Изобретение относится к автотракторному электрооборудованию и предназначено для контроля, иснравности ламп накаливания в указателях поворота, в фонарях стоп-сигналов, габаритных огней и т. д. Известны устройства, содержащие в цепи контрольной лампы герконы, обмотка возбуждения которых включена последовательно с контролируемыми лампами, причем через нее протекает ток нескольких ламп 1. Недостатком таких устройств является невысокая надежность контроля исправности ламп из-за большой критичности к разбросу пусковых и рабочих токов ламп, контролируемых одновременно. Другой недостаток состоит в том, что герконы используются для коммуникации тока контрольной лампы. Известны также устройства, содержащие герконы в цепи контрольной лампы, в которых каждый геркон имеет две обмотки возбуждения с одинаковыми ампер-витками, включенные встречно, причем каждая обмотка включена последовательно с контролируемой лампой (лампами) 2. Недостаток таких устройств состоит в том, что по-прежнему герконы используются для коммутирования тока контрольной лампы, что снижает надежность работы устройства. Целью изобретения является повыщение надежности работы устройства. Для этого герконы включены в цепь коллектор-база транзистора, причем эмиттер транзистора соединен с контрольной лампой, а коллектор связан с точкой соединения катодов диодов, аноды которых соединены с входами обмоток возбуждения герконов. Такая схема позволяет обеспечить высокую надежность работы устройства, так как герконы используются в маломощной цепи управления транзисторами, а ток контрольной лампы коммутируется бесконтактным способо.м. На чертеже показана электрическая схема устройства контроля за исправностью ламн указателей поворота транспортного средства. Устройство содержит прерыватель 1 указателей поворота, переключатель 2 направления, герконы 3 и 4 с обмотками 5, 6 и 7, 8 возбуждения соответственно, транзистор 9, контрольную лампу 10, диоды 11 и 12, лампы 13-16 накаливания указателей поворота и включатель 17 аварийной сигнализации. Точками обозначены начала обмоток 5-8. Выход прерывателя 1 в крайних положениях переключателя 2 направления соединен либо с обмотками 5 и 7, включенными последовательно соответственно с лампами 13 и 14, либо с обмотками 6 и 8, включенными последовательно с лампами 15 и 16. Герконы 3 и 4 соединены между собой последовательно и включены в цепь коллекторбаза транзистора 9. Эмиттер транзистора 9 соединен с контрольной лампой 10, а его коллектор связан с точкой соединения катодов диодов 11 и 12, аноды которых соединены с входами обмоток 5, 7 и 6, 8 возбуждения соответственно. Включатель 17 аварийной сигнализации соединен с неподвижными контактами переключателя 2 направления. Устройство работает следующим образом. При установке переключателя 2 направления, например, в положение «лево (включатель 17 разомкнут) прерывистое напряжение источника питания +Е с выхода прерывателя 1 через обмотки 5 и 7 герконов 3 и 4 подается на лампы 13 и 14, которые начинают периодически вспыхивать в левых указателях поворота транспортного средства. Одновременно напряжение периодически поступает через диод 11 на коллектор транзистора 9. В момент прохождения импульсов тока контролируемых ламп 13 и 14 через обмотки 5 и 7 возбуждения происходит срабатывание герконов 3 и 4 и потенциал +Ej, с коллектора транзистора 9 поступает также на его базу. Транзистор 9 открывается, и контрольная лампа 10 вспыхивает синхронно с лампами 13 и 14. При установке переключателя 2 в положение «право в случае исправности ламп 15. и 16 контрольная лампа 10 также мигает вследствие срабатывания герконов 3 и 4 от импульсов тока, протекающих по обмоткам 6 и 8 возбуждения; причем напряжение +Е„ подается на транзистор 9 через диод 12. Если возникает неисправность любой из контролируемых ламп 13-16, один из герконов 3 и 4 перестает срабатывать, и транзистор 9 остается закрытым, поэтому контрольная лампа 10 не горит, сигнализируя о неисправности. В режиме аварийной сигнализации (вклю чатель 17 замкнут) при одновременной работе ламп 13-16 указателей поворота обеспечивается автоматическое выключение контрольной лампы, поскольку обмотки возбуждения каждого из герконов 3 и 4 включены встречно и имеют одинаковые ампер-витки. Технико-экономический эффект заключается в повышении надежности контроля исправности ламп указателей поворота благодаря использованию герконов в слаботочной цепи управления транзистором, что увеличивает надежность и срок службы электронного прерывателя в целом. Ожидаемый годовой экономический эффект, полученный расчетным путем, от применения в электронном прерывателе предложенного устройства составит около 120 тыс. руб. Формула изобретения Устройство контроля за исправностью ламп транспортного средства, содержащее один или несколько герконов, обмотки возбуждения которых включены последовательно с контролируемыми лампа.ми, причем число обмоток возбуждения геркона кратно двум, а в каждой паре обмотки с одинаковыми ампер-витками включены встречно, и контрольную лампу, один из выводов которой соединен с отрицательным полюсом источника питания, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности работы, герконы включены в цепь коллектор-база транзистора, причем эмиттер транзистора соединен с контрольной лампой, а коллектор связан с точкой соединения катодов диодов, аноды которых соединены с входами обмоток возбуждения герконов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3644886, кл. 340-80, 1972. 2.« uio-vo i,l977, № 494, с. 14.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство контроля за исправностьюлАМп уКАзАТЕлЕй пОВОРОТА ТРАНСпОРТ-НОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU821265A1 |
Устройство для контроля исправности ламп транспортного средства | 1983 |
|
SU1132266A1 |
Электроный прерыватель указателей поворота транспортного средства | 1979 |
|
SU870220A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА | 1993 |
|
RU2092340C1 |
Электронный прерыватель указателей поворота транспортного средства | 1977 |
|
SU716891A1 |
Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства | 1977 |
|
SU765058A1 |
Устройство для контроля исправности ламп указателей поворота транспортного средства | 1977 |
|
SU867725A1 |
Устройство для получения периодических световых сигналов | 1977 |
|
SU662393A1 |
Устройство контроля исправности сигнальных ламп транспортного средства | 1978 |
|
SU867726A1 |
Прерыватель указателя поворота транспортного средства | 1980 |
|
SU927593A1 |
Авторы
Даты
1979-03-25—Публикация
1977-12-30—Подача