выход которого является выходом устройства, отличающееся тем, что содержит последовательно соединенные задатчик опорного сигнала, первый и второй блоки умножения и функциональный ограничитель сигнала, выход которого подключен к входу интегратора, датчик скорости полета, подключенный через блок деления ко второму входу второго блока умножения, датчик скоростного напора, выход которого соединен со вторым входом блока деления, при этом выход задатчика сигнала управления соединен со вторым входом функционального ограничителя сигнала, и датчик текущего значения массы, выход которого соединен со вторым входом первого блока умножения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2303805C1

И.А.Михалев и др
Системы автоматического управления самолетом
- М.: Машиностроение, 1987, с.30, 194
Устройство координированного регулирования углового бокового движения летательного аппарата 1990
  • Бонк Ромульд Иванович
  • Кузнецов Юрий Васильевич
  • Липкин Александр Леонидович
  • Пучков Александр Михайлович
SU1751716A1
Боднер В.А
Системы управления летательными аппаратами
- М.: Машиностроение
Приспособление для склейки фанер в стыках 1924
  • Г. Будденберг
SU1973A1
Математическое и программное обеспечение системы автономной навигации КА «Янтарь»
- М.: МО СССР, 1986
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава 1920
  • Манаров М.М.
SU65A1
DE 19510910 А1, 28.09.1995
Устройство для испытания изделий на случайные вибрации 1978
  • Сумароков Виктор Владимирович
  • Веселов Юрий Васильевич
  • Черепов Виктор Филиппович
SU763714A1

RU 2 303 805 C1

Авторы

Абадеев Эдуард Матвеевич

Коростелева Лидия Тимофеевна

Купалов Владимир Иванович

Логвинов Игорь Владимирович

Ляпунов Владимир Викторович

Макаров Николай Валентинович

Пучков Александр Михайлович

Трусов Владимир Николаевич

Черепанова Валентина Евгеньевна

Даты

2007-07-27Публикация

2005-12-21Подача